.RU

Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТУРИЗМА И СЕРВИСА» ФГОУВПО «РГУТиС»
Кафедра «Экономическая теория»


Утверждаю

Проректор по учебной работе

д.э.н, проф., Новикова Н.Г

_________________________

«___»______________2008 г.


методические рекомендации

по самостоятельной работе студентов


дисциплина «Макроэкономика»_____________________

Специальность 080100 направление «Экономика»_____


Москва, 2008г.

Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов составлены на основании рабочей программы дисциплины «Макроэкономика»___________________________________________________


Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов рассмотрены и утверждены на заседании кафедры «Экономическая теория»____________________________________________________________

Протокол № ____ «___»_________ 2008г.

Зав кафедрой д.э.н., доц. Леонова В.П.


Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов одобрены Учебно-методическим советом ФГОУВПО «РГУТиС».

Протокол №_______ «___»__________________200__г.


Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов разработаны:

Преподаватель кафедры

«Экономическая теория» к.э.н., доц. Заец Г.И.


Согласовано:

Зам. проректора-начальник

Учебно-методического управления к.э.н., доц. Дуборкина И.А.


Начальник

Методического отдела Рыженок Н.В.


Введение

Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов дневной формы обучения являются продолжением и дополнением методических рекомендаций по проведению семинарских занятий студентов.1

Целью данной методической разработки является углубление и расширение знаний студентов по важнейшим темам и проблемам курса, развитие навыков самостоятельной работы с учебным материалом и первоисточниками, творческого самостоятельного поиска ответов на поставленные вопросы. Это позволит более глубоко и творчески изучить материал курса и использовать полученные знания в изучении других экономических дисциплин.

В данную методическую разработку не включены те вопросы тем курса, которые выносятся на обсуждение на семинарском занятии и содержатся в планах семинарских занятий. Поэтому рассмотрение вопросов, сформулированных в данной методической разработке, следует тесно увязывать с рассмотрением вопросов плана семинарских занятий.

Данная методическая разработка включает в себя постановки вопросов, формулировки конкретных заданий, задач и тестов, закрепляющих и углубляющих программный материал курса и позволяющих применить их в анализе конкретных экономических ситуаций.

Для ответов на наиболее сложные вопросы и для решения наиболее сложных задач и заданий даны краткие методические рекомендации.

Список рекомендуемой литературы охватывает те источники, где можно найти ответы на поставленные вопросы и которые можно использовать для решения задач и выполнения тестов. Данный список может быть дополнен изучением других источников.


Таблица 1

Наименование тем и объем в часах самостоятельной работы студентов.


Наименование тем

Очная форма обучения

Объем в часах

полная

сокращенная

1. Введение в макроэкономику.

-

-

2. Национальная экономика в СНС. Государственное регулирование экономики.

10

-

3. Основные макроэкономические показатели.

10

-

4. Совокупные расходы. Модель равновесия доходов – расходов.


20


-

5. Основная модель равновесия AD – AS .

10

-

6. Макроэкономическая нестабильность.

20

-

7. Теория экономического роста

-

-

8. Государственный бюджет.

10

-

9. Денежный рынок и рынок ценных бумаг.

20

-

10. Фискальная политика.

20

-

11. Денежно – кредитная политика.

20

-

12. Социальная политика.

10

-

13. Общее экономическое равновесие товарных и денежных рынков.

-

-

14. Международная торговля и торговая политика.

-

-

15. Платежный баланс и валютный курс.

-

-


Итого часов


150


-


^ Тема 2

Национальная экономика и СНС

Государственное регулирование экономики


I. Вопросы, выносимые на самостоятельную работу


1. Какие основные показатели включаются в СНС (систему национального счетоводства.)

2. Каковы методологические принципы формирования СНС.

3. Покажите схематически и проанализируйте потоки товаров и услуг, доходов и расходов в модели их кругооборота с участием 4 экономических субъектов: домохозяйств, фирм, государства и внешнего мира.

4. Какие ученые рассматривали теорию государственного управления экономикой? В чем суть их учений?

5. Какие особенности государственного регулирования экономики в условиях современной глобализации?

6. Какова роль ТНК и ТНБ в современной глобальной экономике?

7. Какие хозяйственные процессы находят отражение в СНС?


II. Примерная тематика рефератов и докладов


1. Проблема государственного регулирования экономики в современной России.

2. Глобализация экономики и государственное регулирование национальных хозяйств.

3. Государственный сектор экономики и его функционирование в современной России.

4. Роль государства в современных неоинституциональных теориях.

5. Схема межотраслевого баланса В. Леонтьева и его роль в макроанализе.

6. История формирования и развития СНС и ее методологические основы.

III. Контрольные задания

1. Заполните недостающую строчку 2. в счете товаров и услуг СНС за определенный период.

использование

ресурсы

1. Промежуточное потребление

2. . . . . . . ?

3. Валовое накопление

4. Экспорт

1. Выпуск

2. Импорт

3. Чистые налоги на товары и услуги

2. Рассчитайте и проанализируйте долю (удельный вес) государственного сектора экономики в общем объеме ВВП в современной России ( на основе данных Росстата).

IV. Тесты

1. К секторам экономики в СНС относятся:

а) сектор финансовых предприятий

б) сектор производства

в) сектор обмена

г) сектор нефинансовых предприятий

д) сектор правительственных учреждений


2. Основными экономическими субъектами в СНС являются:

а) домохозяйства

б) фирмы

в) государство

г) торговля


3. СНС в России сформулировалась:

а) с 1918 года

б) с 60 – ых годов XX века

в) с 90 – ых годов XX века

г) с конца XIX века

4. Государственный сектор экономики играет большую роль в России:

а) в производстве нефти

б) в производстве газа

в) в социальной сфере

г) в сфере транспортной инфраструктуры


5. Государственное регулирование экономики необходимо для:

а) развития очень капиталоемких и наукоемких производств

б) функционирования денежного обращения

в) социальной защиты населения

г) расширения торговля товарами и услугами


6. Причиной функционирования государств в рамках неоинституциональных теорий является:

а) минимизация трансакционных издержек

б) необходимость управления из единого центра

в) политические интересы отдельной группы населения

г) налаживание рыночного механизма.


V. Рекомендации по подготовке ответов на поставленные вопросы, выполнению теста, решению задач


При ответах на поставленные вопросы следует иметь в виду, что СНС это макроэкономическая модель современной экономики. Она упорядочивает, и классифицирует и унифицирует информацию в рамках национальной экономики: всех институциональных единиц и экономических операций.

СНС на своих счетах отражает следующие экономические процессы:

При изучении вопросов о государственном регулировании экономики следует обратить внимание на то, что в настоящее время все большее внимание уделяется институциональной природе государства, его контрактной сущности. Все более актуальным становится изменение функций государств в углубляющейся глобализации современного мира. Эти аспекты изменения роли современных государств в экономической жизни рассматриваются в предлагаемой здесь литературе (см. список рекомендуемой литературы).

VI. Список рекомендуемой литературы

1. Бренделева Е. Неоинституциональная экономическая теория. М. “Дело и сервис”, 2006, гл. 6.

2. Государственное регулирование экономики. п/р. М. 2007, гл 2, 3.

3. Сажина М. Чибриков Г. Экономическая теория. 2-е издание М. “Норма”, 2005, гл. 23,24 .

4. Экономическая теория / под ред. Видяпина В и др. М. “Инфра – М”, 2007, гл 19,20,29.

5. Курс экономической теории / под ред. Сидоровича А. М. “Дело и сервис”, 2001, гл. 42.


Тема 3

Основные макроэкономические показатели

I. Вопросы, выносимые на самостоятельную работу


1. Как рассчитывается ВВП в современной России?

2. Какова структура национального богатства страны?

3. Что включается в показатель “чистое экономическое благосостояние”? Почему он не может быть учтен в СНС?

4. Чем индекс Ласпейреса (ИПЦ) отличается от индекса ПААШЕ (дефлятора ВВП)?

5. Почему государственные трансферты не увеличивают стоимость ВВП?

6. В каком случае номинальный и реальный ВВП совпадают?

7. Как рассчитать индекс Фишера?


II. Примерная тематика рефератов и докладов


1. Динамика ВВП и его структура в современной России.

2. Теневая экономика в современной России.

3. Межотраслевой баланс и его роль в макроанализе.

4. Национальное богатство России: структура и перспектива роста.


III. Контрольные задания


1. Рассчитайте структуру ВВП по расходам России (и их удельный вес в общем объеме ВВП), за последние 5 лет. Проанализируйте динамику этих групп расходов и ВВП в целом (используя статистические данные).


