.RU

Методическая разработка по теме: Предложения с обособленными членами




Муниципальное общеобразовательное учреждение

«СОШ № 9» г. Новочебоксарск Чувашской Республики


Методическая разработка по теме:

Предложения с обособленными членами

(система уроков)


Учитель

русского языка и литературы

Миронычева Лариса Анатольевна


2009


Данная методическая разработка предлагается в помощь учителям, работающим по учебнику русского языка для 8 класса общеобразовательных учреждений под редакцией С.Г. Бархударова. В пособии представлена система уроков по теме «Предложения с обособленными членами». Автором детально разработана структура уроков по изучению предложений с обособленными определениями и приложениями.


СОДЕРЖАНИЕ


Введение………………………………………………………………………………………….2

Урок 1 (73). Понятие об обособленных членах предложения ……………………………….4

Урок 2 (74). Обособление согласованных распространенных и нераспространенных определений. …………………………………………………………………………………….7


Урок 3 (75). Обособление согласованных распространенных и нераспространенных определений (продолжение темы). …………………………………………………………….9


Урок 4 (76). Обособление определений с обстоятельственным оттенком…………………11


Урок 5 (77). Обособление определений и приложений, относящихся к личному местоимению. ………………………………………………………………………………….12


Урок 6 (78). Обособление согласованных приложений. …………………………………….13


Урок 7 (79). Обособление согласованных приложений (продолжение темы)……………..15


Приложение …………………………………………………………………………………….16


Список использованной литературы………………………………………………………….20


введение

Тема «Обособленные члены предложения» в 8 классе завершает изучение второстепенных членов предложения, содержит обобщающий материал и представляет собой своеобразный переход к сложному предложению. В центре внимания оказывается пунктуационное выделение членов предложения при их обособлении.

Обособление  — это довольно сложное явление синтаксиса. Обособлением называется смысловое и интонационное выделение второстепенных членов с целью актуализации смысловой значимости обособляемой части в структуре предложения. Обособленные члены предложения содержат добавочное сообщение, пояснение, уточнение, благодаря чему они логически подчеркиваются и приобретают больший синтаксический вес и стилистическую выразительность в предложении. Поэтому при изучении темы следует обратить особое внимание на произношение предложений с обособленными членами, на интонационное выделение обособленных членов: перед обособленным членом (если он находится не в начале предложения) повышается голос, делается пауза, фразовое ударение, характерное для интонационно-смысловых отрезков, на которые членится предложение. Такую интонацию проф. А.М. Пешковский в своем

"Русском синтаксисе в научном освещении" назвал обособляющей.
Обособленные члены по своей смысловой нагрузке и по интонационному оформлению приближаются к придаточным предложениям. Отсюда синонимия простых предложений, осложненных обособленными членами, и сложноподчиненных предложений с соответствующими типами придаточных.
Обособляются только второстепенные члены предложения, т.к. главные члены служат для выражения основного, а не добавочного сообщения и не могут быть "выключены" (обособлены) в составе предложения.
Одни второстепенные члены предложения обособляются, а другие не обособляются. Предложения с обособленными членами делят на две группы: 1) предложения с полупредикативными обособленными членами (определение, приложение и обстоятельства); 2) предложения с уточняющими и поясняющими обособленными членами.

Выделяются следующие условия обособления: 1) порядок слов (имеет значение для обособления определений, приложений, обстоятельств), 2) степень распространенности члена предложения (имеет значение для всех обособленных членов предложения), 3) уточняющий характер одного члена предложения по отношению к другому, 4) смысловая нагрузка второстепенного члена предложения.

Изучение данного раздела русского языка направлено на достижение следующих целей:

Достижение указанных целей осуществляется в процессе решения следующих задач:

Методы обучения:

В результате изучения темы «Обособленные члены предложения» ученики должны овладеть следующими ЗУН:



Урок 1 (соответствует уроку 73 примерной рабочей учебной программы).

^ ПОНЯТИЕ ОБ ОБОСОБЛЕННЫХ ЧЛЕНАХ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.


Ц е л ь: дать понятие об обособлении, раскрыть значение новых понятий «смысловое, интонационное выделение», «основное и добавочное сообщения в простом предложении, осложненном обособленными членами».


^ Ход урока

1. Словарная работа.

Впечатление – 1) след, оставленный в сознании, в душевной жизни чем-нибудь пережитым, воспринятым; 2) влияние, воздействие; 3) мнение, оценка, сложившаяся после знакомства, соприкосновения с чем(кем)–нибудь.

Эскиз – предварительный набросок к картине, рисунку.

- Составить предложения, употребив в них данные слова. Определить, какими членами предложения они являются.

^ 2. Объяснение нового материала.

Анализ таблицы:


Обособленные члены предложения







обособленные члены, близкие по значению к предложению

уточняющие члены



обособленные обстоятельства

обособленные дополнения


обособленные определения






согласованные определения

несогласованные определения

деепричастные обороты

обстоятельства, выраженные существительными с предлогами



причастные обороты


определения, выраженные прилагательными

Сегодня на уроке мы должны получить представление о том, что называется обособлением. Обособление – один из способов смыслового выделения или уточнения части высказывания. В устной речи обособленные члены произносятся с особой интонацией, в письменной – выделяются запятыми.


Анализ примеров, записанных на доске:

Густой туман, нависший над морем, на несколько минут разорвался. И тучи, редея, лениво расползались по небу. Вопреки прогнозам гидрометцентра, день оказался дождливым.

- Какие члены предложения называются обособленными?

- Какие члены предложения могут обособляться?

- На какие группы делятся предложения с обособленными членами?


^ 3. Выполнение тренировочных упражнений.

Упр. 1. Запишите предложения. Найдите определения и сделайте их обособленными. Определите, чем они выражены. Запишите примеры, обозначая графически и выделяя запятыми обособленные определения.

