.RU

Материал


АДМИНИСТРАЦИЯ ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА ГОРОДА МОГИЛЁВА

ОТДЕЛ ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ


МАТЕРИАЛ
для информационно-пропагандистских групп


1. Последний год пятилетки: выполнение решений третьего Всебелорусского

народного собрания (предварительные итоги работы народного хозяйства

Республики Беларусь в 2006-2010гг.)


2. Подготовка объектов хозяйствования и жилищного фонда к осенне-

зимнему периоду 2010 - 2011гг. Справочный материал по вопросам,

волнующим жильцов.


3. Краткая справка о деятельности Могилевского областного Отделения, районных организаций ОО «Белорусский фонд мира», сентябрь, 2010 г.


4. Об оплате коммунальных и других услуг в системе «Расчёт» единого

расчётного информационного пространства


^ Могилёв сентябрь 2010
1. Последний год пятилетки: выполнение решений третьего Всебелорусского народного собрания (предварительные итоги работы народного хозяйства Республики Беларусь в 2006-2010гг.)


^ ТИПОВОЙ ПРОЕКТ ВЫСТУПЛЕНИЯ


Третьим Всебелорусским народным собранием (2–3 марта 2006 г.) была принята Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006–2010 гг., являющаяся «руководством к действию» для всех органов государственного управления. Параметры, заложенные в этом документе, стали основой для ежегодных прогнозов социально-экономического развития страны, принимаемых бюджетов и приоритетных направлений денежно-кредитной политики.

^ Главной целью социально-экономического развития страны на 2006–2010 гг. было определено дальнейшее повышение уровня и качества жизни населения на основе повышения конкурентоспособности экономики, создания государства, удобного для людей. Исходя из этой цели, главными приоритетами социально-экономического развития страны на текущую пятилетку являются:

В решении поставленных задач 2010 год является определяющим. Он знаменателен не только тем, что завершает выполнение Программы, принятой третьим Всебелорусским народным собранием, но и тем, что закладывает основы развития страны в предстоящей пятилетке. «От того, с какими результатами мы подойдем к концу пятилетки, будет зависеть, как мы будем держать отчет перед белорусским народом за реализацию решений третьего Всебелорусского народного собрания, за результативность принятых нами мер по улучшению качества жизни населения. За все, что было нами обещано», – подчеркнул Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко во время отчета Правительства и Национального банка страны по итогам работы экономики республики за первое полугодие 2010 г.

Макроэкономическая ситуация в 2010 году характеризуется ускорением экономического роста. За январь–июль темп роста валового внутреннего продукта составил 107%, продукции промышленности – 109,6, сельского хозяйства – 108,4, инвестиций в основной капитал – 105%, экспорта товаров – 123,7%. Уровень инфляции (4,4% за январь–июль) не превышает заданных на этот год пределов (8–10%).

Вместе с тем, как подчеркнул Глава государства, несмотря на постепенное наращивание темпов, не решен ряд проблем, существенно сдерживающих динамичное социально-экономическое развитие страны. Фактические параметры по основным целевым показателям ниже годового прогноза. В этой связи А.Г. Лукашенко потребовал от Совета Министров и Национального банка конкретных предложений по решению имеющихся проблем.

В настоящее время работа Правительства и органов государственного управления всех уровней должна быть направлена на более интенсивное наращивание темпов социально-экономического развития, чтобы по результатам года обеспечить рост валового внутреннего продукта не ниже 111% и выйти на пятилетнее задание – 146–155%.

Определяющий вклад в создание ВВП вносит промышленность. Ожидается, что темп роста промышленного производства за пятилетний период составит 145,5%, что будет соответствовать заданию Программы (143–151%).

За семь месяцев текущего года промышленные предприятия активизировали маркетинговую деятельность. В результате существенно увеличились объемы реализации, сократились складские запасы. Если в январе–июле 2009 г. соотношение запасов готовой продукции и среднемесячного промышленного производства составляло 88,3%, то в аналогичном периоде текущего года сократилось до 59,1%.

^ Вместе с тем Глава государства обратил внимание на негативную тенденцию роста просроченной дебиторской задолженности со стороны российских партнеров. Их внешняя просроченная задолженность превысила долг белорусских промышленных предприятий в 4 раза. «Иными словами, что же получается: выгоду от роста экспорта и разгрузки складов имеют не белорусские производители, а их внешнеторговые партнеры. Решение этой проблемы важно не само по себе. От этого зависит финансовое положение реального сектора экономики»,– отметил А.Г. Лукашенко.

В соответствии с задачами по развитию промышленного комплекса, поставленными в пятилетней программе, в 2006–2010 гг. на ведущих белорусских предприятиях осуществлялись мероприятия по техническому перевооружению и модернизации производства, выпуску новых видов продукции.

^ В РУП «БМЗ» организовано производство бесшовных горячекатаных стальных труб с выходом на годовой объем производства 250,0 тыс. т в год.

В ОАО «Горизонт» и ОАО «Витязь» развернут выпуск ^ LCD-телевизоров 26", 32", мультимедийных телевизоров для приема аналогового и цифрового вещания, цифрового телевизора.

Выполнение заданий Государственной целевой программы «Станкостроение» позволило освоить в республике производство широкой номенклатуры металлообрабатывающего и высокоточного автоматизированного оборудования.

Реализация в ОАО «МАЗ» важнейшего инвестпроекта по техническому перевооружению позволила создать на предприятии мощности по производству базовых моделей принципиально нового поколения автомобилей и автопоездов, соответствующие требованиям стандарта Евро-3. Кроме того, на предприятии изготовлены: установочная серия автопоездов МАЗ с двигателем уровня Евро-4; опытный образец супернизкопольного городского автобуса с двигателем уровня Евро-5; опытная партия седельных тягачей с силовыми агрегатами уровня Евро-4.

Глава государства отметил особое значение инноваций как важнейшего фактора повышения конкурентоспособности национальной экономики. Он подчеркнул, что эти вопросы должны стоять в центре отчетов Правительства и Национального банка.

Особую роль в развитии сельскохозяйственного производства и социальной инфраструктуры на селе сыграла реализация Государственной программы возрождения и развития села на 2005–2010 гг. В соответствии с этой Программой за 2005–2009 гг. значительно выросли объемы производства животноводческой и растениеводческой продукции, произошли техническое переоснащение и модернизация производственной сферы села, введены в строй 1 188 агрогородков, в них построено 7 087 жилых домов (квартир) общей площадью 603,7 тыс. кв. м.

По производству важнейших видов сельскохозяйственной продукции в расчете на душу населения Беларусь вышла на лидирующие позиции среди стран СНГ и экспортирует значительные объемы продуктов питания. С 2005 по 2009 год экспорт продовольственных товаров увеличился более чем в 2 раза и достиг 2 217,6 млн. долл. США.

Экспорт продовольствия становится одним из основных источников поступления валюты в страну. Поэтому Президент Беларуси неоднократно обосновывал возможность и необходимость значительного наращивания экспорта продовольствия в ближайшие годы.

По предварительным оценкам, в текущем году в хозяйствах всех категорий темп роста производства различных видов сельхозпродукции составит: зерна (с учетом кукурузы) – 87% (7,4 млн. т); картофеля – 109,5% (7,8 млн. т); сахарной свеклы – 100,7% (4 млн. т); плодов и ягод – 101% (697 тыс. т); молока – 103,4% (6,8 млн. т); реализации скота и птицы – 107,9% (1 440 тыс. т). Прогнозируется, что по итогам года объем продукции сельского хозяйства увеличится в целом на 5,1%, за 2006–2010 гг. – на 28%.

Развитие реального сектора экономики напрямую зависит от роста объемов инвестиций. На протяжении всего пятилетия темпы роста инвестиций имели только положительную динамику. Даже в 2009 году, когда бушевал мировой финансово-экономический кризис и в большинстве стран темпы роста инвестиций имели отрицательные показатели, в Беларуси инвестиции в основной капитал выросли на 4,7%.