2. Рассчитайте реальный ВВП России за 2007 год, основываясь на уровне номинального ВВП равного 32,98 млр.руб, общего уровня цен за данный период – 1,119.

3.Объесните, почему перечисленные ниже сделки не будут учтены в ВВП:

1. Покупка ценных бумаг (акций, облигаций).

2. Продажа старой квартиры.

3. Выплата заработной платы “в конверте”.

4. Расход металла на производство автомобиля.

IV. Задачи


1. Имеются следующие данные о состоянии экономики страны за год:

- потребление домашних хозяйств 2100

- чистые частные внутренние инвестиции 630

- государственные закупки товаров и услуг 540

- заработная плата с начислениями 1860

- объем платных услуг населения 360

- экспорт 370

- импорт 240

- амортизация 130

Рассчитайте ВВП по расходам и определите удельный вес каждой группы расходов в общем объеме ВВП.

2. Экономика страны характеризуется следующими данными:

ВВП= 1000, в том числе

валовые частные инвестиции 200

потребление домашних хозяйств 600

государственные закупки товаров и услуг 150

амортизация 70

Определите чистые частные инвестиции и недостающую группу расходов.


V. Тесты

1. Какой из перечисленных показателей не включается в ВВП по доходам:

а) заработная плата

б) дивиденды

в) индивидуальные налоги

г) амортизация

д) валовая прибыль фирмы


2. ВВП отличается от ЧВП на величину:

а) амортизации

б) налогов на производство и импорт

в) заработной платы

г) чистых инвестиций


3. Реальный ВВП больше номинального ВВП, если:

а) отсутствует безработица

б) общий уровень цен увеличился

в) общий уровень цен уменьшился

г) нетто – экспорт отрицательная величина


4. Дефлятор ВВП отличается от ИПЦ тем, что:

а) дефлятор ВВП рассчитывается только по товарам производственного назначения, а ИПЦ – по потребительским товарам

б) дефлятор ВВП всегда меньше по величине, чем ИПЦ

в) дефлятор ВВП рассчитывается по всем товарам, относящимся к ВВП, а ИПЦ – только по потребительским товарам

5. Стоимость промежуточных товаров и услуг исключается из расчета ВВП, чтобы:

а) упростить процедуру расчета

б) избежать повторного счета товаров и услуг

в) избежать завышения ВВП

г) добиться сопоставимости показателей ВВП и ВН


VI. Рекомендации по написанию контрольных заданий, выполнению теста, решению задач

Для определения фактического реального ВВП необходимо использовать данные об уровне номинального ВВП и общем уровне цен (дефляторе ВВП) за данный период. Используя формулу дефлятора ВВП, можно рассчитать объем реального ВВП.

Следует обратить внимание на проблему теневой экономики (она стоит очень остро в современной России) и невозможностью учета ее масштабов в ВВП. Это приводит к занижению данных в производстве ВВП по сравнению с данными о его использовании, так как доходы полученные от теневой экономики используются нелегально.


VII. Список рекомендуемой литературы


1. Агапова Т. Серегина С. Макроэкономика. М. “Дело и сервис”, 2001 гл. 2.

2. Ивашковский С. Макроэкономика. М. “Дело”. 2001 гл. 1-2.

3. Курс экономической теории п/р Сидоровича А.В. М. 2001 гл.21.

4. Сажина М. Чибриков Г. Экономическая теория. 2-е издание М. “Норма”, 2005 гл. 13.

5. Экономическая теория. п/р Видяпина В и др. М. “Инфра – М”, 2007 гл 20.


Тема 4

Совокупные расходы

Модель равновесия доходов – расходов


I. Вопросы, выносимые на самостоятельную работу

1. Чем отличаются функции потребления и сбережения в кейнсианском анализе от функции потребления и сбережения неоклассиков?

2. Как кейнсианцы обосновывают психологический закон склонности к сбережениям?

3. Почему МРС различается у различных групп населения?

4. Как различаются мотивы сбережений и мотивы инвестирования?

5. Перечислите основные факторы нестабильности инвестиций.

6. Как рассчитать предельную склонность к инвестициям?

7. Как объясняется равновесие доходов- расходов в кейнсианском анализе при неполной занятости.

8. В чем состоит парадокс бережливости?

9. Перечислите основные ограничения в действии кейнсианского мультипликатора автономных расходов.

10. Каковы пределы изменения АРС и МРС в кейнсианском анализе?

11. Чем отличаются планируемые расходы от фактических?


II. Примерная тематика рефератов и докладов

1. Основные положения теории жизненного цикла Модильяни.

2. Современные формы и цели сбережений и их влияние на национальную экономику.

3. Направления и источники инвестиций в современной России.

4. Иностранные инвестиции и их роль в современной России.

5. Потребление населения и проблемы роста уровня жизни в современной России.


III. Задачи

1. Рассчитайте равновесный объем ВВП, если даны:

Y = С + I + G + Xn

C = 100 + 0,8Yd

I = 50

G = 30

t = 0,2

Определите уровень сбережений в равновесной экономике и МРС и МРS.

2. Рассчитайте равновесный объем ВВП и мультипликатор автономных расходов, если даны:

Y = C + I + G + Xn

C = 200 + 0,8Yd

I = (считать)

Xn = 150 – 0,10Y

G = 200

t = 0,2

3. Рассчитать объем автономных инвестиций, если даны:

Ia = 300 – 20z, где z – реальная ставка процента

номинальная ставка процента равна 10 %

уровень инфляции 5 %

4. Определите предельную склонность к сбережению, если дано:

C = 300 + 0,8Yd


Рекомендации: при решении первых двух задач следует сделать соответствующую подстановку в формулу Y = C + I + G + Xn и найти Y*.(равновесный объем ВВП)

IV. Контрольные задания

1. Если МРС = 0,8 , означает ли это, что семья всегда тратит 80% своих доходов на потребление? Объясните свой ответ.

2. На основе данных задачи № 2 постройте график равновесия доходов – расходов с учетом всех элементов совокупных расходов и покажите возможный рецессионный разрыв, если при этом экономика не достигает полной занятости.

V. Тесты

1. Основным фактором, влияющим на потребление в кейнсианской модели, является:

а) личный располагаемый доход

б) личный доход

в) предложение денег

г) ставка процента.


2. Основным фактором, влияющим на инвестиции в кейнсианской модели, является:

а) темпы роста ВВП

б) уровень цен

в) ставка процента

г) предпочтения инвесторов.


3. Основным фактором, влияющим на сбережения в неоклассической модели, является:

а) размер заработной платы

б) ставка процента

в) накопленное богатство

г) размер располагаемого дохода.


4. Кейнсианская модель доходов – расходов главным образом применима при объяснении:

а) равновесия в долгосрочном периоде

б) равновесия в краткосрочном периоде

в) динамики уровня цен

г) экономического роста

д) равновесного уровня цен


5. Если фактические совокупные расходы превышают планируемые, это означает, что:

а) увеличиваются запасы нереализованной продукции

б) уменьшаются запасы нереализованной продукции

в) падает общий уровень цен

г) потенциальный ВВП растет.


6. Рецессионный разрыв в кейнсианской модели доходов – расходов означает:

а) фактические совокупные расходы больше, чем объем выпуска

б) фактические совокупные расходы меньше, чем объем выпуска

в) сбережений больше, чем инвестиций

г) сбережений меньше, чем инвестиций.


7. Кейнсианская модель доходов – расходов применима для анализа равновесия в экономике:

а) только в условиях полной занятости

б) только в условиях неполной занятости

в) при повышающейся динамике уровня цен

г) при исключении из анализа изменения уровня цен.


VI. Рекомендации по написанию рефератов, контрольных заданий, выполнению теста, решению задач

Прежде чем приступить к самостоятельному изучению отдельных вопросов в данной теме, следует четко уяснить различия кейнсианского и неоклассического подходов к макроанализу в целом и анализу совокупных расходов, в частности. Эти различия можно представить в следующей таблице.



кейнсианский анализ

неоклассический анализ

1. Период

2. Уровень цен

3. Объем ВВП

4. Решающая роль

5. Безработица

6. Главная проблема

7.Зависимость сбережения и потребления

Краткосрочный

Жесткий

Реальный ВВП<потенциального ВВП

AD

Вынужденная

Безработица

От текущего располагаемого дохода

Долгосрочный

Гибкий

Реальный ВВП = потенциальному ВВП


AS

Естественный уровень

Инфляция

От ставки процента

Эти характеристики необходимо использовать при решении задач и выполнении тестов.

