.RU

Методические указания для самостоятельного изучения курса и выполнения контрольной работы по дисциплине «Экология»




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

ХАРЬКОВСКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА


Методические указания


для самостоятельного изучения курса

и выполнения контрольной работы по дисциплине «Экология»

(для студентов 1-3 курсов дневной и заочной форм обучения специальностей 6.050100 – «Экономика строительного предприятия»,

«Экономика предприятия городского хозяйства»,

«Учет и аудит»;

6.050400 – «Гостиничное хозяйство»

«Туризм» )


Харьков - ХНАГХ - 2007

Методические указания для самостоятельного изучения курса и выполнения контрольной работы по дисциплине «Экология» (для студентов 1-3 курсов дневной и заочной форм обучения специальностей 6.050100 – «Экономика строительного предприятия», «Экономика предприятия городского хозяйства», «Учет и аудит»; 6.050400 – «Гостиничное хозяйство», «Туризм» ). Сост. Лобов А. А. - Харьков, ХНАГХ, 2007, - 12 с.


Составитель: А. А. Лобов


Рецензенты: В. Е. Бекетов, Г. П. Евтухова


Рекомендовано кафедрой инженерной экологии городов,

протокол № 2 от 03.10.07 г.




Общие указания


В условиях современной интенсификации и роста промышленного производства и одновременного резкого ухудшения качества природной среды проблема взаимодействия человеческого общества и окружающей человека природной среды приобретает первостепенное значение. От правильного и своевременного решения экологических проблем зависит не только благосостояние человека, но и условия существования и развития человеческого общества в ближайшем и отдаленном будущем.

Антропогенное загрязнение биосферы достигло таких масштабов, что его последствия для человека и биосферы в целом в конце XX ст. приобрели первостепенное значение. По прогнозам некоторых ведущих экологов мира уже стоит вопрос о выживаемости человека как биологического вида. В таком аспекте вопросы снижения антропогенного давления на биосферу и защита окружающей человека природной среды требуют скорейшего решения.

Курс "Экология" является базовым общеобразовательным курсом, призванным сформировать у студентов экологическое мировоззрение.

^ ЦЕЛЬ КУРСА «ЭКОЛОГИЯ»:

- формирование у студентов экологического мировоззрения;

- анализ причин возникновения на планете глобального экологического кризиса, который угрожает дальнейшему существованию человека;

- ознакомление студентов с основами экологии как науки, возникшей на стыке естественных, общественных и технических наук;

- изучение общих закономерностей развития и взаимодействия системы "человек - производство - биосфера;

- систематизация и расширение знаний в области охраны от загрязнения окружающей человека среды и рационального использования природных ресурсов;

- систематизация и расширение знаний в области структуры биосферы и влияния природной среды на человека, в частности, последствий загрязнения среды обитания для человеческого организма и различных экосистем;

- изучение экономических аспектов охраны окружающей природной среды от загрязнения;

- ознакомление с проблемами и направлениями развития экологии; экологическими тенденциями в области взаимодействия компонентов системы " человек - производство - природа";

- анализ возможных путей выхода из экологического кризиса на планете.

Учебная программа курса построена по принципу единства теории и практики, что дает возможность студентам понять сущность изучаемых явлений и научиться применять полученные знания в практической деятельности.

Программа содержит перечень тем и вопросов, расположенных последовательно в порядке их изучения.

Приступая к изучению курса, студент должен ознакомиться с его программой, содержанием отдельных тем и получить рекомендуемую литературу,

^ В ПРОГРАММУ КУРСА ВХОДЯТ:

- лекционное изложение теоретического материала;

- проведение практических и семинарских занятий;

- подготовка контрольной работы или реферата.

В лекциях освещаются основные положения курса, наиболее важные и принципиальные вопросы экологии, а также проблемы практического использования экологических знаний. Конспектирование лекционного материала способствует лучшему усвоению знаний, облегчает процесс подготовки к практическим и семинарским занятиям.

Лекционный материал является основой для других видов учебного процесса и прежде всего для самостоятельной работы студента. Такая работа должна осуществляться как в ходе учебных занятий, так и во внеаудиторное время.

Целью семинарских и практических занятий является закрепление полученных знаний и усвоение студентами основных положении курса при рассмотрении конкретных проблем и ситуаций, встречающихся в практической деятельности людей.