В настоящее время темп роста инвестиций в основной капитал по итогам 2010 года оценивается в размере 113%, что меньше годового прогноза (123–125%). Однако благодаря заделам предыдущих лет, программные задания по инвестиционной деятельности в целом за пятилетку будут не только выполнены: расчетный темп составит более 224% при прогнозе 198–215%.

^ Вместе с тем А.Г. Лукашенко отметил как крайне неудовлетворительную работу государственных органов по привлечению в экономику страны прямых иностранных инвестиций. Чистый приток прямых инвестиций в 2010 году ожидается даже меньше, чем в кризисном 2009-м.

Значительная доля инвестиций в основной капитал (25%) направляется на строительство жилья. Обеспечение населения жильем остается одним из главных приоритетов социально-экономического развития страны.

Начиная с 2005 года, наблюдается устойчивая тенденция по увеличению объемов строительства жилья, в том числе и для граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Беларусь стабильно занимает лидирующие позиции среди стран СНГ по показателям жилищного строительства.

В 2009 году в Беларуси построено 5,8 млн. кв. м общей жилой площади, или 604 кв. м в расчете на 1 тыс. населения. ^ Для сравнения: для России этот показатель составил 421 кв. м, Казахстана – 401, Азербайджана – 156, Украины – 139, Армении – 123, Молдовы – 112 кв. м.

Ежегодными программами жилищного строительства отдельно предусматривается строительство жилья для многодетных семей, социального жилья, жилых помещений для отселения граждан, проживающих в непригодных для проживания ветхих и аварийных жилых домах. Особое внимание уделяется строительству жилья в сельской местности и малых городах (до 30% от общего ввода жилья).

В 2010 году ожидаемый объем жилищного строительства должен составить 6,96 млн. кв. м. В результате задание Программы на пятилетку будет выполнено – 26,7 млн. кв. м жилья при плане 23,5–26 млн. кв. м.


Могилёвская область.

За период 2006-2009 годы в ОАО «Могилевхимволокно» внедрены 9 инвестиционных проектов. Освоен новой вид продукции – биодизельное топливо.

Реализует 9 проектов ОАО «Белшина», в т.ч. по производству шин нового поколения для легковых автомобилей, цельнометаллокордных шин радиальной конструкции для карьерной техники. Также освоен выпуск биодизельного топлива.

В машиностроительном комплексе проводится модернизация и техническое перевооружение действующих предприятий, создание новых экспортоориентированных и импортозамещающих производств.

В «Могилевлифтмаш» завершены проекты «Создание нового производства по выпуску строительных подъемников», «Строительство завода по производству комплектующих для лифтов в г.п. Бегомль», продолжается реализация проекта «Техническое перевооружение производства для наращивания выпуска лифтов различного назначения».

В рамках проекта «Создание мощностей по выпуску грузовых вагонов в СЗАО «Могилевский вагоностроительный завод» с покрасочным цехом по новой технологии» ведется строительство покрасочного цеха и реконструкция блока цехов №3.

СООО «СТЛ «Экструзия» за 2 года работы достигло существенных успехов в производстве профиля поливинилхлоридного для окон и дверей. Количество экструзионных линий постоянно увеличивается, что позволяет предприятию наращивать объемы промышленного производства. 

За 2006-2009 годы сохранилась положительная динамика использования инвестиций в основной капитал – обеспечен рост более чем в 2 раза к уровню 2005 года, по итогам за 2006-2010 годы планируется обеспечить ротемп роста на уровне 235-237% (при задании по Программе 216%).

Основная доля инвестиций в текущей пятилетке направлялась на техническое перевооружение организаций реального сектора экономики, что в значительной степени способствовало как количественному, так и качественному росту промышленного и сельскохозяйственного производства области.

Значительные инвестиции направлены и в социальную сферу, здравоохранение, на развитие дорожной сети, газификацию, проведение экологических мероприятий. Это в свою очередь влияет на общее повышение качества жизни населения и обеспечивает более высокий уровень его социальной защищенности.

Реализация инвестиционных проектов позволила выполнить значительный объем работ по созданию производства высококачественного пива в СЗАО «Пивоваренная компания «Сябар», организации современного производства по выпуску соков ИЧУПТП «Старая крепость», по техническому перевооружению производства ЗАО «Александрийское» Шкловского района и ОАО «Быховский консервно-овощесушильный завод», ввести в эксплуатацию линию по производству сыров филиала «Белыничский» ОАО «Бабушкина крынка» и др.

Значительные инвестиционные ресурсы направлены на обеспечение государственных программ: Президентской программы «Дети Беларуси», Государственной инвестиционной программы, Государственной программы по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, Государственной программы по водоснабжению и водоотведению «Чистая вода», Программы возрождения и развития села Могилевской области и др.

В завершающейся пятилетке отмечен рост активности иностранных инвесторов. С их участием реализован и реализуется ряд значимых, как для области, так и для республики. Следует отметить, что на реализацию этих проектов привлечены в основном прямые инвестиции, а это значит, что в область поступают новые технологии, пополняется бюджет, а также создаются рабочие места.

Традиционный интерес к нашему региону проявляют инвесторы из России, Германии, США, Королевства Нидерландов, Кипра, Латвии и др. стран. Ежегодно в экономику области инвестируют представители более 20 государств.

Программой социально-экономического развития на 2006–2010 гг. прогнозировался динамичный рост экспорта товаров и услуг. Предполагалось также, что республика выйдет на положительное сальдо во внешней торговле.

За годы пятилетки существенно расширились номенклатура экспортируемых товаров и услуг и география поставок. Предприятия республики начали активно осваивать рынки Латинской Америки, стран Ближнего Востока, южной и юго-восточной Азии.

Например, по итогам 2009 года за рубежом функционировало 56 сборочных производств (тракторов, сельскохозяйственной, автомобильной, карьерной техники, автокомпонентов, двигателей и лифтов).

Сейчас ведется работа по созданию сборочных производств: РУП «МТЗ» – в Ливии, Судане, ЮАР, Малайзии, Индии, Китае, на Филиппинах; ОАО «Амкодор» – в Индии; грузовиков и автобусов ОАО «МАЗ», техники МЗКТ – в Сирии; грузовой техники «МАЗ» – в Иране; по расширению действующих сборочных производств – в Египте (автомобили МАЗ и тракторы МТЗ) и Эфиопии (тракторы МТЗ).

Однако республике так и не удалось выйти на положительное сальдо внешнеторговых операций.

На внешнеторговые показатели республики в последнее время весьма негативно повлияли два фактора: мировой кризис, вызвавший падение белорусского экспорта товаров в прошлом году более чем на 30%, и введение Россией с 1 января 2010 г. экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты. Решение России существенно затруднило работу нефтеперерабатывающей промышленности Беларуси и привело к значительному сокращению экспорта нефтепродуктов.

Из-за отсутствия экспорта нефти в январе–июне 2010 г., а также существенного снижения поставок на внешние рынки нефтепродуктов темпы роста экспорта товаров и услуг оцениваются в 2010 году на уровне 122,3%, импорта – 115%, отрицательное сальдо – 4 580 млн. долл.

В результате за 2006–2010 гг. темп роста экспорта товаров и услуг оценивается в размере 167,2% (по Программе – 155–162%), импорта – 195,7% (по Программе – 151–158%).

Рост импортных цен на энергоносители в период 2005–2010 гг., а также сокращение в 2009 году поставок по основным экспортным позициям не позволяют достичь положительного сальдо внешней торговли.

Цены на энергоносители для Беларуси росли следующим образом: с 47 долл. за 1 тыс. кубометров газа в 2005 году до 186 долл. 2010 году и с 218 до 396 долл. за тонну нефти соответственно.

Промышленная инфраструктура экономики Могилёвской области, ее производственные возможности значительно превышают потребности внутреннего рынка. Доля экспортных поставок от объёма реализации продукции составляет в среднем 35-40%.