VII. Список рекомендуемой литературы

1. Агапова Т. Серегина С. Макроэкономика. М. “Дело и сервис”, 2001 гл. 5.

2. Ивашковский С. Макроэкономика. М. “Дело”. 2001 гл. 1.2, 2.4, 2.7

3. Курс экономической теории п/р Сидоровича А.В. М. 2001 гл.24.

4. Сажина М. Чибриков Г. Экономическая теория. 2-е издание М. “Норма”, 2005 гл. 14.

5. Экономическая теория. п/р Видяпина В и др. М. “Инфра – М”, 2007 гл 21.3, 21.4, 21.5


Тема 5

Основная модель макроэкономического

равновесия: AD – AS

I. Вопросы, выносимые на самостоятельную работу

1. Как влияют эффект процентных ставок, эффект богатства и эффект импортных закупок на уровень цен и объем совокупного спроса?

2. Как перейти от модели AD – AS в коротком периоде к модели AD – AS в длинном периоде?

3. Как влияют шоки предложения на равновесный уровень ВВП?

4. Как влияют шоки спроса на равновесный уровень ВВП?

5. Покажите графически взаимосвязь модели AD – AS и “кейнсианского креста”. Чем они принципиально различаются?

6. В чем суть эффекта храповика в кейнсианской модели?


II. Примерная тематика рефератов и докладов

1. Место России в совокупном предложении энергетических ресурсов на мировых рынках.

2. Шоки предложения в современной экономике и их влияние на мировую конъюнктуру.

3. Совокупный спрос, его структура и тенденции изменения в условиях глобализации экономики.

III. Контрольные задания


Верны ли следующие утверждения: (да, нет):

1) Классическая модель AD – AS предполагает гибкость реальных макроэкономических показателей.

2) По мнению Кейнса, в краткосрочном периоде основным фактором, влияющим на AS является количество имеющихся ресурсов.

3) В соответствии с кейнсианским подходом изменение AD не оказывает влияние на уровень цен.

4) В долгосрочном периоде уровень ВВП фиксирован.

5) В долгосрочном периоде экономика стремится к объему ВВП на уровне полной занятости.

6) В равновесной экономике всегда существует полная занятость.

7) В краткосрочном периоде рост цен на ресурсы не приведет к росту общего уровня цен.

8) Негативный шок совокупного предложения ведет к снижению уровня цен и объема ВВП.

9) Позитивный шок совокупного предложения не изменяет уровень цен, но увеличивает объем ВВП.

IV. Задачи


1. Экономика находится в состоянии долгосрочного равновесия:

Потенциальный ВВП = 4000

AD = Y = 4510 – 300P.

Увеличение индивидуальных налогов привело к изменению кривой AD, она приняла следующий вид:

AD1 = Y1 = 4390 – 300P

Рассчитать равновесный объем ВВП и уровень цен в начальном и конечном периодах.

Рекомендации:

Решение задачи облегчается при построении графика равновесия AD – AS и его изменения с увеличением индивидуальных налогов населения.

2. Дана функция совокупного спроса:

AD = Y = 3,5 где М – денежная масса

P – уровень цен

Потенциальный объем производства:


M = 800

В коротком периоде уровень цен P = 1. Рассчитать равновесный объем производства (YE1) и равновесный уровень цен (PЕ1), при условии, что потенциальный объем производства Y1* сократился до 2500 (
Рекомендации:

Для решения задачи необходимо использовать формулу макроэкономического равновесия AD = AS.


V. Тесты

1. Кривая совокупного предложения в кейнсианской модели:

а) имеет положительный наклон

б) имеет отрицательный наклон

в) горизонтальна

г) вертикальна


2. Кривая совокупного предложения в классической модели:

а) имеет положительный наклон

б) имеет отрицательный наклон

в) горизонтальна

г) вертикальна


3. В долгосрочном периоде уровень цен растет, если:

а) увеличивается естественный уровень безработицы

б) снижаются налоги

в) растет совокупный спрос

г) сокращается денежная масса

4. Рост уровня цен и одновременно сокращение объема выпуска объясняется сдвигом:

а) кривой AD влево

б) кривой AD вправо

в) кривой AS влево

г) кривой AS вправо


5. Инвестиционный бум в долгосрочном периоде приведет к :

а) сдвигу кривой производственной возможностей вправо

б) инфляционному разрыву

в) рецессионному разрыву

г) уменьшению уровня цен

6. Инвестиционный бум в краткосрочном периоде всегда приведет к:

а) сдвигу кривой производственных возможностей вправо.

б) превышению фактического ВВП над потенциальным

в) росту фактического ВВП

г) повышению общего уровня цен

7. Позитивный шок AD ведет к:

а) росту объема выпуска при неизменном уровне цен

б) росту объема выпуска и уровня цен

в) росту объема выпуска и снижению уровня цен

г) росту уровня цен при неизменном объеме выпуска


8. Причинами негативного шока предложения может быть:

а) резкий рост цен на сырье

б) экономическая политика правительства

в) стихийные бедствия

г) рост реальных доходов населения


9. Причинами негативного шока AD не могут быть:

а) сокращение налогов

б) снижение ставки процента

в) снижение мировых цен на ресурсы

г) резкое повышение уровня цен

VI. Список рекомендуемой литературы

1. Агапова Т. Серегина С. Макроэкономика. М. “Дело и сервис”, 2001 гл. 4

2. Ивашковский С. Макроэкономика. М. “Дело”. 2001 гл. 2.2

3. Экономическая теория. п/р Видяпина В и др. М. “Инфра – М”, 2007 гл 21.2, 21.6, 21.7

4. Курс экономической теории п/р Сидоровича А.В. М. 2001 гл.23.

5. Матвеева Т. Введение в макроэкономику М. 2002, гл. 3.


Тема 6

Макроэкономическая нестабильность и ее основные проявления


I. Вопросы, выносимые на самостоятельную работу

1. В чем сущность внешних теорий цикла (С. Джевонс , П. Самуэльсон и У.Нордхауз)?

2. В чем сущность политических теорий цикла (М. Калецкий, У. Нордхауз)?

3. В чем сущность денежных теорий циклов (М. Фридман)?

4. В чем сущность теорий равновесного цикла (Р. Лукас, Т. Саржент)?

5. Какие факторы влияют на современные экономические циклы? В чем их особенность?

6. Каковы воспроизводственные функции отдельных фаз цикла?

7. Какие меры государственной политики занятости используются в современной России?

8. Какие функции выполняют службы занятости?

9. Каковы основные теории инфляции?

10. Что собой представляет сеньораж?

11. В чем суть эффекта гистерезиса?

12. Какие методы и виды антиинфляционной политики вы знаете? В чем суть политики градирования адаптационной политики, политике цен и доходов?

13. В чем суть инфляционной спирали?

14. Чем различаются последствия ожидаемой и непредвиденной инфляции?

II. Примерная тематика рефератов и докладов


1. «Дневные волны» Кондратьева.

2. Особенности экономических циклов в современных условиях.

3. Проблемы повышения эффективности использования трудовых ресурсов в современной России.

4. Особенности безработицы в современной России.

5. Основные направления и методы политики занятости в современных условиях.

6. Особенности современных инфляционных процессов.

7. Инфляция в современной России и механизмы антиинфляционной

политики.


III. Контрольные задания

Верны ли следующие утверждения (да, нет)?

1.Признаками рецессии являются снижения ВВП, уменьшение уровня безработицы, рост уровня цен?

2.В современных условиях рецессия приводит к снижению уровня цен.

3.Снижения потребительского спроса и уровня инвестиций приводит к рецессии в экономике.

4.Фрикционная безработица- нормальное, естественное состояние экономики.

5.Фактический уровень безработицы может быть меньше ее естественного уровня.

6.Увеличение пособий по безработице приводит к увеличению ее продолжительности.

7.Результатом инфляции издержек является рост уровня цен и снижение объема ВВП.

8. Стагфляция характеризуется ростом уровня цен и снижением уровня безработицы.

9. Определите, к какой категории населения а) занятые, б) безработные, в) не включаются в рабочую силу, относятся:

-студент дневного отделения ВУЗа

-инженер, не работающий в связи с переездом в другой город

-домохозяйка, воспитывающая детей в семье

-водолаз, не работающий в зимнее время года

-бухгалтер, занятый неполный рабочий день и ищущий более подходящую работу

-менеджер, нашедший работу, но еще не приступивший к ней.

10. Чем различаются понятия: население трудоспособного возраста, экономически активное население, рабочая сила?


IV. Задачи


1. Уровень безработицы в текущем году составил 6%, фактический максимальный ВВП-1600 ден. ед. Естественный уровень безработицы -4%. Определите величину потенциального ВВП, если коэффициент Оукена равен 3.