1. На поросшей мхом сосне мелькает пушистый хвост белки. 2. Узкая и темная тропинка вьётся между деревьями. 3. Мелкие и крупные звёзды были ярки и чисты.

Упр. 2. Сравните предложения. (Предложения распечатаны для каждой парты.)

- Определите, за счёт чего стало возможным передать два сообщения в одном предложении?

- Какое из сообщений является основным, какое добавочным?

- Для какого стиля важна экономия языковых средств при выражении мыслей?

- Какими синонимичными конструкциями могут быть заменены предложения с обособленными членами? Все ли обособленные члены могут заменяться синонимичными конструкциями?

^ В тишине далеко-далеко разносится звук пастушьего рожка. Он собирает отбившихся от стада коров.

В тишине далеко-далеко разносится звук пастушьего рожка, собирая отбившихся от стада коров.

^ В тишине далеко-далеко разносится звук пастушьего рожка, собирающего отбившихся от стада коров.

Упр. 3. Прочитайте, выделяя интонацией обособленные члены предложения. Выпишите предложения с обособленными определениями, подчеркнув их, раскройте скобки и объясните орфограммы. (Предложения распечатаны для каждой парты.)

Табун между тем уже медле(н,нн)о стал разбредаться по (не)сбитому ещё лугу, покрытому росой и паром, поднимавшимся одинаково от луга и от реки, огибавшей его. (Л. Толстой). С Пушкиным мы (не)расстаемся до старости, до конца жизни. (С. Маршак). В Мещёрском крае нет никаких особенных красот и богатств, кроме лугов, лесов и прозрачного воздуха. (К. Паустовский). Налево шумели вётлы, широкие, огромные, обмякшие. (И. Бунин).

Упр. 4. Прочитайте предложения, выделяя интонацией обособленные уточняющие члены предложения. Какие именно члены они уточняют? (Предложения распечатаны для каждой парты.)

Здесь, в лесном краю, родилась моя любовь к живой, радостной природе, к родной земле. (И. Соколов-Микитов). Октябрьский закат догорал где-то очень далеко, внизу, на краю земли. (Ю. Бондарев). Из лишайников в тундре распространены олений мох, или ягель. (Е. Пермитин).

Упр. 5. Замените два предложения одним простым с обособленными причастными и деепричастными оборотами. Запишите, обозначив графически обособленные члены и выделяя их запятыми. Изменится ли интонация, если мы поменяем порядок слов в предложении? (Предложения распечатаны для каждой парты.)


1. На прибрежной иве снова заворковали горлинки. Они встречают день. 2. Болтовня первых птиц разносилась по лесу. Он смыкался над узкой дорогой кронами старых деревьев. 3. Эскиз изделия должен быть простым. Он не загружен лишними подробностями.


4. Домашнее задание:

Теоретический материал с. 133.


Урок 2 (74). ^ ОБОСОБЛЕНИЕ СОГЛАСОВАННЫХ РАСПРОСТРАНЕННЫХ И НЕРАСПРОСТРАНЕННЫХ ОПРЕДЕЛЕНИЙ.


Ц е л ь: познакомить учащихся с общими условиями обособления определений, формировать умения определять эти условия.


Ход урока

^ 1. Выборочный диктант.

Учащиеся выписывают глаголы, графически объясняя окончания.

1. В бездонную бочку воды не наносишь. 2. Кашу маслом не испортишь. 3. Потерянного времени не воротишь. 4. Без правды и шагу не ступишь. 5. Хлеб режут, а сахар колют. 6. Что посеешь, то и пожнешь.

^ 2. Объяснение нового материала.


Виды определений

По согласованию с определяемым словом

По степени распространения

согласованное

несогласованное

распространенное

нераспространенное

согласуется с определ. словом в роде, числе, падеже; выражено полным прилагательным, причастием, местоимением, порядковым числительным

не согласуется с определ. словом в роде, числе и падеже; связано с сущ. по способу управления и примыкания;

выражено сущ. и мест. в косвенном падеже, наречием, сравн. степенью прил., неопр. формой глагола

при определении есть зависимые слова

при определении нет зависимых слов



Учащиеся знакомятся с п. 29 учебника и делают запись в грамматические тетради:



Общие условия обособления определений.

  1. Стоят после определяемого слова.

  2. Относятся к личному местоимению.

  3. Имеют дополнительное обстоятельственное значение.





^ 3. Выполнение тренировочных заданий.

Задание 1. Прочитайте предложения, укажите обособленные определения и объясните условия их обособления. (Предложения распечатаны для каждой парты.)

Мы подходили к берегам, расцвеченным сухими и резкими красками крымской зимы. (К. Паустовский). Выпавший за ночь снег замёл узкую дорогу, ведущую к школе. (Ю. Нагибин). Усталые и продрогшие, мы вяло тянулись по раскисшей дороге. (В. Вересаев). Подгоняемая шестами, лодка наша хорошо шла по течению. (В. Арсеньев). Оглушенный тяжким гулом, никнет Тёркин головой. (А. Твардовский).

Задание 2. Проводится коллективный анализ предложений, записанных на доске.

1. Весёлые и счастливые ребята возвратились со слета. - Ребята, веселые и счастливые, возвратились со слёта.

2. Прохладный, освежающий ветерок бодрил туристов. - Ветерок, прохладный, освежающий, бодрил туристов.

- Сделайте сравнительный анализ предложений, в ходе которого установите, в каких случаях определения получают большую смысловую нагрузку и обособляются. Каковы общие условия обособлений?

- Произведите замену в 1 предложении определяемого существительного личным местоимением. Будут ли обособляться в этом случае определения во всех предложениях?