В течение последних лет отмечается устойчивая тенденция роста экспортных поставок. По оценке 2010 года экспорт товаров составит 180-190% к уровню 2005 года при задании на пятилетку 154-161%.

Из области на экспорт поставлялись пластмассы и резиновые изделия; текстиль и текстильные изделия, химические волокна, нити; машины, оборудование и механизмы, продукция легкой промышленности, деревообработки, сельского хозяйства.

В 2009 году удалось удержать позиции присутствия на рынках иностранных государств на уровне 2008 года. Изделия с маркой могилевских товаропроизводителей, как и прежде, экспортировались в 81 страну мира (10 – стран СНГ, 71 – вне СНГ). По отдельным товарным группам (СОМ), спектр поставок увеличился с 10 в 2008 году, до 21 страны в 2009 году.

^ Основными партнерами области в экспорте являются Россия, Украина, Казахстан, Германия, Литва, Польша.

Основным партнером остаётся Российская Федерация. Продукция мясомолочных организаций области экспортировалась более чем в 50 ее регионов. Начались поставки в 8 новых регионов. Возобновились поставки в Литву, Саудовскую Аравию, ОАЭ, Турцию, Мавританию.

Экспорт услуг организациями области осуществляется более чем в 80 стран мира. При этом основными экспортерами являются Россия, Германия, Швейцария, Люксембург. Наибольший удельный вес имеет экспорт транспортных (70%) и строительных (10%) услуг.

^ По оценке 2010 года экспорт услуг составит 240-250% к уровню 2005 года при задании на пятилетку 155-162%.

Важную роль в динамичном развитии белорусской экономики сыграла проводимая Национальным банком денежно-кредитная политика, которая обеспечивала устойчивость национальной валюты и доступность кредитных ресурсов.

В период с 1 января 2006 г. по 1 января 2009 г. номинальный курс белорусского рубля снизился к доллару США лишь на 2,2% – с 2152 до 2200 белорусских рублей за 1 доллар США.

Ситуация изменилась с возникновением и развитием мирового финансово-экономического кризиса, потребовавшего девальвации национальных валют. Вслед за Россией, Украиной, Казахстаном и другими государствами в начале января 2009 года Беларусь была вынуждена произвести единовременную девальвацию белорусского рубля.

Со 2 января 2009 г. Национальный банк осуществил привязку курса белорусского рубля к стоимости корзины иностранных валют, в которую в равных долях вошли доллар США, евро и российский рубль. На протяжении всего 2010 года параметры изменения курса белорусского рубля к стоимости корзины иностранных валют находились в предусмотренных Национальным банком значениях – плюс/минус 10% по отношению к стоимости корзины на начало текущего года. Изменение стоимости корзины иностранных валют за 7 месяцев составило 0,7%.

При этом с 1 января по 1 июля 2010 г. в результате взаимных колебаний курсов мировых валют курс белорусского рубля снизился к доллару США на 5,4%, к российскому рублю – на 2,2%, к евро – увеличился на 10%.

В обеспечении стабильности национальной валюты и экономической безопасности государства особую роль играют золотовалютные резервы страны. В Беларуси с 1 января 2006 г. по 1 июля 2010 г. они выросли в 4,3 раза и составили на 1 июля 2010 г. 5,53 млрд. долл. Существенному их росту способствовали внешние заимствования, предоставленные Россией и МВФ.

На динамику экономического развития страны значительно воздействует такой фактор, как доступность кредитных ресурсов. Исходя из этого, ставка рефинансирования в Беларуси до осени 2008 года имела стабильную тенденцию к снижению. Влияние мирового финансово-экономического кризиса на белорусскую экономику выразилось, в том числе, и в подорожании кредитных ресурсов.

Однако с оживлением мировой и белорусской экономики процентная политика в стране ориентирована на постепенное снижение общего уровня процентных ставок в экономике. В течение января–августа 2010 г. Национальный банк уже 5 раз снижал ставку рефинансирования, установив ее с 18 августа на уровне 11% годовых (13,5% – в январе). Это позволило существенно снизить стоимость кредитов и увеличить объемы кредитования. Так, по данным на 1 августа 2010 г., по сравнению с аналогичной датой прошлого года объем выданных банками кредитов экономике увеличился более чем на 34%.

В текущей пятилетке реализован ряд значимых мероприятий, направленных на снижение налоговой нагрузки на предприятия, упрощение налоговой системы, либерализацию экономики республики и повышение ее инвестиционной привлекательности.

Например, к настоящему времени упрощен практически весь перечень процедур, которые предприниматель должен пройти от создания частного предприятия до начала своей деятельности. Установлен переход на заявительный принцип государственной регистрации субъектов хозяйствования.

Сегодня для регистрации субъекта хозяйствования необходимо всего 3 документа (заявление, копия устава и документ, подтверждающий уплату государственной пошлины), а сама регистрация осуществляется в день подачи этих документов.

Дополнительный импульс улучшению бизнес-климата призван дать взятый республикой курс на вхождение в число тридцати стран с наилучшими условиями для ведения бизнеса и привлекательным инвестиционным климатом в рейтинге Всемирного банка «Ведение бизнеса».

С целью дальнейшей либерализации экономики, раскрепощения предпринимательской инициативы в настоящее время осуществляется разработка проекта Директивы № 4 Президента Республики Беларусь.

Развитие торговли направлено на стабильное обеспечение платёжеспособного спроса различных категорий населения на высококачественные товары широкого ассортимента преимущественно за счёт отечественного производства при высоком уровне обслуживания.

Активно развивается сеть предприятий торговли и общественного питания области, улучшается облик магазинов, кафе, ресторанов, совершенствуется режим их работы с учетом запросов покупателей. За 2006 – 2009 годы количество магазинов в области увеличилось на 1013 единиц, из которых 120 по торговле свежей овощной продукцией, 27 по торговле продуктами диетического питания, 60 по торговле живой рыбой и т.д. Построены ряд крупных торговых объектов, предусмотренных перечнем важнейших инвестиционных проектов: торговый центр «PRESTON» ООО «Стринг – агросервис», «Магнит» ОДО «Элита», «Панорама» МГКУП «ИнвестСистем»,«ГИППО» ИЧУПК «БелВиллесден» и др.

Во всех регионах области созданы объекты, отвечающие современным требованиям: сеть магазинов ОДО «Альтернативная экономика», ОАО «Бакалея Могилев», ИООО «БелМаркетКомпани», ООО «Евроопт» и др.

В рамках реализации Государственной программы развития технической инфраструктуры, обеспечивающей использование банковских пластиковых карточек в 1535 предприятиях торговли, общественного питания и бытовых услуг установлено 2223 платежных терминала, 165 объектов торговли оборудованы специальными компьютерными системами.

^ Дальнейшее развитие получило самообслуживание, количество магазинов самообслуживания увеличилось на 447 единиц.

Все это позволило обеспечить пятилетнее задание по темпам роста розничного товарооборота за 4 года пятилетки (задание на 2006 – 2010 года – 163-169%, фактическое выполнение – 169,1%), улучшить структуру товарооборота: удельный вес непродовольственных товаров в розничном товарообороте торговых предприятий области составил 40,2% и возрос к уровню 2005 года на 4,1 процентного пункта, создать стабильность на потребительском рынке области.

В текущем году за январь – август открыто 42 объекта розничной торговли и 36 объектов общественного питания на 879 мест, организована работа 1869 объектов мелкорозничной торговой сети и 233 объектов мелкорозничной сети общественного питания, активизирована работа по продаже товаров отечественного производства путем проведения сезонных распродаж товаров со скидками на 15,0 – 20,0%. За январь – август 2010 года проведено 1334 распродаж и уценок, в том числе за счет снижения отпускных цен и снижения торговых надбавок, повсеместно проводятся рекламные акции по стимулированию продажи товаров длительного пользования и сложно – бытовой техники и др.