2. При получении денег взаймы под реальную ставку процента 3% годовых, и ожидаемом темпе инфляции в 5%, какую номинальную ставку процента должен выплатить получатель денег?

3. Население трудоспособного возраста по переписи населения составляет 112 млн. человек.

Из них:

-учащиеся дневной формы обучения колледжей и вузов 8 млн. человек

-военнослужащие 2 млн. человек

-домохозяйки 2,2 млн. человек

-неработающие и не желающие работать 0,5млн. человек

-неработающие, но желающие работать и ищущие работать 3,1 млн. человек

-институциональное население 0,8 млн. человек

-занятые в теневой экономике 5 млн. человек

Рассчитать объем рабочей силы, занятых и безработных.


V. Тесты

1. К фазам экономического цикла не относятся:

а) рецессия

б) спад

в) оживление

г) инфляция

2. В период подъема происходит:

а) снижение уровня занятости

б) сокращение потребительских расходов

в) рост инфляции

г) уменьшение предложения денег


3. В период циклического спада снижается:

а) фактический ВВП

б) потенциальный ВВП

в) деловая активность

г) уровень безработицы

4. В соответствии с классической теорией занятости в экономике имеется только:

а) фрикционная безработица

б) циклическая безработица

в) добровольная безработица

г) вынужденная безработица


5. Естественный уровень безработных растет если:

а) снижается минимальная ставка заработной платы

б) увеличиваются пособия по безработице

в) улучшается информация о наличии рабочих мест

г) повышается возраст выхода населения на пенсию

6. К циклической безработице не относится население:

а) потерявшие работу в результате спада в экономике

б) потерявшие работу в результате структурной перестройки отрасли

в) потерявшие работу в результате спада и больше не ищущие ее

г) уволившиеся с работы в связи с переездом на новое место жительства


7. Инфляцию спроса вызывает:

а) рост цен на сырье

б) рост государственных расходов

в) рост процентных ставок

г) снижение потребительских расходов.


8. Последствием гиперинфляции не является:

а) рост благосостояний

б) «бегство от денег»

в) разрушение финансовой системы

г) дезориентация хозяйственного механизма

9. От непредвиденной инфляции выигрывают:

а) кредиторы

б) заемщики

в) безработные

г) потребители


10. Традиционная кривая Филипса показывает :

а) обратную зависимость между инфляцией и безработицей

б) обратную зависимость между инфляцией и темпом роста ВВП

в) прямую зависимость между инфляцией и темпом роста ВВП

г) прямую зависимость между безработицей и объемом ВВП.


VI. Рекомендации по решению задач, выполнению тестов, ответов на поставленные вопросы


При решении задачи №1 следует применить формулу закона Оукена. Он показывает зависимость между отклонением фактического ВВП от потенциального и уровнем циклической безработицы. Он выведен эмпирически на основе анализа статистических данных США за долговременный период. Формула, отражающая эту зависимость:

 = - B ( Y – Y*)

u- уровень безработицы

Y- ВВП

b- коэффициент Оукена (<1)

Для решения задачи №2 следует знать формулу эффекта Фишера. Он показывает зависимость номинальной ставки процента от ожидаемого темпа инфляции при неизменной реальной ставке процента. Этот эффект можно сформулировать так: если ожидаемый темп инфляции повышается на 1%, то номинальная ставка процента тоже повышается на 1%. Отсюда:

r=R-Пе

r- реальная ставка процента

Пе-ожидаемый темп инфляции

При ответе на поставленные вопросы следует обратить внимание на то, что эффект Танзи Оливера возникает вследствие следующей взаимосвязи : Бюджетный дефицит, покрываемый эмиссией денег, может привести к гиперинфляции. Гиперинфляции, в свою очередь, обесценивает налоговые поступления и тем самым увеличивает бюджетный дефицит еще в большей мере. Возникает замкнутый круг.

Сеньораж –доходы государства, полученные от печатания денег.

Эффект ………… - отражает воздействие инфляции на процентную ставку по займу или облигации.

Инфляция Фишера возникает как результат сочетания и взаимодействия непредвиденной инфляции спроса и инфляции издержек. Рост уровня цен провоцирует повышения цен на факторы производства (зарплаты, цен на сырье), а их рост - приводит к дальнейшему повышению уровня цен. Движение идет по спирали, где каждый новый виток – более высокий уровень цен. Раскручивается гиперинфляция.

VII. Список рекомендуемой литературы


1.Ивашковский С. Макроэкономика М-2001 гл.3, гл. 4, гл.5.

2.Матвеева Т. Введение в макроэкономику. М-2002 гл.4, гл. 5, гл.6.

3.Курс экономической теории под редакцией Сидоровича А.В., М-2001 гл. 22.

4.Сажина М. Чибриков Г. Экономическая теория М. 2005 гл. 15, 16.

5.Экономическая теория под редакцией Видяпина В. И другие М-2007 гл. 23, 24, 26.


Тема № 8

Государственный бюджет


I.Вопросы, выносимые на самостоятельную работу

1. Из каких элементов состоит налоговая система?

2. Какие уровни государственного бюджета вы знаете?

3. Как определить чистые налоги?

4. Какое различие между циклическим и структурным бюджетным дефицитом?

5. Что относится к инфляционным способам финансирования бюджетного дефицита?

6. В чем состоит эффект Оливера –Танзи? Как рассчитать предельную налоговую ставку?

7. Почему бедные слои населения в большей мере выплачивают регрессивные налоги на потребление?

8. Что собой представляет инфляционный налог?

9. В чем выражается эффект вытеснение частных инвестиций при покрытии бюджетного дефицита посредством государственных займов?


II. Примерная тематика рефератов и докладов

1.Проблема государственного долга современной России.

2.Основные концепции регулирования дарственного бюджета.

3.Формирование налоговой системы в современной России.

4.Тенденция налогообложения экономических субъектов в современной экономике.


III. Контрольные задания

1. Используя данные Росстата, приведите фактические данные о доходах и расходах федерального бюджета России (и его сальдо) за 2006 год и рассчитайте удельный вес каждого вида расходов в их общей сумме. Проанализируйте эти данные.

2. Верны ли следующие утверждения (да, нет)?

- Все способы покрытия бюджетного дефицита ведут к увеличению государственного долга.

- Бюджетный дефицит всегда является одним из проявлений спада в экономике.

-Кривая Лаффера показывает, что снижение налоговой ставки может увеличивать размер налоговых поступлений.

- Чем больше ставка налогов, тем больше поступления в бюджет.

-Регрессивная система налогообложения наиболее тяжело отражается на населении с низким уровнем дохода.

-Наиболее прогрессивными являются аккордные (автономные) налоги.

-Наиболее применимым способом покрытия бюджетного дефицита в развитых странах является эмиссия денег.


IV. Тесты

1.В доходы государственного бюджета не включаются:

а) налог на использования природный ресурсов

б) тарифы на продукцию естественных монополий

в) таможенные пошлины

г) субсидии

2.К расходам государственного бюджета относится:

а) налог на добавленную стоимость

б) проценты по государственным облигациям

в) государственные инвестиции

г) субсидии частному сектору

3.Государственный долг включает:

а) государственные расходы

б) расходы на оборону

в) бюджетные дефициты за вычетом бюджетных профицитов

г) бюджетные профициты за вычетом бюджетных дефицитов


4. В кейнсианских концепциях налоги воздействуют на:

а) совокупный спрос

б) совокупное предложение

в) уровень занятости

г) уровень цен


5. Кривая Лаффера показывает зависимость между:

а) налоговой ставкой и уровнем дохода

б) объемом налогов и объемом госрасходов

в) налоговой ставкой и объемом налоговых поступлений в бюджет

г) налоговой ставкой и совокупным опросом.


V. Задачи

1. Аккордные налоги составляют 50 млн. ден. ед., совокупный доход равен 400 млн. ден. ед., налоговая ставка равна 15%. Рассчитайте сумму налоговых поступлений.

2. Государственные закупки товаров и услуг 950 млн. ден. ед., подоходные налоги 700 млн. ден. ед., аккордные налоги 220 млн. ден. ед., процентная ставка по гособлигациям 10%, стоимость всех государственных облигаций 1300 млн. ден. ед., государственные трансфертные платежи 80млн. ден. ед. Определите состояние (сальдо) государственного бюджета.

Рекомендации для решения данной задачи: используйте знания о структуре доходов и расходов государственного бюджета.