Подготовка контрольной работы или реферата является самостоятельной работой студента. Тему реферата студент определяет по рекомендации преподавателя с учетом уровня подготовки, опыта практической работы, круга интересов и будущей специализации. Подготовка контрольной работы или реферата позволяет выявить степень усвоения курса, а также умение применять полученные знания для решения конкретных задач. Объем контрольной работы- 20-25 страниц, реферата-15-20 страниц печатного текста. Материал реферата рекомендуется доложить и обсудить на семинарских занятиях.

^ В РЕЗУЛЬТАТЕ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА СТУДЕНТ ДОЛЖЕН:

- знать важнейшие проблемы экологии, охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;

- знать современные методы решения этих проблем и уметь применять их в практической деятельности;

- уметь управлять качеством окружающей человека среды;

- планировать и разрабатывать экономически обоснованные мероприятия по охране природной среды и рациональному использованию природных ресурсов.

Программой курса предусматриваются следующие формы контроля знаний студентов:

- выступления на семинарских занятиях;

- проверка контрольных работ или рефератов;

- зачет.


М О Д У Л Ь 1


Содержательный модуль 1.1^ ЭКОЛОГИЯ И ЕЕ СВЯЗЬ С ПРОИЗВОДСТВОМ И НЕПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СФЕРОЙ


1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ.

Экология как наука Основные определения и понятия. Предмет изучения и основные задачи. Краткая характеристика основных компонентов окружающей человека среды. Понятие экосистемы. Связи организмов в экосистемах. Состав и функциональная структура экосистемы. Пищевые цепи.

Понятие загрязнения среды, определение загрязнителя как одного из важнейших понятий экологии и охраны окружающей среды. Экология и глобальные проблемы человечества.


^ 2. ТЕХНОГЕННЫЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБЩЕСТВА И ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ

Современная экология, ее предмет, объекты и задачи. Подходы в определении взаимоотношений человека и природы. Характеристика разных видов отрицательного техногенного влияния на экосистемы и биосферу. Технологические способы предотвращения и ликвидации загрязнения природной среды. Понятие мало- и безотходной технологии. Состояние, перспективы развития, экономическая целесообразность мало- и безотходной технологии. Классификация отходов. Переработка твердых отходов. Утилизация и ликвидация осадков сточных вод.


^ 3. СРЕДА ОБИТАНИЯ И УСЛОВИЯ СУЩЕСТВОВАНИЯ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ

Экологические факторы и их действие. Общая характеристика экологических факторов. Классификация экологических факторов. Абиотические и биотические факторы. Понятие об экологической нише и жизненной форме. Механизмы адаптации живых организмов к экологическим факторам. Влияние экологических факторов на организм человека. Роль пищи в жизни организмов.

Основные законы, правила и принципы экологии.

^ 4. БИОСФЕРА КАК СРЕДА ОБИТАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

Биосфера как глобальная экосистема. Живое вещество. Экосистема, виды экосистем в биосфере, их классификация. Пищевые цепи. Экологические пирамиды. Круговорот веществ в биосфере. Основные экосистемы биосферы. Биохимический цикл обмена веществом и энергией между составными частями биосферы. Саморегуляция природных систем. Динамика и устойчивость биосферы.


Содержательный модуль 1.2 ^ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ И ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ


1. ОКРУЖАЮЩАЯ ЧЕЛОВЕКА ПРИРОДНАЯ СРЕДА И ОЦЕНКА ЕЕ СОСТОЯНИЯ

Понятие окружающей человека природной среды (ОС) как среды обитания. Механизмы взаимодействия экосистем различного иерархического уровня и человеческого общества. Критерии, характеризующие состояние экосистем. Современные экологические проблемы среды обитания человека (демографическая проблема, урбанизация, транспорт, проблема снабжения населения питьевой водой и пищевыми ресурсами, утилизация отходов и т.д.) и способы их решения.


^ 2. ЭНЕРГЕТИКА И БИОСФЕРА

Экологические проблемы энергетики (источники энергии, энергетическое загрязнение среды). Уголь, нефть и атом. Альтернативные и возобновляемые источники энергии (энергия солнца, ветра, океанов, термальная, термоядерная биоэнергетика и т.д). Проблемы и перспективы их использования. Энергетический потенциал Украины.