- Сформулируйте вывод об условиях обособления определений, выраженных прилагательными. Обращаем внимание, что определения, выраженные прилагательными, обособляются при таких же условиях, как и выраженные причастными оборотами: после определяемого слова. Перед определяемым словом, если имеют добавочное обстоятельственное значение (чаще – причины).


Выполнение упр. 300 учебника.


Задание 3. Работа над формированием умения конструировать предложения:

неосложненные предложения переконструируйте в осложненные обособленными определениями, выраженными прилагательными, подобрав их к выделенным словам. (Предложения распечатаны для каждой парты.)

  1. Берёза (стройная и красивая) является символом России. 2. Бегун

(способный и настойчивый) всё же добился хороших результатов. 3. От солнца (яркого и беспощадного) слепило глаза.

  1. Домашнее задание: п. 29, упр. 306



Урок 3 (75). ^ ОБОСОБЛЕНИЕ СОГЛАСОВАННЫХ РАСПРОСТРАНЕННЫХ И НЕРАСПРОСТРАНЕННЫХ ОПРЕДЕЛЕНИЙ.

(продолжение темы)


Ход урока

1. Проверка домашнего задания.

Два человека работают у доски по карточкам.

К а р т о ч к а 1.

Записать, объяснить написание НЕ с разными частями речи.

Н…чего (не)забудьте, н…чем удивить, (не)терпит неправды, (не)преследовал (не)приятеля, (н..)(в)чём (не)участвовал; (не)широкая, а узкая реч…нка; (не)широкая, но рыбная река; (не)забываемый подвиг, (не)исправленная (во)время ошибка, телефон (не)отремонтирован; задача (не)решенная, а только начатая; (не)написанное сочинение.


К а р т о ч к а 2.

Записать, объяснить написание НЕ с разными частями речи.

(Не)скошенный луг, (не)выполненное поручение, роман (не)дописан, сказать (не)правду, экскурсия (не)состоялась, (н…)(с)кого спросить, (не)друг (не)обнаружен, ошибка (не)отмечена, (не)доумевающий взгляд, (не)взлюбил (с)разу, совсем (не)интересный фильм, (н…)чего (не)утаишь.


^ 2. Работа по теме урока.

Обогащению синтаксического строя речи учащихся, знакомству с ролью обособленных определений, выраженных прилагательными, способствует упражнение с заданием:

- переконструируйте предложения, заменив составные именные сказуемые обособленными определениями, выраженными прилагательными.

- Определите, в каких случаях целесообразна такая замена. (Предложения записаны на доске.)

1. Город был большой и шумный, но в нём с интересом можно было ходить целый день. 2. Цветы в палисаднике были яркие и красивые, что притягивало внимание прохожих. 3. Овраги были крутые и глубокие, весной они же заполнялись до краёв водой.


Задание 1. Объяснительный диктант.

1. Лишенный книг, я стал вялым, ленивым. Меня начала одолевать незнакомая мне раньше болезненная забывчивость. 2. Обогащённый новыми понятиями и чувствами, я принялся опять перечитывать свои книги и много понял в них яснее прежнего. 3. Начитанный и образованный, он знал несколько языков. 4. Весь день, большой и значительный, Батманов провёл в непрерывном действии.


Задание 2. Запишите текст под диктовку, произведите его анализ.


На реке.

Тонкая вода отблёскивала солнцем, под водой сверкала галька. Камни, белые и гладкие, резко и светло отражали солнце и жёлтый песок, обозначив былую ширь лесного ручья. Отпотевший камыш в заводи был туг, маслянист, густо зелен. Изредка между каменными кругляшами, устилавшими дно, проскальзывал тёмным вёртким телом вьюн, косой штриховкой проносились стаи малявок. Лишь одни вётлы, тяжело нависшие с берега, сопротивлялись пожарной силе солнца. В их густой листве, издали почти чёрной, гасли яркие тучи. Пела горлинка. Свою песенку, тонкую и нежную, она прерывала вдруг резким, пронзительным вскриком, а потом как ни в чём не бывало длила тоненькую оборванную ноту.

- Определите тему текста. О чем он?

- Что отражает заголовок: тему или основную мысль?

- Определите основную мысль текста.

- Определите, какими языковыми и изобразительными средствами пользуется автор.

- Выявление синтаксических особенностей данного текста.


3. Домашнее задание: упр. 310.


Урок 4 (76). ^ ОБОСОБЛЕНИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЙ С ОБСТОЯТЕЛЬСТВЕННЫМ ОТТЕНКОМ.

Ц е л ь: познакомить учащихся с обособлением определений, имеющих обстоятельственное значение; совершенствовать навыки правильного чтения предложений с обособленными определениями.


Ход урока


^ 1. Проверка домашнего задания.

2. Орфографическая работа.

Ресурсы изысканы дирекцией, её манеры изысканны, взволнованный разговор, трудности временные, купленная книга, мороженое мясо, соломенная шляпка, слушал рассеянно, вещь подлинна, неезженые дороги, подкованная лошадь, масляные краски, сокращенный день, сплетенная корзина, некошеный луг.

^ 3. Объяснение нового материала.

- Прочитайте предложения, записанные на доске, и определите, в каких предложениях определения, выраженные причастными оборотами, стоящими перед определяемым словом, имеют дополнительные обстоятельственные значение и обособляются (к причастным оборотам можно поставить вопросы почему? и несмотря на что?).

Гонимы вешними лучами, с окрестных гор уже снега сбежали мутными ручьями на потоплённые луга.. Одарённый необычайной силой, он работал за четверых. Выросший в нищете и голоде, Павел враждебно относился к тем, кто был, в его понимании, богатым.

- Как передаются эти дополнительные значения в устной речи? На письме?

- Имеет ли значение при обособлении местоположение определяемого слова?


Упр. 308 (устно) - назвать причины обособления определений.