VI. Рекомендации по ответам на поставленные вопросы, решению задач, выполнению тестов

При ответах на вопросы темы следует обратить внимание на то, что все государственные расходы с макроэкономической точки зрения можно подразделить на:

-государственные закупки товаров и услуг (группа расходов ВВП)

- трансферты

-обслуживание государственного долга.

Государственные закупки товаров и услуг в целом можно подразделить на 2 группы:

- государственное потребление

-государственные инвестиции

Эффект Оливера - Танзи – это сознательная задержка сроков налоговых платежей налогоплательщиком государству с целью ожидания дальнейшего обесценивания денег, от которого выигрывает налогоплательщик.


VII. Список рекомендуемой литературы

1.Курс экономической теории под редакцией Сидоровича А.В. М. 2002. гл.51

2. Макроэкономика: теория и российская практика под редакцией А. Грязновой М.2006 гл. 8. 4.

3. Сажина М. ,Чибриков Г. Экономическая теория М.2007. гл. 18, 19.

4. Экономическая теория под редакцией Видяпина В. И др. М. 2007 гл.27.

5. Экономическая теория. Экспресс –курс под редакцией Грязновой А. и другие М.2007 гл.17.

Тема №9

Денежный рынок и рынок ценных бумаг

I. Вопросы, выносимые на самостоятельную работу

1. Назовите основные признаки ценных бумаг.

2 .Какие виды ценных бумаг вы знаете?

3. Чем основные (первичные) виды ценных бумаг отличаются от производных?

4. Что такое фьючерсы и опционы?

5. Какова структура рынка ценных бумаг?

6. Чем отличается первичный рынок ценных бумаг от вторичного?

7. Что такое внебиржевой оборот ценных бумаг?

8. Чем различаются следующие участники рынка ценных бумаг : брокеры, дилеры, трейдеры, маркет-мейкеры?

9. В чем суть листинга?

10. Какие различия между ММВБ (межбанковской валютной биржей) и РТС (Российской торговой системой)?

11. Как определяется курс ценных бумаг (облигаций )?

12. Чем отличается кейнсианская теория денег от современной неоклассической (М.Фридмана)

13. Как регулируется денежная масса в монетаристской концепции М. Фридмана?

14. Почему понижение банковской ставки процента ведет к росту курса ценных бумаг?

15. В чем суть уравнения и эффекта Фишера, отражающих взаимосвязь номинальной и реальной ставки процента?


II. Примерная тематика докладов и рефератов

1. Количественная теория денег и ее развитие современной монетаристской школой.

2. Проблемы совершенствования денежного обращения в современной России.

3. Регулирование денежной массы в монетаристской концепции М. Фридмана.

4. Теория предпочтения ликвидности Дж М. Кейнса.

5. Фондовые биржи и принципы их функционирования.

6. Формирования рынка ценных бумаг в современной России.


III. Контрольные задания


1. Расположите перечисленные виды активов по степени убывания их ликвидности:

1)Акция нефтяной компании.

2)Государственная краткосрочная облигация.

3)Деньги на текущем банковском счете.

4)Деньги на срочном счете в банке.

5)Загородный дом.

6)Антиквариат.

7)Золотые украшения.

8)Подержанный автомобиль.

2. Г. Иванов формирует портфель ценных бумаг из облигаций с гарантированной доходностью 13% и акции с ожидаемой доходностью 25%.

Каким ценным бумагам отдаст предпочтение несклонный к риску Г. Иванов?

Объясните его поведение.


IV. Задачи

1. Определите рыночный курс (цену) облигации, если имеются следующие данные: цена приобретенной облигации 1000 руб., банковская ставка процента 7% годовых, облигация приносила постоянный доход 70 руб.

Через год вы решили продать облигацию. Ставка процента снизилась до 6% годовых, однако доход на облигацию не изменился.

2. Денежная масса в стране увеличилась на 8%, а скорость обращения денег на 3%. Уровень цен в стране вырос на 7%. Определите прирост объема ВВП в соответствии с уровнем количественной теории денег в теневой записи.

3. Денежная система страны характеризуется следующими данными:

депозиты до востребования 80 ден. ед., срочные депозиты 42 ден. ед., сберегательные депозиты 38 ден. ед., дорожные чеки 18 ден. ед., наличные деньги в обращении 65 ден. ед., краткосрочные государственные ценные бумаги 12 ден. ед. Рассчитать величину денежных агрегатов М0, М1, М2, М3.


V. Тесты

1.Акция в отличии от облигации:

а) является бессрочной,

б) свидетельствует о внесении пая в капитал фирмы,

в) выкупается собственниками фирмы по истечению определенного срока,

г) приносит доход в форме дивиденда


2. Ценные бумаги на первичном фондовом рынке:

а) размещаются среди первичных владельцев

б) меняют своих владельцев

в) не приносят дохода фирме в результате их размещения

г) не могут быть размещены среди иностранных владельцев

3. Брокеры в отличие от дилеров:

а) заключают сделки за собственный счет

б) заключают сделки за счет своих клиентов

в) заключают сделки от собственного имени

г) заключают сделки по поручению клиентов


4. Какие виды акций дают право участия в управлении капиталом:

а) привилегированные,

б) обыкновенные,

в) любые,

г) именные

5. На фондовой бирже ведут игру на понижение курсов ценных бумаг:

а) «медведи»

б) «быки»

в) «зайцы»

г) трейдеры.


6. Монетаристская функция спроса на деньги:

а) учитывает влияние инфляции

б) зависит от величины текущего располагаемого дохода

в) зависит от величины совокупного богатства,

г) зависит от процентной ставки


7. Количественная теория денег в качестве постоянной величины рассматривает:

а) скорость обращения денег

б) уровень цен

в) номинальный объем ВВП

г) реальный объем ВВП


8. Если увеличивается скорость обращений денег то:

а) увеличивается уровень цен

б) увеличивается денежная масса

в) в обращении при неизменном ВВП уменьшается денежная масса в обращении при неизменном ВВП

г) уменьшается объем ВВП


9. В денежные агрегаты не включаются:

а) дорожные чеки

б) акции компаний

в) срочные депозиты

г) депозиты до востребования


VI. Рекомендации по выполнению контрольных заданий, решению задач, выполнению тестов

При ответах на поставленные вопросы данной темы и решению задач следует обратить внимание на то, что основными признаками ценных бумаг являются: ликвидность, доходность, надежность, обращаемость. Притом ценные бумаги могут быть именными, предъявительскими и ордерными (передача другому лицу посредством совершения соответствующей надписи).

При определении курса (курсовой цены) акций и облигаций учитывается размер дивиденда, ставка банковского процента, периодичность выплат и др. факторы. Разрыв между ценой спроса и ценой предложения ценных бумаг называется спредом, а определение курсовой цены – котировкой.

Курсовая цена облигации в общем виде может быть представлена формулой

В = доход по облигациям/текущая ставка процента

Рыночный курс ценных бумаг колеблется в зависимости от соотношений спроса и предложения.

Следует различать номинальную ставку процента (i) и реальную ставку процента(R). Связь между ними выражает уравнение Фишера

i = R+Пе

где i - номинальная ставка процента,

R -реальная ставка процента,

Пе -ожидаемый темп инфляции.

Связь между инфляцией и номинальной процентной ставкой называют эффектом Фишера: рост денежной массы приводит к росту инфляции, а рост инфляции увеличивает номинальную ставку процента.

VII. Список рекомендуемой литературы

1.Агапова Г., Серегина С. Макроэкономика. М. 2001, гл. 7

2.Ивашковский С. Макроэкономика. М. 2002, гл. 6

3.Курс экономической теории под редакцией Сидоровича А.В. М.2001 гл.29

4.Вечканов Г., Вечканова Г. Макроэкономика. «Питер» М.2002, гл. 7

5.Экономическая теория под редакцией Видяпина В. И др. М. 2007, гл. 25.1 , 25.2.

6.Сажина М., Чибриков Г. Экономическая теория М.2005, гл.11.


Тема №10

Фискальная политика

I. Вопросы, выносимые на самостоятельную работу


1. Как различаются дискреционная и не дискреционная (автоматическая, автономная) фискальная политика?

2. В каких экономических теориях фискальная политика играет решающую роль?

3. В чем состоит взаимосвязь мультипликатора государственных расходов, налогового мультипликатора и мультипликатора сбалансированного бюджета? Какие различия между ними?

4. Какие различия между простым мультипликатором автономных расходов Кейнса и сложным мультипликатором?

5. Почему мультипликационный эффект в открытой экономике меньше, чем в закрытой?

6. Чем отличается мультипликатор государственных расходов в закрытой экономике от мультипликатора госрасходов в открытой экономике?