^ 3. ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ И РАЦИОНАЛЬНОЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ

Классификация природных ресурсов. Роль и задачи экологии в обеспечении рационального природопользования. Общие инженерные принципы рационального природопользования. Современные экологические требования к деятельности человека.

^ 4. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ ЗАЩИТЫ АТМОСФЕРЫ

Глобальное загрязнение атмосферы. Защита атмосферы от выбросов. Неблагоприятные атмосферные явления (смоги, кислотные и щелочные дожди, озоновые дыры, парниковый эффект и т.д.). Причины возникновения и влияние на человека и биосферу. Леса и баланс кислорода в атмосфере.


^ 5. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ ЗАЩИТЫ ГИДРОСФЕРЫ

Качественные и количественные изменения водных ресурсов под влиянием хозяйственной деятельности человека. Методы защиты вод от загрязнения. Нормирование качества воды. Проблема обеспечения человечества пресной водой. Охрана водоемов от истощения и прогнозирование качества водных ресурсов. Защита малых рек. Охрана Мирового океана. Источники и виды загрязнения морей и океанов. Современное состояние загрязненности Мирового океана. Методы очистки сточных вод.


^ 6. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ ЗАЩИТЫ СУШИ (ЛИТОСФЕРЫ)

Земельные ресурсы и проблема их сохранения. Загрязнение литосферы. Опасные геологические процессы. Образование и свойства почвы. Влияние на почву хозяйственной деятельности человека. Эрозия почвы и ее предотвращение. Охрана и рациональное использование недр. Комплексное использование минерального сырья и защита литосферы от твердых отходов. Категории и классификация отходов. Экологические проблемы обеззараживания твердых бытовых отходов.

Леса, деградация лесов и экологические послед­ствия этого процесса.

^ 7. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Понятие экологической безопасности. Правовое регулирование управления экологической безопасностью. Административные инструменты управления экологической безопасностью.


Содержательный модуль 1.3.^ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ


1. ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ И МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Юридические аспекты взаимодействия общества и природы. Законодательство в области защиты ОС, нормы и правила. Организация службы защиты окружающей среды на предприятии. Международное сотрудничество в области охраны окружающей человека природной среды, его необходимость. Основные международные соглашения в области охраны окружающей среды и рационального природопользования. Международные организации и направление их работы.


^ 2. ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ НАУЧНЫХ РАЗРАБОТОК В ОБЛАСТИ ЭКОЛОГИИ

Экологические проблемы взаимодействия человеческого общества и биосферы» Экономические и инженерно-геологические проблемы. Проблема охраны и рационального использования почв. Проблемы мутагенов и наследственности человека. Создание мало- и безотходных технологий - один из важнейших способов снижения загрязнения биосферы. Направления в области экологии. Обеспеченность промышленного производства различными видами ресурсов. Роль экологии и экологического образования в дальнейшем развитии системы "общество - природа".


^ 3.ОЦЕНКА ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ

Административные инструменты управления экологической безопасностью. Оценка влияния промышленного объекта на окружающую природную среду. Экологическая экспертиза объектов. Процедура ОВОС. Контроль выбросов промышленных предприятий и энергетических установок. Контроль состояния ОС. Экономические инструменты природопользования и регулирования экологической безопасности. Экологический аудит. Экологический мониторинг, понятие, основные задачи и схема мониторинга.


^ 4.ЗАГРЯЗНЕНИЕ И ИЗМЕНЕНИЕ ЭКОСИСТЕМ. КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ

Глобальный характер влияния антропогенного загрязнения на биосферу и отдельные экосистемы. Виды загрязнения природной среды - химическое, физическое, биологическое, механическое, радиоактивное, электромагнитное, шум, вибрация и т.п. Защита от шума, вибрации, инфра- и ультразвука, электромагнитных полей и ионизирующих излучений. Использование ядерной энергии и проблема радиоактивного загрязнения окружающей природной среды. Профилактика заражения биосферы, живых и растительных организмов радионуклидами, пестицидами и другими химическими загрязнителями. Профилактика воздействия шумов, вибрации. Тепловое и некоторые другие виды загрязнения среды обитания. Контроль и управление качеством природной среды. Стандарты качества природной среды.