Задание 1. Переконструируйте предложения так, чтобы придаточная часть стала обособленным причастным оборотом, имеющим обстоятельственное значение. (Предложения распечатаны для каждой парты.)

1. Большая птица пролетела мимо нас, так как была привлечена нашим огнём. 2. Шахтёр не мог даже подойти к нам, потому что был окружён мальчишками. 3. Несмотря на то, что я был оттеснён полуденным солнцем, он оставался сумрачным и сырым.

^ 4. Закрепление материала.

- Записать предложения, объясняя расстановку знаков препинания.

1. Осторожный зверёк, белка редко резвится на поляне. (И. Соколов-Микитов). 2. Военный человек и инженер, полковник был внимателен к мелочам. (А. Фадеев). Омытая грозой, засверкала на солнце резная листва знаменитых каштанов. (И. Плотников). Движимый интересом и любовью к человеку, Миклухо-Маклай захотел изучить его. (Н. Михайлов). Позолоченная последними лучами заходящего солнца, пыль казалась золотым песком, рассыпанным под ногами. (А. Белякова).

Упр. 310.


Д о м а ш н е е з а д а н и е: составить предложения со словосочетаниями обиженный на друзей, сырой и противный, измазанная красками, уставший от переезда, используя их как обособленные определения с обстоятельственным значением.


Урок 5 (77). ^ ОБОСОБЛЕНИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЙ И ПРИЛОЖЕНИЙ, ОТНОСЯЩИХСЯ К ЛИЧНОМУ МЕСТОИМЕНИЮ.

Ц е л ь: познакомить учащихся с условием обособления определений, относящихся к личному местоимению; совершенствовать умение графически объяснять условия обособления определений; совершенствовать навыки правильного чтения предложений с обособленными членами.

Ход урока

^ 1. Синтаксическая пятиминутка.

Задание 1. Записать предложение под диктовку, графически объяснить постановку знаков препинания. Выписать из него все словосочетания, указать главное слово, определить виды связи.

^ Листья на деревьях ещё не развернулись, в лесу светло, и любой цветок заметен издали.

Задание 2. Перепишите, заменяя придаточные предложения обособленными определениями. (Предложения распечатаны для каждой парты.)

Каким стилям речи принадлежат предложения и какова стилистическая роль в них обособленных определений? Чем отличаются в стилистическом отношении синонимические конструкции?

1. Солнце село и на небе задумч..во зам..рли легкие обл..ка которые были еще роз..выми от заката. 2. Каменная стена утеса которая была облита солнцем плавилась г..рела желт..ватым пламенем. 3. Для об..спечения мигания ламп подфарников и задних ф..нарей которые сигн..лизируют поворот в их цепь включен пр..рыватель. Включение указателей поворотов осуществляется переключателем который уст..новлен на опоре рулевого вала.

^ 2. Работа по теме урока.

Выделите определения при личных местоимениях, объясните употребление знаков препинания. (Предложения записаны на доске.)

Несколько успокоенный, я отправился к себе на квартиру. Меня, мокрого до последней нитки, сняли с лошади почти без памяти. Утомлённые хлопотами последних дней, убаюкиваемые покачиванием вагона и ритмическим стуком колёс, мы очень скоро уснули. Усталый, я сел отдохнуть под большим кедром. Она, высокая, красивая, стройная, казалась теперь рядом с ним очень здоровой и нарядной.

Делается коллективный вывод: если определяемое слово при распространенном определении, выраженном причастным оборотом или одиночными прилагательными, выражено личным местоимением, то оно обособляется независимо от местоположения.

3. Закрепление.

Задание 1. Запишите предложения, обозначив графически определения, относящиеся к личным местоимениям.

1. Многие авиаторы после войны поменяли профессии, но не таков был Анатолий Васильевич Ляпидевский. Безмерно влюблённый в небо, он остался верен ему. 2. Обдуваемые позёмкой, мы лежали на огневой позиции, подмяв под голову тощие вещмешки. 3. Высокий, чуть горбящийся, с рыжеватыми пушистыми усами, весь круто прожаренный солнцем Италии, он показался мне не по возрасту крепким. 4. Лучезарным теплом очарованный, в полусне я лежу у костра. 5. Только через месяц он, худой и бледный, поднялся на неустойчивые ноги… 6. Сильный, красивый и неглупый, он был одним из тех людей, которым всегда и во всем сопутствует удача. 7. Я, бессонный, сидел на верхней палубе и любовался всё новыми и новыми уголками.

Задание 2. Составить предложения, используя в качестве обособленных определений словосочетания пушистый и мягкий, тысячу раз слышанные, уже черного и страшного, покрасневший от смущения, используя в качестве определяемого слова личные местоимения. Определения графически обозначьте.

Домашнее задание: упр.311.


Урок 6 (78).^ ОБОСОБЛЕНИЕ СОГЛАСОВАННЫХ ПРИЛОЖЕНИЙ.

Ц е л ь: дать понятие об обособлении распространенных приложений, формировать умения и навыки выделения приложений.


Ход урока


^ 1. Орфографическая работа.

Тест по теме «Правописание безударных личных окончаний глаголов и суффиксов в глаголах и причастиях».

1. В какой строке во всех словах пропущена буква е?

А. ненавид…вший, рассе…нный, постро…в

Б. увид…в, завис…л, закле…на

В. разве…в, объезд…вший, раска…лся

Г. нахмур…нный, отча…вшись, затее…л

2. В какой строке во всех словах пропущена буква я?

А. пен…щийся, раска…вшись, мА…лся, бор…щийся

Б. потер…нный, засе…в, стро…щий, пове…л

В. раскле…в, пил…щий, стел…щийся, чу…л

Г. вер…щий, вид…щий, леле…л, раскле…нный

3. В какой строке во всех словах пропущена буква е?