За январь – июль 2010 года обеспечен прогноз по розничному товарообороту (прогноз 114-115%, фактическое выполнение – 114,7%). По темпам роста товарооборота область находится на четвертом месте среди областей республики.

Несмотря на форс-мажорные обстоятельства кризисного 2009 года, страна не отступила от выполнения напряженных заданий текущей пятилетки в области доходов населения.

За 2006–2009 гг. темпы роста реальных доходов белорусских граждан составили 153,4% при пятилетнем задании 149–156%. В первом полугодии 2010 г. доходы выросли в реальном исчислении еще на 8%.

Для сравнения: реальные располагаемые денежные доходы населения в первом полугодии текущего года увеличились: в Азербайджане – на 5,2%, России – 4,8, Украине – 3,7%.

Особое внимание в нашей стране уделяется повышению заработной платы как главного, базового источника доходов. За четыре года пятилетки реальная заработная плата в стране увеличилась в 1,4 раза, за шесть месяцев 2010 года – еще на 8,1%. В совокупности это уже дает нижнее значение пятилетнего задания роста реальной заработной платы (152–158%).

В июне 2010 г. средняя начисленная заработная плата достигла 1235 тыс. руб., или 410 долл. США в эквиваленте.

Среди отраслей экономики по уровню оплаты труда по итогам полугодия лидируют: наука и научное обслуживание (1525 тыс. руб.), строительство (1470 тыс.), транспорт (1307 тыс.), связь (1309 тыс.), промышленность (1236 тыс.).

В то же время сохраняется отставание по оплате труда в сельском хозяйстве (719 тыс. руб.), а также основных отраслях бюджетной сферы: социальное обеспечение (646 тыс.), образование (767 тыс.), культура и искусство (813 тыс.), здравоохранение (849 тыс.).

^ В региональном разрезе самый высокий уровень зарплаты сложился в г. Минске (за январь–июнь – 1 474 тыс. руб., в том числе в июне – 1611 тыс.), Минской (1073 тыс. и 1206 тыс.) и Гомельской областях (1047 тыс. и 1178 тыс.). При этом самые высокие темпы роста реальной заработной платы за полугодие были в Минской (109,7%), Брестской (109,6%) и Могилевской областях (108,9%). Указанные области выполнили доведенные задания по размеру среднемесячной заработной платы.

^ Не выполнили установленные задания по оплате труда по итогам полугодия Витебская, Гродненская (процент выполнения у каждой – 99,0%) и Гомельская области (99,1%).

Поэтому, наряду с существенным повышением средней заработной платы в стране, не менее важной задачей является обеспечение приоритетного роста заработной платы в отраслях и регионах страны, где она существенно отстает от общереспубликанского уровня. Соответствующие задания доведены до заинтересованных организаций и их вышестоящих органов. Реализуются меры по повышению реальной заработной платы в отраслях экономики, на предприятиях всех форм собственности. Дело – за неуклонным выполнением принятых мер.

До конца года Правительством предложено в два этапа повысить заработную плату работникам бюджетной сферы. С 1 сентября она увеличится для низкооплачиваемых категорий, молодых специалистов, а также врачей, учителей, работников культурно-просветительных учреждений, учреждений социального обеспечения, где уровень зарплаты значительно отстает от других отраслей бюджетной сферы. С 1 ноября планируется повысить тарифную ставку первого разряда всем бюджетникам. В результате будет обеспечено увеличение их среднемесячной зарплаты до 405–410 долл. в эквиваленте.

Целью социальной политики государства является дальнейшее повышение качества и уровня жизни населения на основе роста денежных доходов, сокращения уровня малообеспеченности. Среди важнейших приоритетов – превращение заработной платы в надёжный источник доходов и повышение её роли как стимула трудовой активности работников.

В июле 2010 года заработная плата по народному хозяйству Могилевской области составила 1154,0 тыс. рублей. По отношению к январю 2006 года она выросла в 2,5 раза, в реальном исчислении – в 1,6 раза. В долларовом эквиваленте она выросла за этот период в 1,8 раза.

^ Задание по росту заработной платы в июле областью выполнено на 102,7 %.

Ожидается, что доведенное задание в декабре текущего года также будет выполнено и составит 1423,0 тыс. рублей.

Большое внимание в области уделяется организациям с низким уровнем заработной платы. По итогам работы за июль текущего года только одна организация в области не обеспечила уровень заработной платы в размере 200 долларов США в эквиваленте – ЧПУП «Бобруйский комбинат нетканых материалов» Белкоопсоюза (в январе 2010 года – 368 организаций).

В числе первостепенных задач – повышение размера пенсий.

В январе–августе 2010 г. среднемесячный размер пенсии по возрасту составил 500 тыс. руб., в том числе в августе – 555 тыс.

За 2006–2009 гг. реальный размер пенсии по возрасту возрос на 37,0%, в январе–июле – еще на 12,8%. Тем самым, выполнение задания пятилетки об увеличении реального размера пенсии по возрасту на 52% становится вполне реальным.

Периодически повышается и минимальный размер пенсии, что позволяет более надежно защитить тех, кто имеет очень низкий индивидуальный коэффициент для расчета пенсии. Так, минимальный размер пенсии увеличился с 234 тыс. руб. в июне 2009 г. до 271 тыс. – в июне 2010 г.

Удельный вес лиц, получающих пенсию ниже бюджета прожиточного минимума пенсионера, сократился с 13,4% в декабре 2005 г. до 6,2% – в июне 2010 г.

Вместе с тем для выхода на напряженные параметры прогноза текущего года и заданий всей пятилетки потребуются дополнительные меры по повышению личных доходов граждан со стороны Правительства, местных исполнительных и распорядительных органов, нанимателей.

^ В настоящее время в Могилевской области получают пенсии различных видов 290918 человек.

За период с января 2006 по август 2010 г.произведено 10 перерасчетов трудовых пенсий.

^ С августа 2010 средний размер пенсии по области составляет 528668 руб., по возрасту – 558305 руб.

Своевременно принимаемые меры позволили увеличить размеры пенсий за период с декабря 2005 по август 2010 на 149% (558305 руб. к 224213 руб.).

Государством особое внимание уделяется семьям, воспитывающим детей. За отчётный период в республике принято ряд нормативных документов, позволяющих увеличить размеры государственных пособий семьям, воспитывающим детей.

Так, например:

- с 01.02.2006 Указом Президента Республики Беларусь от 14.02.2006 № 95 «Об усилении материальной поддержки семей, воспитывающих детей в возрасте до 3-х лет» устранена дифференциация размеров пособий по уходу за ребенком до 3-х лет между работающими и не работающими женщинами. Размер пособия для неработающих женщин был увеличен с 35% БПМ до 65% БПМ;

- с 01.07.2007 Указом Президента Республики Беларусь от 08.06.2007 № 268 «Об усилении государственной поддержки семей при рождении детей» увеличены единовременные пособия, которые выплачиваются в следующих размерах: в связи с рождением ребенка – в пятикратном размере БПМ, при рождении второго и последующих детей – в семикратном размере БПМ;

- с 01.01.2008 размер пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3-х лет увеличен с 65% БПМ до 80% БПМ;

- с 01.01.2010 Указом Президента Республики Беларусь от 24.12.2009 № 642 «Об увеличении размера пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет» ежемесячное пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет увеличено с 80 до 100% наибольшей величины БПМ.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27.07.2009 года № 985 «О единовременной выплате семьям при рождении двоих и более детей на приобретение детских вещей первой необходимости» в Республике Беларусь предусмотрена единовременная выплата семьям при рождении близнецов в дополнение к пособиям, выплачиваемым в соответствии с Законом Республики Беларусь «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей». Единовременная выплата на приобретение детских вещей первой необходимости выплачивается на каждого ребенка в размере двукратной наибольшей величины БПМ, за два последних квартала перед датой рождения детей.