7. Как рассчитать предельную склонность к импорту?

8. Как фискальная политика связана с внутренними временными лагами?

9. Что в большей мере может порождать инфляцию: рост государственных расходов или снижение налогов на одну и ту же величину (при соответствующем увеличении предложения денег)?


II. Примерная тематика рефератов и докладов

1. Основные направления и особенности фискальной политики в современной России.

2.Стабилизационная политика государства в условиях глобализации экономики.

3. Налоговая политика и ее совершенствование в современной России.


III. Рекомендации

1. Следует иметь в виду, что кейнсианский мультипликатор называется простым, так как он не учитывает влияние подоходного налога и иностранного сектора. Эти два фактора находят выражение в сложном мультипликаторе в виде налоговой ставки и предельной склонности к импорту.

K = 1/1-MPC(1-t) + m

где t- налоговая ставка

m- предельная склонность к импорту.

2. Налоговый мультипликатор

- это мультипликатор чистых налогов, где из общей величины налоговых поступлений исключаются государственные трансферты.

Мультипликатор сбалансированного бюджета объединяют в себе действие двух мультипликаторов: налогового и госрасходов. Притом их действие разнонаправлено: рост налогов приводит к уменьшению совокупных доходов, а рост госрасходов к их увеличению.


IV. Контрольные задания

Верны ли следующие утверждения (да, нет)?

1. Целью фискальной политики является сглаживание циклических колебаний экономики.

2. Налоги оказывают косвенное влияние на ВВП, а государственные закупки товаров и услуг – прямое.

3. Мультипликатор сбалансированного бюджета всегда равен 1.

4. Мультипликатор государственных расходов всегда больше налогового мультипликатора на 1.

5. Повышение налогов и государственных расходов на одинаковую величину не изменяет величины дефицита государственного бюджета.

6. Фискальная политика более эффективна в краткосрочном периоде.

V. Задача

Экономика представлена следующими данными:

Y=C+I+G+Xn, где потребление С=80+0,8(Y-T+F), инвестиции I=50, налоги T=30, трансферты F=10, госрасходы Хn=10, G=40.

Рассчитать: равновесный уровень ВВП (Y*), максимальный объем увеличения ВВП при увеличении госрасходов на 10 ед.(с 40 до 50), чистые налоги.

Рекомендации:

Для решения этой задачи вначале следует рассчитать Y*, подставив соответствующие значения в основное макроэкономическое тождество, а затем рассчитать мультипликационный эффект, используя простой мультипликатор госрасходов. MPC здесь дана в функции потребления.


VI. Тесты

1. Инструментами фискальной политики являются:

а) чистые налоги

б) предложение денег

в) трансферты

г) государственные закупки товаров и услуг

2.Сокращение подоходного налога приводит к:

а) росту потребления

б) росту располагаемого дохода

в) уменьшению инвестиций

г) росту государственных расходов

3.Рост предельной склонности к потреблению:

а) увеличивает мультипликатор госрасходов

б) уменьшает мультипликатор госрасходов

в) не оказывает влияние на мультипликатор госрасходов

г) уменьшает налоговый мультипликатор

4. Величина налогового мультипликатора:

а) меньше мультипликатора госрасходов

б) всегда больше 1

в) не влияет на изменение ВВП

г) может быть отрицательной величиной

5. Если правительство увеличивает госрасходы на определенную величину, то:

а) объем ВВП возрастает на ту же величину

б) объем ВВП возрастает на большую величину

в) уменьшается дефицит госбюджета

г) объем ВВП не изменяется


VII. Список рекомендованной литературы

1. Агапова Т., Серегина С. Макроэкономика М. 2001 гл. 6

2. Сажина М., Чибриков Г. Экономическая теория М.2005 гл. 18, 19.

3. Матвеева Т. Введение в макроэкономику М. 2002 гл.12.

4. Курс экономической теории под редакцией Сидоровича А.В. М. 2002 гл. 25.

5. Экономическая теория под редакцией Видяпина и др.М. 2007 гл. 27.3, 27.4.


Глава 10

Денежно- кредитная политика

I. Вопросы, выносимые на самостоятельную работу

1. Назовите основные элементы банковской системы.

2. Что относится к небанковским денежно- кредитным институтам?

3. Что собой представляет ликвидность банка?

4 .Какие виды кредитов вы знаете по срокам кредитования и по характеру предоставления?

5. Что собой представляют новые операции коммерческих банков: лизинг, факторинг, форфейтинг, траст?

6. Что собой представляют обязательные и избыточные резервы коммерческих банков?

7. В каких случаях Центральным банком используется политика дорогих денег, а в каких случаях - политика дешевых денег?

8. Какие имеются ограничения в действии банковского мультипликатора?

9. Почему операции на открытом рынке являются самым удобным и гибким инструментом денежно- кредитной политики?

10. Почему денежно кредитная политика поражает внешние временные лаги?

11. Почему в современных западных странах основную роль играет денежно- кредитная политика?


II. Примерная тематика рефератов и докладов

1. Банковская система и проблемы ее совершенствования в современной России.

2.Закон о банке России: его основные положения.

3. Проблемы функционирования коммерческих банков в современной России.

4. Современная монетаристская концепция денежно- кредитной политики.

5. Особенности и приоритеты денежно- кредитной политики в современной Росси.

III. Контрольные задания


1. Что является активами, а что пассивами коммерческого банка:

1) Денежные средства и счет в ЦБ.

  1. Государственные долговые обязательства.

  2. Кредиты, полученные от ЦБ.

  3. Банковские депозиты.

  4. Кредиты, выданные клиентам банка.

  5. Чистые вложения (инвестиции) в ценные бумаги компании.

  6. Средства, переданные в лизинг компаниям.

  7. Вынужденные банком долговые обязательства.

2. Покажите на графиках равновесия денежного рынка, проведение жесткой (поддержание денежной массы) и гибкой (регулирование ставки процента) денежно- кредитной политики.

3. Приведите примеры, когда денежно-кредитная и фискальная политика действуют однонаправлено для стимулирования экономического роста.


IV. Задачи

1. Рассчитать избыточные резервы коммерческого банка, если даны:

Фактические резервы 20 млн. руб.

Общий объем депозитов 130 млн. руб.

Норма обязательных резервов 5%

2. Норма обязательных резервов -10%, клиент вносит депозит -40 тыс. руб. На какую величину максимально увеличится предложение денег?

3. Общие резервы коммерческого банка -200 млн. руб. Депозиты банка- 400 млн. руб. Обязательная норма резервов -10%. Рассчитать обязательные резервы банка и максимальную величину возможных кредитов.

4. Центральный банк продал коммерческим банкам государственные облигации на сумму 30 млн. руб. На какую величину уменьшиться предложение денег, если норма обязательных резервов 10%?

5. Норма обязательных резервов-10% .ЦБ купил гособлигации на открытом рынке на 5000 руб. В конце года ЦБ продал гособлигации на 10000 руб. и уменьшил норму обязательных резервов до 8%.Как изменилась величина денежной массы на конец года?

Рекомендации, при решении данных задач. Необходимо применить формулу банковского мультипликатора.

V. Тесты


1. Современные коммерческие банки не занимаются операциями:

а) по привлечению вкладов,

б) по выдачи кредитов,

в) по предоставлению средств в лизинг,

г) по выпуску банкнот.


2.К пассивным операциям коммерческого банка не относится:

а) выдача кредитов,

б) привлечение депозитов,

в) покупка государственных ценных бумаг,

г) увеличение резервного счета в ЦБ.


3.Предложение денег увеличивается, если:

а) клиент вносит деньги в КБ,

б) клиент снимает деньги со своего счета в КБ,

в) клиент берет деньги в КБ,

г) клиент покупает ценные бумаги в КБ.


4.Политика дорогих денег:

а) приводит к росту ставки процента,

б) сокращает инфляцию,

в) увеличивает инфляцию,

г) сокращает инвестиции.


5. Денежная масса в стране увеличивается, если ЦБ:

а) продает государственные ценные бумаги,

б) покупает государственные ценные бумаги,

в) понижает норму обязательного резервирования,

г) увеличивает учетную ставку процента.


6. Денежная масса в стране уменьшается, если:

а) уменьшается учетная ставка процента,

б) растет спрос на инвестиционные ресурсы,

в) повышается норма обязательных резервов,

г) увеличиваются банковские депозиты.


7. К монетарной политике не относится воздействие центрального банка на:

а) уровень учетной ставки процента,

б) налоговую ставку на доходы физических лиц,

в) операции с государственными ценными бумагами на открытом рынке,

г) норму амортизационных отчислений.