А. засуш…ный, завис…мый, смеш…нный, беспоко…вшийся

Б. завис…л, вид…мый, ла…л, раска…вшийся

В. удосто…н, увид…в, обид…л, покле…нный

Г. увид…л, изъезж…нный, управля…мый, слыш….мый


^ 2. Объяснение нового материала.

Объяснение нового материала удобно провести с использованием таблицы, в которой чётко представлены условия обособления и необособления приложений.


Обособляются

Не обособляются

1. Любые приложения при личных местоимениях.

^ Им, гагарам, недоступно наслажденье битвой жизни.

1. Приложения с союзом как, если союз можно заменить сочетанием «в качестве».

Как учебный предмет русский язык изучается во всех школах республики.

2. Распространенный приложения после определяемого слова.

^ Рыбак, типичный севастопольский старик с худым от ветра лицом, сидел на земле около моряка и штопал сеть.

2. Похожие на приложение именные части составных сказуемых.

^ Николай Иванович работал как рисовальщик и живописец.

3. Приложения с союзом как, если они имеют добавочное обстоятельственное значение причины.

^ Ларичеву, как отличного педиатра, хорошо знали жители города.




Вместо запятой может ставиться тире, если приложение стоит в конце предложения или относится к одному из однородных членов предложения.

^ Рядом помещалась каморка – хранилище каталогов.


3. Закрепление.

Упр. 313 (устно объяснить пунктуацию при обособленных и необособленных приложениях).


Упр. 1. Запишите предложения под диктовку, определите роль слова как, расставьте знаки препинания, графически выделите  приложения.
1)    Мы любим и ценим Шевченко не только как поэта, но и как художника.
2)    С Горьким как писателем я познакомился уже давно.
3)    За советом решили обратиться к профессору как к видному специалисту в области хирургии.
4)    Телевизионные уроки хороши как дополнительный материал, расширяющий знания.
5)    Эта трава используется как лекарственное растение.
6)    Спутники Земли как маленькие научные лаборатории запущены в мировое пространство.


Упр. 2. Из двух простых предложений составьте одно, сделав сказуемое второго предложения приложением к подлежащему первого. Подумайте, какой речевой недочёт вы устраняете, заменяя два предложения одним.

О б р а з е ц: Синтаксис изучает значение и строение словосочетаний и предложений. Синтаксис – раздел науки о языке. – Синтаксис, раздел науки о языке, изучает значение и строение словосочетаний и предложений.

1. Определение может обособляться. Определение – второстепенный член предложения. 2. Обособленные определения могут быть выражены прилагательными, причастиями, существительными. 3. Приложение тоже может обособляться. Приложение – это определение, дающее другое название предмету.

Домашнее задание: упр. 316


Урок 7 (79).^ ОБОСОБЛЕНИЕ СОГЛАСОВАННЫХ ПРИЛОЖЕНИЙ.

(продолжение темы)


Ц е л ь: закрепить пунктуационные навыки учащихся, совершенствовать навыки целесообразного использования обособленных приложений в собственных высказываниях школьников.

Ход урока

^ 1. Синтаксическая пятиминутка.

Запишите предложение, расставьте знаки, замените обособленное определение придаточным предложением.

Афоризмы жемчужины человеческой мудрости отлитые в краткую языковую форму.

^ 2. Основное содержание урока.

Большую часть урока посвящаем выполнению различных упражнений, направленных на достижение поставленных целей.

Задание 1. Решение теста. Найти соответствие цифры, обозначающей предложение, и буквы, указывающей на условия обособления.
А – определение обособлено, так как стоит после определяемого слова;
Б – приложение обособлено, так как стоит после имени собственного;
В – определение обособлено, так как относится к личному местоимению;
Г – определение обособлено, так как имеет добавочное обстоятельственное значение;
Д – определение обособлено, так как отделено от определяемого существительного другими членами предложения;
Е – приложение обособлено, так как обозначает собственное имя и поясняет нарицательное существительное.

1.    Я старался вообразить себе капитана Миронова, моего будущего начальника, и представлял его строгим, сердитым (А. Пушкин).
2.    Тополи, покрытые росой, наполняли воздух нежным ароматом (А. Чехов).
3.    У второго мальчика, Павлуши, волосы были всклоченные, черные глаза, серые скулы, широкое лицо…(И. Тургенев).
4.    Оглушенный ударом кулака, Буланин сначала зашатался на месте, ничего не понимая (А. Куприн).
5.    В гневе грома, чуткий демон, он давно усталость слышит (А. Горький).
6.    Залитые солнцем, стлались за рекой гречаные и пшеничные нивы (М. Шолохов).
Проверка: 1Б, 2А, 3Е, 4Г, 5В, 6Д.


Задание 2. Определите, в каких примерах приложение с союзом как имеет причинное значение и выделяется запятыми (в этом случае союз можно опустить). Чем можно заменить союз как в том случае, когда приложения с ним не обособляются? Запишите предложения, расставляя знаки препинания.

1. Мой друг как лучший математик класса будет участником олимпиады. Мой друг известен как лучший математик класса. 2. Этот подарок мне дорог как память о туристическом походе. Этот подарок как память о туристическом походе мне очень дорог. 3. Как человек военный он понимал что означает эта канонада. 4. Этот сорт пшеницы как самый морозоустойчивый сеют в северных районах страны.

Упр. 317.

Домашнее задание: упр. 319 (выписать из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль» примеры с обособленными определениями и приложениями).