Не остаются без внимания и нетрудоспособные граждане, нуждающиеся в постоянном уходе. Положением о порядке назначения и выплаты пособия по уходу за инвалидом 1 группы либо лицом, достигшем 80-летнего возраста, предусмотрено назначение пособий по уходу за нетрудоспособными лицами трудоспособным неработающим гражданам.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14.06.2008 № 868 с 01.07.2008 размер назначаемого пособия по уходу увеличен с 25% до 65% БПМ, а при осуществлении одновременного ухода за двумя и более нетрудоспособными гражданами – с 50% до 100% БПМ.

Ключевым вопросом, определяющим уровень и качество жизни населения, его социальное самочувствие, является обеспечение продуктивной занятости. Сохранению штата работников, повышению их профессионального потенциала, реконструкции и созданию новых рабочих мест, сокращению безработицы и оказанию содействия нуждающимся в трудоустройстве, повышению их конкурентоспособности на рынке труда в Беларуси уделяется пристальное внимание.

Численность населения, занятого в экономике, увеличилась с 4403 тыс. человек в 2005 году до 4622 тыс. – в январе–июне 2010 г. Произошло снижение числа безработных с 67,9 тыс. человек в конце 2005 года до 37,8 тыс. – в конце июля 2010 г., а уровня безработицы – соответственно с 1,5 до 0,8%.

В отличие от многих государств в прошлом году в Беларуси удалось не допустить всплеска безработицы, сохранить контролируемую и стабильную обстановку в сфере занятости населения.

Для сравнения: на конец 2009 года в службах занятости населения стран СНГ состояло на учете около 3 млн. безработных, в том числе в Азербайджане –41 тыс., Казахстане – 53 тыс., Армении – 84 тыс., Украине – 532 тыс., России – 2 147 тыс. безработных. Уровень зарегистрированной безработицы составлял: в Казахстане – 0,6%, Азербайджане – 1, Украине – 2,6, России – 2,8, Армении – 7,1%. Если в Беларуси на 100 вакансий, заявленных нанимателями в государственную службу занятости, приходилось 176 незанятых лиц (включая безработных и не зарегистрированных безработными, но ищущих работу), то в России – 324, Азербайджане – 388, Украине – 824, Молдове – 2 893, Армении – 11 689 незанятых.

В 2010 году в результате оживления деятельности субъектов хозяйствования качественно улучшилась конъюнктура республиканского и региональных рынков труда. Если в I квартале текущего года число безработных превышало количество вакансий в 1,1–1,2 раза, то в начале III квартала свободных рабочих мест стало уже почти в 1,5 раза больше численности безработных. Спрос на рабочую силу превысил ее предложение не только по г. Минску, но и по Минской и Могилевской областям, а в Брестской и Гродненской областях число вакансий и количество безработных сравнялись.

Как в целом по стране, так и по всем областям фактический уровень безработицы уже оказался значительно ниже значений, предусмотренных пятилетним заданием на 2010 год (1,5–2%): Брестская, Витебская и Гомельская области – по – 1%, Могилевская область – 0,9, Минская – 0,8, г. Минск – 0,4%.

Еще несколько лет назад в самых сложных регионах страны, таких, например, как Поставский, Ганцевичский, Краснопольский, уровень безработицы составлял 5–10%. В настоящее время он снижен в 2 и более раза.

Созданию благоприятной ситуации в сфере занятости в значительной степени способствовал инвестиционный процесс. С 2006 года в республике создано 691 тыс. рабочих мест, на которые трудоустроены около 100 тыс. безработных.

За четыре с половиной года направлено на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации 111 тыс. безработных, из них 75,8 тыс. – из числа молодежи в возрасте 16–29 лет.

^ Численность населения Могилёвской области по отношению к январю 2006 года уменьшилась на 54,9 тыс. человек и на 01.01.2010 составила 1091,9 тыс. человек.

Численность занятого в экономике населения в июле 2010 года, по сравнению с январем 2006 года, возросла на 17,4 тыс. человек и составила 504,6 тыс.человек.

Уровень безработицы в целом по области удерживается в социально-допустимых пределах и на 01.08. 2010 он составил 0,9 % к численности экономически активного населения (при прогнозе 1,5%). По сравнению с январем 2006 года уровень безработицы уменьшился на 1,3 %. На конец 2010 года ожидаемый показатель по уровню безработицы не превысит 1,0%.

С целью вовлечения в трудовую деятельность незанятого населения и расширения возможностей трудоустройства граждан всеми субъектами хозяйствования различных форм собственности области за семь месяцев 2010 года создано 12,9 тыс. рабочих мест, в то время как в целом за 2006 год было создано 13,1 тыс. рабочих мест. Ожидается, что доведенное задание (21,8 тыс. рабочих мест) по итогам 2010 года будет выполнено в полном объеме.

За последние годы предприняты значительные меры по усилению государственной социальной поддержки нуждающихся граждан.

Как и предусматривалось третьим Всебелорусским народным собранием, с 1 января 2010 г. размер пособия по уходу за ребенком в возрасте до трех лет установлен на уровне бюджета прожиточного минимума (БПМ).

В августе 2010 г. размер пособия на детей в возрасте до трех лет составил 275 тыс. руб., увеличившись за год на 37%.

Системой государственных детских пособий (до трех и после трех лет) охвачены свыше 440 тыс. детей, что составляет около 25% от их общей численности.

Малообеспеченные семьи с малолетними детьми, у которых среднедушевой доход не достигает БПМ, обеспечиваются бесплатным питанием на детей первых двух лет жизни. А при рождении троих и более детей бесплатное детское питание предоставляется независимо от совокупного дохода семьи. Такие семьи до исполнения детям трех лет имеют также право на бесплатную услугу няни.

Количество получателей бесплатного детского питания в первом полугодии 2010 г. достигло более 45 тыс. человек.

При рождении двоих и более детей государство оказывает поддержку в виде единовременной выплаты на приобретение детских вещей первой необходимости в размере 2 БПМ на каждого ребенка.

Для решения жилищных проблем многодетных, а также молодых семей государством, помимо предоставления льготных кредитов, оказывается финансовая поддержка в погашении задолженности по ним.

Всебелорусским народным собранием было принято решение о повышении критерия нуждаемости для предоставления государственной адресной социальной помощи с 60 до 100% БПМ. Принятые за последние годы меры позволили даже перевыполнить установленное задание, существенно повысив эффективность адресной помощи как меры государственной защиты малообеспеченных семей.

Так, с 1 января 2008 г. критерий нуждаемости для предоставления государственной адресной помощи в виде ежемесячного пособия увеличен с 60 до 100% БПМ, а в виде единовременного пособия – с 60 до 120% БПМ.

С 1 января текущего года критерий для оказания помощи в виде единовременного пособия повышен уже до 150% БПМ. Кроме того, с трех до шести месяцев увеличен период получения ежемесячного социального пособия.

Если в 2006 году государственной адресной социальной помощью было охвачено 4,7% малообеспеченного населения, то в 2009-м – 39%. За 2006–2009 гг. получателями помощи стали 610 тыс. человек.

За шесть месяцев 2010 года этот вид государственной поддержки оказан более чем 106 тыс. человек на сумму 33 млрд. руб. Средний размер ежемесячного социального пособия составил 50 тыс. руб. в месяц на одного человека, единовременного – 226 тыс. руб.

За семь месяцев текущего года в Могилёвской области государственная адресная социальная помощь назначена 10,0 тыс. заявителей (с учетом всех членов семей – 24,3 тыс. человек) на сумму 7,8 млрд. рублей. Социальное пособие на оплату технических средств социальной реабилитации назначено 1338 гражданам на сумму 667,7 млн. рублей. По сравнению с аналогичным периодом 2009 года сумма назначенной помощи увеличилась в 1,6 раза (в 2009 г. – 4,9 млрд. рублей).