8. Снижение учетной ставки процента Центральным банком приводят к:

а) уменьшению инвестиционного спроса,

б) росту инвестиционного спроса,

в) уменьшению спроса на деньги,

г) снижению рыночной ставки процента.


9. Повышение нормы обязательного резервирования Центральным банком приводят к:

а) росту денежной массы в стране,

б) уменьшению денежной массы в стране,

в) росту кредитов коммерческих банков,

г) снижению уровня инфляции.


10. При проведении стимулирующей денежно-кредитной политики Центральный банк:

а) понижает учетную ставку процента,

б) повышает норму обязательных резервов,

в) покупает государственные ценные бумаги,

г) понижает налоги на бизнес.


VI. Рекомендации по подготовке ответов на поставленные вопросы и решению задач

При ответах на поставленные вопросы следует уяснить, что по характеру предоставлении кредиты могут быть межгосударственными, государственными, банковскими, коммерческими, потребительскими, ипотечными.

Лизинг – форма аренды машин, оборудования и др. ценностей с последующей постепенной выплатой их стоимости. Применяется оперативный и финансовый лизинг.

Факторинг- перекупка банком чужих долговых обязательств с последующим их взысканием с должника.

Трастовые операции – это доверительные операции по управлению финансовыми средствами или другим имуществом клиентов осуществляемые по поручению клиента на основе договора с ним. При решении задач следует использовать формулу банковского мультипликатора:

K=1/r, где r- норма обязательных банковских резервов.

Денежный мультипликатор имеет следующий вид:

M=Ms/ Мв, где Мs- предложение денег,

Мв- денежная база

Мв=С+R, т.е. наличные деньги + резервы.


VII. Список рекомендуемой литературы

1.Агапова Г., Серегина С. Макроэкономика М.2001, гл. 8.

2.Ивашковский В. Макроэкономика М. 2002, гл. 7

3.Курс экономической теории под редакцией Сидоровича А.В. М.2001, гл. 27, гл. 31.

4.Сажина М., Чибриков Г. Экономическая теория М.2005, гл. 21

5.Экономическая теория под редакцией Видяпина В. И др. М. 2007, гл. 25.3, 25.4.

6.Экономическая теория. Экспресс- курс под редакцией Грязновой А. и др. М. 2007, гл. 15.


Тема 12

Социальная политика

I. Вопросы, выносимые на самостоятельную работу

1. Перечислите основные индексаторы уровня жизни населения.

2. Что вы понимаете под качеством жизни.

3. Как определить показатель «Индекс развития человеческого потенциала» (ИРЧП)

4. Назовите основные причины неравенства доходов населения.

5. Какое различие между номинальными и реальными доходами населения?

6. Определите абсолютную и относительную черту бедности.

7. Чем вы объясняете углубление степени неравенства доходов населения в современной России?

8 .Какие методы государственного перераспределения доходов используются в современной России?

9. Почему так остро стоит проблема бедности в современной России? Какие вы видите пути ее решения?

10. Что собой представляет прожиточный минимум?


II. Примерная тематика докладов и рефератов

1. Основные направления социальной политики в современной России?

2. Социальная политика скандинавских стран и ее особенности.

3. Виды социальной политики в современных социально-экономических системах.

4. Проблема повышения уровня и качества жизни в современной России.

5. Доходы населения и проблема усиления их дифференциации в современной России.

6. Проблема бедности населения в современной России.

7. Пути и методы повышения уровня жизни и уменьшение степени неравенства доходов в современной России.


III. Контрольные задания

1. Доходы населения распределяются следующим образом:

Группы семей Доли доходов

В % В %

1. 20 4

2. 20 10

3. 20 18

4. 20 23

5. 20 43

Постройте кривую Лоренца и проанализируйте степень неравенства в распределении доходов.

2. ООН выделяет 12 групп показателей, характеризующих уровень жизни населения:

1. демографическая ситуация в стране,

2. санитарно-гигиенические условия жизни

3. потребление продовольственных товаров

4. жилищные условия

5. образование и культура

6. условия труда и занятость

7. доходы и расходы населения

8. уровень цен на потребительские товары и услуги

9. наличие транспортных средств

10. организация отдыха

11. социальное обеспечение

12. права человека

Проанализируйте эти показатели с точки зрения российского населения. Добавьте то, что на Ваш взгляд необходимо было бы еще включить в эту классификацию. Какие комплексные обобщающие показатели не входят в эту классификацию?


IV. Задачи

1. Определите реальную заработную плату работника, если номинальная зарплата 20 тысяч рублей, ИПЦ-5%, дефлятор ВВП-3%, ИЦП-6% по отношению к соответствующим показателям предыдущего года.

2. Площадь отклонения реальных доходов от состояния полно их равенства на кривой Лоренца составляет 2000 денежных единиц. Индекс Джини=0.7. Рассчитайте общий объем распределительных доходов в стране.


V. Тесты

1. К причинам неравенства доходов населения не относится:

а) различия умственных и физических способностей населения

б) различия уровней образования

в) различия во владении собственностью

г) различие в социальной и национальной структуре населения

д) различия в продолжительности рабочего времени.

2. Показателями уровня жизни населения являются:

а) ВВП на душу населения

б) номинальные доходы на душу населения

в) уровень занятости в стране

г) реальная зарплата на душу населения.


3. Если индекс Джинни увеличивается, то:

а) увеличивается неравенство в распределении доходов

б) сокращается неравенство в распределении доходов

в) изменяется структура доходов

г) растут реальные доходы населения.


4. Индекс развития человеческого потенциала включает в себя:

а) ВВП на душу населения

б) уровень образования

в) уровень предстоящей продолжительности жизни

г) ИПЦ.

5. К основным экономическим теориям об источниках доходов относятся:

а) трудовая теория стоимости

б) теория трех факторов производства

в) теория предельной полезности

г) социологическая теория распределения

V. Рекомендации по подготовке ответов на вопросы, выполнению тестов, решению задач

По методологии ООН важным показателем, характеризующим уровень жизни населения, является индекс развития человеческого потенциала. Он включает в себя три показателя:

1) ВВП на душу населения

2) уровень образования

3) величина предстоящей продолжительности жизни человека

Неравномерность в распределении дохода характеризуется в основном показателями: кривой Лоренца, индексом Джинни. «Закон Парето» объясняется следующим образом: 80% ВВП достается 20ти% населения, 20% ВВП достается 80ти% населения.

Крайняя бедность (нищета) - определяется как неспособность удовлетворить самые минимальные жизненно необходимые потребности в пище за счет собственных доходов.

Рассчитывается индекс нищеты.

К основным теориям об источниках доходов можно отнести:

трудовую теорию стоимости (К. Маркс)

теорию факторов производства (Ж.Б. Сэм)

социологическую теорию распределения (Ж. Маршал.)

уравнительные теории распределения


VI. Список рекомендуемой литературы

1. Ивашковский С. Макроэкономика М. 2002, гл.17

2. Курс экономической теории под редакцией Сидоровича А.В. М. 2001, гл.47

3. Сажина М., Чибриков Г. Экономическая теория М.2005, гл.20

4. Экономическая теория под редакцией Видяпина В. И др. М. 2007, гл.28

5. Экономическая теория. Экспресс- курс под редакцией Грязновой А. и др. М. 2007, гл.17


Список рекомендуемой литературы

Основная

1. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика / Под ред. Сидоровича А.В. – М.: Дело и Сервис, 2005

2. Макроэкономика. Теория и российская практика. / Под ред. Грязновой А.Г., Думной Н.Н. – М.:КНОРУС, 2006.

3. Ивашковский С.М. Макроэкономика – М.: Дело, 2003

Дополнительная

4. Видяпин В.Н., Добрынин А.И., др. Экономическая теория. – М.: Инфра-М., 2007

5. Грязнова А.Г., Чечелева Т.В. Экономическая теория. – М.: «Экзамен», 2005, 2006

6. Кейнс Дж. Общая теория занятости, процента и денег. В кн. Антология экономической классики». – М.: 2004.

7. Куликов Л. Экономическая теория. – М.; Проспект, 2004.

8. Курс экономической теории. Учебник / Под ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.Н. – Киров: «АСА», 2005.

9. Макконелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. В 2 т., перевод сангл., - М.: Республика, 1992.

10. Маршалл А. принципы политической экономии – М.: Прогресс, 1984.

11. Мэнкью Н. Макроэкономика. Пер с англ. - .: Дело, 1994.

12.Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория – М.: Норма, 2005.