ПРИЛОЖЕНИЕ (варианты проверочных работ)


^ 1. Прочитайте текст и выполните задания:


1)На этого человека нельзя было смотреть без смеха. (2)Низенький, толстенький, нос - картошкой, на голове - пучок коричневых волос, похожих на слипшуюся малярную кисточку. (3)У него был неприятный, какой-то каркающий голос, отчего казалось, что он всё время задорно спорит или чем-то горячо возмущается. (4)Одевался бог весть как: человеку уже за сорок, а у него то майка из-под рубашки торчит, то из рукава конец шарфа выглядывает, то он шапку задом наперёд нахлобучит. (5)«Беспутный» - так с ворчливой укоризной называли его пожилые женщины. (6)Беспутный жил один в ветхом домике, работал кочегаром в школьной котельной, после смены он, довольно улыбаясь, ходил по деревне, показывая всем своё радостное лицо, испачканное сажей.

- (7)Сашка, ты бы умылся, что ли! (8)Чего ты чумазым по улице ходишь, детей пугаешь! - кричали женщины и сердито качали головой.

(9)Не только семейные женщины, строгие хранительницы морали, - любой житель деревни, от мала до велика, считал себя обязанным дать Сашке какой-нибудь очень полезный совет, язвительно пошутить над его ... жизнью, снисходительно поучить уму-разуму. (10)Родители, ругая своих детей за нерадивую учёбу, непременно поминали школьного кочегара:

-(11)Вот не будешь учиться - станешь таким, как этот Сашка Бозин!

(12)Умер Бозин, как и жил, как-то нелепо. (13)Когда были первые морозцы, шёл по дороге, поскользнулся и ударился затылком. (14)Несколько дней ходил, ощущая неприятное головокружение, но все, кому он жаловался, только смеялись:

- (15)Сашка, у тебя голова не может болеть: она же у тебя пустая. (16)На работе потерял сознание, пока бегали за фельдшером, он помер. (17)Местный плотник на другой день сколотил крест, начал вырезать имя умершего, но тут выяснилось, что никто не знает его отчества. (18)Пришли в школу, нашли трудовую книжку покойного, выяснили, что по батюшке его величали Григорьевич.

(19)Вечером несколько учителей пошли в избушку Бозина, чтобы там прибраться перед похоронами. (20)В маленькой каморке были печь, пружинная кровать, накрытая пикейным одеялом, у окна деревянный стол. (21)А над столом большая картина. (22)На ней изображено небо, голубое и ясное, как взгляд ребёнка. (23)Среди неба - пушистое, мягкое облако, в котором, будто в перине, лежит маленький круглолицый ангел. (24)Одну ручку он положил себе под голову, а другой кому-то машет, словно зовёт к себе или, наоборот, прощается. (25)И вся картина: и ровная синева, и белоснежное облако, и пухлое личико ангела - освещена невидимым золотистым светом, как будто лучи закатного солнца проникают в комнату сквозь стены. (26)Откуда у Бозина эта картина - купил он её, нашёл где-то или, может быть, сам нарисовал - никто не знал. (27)Только вдруг почему-то всем представилось, как приходил Бозин домой, как садился за стол, ел суп или пил чай и на него, закутавшись в мягкий пух облака, своими чистыми и добрыми глазами смотрел ангел, словно сыночек, дождавшийся своего отца. (28)А теперь эти голубые очи смотрят в комнату и не могут найти родного лица. (29)Женщины не выдержали и в голос заплакали, а пришедший с ними директор школы опустил голову.

(По С. Качалкову)

1. Среди предложений 1-5 найдите предложение с обособленным распространённым определением. Напишите номер этого предложения.

2. Среди предложений 1-6 найдите предложение с обособленными обстоятельствами и обособленным определением. Напишите номер этого предложения.

3. Среди предложений 2 - 10 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения.

4. Среди предложений 9-12 укажите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

5. Среди предложений 19-23 найдите предложение с обособленным определением, выраженным причастным оборотом. Напишите номер этого предложения.

6. Среди предложений 19-23 найдите предложение с обособленными одиночными определениями. Напишите номер этого предложения.

7. Среди предложений 25-28 найдите предложение с обособленным определением и обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

8. Среди предложений 26-29 найдите предложение с необособленным распространённым определением. Напишите номер этого предложения.


^ 2. Работа в группах

1 группа: В каком предложении придаточную часть СПП нельзя заменить причастным оборотом?

  1. П.И. Чайковский неоднократно высказывался против композиторов, которые изгоняли из оперного жанра классические формы.

  2. Когда мы говорим о милостях, которые подарила нам судьбы, не следует забывать: эти милости часто приходится отвоёвывать  у неё.

  3. У каждого человека должны быть свои идеалы, на которые он ориентируется.

  4. По проекту М.В. Ломоносова в 1755 г. в Москве был открыт университет, который стал одним из основных рычагов русского  просвещения и науки.

2 группа:  В каком предложении придаточную часть СПП нельзя заменить причастным оборотом?

  1. Это путешествие могло дать мне такие впечатления, которых я не мог бы приобрести сидя дома.

  2. Музыкальная тема, которая связана с Татьяной, с огромной силой передаёт предчувствие роковой встречи с Онегиным.

  3. Жизнь, которая оснащена новейшими компьютерными технологиями, становится более рациональной.

  4. Главная задача пейзажиста  - создать образ, от которого пахло бы не красками, а цветами. 

3  группа: В каком предложении придаточную часть СПП нельзя заменить причастным оборотом?

  1. Среди мастеров старшего поколения И.И. Шишкин представлял своим искусством явление исключительное, какого не знали в области пейзажной лирики предыдущие эпохи.

  2. Кризисные явления в современном искусстве, которые отмечаются многими исследователями, актуализировали вопрос об изменениях в художественной культуре.

  3. В этом портрете художник не скрывал следов тяжёлого недуга, который наложил печать на весь облик Мусоргского.

  4. Главным условием оперного сюжета П.И. Чайковский считал  правдивость жизненных ситуаций, которые отражены в нём.