^ 5. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ

Социально-экономическая оценка последствий загрязнения ОС. Понятие ущерба природной среде, виды ущерба. Оценка экономического ущерба от загрязнения ОС. Оценка эффективности внедрения природоохранных мероприятий, платежи за выбросы в атмосферу, гидросферу и размещение отходов, платежи за использование природных ресурсов. Концепции решения экологических проблем. Экологизация экономики и производства. Понятие «устойчивое развитие».

^ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Воронков Н. А. Экология общая, социальная, прикладная. - М: "Агор", 2000.- 422 с.

  2. Акимова Т. А., Кузьмин А. П., Хаскин В. В. Экология, природа, человек, техника. - М: "Юнити", 2001.- 343 с.

  3. Небел Б. Наука об окружающей среде: как устроен мир. В 2-х томах. Пер. с англ. – М: Мир, 1993.- 424 и 413 с.

  4. Реймерс Н. Ф. Природопользование: Словарь - справочник – М: Мысль, 1990.-938 с.

  5. Экология города/ учебник/ Под ред. Стольберта Ф. В. – К: Либра, 2000.- 464 с.

  6. Маляренко В.А., Варламов Г.Б. Любимчик Г.Н. Энергетические установки и окружающая среда. - Харьков, 2002 .

  7. Экономика природопользования: Учебник / Под ред. Хенса Л., Мельника Л., Буна Э. – К: Наукова думка, 1998. - 482 с.

  8. Вороновский Г. К. Экологические аспекты энергетики.-Харьков,2003. -242с.

Учебное издание


Методические указания для самостоятельного изучения курса и выполнения контрольной работы по дисциплине «Экология» (для студентов 1-3 курсов дневной и заочной форм обучения специальностей 6.050100 – «Экономика строительного предприятия», «Экономика предприятия городского хозяйства», «Учет и аудит»; 6.050400 – «Гостиничное хозяйство», «Туризм» ).


Составитель: Александр Александрович Лобов.