13.Самуэльсон П.А., Нордхаус В.Д. Экономика, Изд. Банон-Кнорус, М.,1999

14. Сидорович В.А. Курс экономической теории. Общие основы экономической теории – М.: ДиС, 2007.

15. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика Пер. с англ – М.: Дело, 1994.

16. Фридмен М. Количественная теория денег. Пер. с англ – М.: Эльф-Пресс, 1996.

17. Экономическая теория / Под ред. Камаева В.Д., Лобачевой Е.Н – М.: Юрайт, 2005.


Электронные издания

18. Макроэкономика: методические рекомендации по выполнению контрольной работы для студентов, обучающихся по специальностям экономического направлений (заочная форма обучения) / Состав. Л.В. Горелова, Н.В. Манченко, ГОУВПО «МГУС». – М, 2004. (Акт УИОТ МГУС от 16.08.2006, №233)

19. Макроэкономика: Тестовые задания текущего и рубежного контроля / Сост. доц. Г.И. Заец, доц. Н.В. Манченко. – ГОУВПО «МГУС». М.:, 2005 – 45 с. (АКТ УИОТ МГУС от 20.04.2007, №2082)

20 Овчаров Д.А. Макроэкономика: Учебное пособие. – Волгоград: издательство ВолГУ, 2004. – 108с. (Акт УИОТ МГУС от 13.02.2007, №1639; источник: http://window.edu/window_catalog/redir/id=25862&file=volsu446.pdf)

21. Проблемы макроэкономического регулирования / А.И. Лученок, О.Л. Шулейко, О.И. Румянцева, М.В. Маркусенко и др. – Мн.: Право и экономика, 2005. – Электронная версия – 178 с. (Акт УИОТ МГУС от 13.07.2007, №2575; источник: http://www.gaudeamus.omskcity.com/PDF_library_humanitarrian.html)

22. Седов В.В. Экономическая теория: В 3 ч. Ч. 3 Макроэкономика: Учеб. пособие / Челяб. Гос. Ун-т. – Челябинск, 2002. – 115 с. (Акт УИОТ МГУС от 13.02.2007, №1645; источник: http://www.finansy.ru/book/macro/005.pdf)

Интернет-ресурсы

23. БАКАЛАВР ЭКОНОМИКИ (Хрестоматия) Часть 1 / Ред.: Видяпин В.И. (Акт УИОТ МГУС от 02.08.2006, №39; источник: http://lib.vvsu.ru/books/Bakalavr01/)

24. БАКАЛАВР ЭКОНОМИКИ (Хрестоматия) Часть 2 / Ред.: Видяпин В.И. (Акт УИОТ МГУС от 02.08.2006, №40; источник: http://lib.vvsu.ru/books/Bakalavr02/)

men-zhne-men-otbasim-tmeng-sinip-oushilarina-arnalan-debi-muzikali-kesh-dajindi-keze.html
mendel-viktor-vasilevich-metod-koordinat-v-prostranstve-koordinati-vektora-i-koordinati-tochki-v-prostranstve.html
mendeleev-dmitrij-ivanovich.html
menedzher-dannie-predostavleni-portalom.html
menedzher-innovacionnoj-deyatelnosti-v-nauchno-tehnicheskoj-i-proizvodstvennoj-sferah-stranica-3.html
menedzher-otdela-planirovaniya-proizvodstva-i-marketinga-edinij-kvalifikacionnij-spravochnik-dolzhnostej-sluzhashih.html
  • urok.bystrickaya.ru/pravo-na-sredstva-individualizacii-tovarnie-znaki-znaki-obsluzhivaniya-naimenovaniya-mest-proishozhdeniya-tovarov-firmennie-naimenovaniya-kommercheskie.html
  • textbook.bystrickaya.ru/kandiba-dmitrij-viktorovich-tehnika-mislennogo-gipnoza-stranica-5.html
  • letter.bystrickaya.ru/novie-postupleniya-2-selskoe-hozyajstvo-2-gosudarstvennoe-i-pravovoe-regulirovanie-selskogo-hozyajstva-2.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/verhovnij-sud-ssha-chast-7.html
  • composition.bystrickaya.ru/organizaciya-izucheniya-istorii-rossii-s-ispolzovaniem-ikt-razdel-istoriya-rossii-xix-vek-nachalo-xx-veka-specialnost-stranica-4.html
  • essay.bystrickaya.ru/ekonomika-kievskoj-rusi.html
  • klass.bystrickaya.ru/addiktivnoe-povedenie-u-podrostkov-narkomaniya-i-alkogolizm-chast-5.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uchebnoj-literaturi-nauchnoj-biblioteki-petrgu-ul-pravdi-1-postupili-novie-knigi-dlya-studentov-matematicheskogo-fakulteta.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/kurs-gr-d-404-ugolovno-pravovaya-specializaciya.html
  • shkola.bystrickaya.ru/razrabotka-biznes-plana-v-sfere-turizma.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/professionalnoe-stanovlenie-prepodavatelya-fizicheskoj-kulturi-stranica-2.html
  • thescience.bystrickaya.ru/gruppi-zdorovya-publichnij-otchet-o-sostoyanii-del-v-shkole-i-rezultatah-deyatelnosti-za-2006-2007-uchebnij-god.html
  • notebook.bystrickaya.ru/istoriya-psihoanaliza-v-rossii-stranica-17.html
  • assessments.bystrickaya.ru/energopolevaya-informacionnaya-gologra-fichnost-prirodi-mira-i-vselennoj-kak-vechnaya-i-edinaya-duhovnaya-fizicheskaya-i-matematicheskaya-sushnost-mirozdaniya.html
  • abstract.bystrickaya.ru/12113-federalnie-reformi-v-kemerovskoj-oblasti-programma-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya-kemerovskoj-oblasti-do-2012-goda.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/pismo-akademika-alekseya-sergeevicha-bushmina-pushkinskij-dom-iz-leningrada-ot-6-maya-1979-goda.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-psihologiya-socialnoj-raboti-napravlenie-podgotovki-030300-psihologiya.html
  • education.bystrickaya.ru/3-pered-nami-sistema-kotoraya-mozhet-bit-oharakterizovana-prezhde-vsego-kak-grubo-yazicheskaya.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/upravlenie-oborotnimi-aktivami-na-primere-spk-kolhoz-lenina.html
  • shkola.bystrickaya.ru/stroitelnij-kirpich.html
  • nauka.bystrickaya.ru/ustnie-temi-russia-uchebno-metodicheskoe-posobie-dlya-studentov-1-2-kursa-zaochnogo-obucheniya-visshih-uchebnih-zavedenij.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-5-bezopasnost-kompyuternih-setej-v-banke-diplomnaya-rabota.html
  • learn.bystrickaya.ru/goroda-buzuluka-orenburgskoj-oblasti-upravlenie-obrazovaniya.html
  • control.bystrickaya.ru/chernij-sentyabr-glazami-postoronnego.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/tema-1-drevnejshij-period-istorii-marijskogo-kraya-tematicheskoe-planirovanie-po-istorii-i-kulture-narodov-marij-el-5-8-klass.html
  • school.bystrickaya.ru/istochniki-finansirovaniya-investicionnogo-proekta-chast-3.html
  • uchit.bystrickaya.ru/taiwan-2-essay-research-paper-taiwan-is.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/saba-15-sabati-tairibi-trapeciya-sabati-masati.html
  • report.bystrickaya.ru/infekcionnij-endokardit-hirurgicheskoe-lechenie.html
  • abstract.bystrickaya.ru/16-i-17-iyunya-v-hode-rabochego-vizita-v-zakame-ministr-asgat-safarov-posetil-sarmanovskij-spasskij-alkeevskij-aznakaevskij-leninogorskij-i-nurlatskij-rajoni-stranica-3.html
  • thescience.bystrickaya.ru/kalendarno-tematicheskij-plan-vneauditornoj-samostoyatelnoj-raboti-studentov-ikursa-lechebnogo-i-pediatricheskogo-fakultetov-po-anatomii-cheloveka-pod-rukovodstvom-prepodavatelya-na-2011-2012-uch-god.html
  • crib.bystrickaya.ru/himicheskaya-svyaz-okruzhayushij-cheloveka-mir-materialen-i-nesmotrya-na-vse-bogatstvo-ego-proyavlenij-v-nastoyashee-vremya.html
  • shkola.bystrickaya.ru/metodi-stimulirovaniya-i-motivacii-deyatelnosti-povedeniya-uchashihsya.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/programma-disciplini-obshaya-psihologiya-dlya-napravleniya-030900-62-yurisprudenciya.html
  • literatura.bystrickaya.ru/solnechno-zemnaya-fizika.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.