 


^ 3. Тест


1) Найдите соответствия.

А) Настало утро, серенькое, тёплое.

Б) Вскоре вышла и хозяйка, женщина пожилых лет.

В) Трава, сгибаемая ударами ветра и дождя, ложилась на землю.

Г) Оглушённый падением, Григорий еле поднялся на ноги.

Д) Талантливый артист, он всегда пользовался успехом у зрителей.

1. Приложение, стоящее после определяемого слова.

2. Определение имеет добавочное обстоятельственное значение.

3. Распространённое определение, стоящее после определяемого слова.

4. Два нераспространённых определения, стоящих после определяемого слова.

5. Приложение, относящееся к личному местоимению.

2) В каких предложениях причастные обороты необходимо обособить? Укажите причину обособления: 1 - стоит после определяемого слова; 2 - имеет добавочное обстоятельственное значение; 3 - относится к личному местоимению.

А) Под ногами шуршат жёлтые листья покрывающие густым слоем дорожку.

Б) Кажется, что величаво приосанившийся курган караулит степь.

В) В воздухе стоял морозный блеск захватывающий при дыхании горло.

Г) В зеркальных окнах башни пылало только что поднявшееся солнце.

Д) Окутанная мглистым утренним воздухом Москва слабо серебрилась под крылом самолёта.

Е) Волнуемый воспоминаниями я забылся тяжёлым сном.

^ 3) Какие предложения осложнены обособленными определениями? Расставь знаки препинания в этих предложениях.

А) Мягко похрустывая пухом рассыпается под ногами снег.

Б) Голос его был тих вкрадчив и неуверен.

В) Дождь нудный и бесконечный всё ещё лил и лил.

Г) Нестройные но воодушевлённые звуки понеслись по роще.

Д) Гроза медленно накоплявшаяся за весь этот жаркий день разразилась с необыкновенной силой.

Е) Сначала они только молча разглядывали беспомощную пугливо озиравшуюся по сторонам девушку.

^ 4) Отметь предложения, в которых допущены пунктуационные ошибки. Исправь их.

А) И снился мне, сияющими огнями вечерний пир в родимой стороне.

Б) Между тем мне, одетому всё ещё по-московски, сделалось жарко.

В) И глаза его маленькие и светлые, остро поблёскивали в глубоких глазницах.

Г) Свернувшаяся от мороза листва, шуршит под ногами.

Д) Утомлённый утренней прогулкой я медленно брёл по аллее сада.

Е) Но всё-таки мы, охотники, не очень боимся встречи с хозяином леса.

Ж) Не стану описывать рыболовных приключений, происшедших со мною на причале, и, оказавших на меня такое сильное воздействие.

З) Три дня кряду моё внимание привлекала эта коренастая, плотная фигура и лицо восточного типа обрамлённое красивой бородой.

И) Мне человеку в костюме босяка трудно было вызвать его на разговор.


^ 4. Текст для проверочного диктанта


Всю ночь над побережьем шумел ливень. Медленные молнии освещали волны, бившие о берег, растрёпанные платаны в саду и мою комнату, похожую на каюту. Каждый раз от вспышки молнии сверкал на столе осколок дымчатого стекла, подобранный на берегу после прибоя.

Иногда срывался шквал, сильный и яростный, хлестал по стёклам мелкой галькой и яростно тряс стены. Дом скрипел, как больной, на разные голоса пели печные трубы, и бродячие псы, ночевавшие на веранде, начинали скулить от страха.

А утром всё так же ревело море, седое и мглистое, и вдали взлетали и окунались в воду доски, брёвна и деревья, вырванные с корнем. Их вынесла в море после ливня Бзыбь, горная река.

Толпа мальчишек собралась на берегу. Съёжившиеся, худенькие, они смотрели на море, неистово кричали и то отбегали от волны, то снова бросались к кромке прибоя.

Порыв ветра ударил по башне маяка. Внутри фонаря что-то прозвенело, и маленькие радуги, отблески солнца от отполированных медных частей маячного механизма, задрожали на лицах мальчишек.


(По К. Паустовскому)

154 сл.


Грамматическое задание:

1. Сделайте пунктуационный разбор последнего предложения.

2. Укажите орфограммы в следующих словах: худенькие, бросались, освещали, вырванные.

3. подчеркнуть в тексте все обособленные определения.


Список использованной литературы:


1. Ганжина Н.Ю., Назарова Н.Ф. Сборник диктантов по синтаксису и пунктуации. 8-9 классы. – Саратов: «Лицей», 1998.


2. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Сборник упражнений по русской орфографии и пунктуации. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.


3. Русский язык: Учебник для 8 кл. общеобразовательных учреждений/ С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов, Л.А. Чешко. – М.: Просвещение, 2007.


4. Тесты. Русский язык 9 класс. Варианты и ответы централизованного (итогового) тестирования. – М.: Федеральное государственное учреждение «Федеральный центр тестирования», 2005.