В рамках президентской программы «Дети Беларуси» на 2006-2010 годы продолжена работа по бесплатному обеспечению продуктами питания детей первых двух лет жизни. В первом полугодии 2010 г. обеспечены 6598 детей первых двух лет жизни, на эти цели затрачено 6,8 млрд. рублей. Количество получателей в сравнении с первым полугодием 2009 г. выросло в 1,1 раза, сумма – в 1,6 раза.

Дальнейшее качественное развитие получили территориальные центры социального обслуживания населения (далее – центры), имеющие многофункциональный характер и предоставляющие услуги различным категориям населения. За 2006-2010 годы число отделений центров увеличилось со 102 до 129, в том числе было создано (реорганизовано) 21 отделение дневного пребывания для инвалидов, 2 отделения круглосуточного пребывания для пожилых граждан и инвалидов (далее – ОКП), количество койко-мест в ОКП увеличилось на 227 (с 389 до 616).

В целях повышения качества обслуживания граждан, в том числе проживающих в сельской местности, за 4,5 года количество социальных пунктов центров увеличено на 134 (в сельской местности на 133) и составляет 156 (в сельской местности – 151). В сельских населенных пунктах функционирует 873 дома социальных услуг, с 2006 года их количество увеличилось на 589.

Число граждан, желающих воспользоваться услугами отделений социальной помощи на дому центров, за истекший период выросло в 1,2 раза. Так, на 01.01.2006 на надомном обслуживании в центрах состояло 8512 чел., на 01.07.2010 – 10 359 чел.

В области поддерживается в надлежащем состоянии система стационарного обслуживания престарелых и инвалидов, включающая в себя 9 домов-интернатов, как общего, так и психоневрологического профиля. Ныне в государственных учреждениях социального обслуживания на территории области проживают и обеспечиваются всем необходимым около 2000 престарелых и инвалидов, в том числе 150 детей-инвалидов в Весновском доме-интернате.

О внимании государства к этому направлению работы свидетельствует тот факт, что в 2007 – 2009 годах на укрепление материально-технической базы стационарных учреждений социального обслуживания области израсходовано 14 млрд. рублей.

Целенаправленные меры по повышению доходов населения в сочетании с государственной поддержкой нуждающихся граждан позволили многократно сократить малообеспеченность в стране. По данным официальной статистики, этот показатель снизился в Беларуси с 12,7%  в 2005 году до 5,4% – в 2009-м.

Для сравнения: уровень бедности в 2007 году составлял: в Беларуси – 7,7%, Казахстане – 12,7, России – 13,4, Азербайджане – 15,8, Молдове – 25,8, Украине (2006 год) – 28,1, Киргизии – 35%.

Важным инструментом в повышении качества жизни населения республики является обеспечение и развитие системы государственных социальных стандартов. Эта система позволяет гарантировать жителям страны вне зависимости от места проживания получение комплекса социальных услуг, постепенное расширение их перечня, повышение качества. Особое внимание при этом уделяется поддержанию и расширению сети объектов жилищно-коммунального хозяйства, ремонту и строительству школ, детских садов, медицинских учреждений, их техническому оснащению, развитию транспортного, торгового и бытового обслуживания населения.

За последние годы принят ряд мер по совершенствованию системы сохранения и укрепления здоровья нации, реализуется активная позиция по улучшению сложившейся в стране демографической ситуации. С принятием Национальной программы демографической безопасности Республики Беларусь на 2007–2010 гг. впервые в истории белорусского здравоохранения был применен новый подход при оказании медицинской помощи на всех уровнях на основе системного анализа показателей здоровья населения.

Республика имеет высокий уровень обеспеченности врачебными кадрами, медицинским персоналом со средним медицинским образованием и больничным коечным фондом. На конец 2009 года в стране насчитывалось 49,4 тыс. врачей всех специальностей и 122,2 тыс. человек среднего медицинского персонала, 107 тыс. больничных коек, или 51,1 врача, 126,5 среднего медицинского персонала, 110,7 койки в расчете на 10 тыс. населения.

Для сравнения: на конец 2008 года эти показатели составили: для России – 49,6 врача, 107 человек среднего медицинского персонала и 98,6 койки; Украины – соответственно 48,2, 101 и 95,1; Армении – 39,9, 57,4 и 38,2; Азербайджана – 37,7, 72,6, 78,8; Казахстана – 37,4, 83,5 и 76,6; Молдовы – 35,5, 76,7 и 61,1.

^ В Могилёвской области 4314 врачей-специалистов (укомплектованность – 99,4%) и 13483 среднего медицинского персонала (99,7%), 11492 больничных койки.

В республике осуществляется массовое техническое переоснащение организаций здравоохранения, включая республиканский, областной и районный уровни.

В области за период с 2006 года - 1-е полугодие 2010 в учреждения здравоохранения за счет средств областного и местных бюджетов закуплено значительное количество оборудования, изделий медицинского назначения, автотранспорта на общую сумму 80,8 млрд.руб. В амбулаторно-поликлинические учреждения здравоохранения внедрены новые организационные формы работы, методы диагностики, лечения и профилактики, такие как методика холтеровского мониторирования, эхокардиоскопия, приобретены комплексы оперативного контроля электрокардиограмм «Кардиан ПМ», что позволило выполнять электрокардиографию на дому с последующим контролем, велоэргометрия.

Совершенствование материально-технической базы организаций здравоохранения, оказывающих медицинскую помощь женщинам и детям позволило добиться значительных результатов в акушерско-гинекологической и педиатрической службах. Так, перинатальная смертность снизилась с 4,8% в 2006 году до 3,4% в 2009, а младенческая смертность с 5,5% в 2006 году до 4,3%0 в 2009.

В области увеличилась рождаемость с 9,7% в 2006 году до 11,2% в 2009 году, снизить смертность с 15,7% в 2006 году до 15,4% в 2009, что увеличило естественный прирост с -6,0% в 2006 году до -4,2% в 2009.

Увеличились объемы капитального строительства, реконструкции и ремонта организаций здравоохранения области. На эти цели медучреждениям области было выделено с 2005 по 2009 гг. 168,8 млрд.руб. В целях сокращения объемов незавершенного строительством объектов здравоохранения в 2009 году освоение капитальных вложений составило 28,05 млрд.рублей.

^ В 2010 году на выполнение данных мероприятий запланировано 12,8 млрд. рублей.

В медицинскую практику активно внедряются информационные технологии: в настоящее время примерно 45% амбулаторно-поликлинических организаций оснащены автоматизированными информационными системами и локальными сетями.

В учреждениях здравоохранения области также активно проводится информатизация отрасли, ведутся работы по внедрению АИС «Здравоохранение», АИС «Е-Доктор», построены локальные вычислительные сети на 72 точки подключения. В областной больнице и областной детской больнице ведутся работы по реализации проекта 62 (РС ТЭК) в рамках создания телемедицинской системы унифицированного электронного консультирования. В этих целях в Могилёвской областной детской больнице построен и запущен в работу телемедицинский центр стоимостью 38,4 млн. рублей, связывающий учреждения с РНПЦ, с возможностью проведения видеоконсультаций и просмотра в режиме реального времени результатов диагностических исследований.

Во всех областях республики на базе областных больниц функционируют кардиохирургические отделения, в которых проводится до 1000 операций в год, освоены и выполняются диагностические коронарографии, операции по имплантации электрокардиостимуляторов, стентированию артерий, в том числе коронарных, аортокоронарное шунтирование.

Дальнейшее развитие получила трансплантация органов и тканей: в 2009 году проведено 25 трансплантаций печени, 100 трансплантаций почек, первая пересадка комплекса почка – поджелудочная железа, 127 трансплантаций костного мозга и гемопоэтических клеток взрослым и детям. В РНПЦ «Кардиология» выполнено 11 операций по трансплантации сердца. В марте 2010 г. в Беларуси создан Республиканский центр трансплантации органов и тканей.

Главным результатом принимаемых в сфере здравоохранения мер является сокращение смертности и улучшение ряда показателей здоровья населения.