Редактор: Н. З. Алябьев


План 2007, поз. 585 М

Подп. к печ. 29.10.07 Формат 60×80 1/16 Бумага офисная

Печать на ризографе. Усл.-печ. лист 1,0 Уч.- изд. л. 0,5

Тираж 100 экз. Зак. №

61002, Харьков, ХНАГХ, ул. Революции,12

Сектор оперативной полиграфии ИВИ ХНАГХ

61002, Харьков, ул. Революции,12


metodicheskie-rekomendacii-po-samostoyatelnoj-rabote-studentov-po-discipline-psihologiya-i-etika-delovih-otnoshenij-dlya-specialnosti-091711-tehnologiya-pitaniya.html
metodicheskie-rekomendacii-po-samostoyatelnoj-rabote-studentov.html
metodicheskie-rekomendacii-po-samostoyatelnomu-izucheniyu-teoreticheskoj-chasti-disciplini-14-voprosi-dlya-podgotovki-k-zachetu-18.html
metodicheskie-rekomendacii-po-soblyudeniyu-edinogo-rechevogo-rezhima-v-uo-polockij-torgovo-tehnologicheskij-kolledzh.html
metodicheskie-rekomendacii-po-soderzhaniyu-perechnya-dokumentov-po-obespecheniyu-bezopasnosti-obuchayushihsya-i-rabotayushih-razrabat.html
metodicheskie-rekomendacii-po-soderzhatelnomu-i-organizacionno-metodicheskomu-obespecheniyu-shkolnogo-i-municipalnogo-etapov-vserossijskoj-olimpiadi-shkolnikov-po-himii-v-20092010-uchebnom-godu-moskva-2009.html
  • abstract.bystrickaya.ru/-2011-glm-garsaev-nauchno-issledovatelskij-klub-paradigma.html
  • reading.bystrickaya.ru/literatura-menedzhment-turistskoj-i-gostinichnoj-animacii.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/rezultati-uchebnoj-deyatelnosti-doklad-direktora-mou-algashinskaya-sosh.html
  • spur.bystrickaya.ru/literatura-metodicheskie-rekomendacii-obsuzhdeni-i-rekomendovani-k-publikacii-nauchno-metodicheskim-sovetom-sluzhbi.html
  • nauka.bystrickaya.ru/utverzhden-prikazom.html
  • notebook.bystrickaya.ru/ivan-sergeevich-turgenev-stranica-16.html
  • literature.bystrickaya.ru/chehlova-e-v-vospitatel-mdou-423priobshenie-detej-k-zdorovomu-obrazu-zhizni-cherez-sozdanie-razvivayushej-sredi.html
  • report.bystrickaya.ru/kak-mi-oshibalis-chubajs-na-vashi-golovi.html
  • studies.bystrickaya.ru/4dokumenti-reglamentiruyushie-soderzhanie-i-organizaciyu-obrazovatelnogo-processa.html
  • school.bystrickaya.ru/artikl-stranica-22.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-36-bezvozmezdnoe-polzovanie-pervaya.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tyazhyolij-neschastnij-sluchaj-informacionnij-byulleten-po-ohrane-truda-za-ipolugodie-2009-goda.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/polozhenie-o-poryadke-predostavleniya-subsidij-innovacionnih-grantov-innovacionnim-kompaniyam-na-podderzhku-nauchno-prakticheskih-razrabotok.html
  • literature.bystrickaya.ru/efirnoe-energeticheskoe-telo-l-g-puchko-biolokaciya-dlya-vseh.html
  • university.bystrickaya.ru/fqe1cvb.html
  • composition.bystrickaya.ru/ponyatie-zadachi-i-metodi-upravleniya-finansami-glava.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/plan-meropriyatij-po-povisheniyu-kachestva-podgotovki-k-ent-uchashihsya-11-klassov-mo-uchitelej-biologii-i-himii.html
  • writing.bystrickaya.ru/aleksandr-1-chast-3.html
  • studies.bystrickaya.ru/k-urokam-irakskogo-krizisa-2003-goda-chast-3.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-geoinformacionnie-i-zemelno-informacionnie-sistemi-specialnost-stranica-4.html
  • textbook.bystrickaya.ru/itogo-otmostka-tehnicheskoe-zadanie-razdel-1-obshie-trebovaniya-predmet-konkursa-nachalnaya-maksimalnaya-cena-kontrakta.html
  • institut.bystrickaya.ru/tkan-kosmosa-prostranstvo-vremya-i-struktura-realnosti-stranica-11.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/maloe-predprinimatelstvo-generalnij-plan-parfenevskogo-selskogo-poseleniya-parfenevskogo-municipalnogo-rajona.html
  • testyi.bystrickaya.ru/4-sokrasheniya-sistema-menedzhmenta-kachestva-obshie-trebovaniya-k-postroeniyu-izlozheniyu-i-oformleniyu-dokumentov-uchebnoj-deyatelnosti.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/soderzhanie-tem-uchebnogo-kursa-prikaz-ot-201-g-rabochaya-programma-kursa-russkogo-yazika-v-9-klasse-pedagoga-karpenko-anni-yurevni.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tablica-2-metodicheskie-ukazaniya-po-vipolneniyu-kursovoj-raboti-po-discipline-finansi-organizacij-dlya-studentov.html
  • credit.bystrickaya.ru/osnovnoe-obshee-obrazovanie-licenziya-na-pravo-osushestvleniya-obrazovatelnoj-deyatelnosti-seriya-a-345657.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/8-ocenka-byudzhetnih-i-socialno-ekonomicheskih-posledstvij-reformi-socialnoj-zashiti-detstva-sravnenie-bazovogo-scenariya-i-scenariya-reform.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/proekt-dokumenta-poziciya-russkoj-pravoslavnoj-cerkvi-po-yuvenalnoj-yusticii.html
  • lecture.bystrickaya.ru/6-razreshenie-sporov-i-instrukciya-uchastnikam-razmesheniya-zakaza.html
  • crib.bystrickaya.ru/i-semantika-glagolov-ispanskij-yazik-v-kontekste-dialoga-kultur-issledovaniya-i-prepodavanie.html
  • textbook.bystrickaya.ru/iv-otnoshenie-studentov-uchebnih-zavedenij-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-sankt-peterburga-k-obshestvennoj-zhizni.html
  • crib.bystrickaya.ru/igra-umniki-i-umnici-petr-i-i-ego-vremya-cel-igri-proverit-uroven.html
  • shkola.bystrickaya.ru/nablyudenie-kak-nauchnij-metod.html
  • pisat.bystrickaya.ru/storya-svtovo-bankvsko-sistemi.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.