http://festival.1september.ru/

http://www.openclass.ru/

http://www.uroki.net/

http://www.gramota.ru/

http://www.edu.ru/

http://school-collection.edu.ru/


kurs-molodogo-bojca-viktoriya-isaeva.html
kurs-molodogo-voprosnika-lekciya-1-stranica-8.html
kurs-n-nizhnij-novgorod-30042010-budushee-zakladivaetsya-segodnya-monitoring-smi-rf-po-pensionnoj-tematike-4-maya-2010-goda.html
kurs-na-baze-vtorogo-visshego-obrazovaniya-yuf-09-1-gruppa-s-5-noyabrya-po-29-noyabrya.html
kurs-na-industrializaciyu-krah-buharina-stranica-24.html
kurs-na-podnyatie-celinnih-i-zalezhnih-zemel-cel-reshenie-zernovoj-problemi-t-k-narod-zhivyot-vprogolod.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/razdel-iii-sbalansirovannost-byudzheta-sobranie-deputatov-chuvashskoj-respubliki.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/contacts.html
  • letter.bystrickaya.ru/o-provedenii-dnya-okruzhayushej-sredi-16-aprelya-2011g.html
  • university.bystrickaya.ru/etapi-proektnoj-deyatelnosti.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/vserossijskij-konkurs-rossiya-g-sankt-peterburg-fevral-mart-2012-g-nazvanie-proekta-tema-soglasno-polozheniya-o-konkurse.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/metodi-dostizheniya-zadannoj-tochnosti-obrabotki-laboratorno-prakticheskaya-rabota-1.html
  • assessments.bystrickaya.ru/celi-i-zadachi-raboti-diplomnaya-rabota.html
  • klass.bystrickaya.ru/a-a-belyakov-gl-13-1-4-gl-29-34-v-i-brilev-gl-38-v-soavtorstve-s-l-l-kanevskim-m-h-valeev-gl-36-v-soavtorstve-s-l-l-kanevskim-i-v-n-karagodinim-i-f-gerasimov-gl-5-v-soavtorstve-s-l-stranica-9.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/analiz-rinka-i-rinochnoj-konyunkturi.html
  • grade.bystrickaya.ru/nablyudaemaya-lyudmi-ochevidnost-na-samom-dele-ne-bolee-chem-majya-illyuziya-mirazh-majya-zhe-ne-imeet-nichego-obshego-s-dejstvitelnostyu.html
  • college.bystrickaya.ru/4-ekonomicheskie-i-socialnie-problemi-razvitiya-pensionnoj-sistemi-rossii.html
  • college.bystrickaya.ru/23-aprelya-nachinaet-rabotu-viii-okruzhnoj-festival-lyubitelskih-teatrov-teatralnaya-vesna-2009.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/sushnost-marketinga-rabochej-sili.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zaklyuchenie-otchet-o-nauchno-issledovatelskoj-rabote.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/kubizm-i-futurizm-d-v-sarabyanov-pechataetsya-po-postanovleniyu-redakcionno-izdatelskogo-soveta-moskovskogo-universiteta.html
  • crib.bystrickaya.ru/iskoverkannie-sudbi-kniga-dlya-uchitelej-i-roditelej.html
  • holiday.bystrickaya.ru/nastoyashaya-programma-po-kursu-transportnoe-pravo-rossii-i-zarubezhnih-stran-.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/udobstvo-primeneniya-eto-effektivnost-rentabelnost-i-udovletvorenie-s-kotorim-polzovateli-mogut-vipolnit-te-ili-inie-zadachi-v-zadannoj-srede.html
  • literature.bystrickaya.ru/dve-civilizacii-egipet-i-mesopotamii-sovershenno-osobim-obrazom-svyazani-i-drug-s-drugom-kontakti-bili-izdrevle-i-neposredstvenno-svyazani-s-izrailem-delo-v-tom-stranica-6.html
  • thesis.bystrickaya.ru/problemi-i-metodi-borbi-s-korrupciej.html
  • testyi.bystrickaya.ru/agrarno-zhivotnovodcheskij-kompleks-i-ego-vliyanie-na-okruzhayushuyu-sredu-3.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/primernaya-programma-disciplini-modelirovanie-processov-i-obektov-v-metallurgii.html
  • turn.bystrickaya.ru/opitt-se-tlkuva-kato-izbor-uvodni-belezhki.html
  • literatura.bystrickaya.ru/reglament-soveta-selskogo-poseleniya-maginskij-selsovet-municipalnogo-rajona-karaidelskij-rajon-respubliki-bashkortostan.html
  • letter.bystrickaya.ru/obshaya-odarennost-i-specialnie-sposobnosti-v-d-shadrikov-mentalnoe-razvitie-cheloveka.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/razvitie-i-razmeshenie-transportnogo-kompleksa-rf-chast-10.html
  • reading.bystrickaya.ru/komplekt-oborudovaniya-dlya-analiza-harakteristiki-svojstv-materialov-i-mnogokomponentnogo-analiza-dlya-rasshifrovki-sostava-smesej.html
  • thesis.bystrickaya.ru/prilozhenie-4-sistema-pervichnih-dokumentov-ais-bu-avtomatizirovannie-informacionnie-sistemi-buhgalterskogo-ucheta.html
  • occupation.bystrickaya.ru/obsherossijskie-novosti-v-oblasti-razvitiya-malogo-predprinimatelstva-za-period-s-12-07-2010-po-16-07-2010.html
  • institut.bystrickaya.ru/tema-6-ejforiya-i-ekonomicheskie-bumi-kompleks-obrazovatelnoj-professionalnoj-programmi-opp-ekonomist-menedzher.html
  • tests.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-ispolzovaniyu-sistemi-antiplagiat-dlya-proverki-pismennih-uchebnih-rabot-studentov-po-discipline-mezhdunarodnoe-chastnoe-pravo.html
  • crib.bystrickaya.ru/i-obshaya-harakteristika-raboti-aktualnost-temi.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/v-rossii-k-2009-godu-planiruetsya-snizit-chislo-narkomanov-na-20-kompleksnie-meri-protivodejstviya-zloupotrebleniyu.html
  • knigi.bystrickaya.ru/shumenko-v-n-metodi-planirovaniya-eksperimentov-razdel-plani-vtorogo-poryadka-i-issledovanie-oblasti-ekstremuma.html
  • learn.bystrickaya.ru/gorodskoj-konkurs-v-nominacii-kompyuternaya-grafika-16-marta-2012-goda-gorodskoj-konkurs-v-nominacii-kompyuternaya-animaciya-17-marta-2012-goda.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.