Внедрение результатов научных исследований и высокотехнологичных видов операций в области онкологии позволило снизить общую смертность от злокачественных новообразований за последние 5 лет на 4,9%, увеличить выживаемость и уменьшить степень тяжести инвалидизации онкологических больных.

Достигнуты серьезные успехи в лечении онкогематологических заболеваний у детей. Общая долгосрочная выживаемость детей, страдающих этими заболеваниями, составляет 72%, и по этому показателю Беларусь занимает второе место в Европе.

Сегодня Республика Беларусь относится к странам с низким уровнем младенческой и детской смертности: в 2009 году – 4,7 ребенка на 1 000 детей, родившихся живыми, что соответствует европейскому уровню. С помощью новейших технологий в перинатальных центрах республики выхаживают новорожденных с массой, едва превышающей 500 г.

Одним из достижений здравоохранения республики является открытие в Республиканском научно-практическом центре «Мать и дитя» отделения экстракорпорального оплодотворения, эффективность работы которого соответствует средним мировым показателям.

Проведение иммунизации населения позволило снизить статистику заболеваемости по управляемым инфекциям: эпидемическим паротитом – на 31%; коклюшем – 27,8, вирусным гепатитом – 34,6%; до единичных случаев – дифтерией, краснухой, столбняком; не допустить случаев заболевания корью, полиомиелитом.

В стране отмечается снижение уровня первичной инвалидности населения: за последние пять лет – на 21,6%.

С принятием Государственной программы создания безбарьерной среды жизнедеятельности физически ослабленных лиц на 2007–2010 гг. в этом направлении стала осуществляться целенаправленная работа. За прошедшие годы адаптированы к требованиям безбарьерной среды 7,5 тыс. объектов социальной инфраструктуры республиканской и коммунальной форм собственности. Это позволило увеличить удельный вес объектов, приспособленных к доступу инвалидов и других категорий физически ослабленных лиц, в среднем по республике с 19,9% в 2006 году до 35,0% – в 2009-м.

^ Облисполкомами и Минским горисполкомом за 2007–2010 гг. приобретено 1 590 единиц низкопольных транспортных средств вместо 838 запланированных.

Белорусской железной дорогой за счет собственных средств изготовлено 15 пассажирских вагонов, специально оборудованных для перевозки инвалидов-колясочников.

Национальным аэропортом за счет собственных средств приобретены 10 кресел-колясок для посадки на борт воздушного судна инвалидов-колясочников и 2 низкопольных автобуса, разработаны маршруты передвижения физически ослабленных лиц от входа в здание аэровокзала Национального аэропорта Минск до посадки в воздушное судно.

Определенные результаты дает проводимая в стране работа по профилактике пьянства и алкоголизма среди населения, и прежде всего среди детей и молодежи. В 2009 году на 4,2% снизилась смертность от случайных отравлений алкоголем, на 37,9% – число несовершеннолетних, страдающих алкоголизмом, на 7,3% – число детей, наблюдаемых наркологами; на 8,0% – число лиц, поступивших в соматические больницы в состоянии алкогольного опьянения.

Результаты проведенных социологических исследований подтвердили высокую значимость здоровья для граждан Беларуси. Рейтинг здоровья остается наиболее высоким: 81,9% опрошенных отметили его в числе пяти наиболее важных жизненных ценностей, 69,5% граждан считают, что здоровый образ жизни входит в моду.

Повышение уровня и качества медицинских услуг, наряду с мерами активной социальной политики, способствовало положительной динамике демографических процессов.

Так, показатель рождаемости за 2009 год вырос на 3,6% и составил 11,5 человека на 1 тыс. населения. Позитивные тенденции в динамике данного показателя отмечены во всех областях республики и г. Минске.

Естественная убыль населения по сравнению с 2005 годом сократилась в 1,9 раза и составила в 2009 году 2,7 человека на 10 тыс. населения.

Наблюдается увеличение показателя ожидаемой продолжительности жизни: с 68 лет в 2002 году до 70,5 года – в 2009-м, в том числе у мужчин – с 62,3 до 64,7 года, у женщин – с 74,1 до 76,4 года.

Показательно, что Всемирной организацией здравоохранения достижения системы здравоохранения Беларуси оценены как наиболее значительные среди стран СНГ.

Программа развития физической культуры и спорта в Могилёвской области способствует укреплению здоровья и достижениях в сфере физической культуры, спорта и туризма. В районах области функционируют 11 центров физкультурно-оздоровительной работы, 13 физкультурно-оздоровительных клубов, в которых работает 230 специалистов и занимаются свыше 11000 человек.

^ К регулярным занятиям физкультурой и спортом привлечено 167700 человек, из них на селе – 42600, что составляет 14,9% от количества населения области.

Увеличивается количество участников спортивно-массовых мероприятий, организованных в области (2007 год – 220800 чел., 2009 год – 253300 чел.).

В сфере образования создаются все условия для реализации права каждого ребенка на достойное и качественное образование, физическое и духовное развитие.

Обеспечиваются равные условия воспитания и получения образования городскими и сельскими детьми. На это направлена принятая в 2005 году Программа возрождения и развития села. За время её реализации 278 учреждений образования в сельской местности, расположенных в агрогородках, обрели новое лицо. Пять средних школ в Белыничах, Климовичах, Костюковичах, Краснополье, Кировске реорганизованы в гимназии.

Значительно вырос образовательный и квалификационный уровень педагогов области: 88,5% имеют высшее образование, 74,1% – высшую и первую квалификационные категории. Сегодня три четверти из них владеют и применяют информационные технологии, каждый десятый – педагогические инновации.

Развивается система дошкольного образования. Открыто 108 новых форм, что способствовало более полному удовлетворению запроса родителей на получение детьми дошкольного образования. Функционирует 8 дошкольных центров развития ребенка.

Повысилось качество общего среднего образования. Более 56% школьников занимаются на высоком и достаточном уровнях. В последние годы процент поступления выпускников в высшие учебные заведения стабилен и составляет 50-52%.

За последние годы значительно продвинулись в области информатизации системы образования. Оснащенность общеобразовательных учреждений области современной компьютерной техникой составляет практически 100%, что почти в два с половиной раза больше чем в 2006 году. По различным типам доступа 96% средних и базовых школ области имеют выход в Интернет (2006 год – 40%), из них 40% подключены к скоростному Интернету (2008 год – 20%).

Создается единое информационное образовательное пространство. В сети Интернет размещены 150 Интернет-сайтов органов управления и учреждений образования. Планомерно библиотеки общеобразовательных учреждений преобразуются в центры информационных ресурсов, создаются медиатеки. Всего за три последних года на информатизацию затрачено свыше 6 млрд. рублей.

Совершенствуется механизм социальной поддержки одаренных учащихся, педагогов. Ежегодно около 100 учащихся и педагогов общеобразовательных учреждений области награждаются премиями специального фонда Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов, 30 лучших педагогов, учащихся, студентов – специальной премией Могилевского облисполкома в социальной сфере.

Система профтехобразования максимально обеспечивает потребности рынка труда региона в кадрах рабочих и специалистов. Наряду с дневной формой обучения получила право на жизнь заочная и вечерняя формы.

На базе Могилевского государственного профессионального агролесотехнического колледжа им. К.П. Орловского в 2009 году открыто обособленное подразделение производственного обучения, оснащенное новейшей сельскохозяйственной техникой, построена уникальная лаборатория по профессиям «Лесник» и «Егерь». Зоосад, расположенный на территории колледжа, стал излюбленным местом отдыха могилевчан, гостей нашего города.

В области функционируют 57 учреждений внешкольного воспитания и обучения, в которых занимается 57% воспитанников от общего количества учащихся области. Это самый высокий показатель среди областей и г. Минска.

^ Двадцать восемь детских любительских коллективов системы образования области удостоены звания «образцовый», «народный», «заслуженный».

В рамках конкурсов республиканской акции учащейся молодёжи “Жыву ў Беларусі і тым ганаруся” 35 учащихся стали победителями.

Обеспечивается постепенный перевод детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из интернатных учреждений на семейные формы воспитания. С 2006 года ликвидировано 4 учреждения для детей-сирот. Сеть замещающих семей расширилась на 45 процентов. Этому способствовало строительство 8 домов усадебного типа для семей, взявших на воспитание детей-сирот, в рамках реализации президентской программы «Дети Беларуси». Открыто частное социально-педагогическое учреждение образования «СОС-Детская деревня Могилев», где планируется проживание 80 детей–сирот в условиях семьи.

Внедрение компьютерных технологий в работу учреждений культуры способствовало созданию Отраслевого Интегрированного банка данных о деятельности отрасли. 43,1% населения области (в 2006 г. – 42,8%) охвачено стационарными и нестационарными формами библиотечного обслуживания. Прирост фонда библиотек области по сравнению с 2006 г. составил 188 тыс. экз. За данный период времени компьютеризированы 262 библиотеки в т.ч. все библиотеки агрогородков. При библиотеках области действуют 52 Публичных центра правовой информации (в 2006 – 28), в т.ч. 11 – в библиотеках агрогородков. При 13-ти центральных библиотеках действуют информационно-идеологические центры.

В области начальным эстетическим образованием охвачено 18% учащихся 1-9 классов средних школ. (2006г.- 12,3) На 10 единиц по сравнению с 2005-2006 учебным годом увеличилось количество Детских школ искусств, которых в текущем учебном году - 77 с контингентом учащихся 6162 человека, что вдвое больше чем в 2005 году.


marshruti-ii-kategorii-slozhnosti-po-severnomu-tyan-shanyu-gornie-turistskie-marshruti-po-zailijskomu-alatau-i-kungej-alatau.html
marshruti-puteshestvij-1-simferopol-izdatelstvo-tavriya-1979-2.html
marshrutizator-i-metodicheskie-ukazaniya-po-vipolneniyu-laboratornih-rabot.html
marshrutnie-issledovaniya-polozhenie-o-territorialnom-planirovanii-1.html
marsianskij-ekspress-sleduet-po-raspisaniyu-bibliograficheskij-ukazatel-prednaznachen-kak-dlya-specialistov-tak.html
mart-2011-god-godovoj-plan-mdou-21-zolotoj-klyuchik-na-2010-2011-uchebnij-god-prinyat-na-pedsovete-1.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/razvitie-kommercheskogo-obrazovaniya-v-bashkirii-1908-1967-godi-ot-torgovoj-shkoli-do-ufimskogo-professionalnogo-torgovogo-uchilisha-gilem-ufa-2009-stranica-10.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rannim-utrom-po-doroge-iz-chanani-shla-seraya-bezlikaya-massa-lyudej-sognannie-za-neuplatu-dolgov-i-melkie-provinnosti-krestyane-beglie-rabi-i-zlostnie-neplatel-stranica-6.html
  • gramota.bystrickaya.ru/zakonodatelnogo-sobraniya-leningradskoj-oblasti-v-2010-godu-stranica-9.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/spisok-polnotekstovih-elektronnih-izdanij-razmeshennih-na-sajte-kazneb-v-2010-g.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/vse-knigi-i-igri-roberta-kijosaki-na-odnom-sajte-stranica-4.html
  • testyi.bystrickaya.ru/analiticheskij-otchyot-o-pedagogicheskoj-deyatelnosti-uchitelya-nachalnih-klassov.html
  • bukva.bystrickaya.ru/sopostavitelnij-analiz-public-relations-i-rodstvennih-sfer-deyatelnosti-chast-4.html
  • letter.bystrickaya.ru/nds-12-procentov-dlya-vseh-gosduma-rf-monitoring-smi-3-iyulya-2008-g.html
  • holiday.bystrickaya.ru/obezvrezhivanie-hromsoderzhashih-stochnih-vod-stroitelnie-normi-i-pravila-kanalizaciya-naruzhnie-seti-i-sooruzheniya.html
  • institute.bystrickaya.ru/formirovanie-uchebno-professionalnoj-uspeshnosti-studentov-pedagogicheskogo-kolledzha-v-processe-prepodavaniya-gumanitarnih-disciplin-13-00-08-teoriya-i-metodika-professionalnogo-obrazovaniya.html
  • bystrickaya.ru/vtoraya-lekciya-shest-lekcij-prochitannih-v-lejpcige-s-28-dekabrya-1913-po-2-yanvarya-1914-goda-bibliotechnij-149.html
  • exam.bystrickaya.ru/vechnaya-tajna-istokov-dobra-i-zla-po-2-oj-glave-mastera-i-margariti.html
  • studies.bystrickaya.ru/kapitan-praktikum-po-russkomu-yaziku-chast-i.html
  • writing.bystrickaya.ru/a-volkanov-domashnij-konditer-chast-24.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/yavlyaetsya-aktualnoj-t-k-v-nastoyashee-vremya-isklyuchitelno-vazhnim.html
  • writing.bystrickaya.ru/bilibin-ivan-yakovlevich.html
  • grade.bystrickaya.ru/ob-utverzhdenii-sanitarno-epidemiologicheskih-pravil-i-norm-sanitarno-epidemiologicheskie-trebovaniya-k-ustrojstvu-i-usloviyam-raboti-mikrobiologicheskih-virusologicheskih-i-parazitologicheskih-laboratorij.html
  • urok.bystrickaya.ru/pozicii.html
  • bukva.bystrickaya.ru/perechenutrativshih-silu-postanovlenij-pravitelstva-respubliki-belarus.html
  • assessments.bystrickaya.ru/chukotskaya-skazka-vyalenoe-myaso.html
  • tasks.bystrickaya.ru/14-kvalifikacionnie-trebovaniya-k-auditoram-aktualnie-problemi-audita-v-rossii.html
  • shkola.bystrickaya.ru/mnozhinnst-zlochinv-sut-meta-pokarannya.html
  • occupation.bystrickaya.ru/obrazovanie-pedagogicheskaya-nauka-mirovaya-literatura-21.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/prilozhenie-2-fkko-metodicheskie-ukazaniya-po-razrabotke-proektov-pasportov-opasnih-othodov-dlya-obektov-po-hraneniyu.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/kollizii-i-realnosti-reformi-pensionnoj-sistemi.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/programma-mezhdunarodnoj-parlamentskoj-konferencii-po-voprosam-evropejskoj-bezopasnosti-13-iyulya-2009-goda-kiev.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/ya-beru-vzyatku-kniga-vpervie-bila-opublikovana-berrett-koehler-publishers-inc-san-francisco.html
  • credit.bystrickaya.ru/plan-meropriyatij-akcii-zakon-i-ti-po-pravovomu-prosvesheniyu-studencheskoj-molodezhi.html
  • report.bystrickaya.ru/i-nauchno-issledovatelskaya-deyatelnost-otchet-o-nauchno-issledovatelskoj-i-nauchno-organizacionnoj-deyatelnosti-za-2002-god.html
  • letter.bystrickaya.ru/mezhdunarodnij-finansovij-menedzhment-v-usloviyah-krizisa-globalnogo-finansovogo-rinka.html
  • notebook.bystrickaya.ru/instrukciya-po-zapolneniyu-formi-u12.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/aktualdilii-bl-pn-bolasha-mamandari-ortopediyali-stomatologiya-klinikasinda-tsterd-egeu-tehnologiyasina-negzg-kl-blud-baittajdi.html
  • spur.bystrickaya.ru/kontrolnaya-rabota-dlya-studentov-ne-izuchavshih-disciplinu-russkij-yazik-i-kultura-rechi.html
  • student.bystrickaya.ru/11-2-zhizn-kak-predmet-biologii-sushnost-zhivogo-ego-osnovnie-priznaki-1-predmet-i-celi-estestvoznaniya-3.html
  • znanie.bystrickaya.ru/91-principi-upravleniya-prinyatie-v-otechestvennoj-praktike-traktata.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.