Магистерская программа 050700. 68 "Педагогическая психология" Нальчик 2010 г. Составитель: Теуважукова Р. Т. зав кафедрой
.RU

Магистерская программа 050700. 68 "Педагогическая психология" Нальчик 2010 г. Составитель: Теуважукова Р. Т. зав кафедрой




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«КАБАРДИНО-БАЛКАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
им. Х.М. БЕРБЕКОВА»


Педагогический факультет


П Р О Г Р А М М А

вступительных экзаменов в магистратуру

по направлению 050700- Педагогика

Магистерская программа

050700.68 - "Педагогическая психология"


Нальчик 2010 г.


СОСТАВИТЕЛЬ: Теуважукова Р.Т. – зав. кафедрой

Педагогики и психологии,

к.,п.,н., доцент.


Программа предназначена для подготовки к вступительным экзаменам в магистратуру по магистерской программе 050700.68 – "Педагогическая психология".

Адресована выпускникам КБГУ по направлению 050700 - "Педагогика"


^ 1. Подготовка и профессиональное становление личности педагога.

Мотивы выбора педагогической профессии и мотивация педагогической деятельности. Развитие личности учителя в системе педагогического образования. Профессиональное самовоспитание учителя. Основы самообразования студентов педагогического вуза и учителей.

^ 2. Методология и методологические принципы педагогики.

Понятие о методологии педагогики и ее уровнях: философский уровень, общенаучная методология, конкретно-научная методология, технологическая методология. Методологические принципы: личностный подход, деятельностный подход, полисубъектный диалогический подход, культурологический подход, антропологический подход, этнопедагогический подход.

^ 3. Современные концепции образовательного процесса.

Основные теории обучения. Ассоциативная концепция как основа традиционной объяснительно-иллюстративной системы, пути и средства её совершенствования. Достоинства и недостатки традиционной концепции обучения. Деятельностные концепции обучения: теория проблемного обучения: (А.М. Матюшкин, М.И. Махмутов); теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина); теория учебной деятельности (Л.С. Выготский, д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов), достоинства и недостатки образовательных технологий.

^ 4. Воспитание как целостный педагогический процесс, его общие закономерности и принципы.

Воспитание как целостный и целенаправленный процесс, направленность воспитания на овладение общественным опытом, деятельностно-отношенческая концепция воспитания. Органическая связь обучения и воспитания. Закономерности воспитания и их психолого-педагогические основы: воспитание в процессе активной деятельности, стимулирование активности формируемой личности, сочетание гуманизма уважения и требовательности, опора на положительные качества, учет возрастных и индивидуальных особенностей, воспитание в коллективе и через коллектив, единство требований участников образовательного процесса. Переход закономерностей воспитания в принципы воспитания.

^ 5. Содержание образования и Государственный образовательный стандарт. Вариативность учебного плана, учебников и образовательных программ.

Сущность содержания образования его реализация в учебных планах, программах, учебниках и учебных пособиях. Госстандарт и его основные компоненты, федеральный, национально-региональный, школьный компоненты, инвариантное ядро, вариативная часть. Основные функции стандарта. Вариативность учебного плана общеобразовательной школы, как возможность творчества в определении содержания образования педагогических коллективов. Вариативность учебников, учебных пособий – условия реализации возможности запросов учащихся и их родителей. Вариативность образовательных программ и технологий образования, их роль в образовательном процессе общеобразовательной школы.

^ 6. Ценностно-смысловое самоопределение педагога в профессиональной деятельности.

Специфика педагогической деятельности. Показатели, свидетельствующие о наличии у специалиста профессиональной направленности. Направленность личности и самоопределение. Сущность ценностно-смыслового самоопределения его место в профессиональной направленности личности. Самоопределение как феномен ценностно-смысловой природы. Характеристики профессионального самоопределения. Педагогические ценности как относительно устойчивые ориентиры. Профессионально-ценностные ориентации педагога. Аксиологические характеристики педагогической деятельности.

^ 7. Формы взаимодействия субъектов в педагогических процессах.

Педагогическое взаимодействие как базовая категория педагогики. Сущность педагогического взаимодействия. Прямое и косвенное взаимодействие субъектов педагогического процесса. Функционально-ролевая и личностная стороны взаимодействия педагога с учащимся. Преднамеренное и непреднамеренное воздействие педагога на учащихся. Педагогическое общение как форма взаимодействия педагогов и учащихся. Виды педагогического общения (социально-ориентированное, личностно-ориентированное). Стили педагогического общения. Стратегии педагогического взаимодействия. Феномены педагогического взаимодействия. Коммуникативные задачи педагогического взаимодействия. Межличностные отношения как результат педагогического взаимодействия. Совместная деятельность педагогов и учащихся как способ реализации педагогического взаимодействия.

^ 8. Прогнозирование и проектирование педагогического процесса.

Проектирование как педагогический феномен. Суть понятий разработка, планирование, прогнозирование, их отличие от проектирования. Этапы педагогического проектирования. Технология педагогического проектирования. Анализ объекта проектирования. Выбор формы проектирования. Теоретическое, методическое, пространственно-временное, материально-техническое и правовое обеспечение проектирования. Выбор системообразующего фактора проектирования. Типологические признаки педагогических проектов. Проектирование возрастосообразного образовательного процесса.

^ 9. Возникновение педагогических идей и систем в странах Древнего Востока.

Образование и воспитание в странах Древнего Востока (Шумер Вавилон, Ассирия, Египет, Индия, Китай). Общее и особенное в развитии восточных культур и образовательных идей и систем. Влияние религиозных учений и институтов на школу. «Дома табличек» в Междуречье. Школа в Древнем Египте. Кастовое воспитание в Древней Индии. Воспитательная направленность учения Конфуция. Содержание и методы образования. Высокая престижность образования. Подготовка специалистов (писцов, государственных служащих, воинов и др.). Обучение ремесленников.

^ 10. Воспитание и школа в античном мире.

Основные этапы развития воспитания и образования в истории цивилизаций Античного Средиземноморья. Первые учебные заведения Древней Греции. Общее и различное в идеалах и практике воспитания и обучения в Спарте и Афинах. Содержание обучения в школах грамматиста и кифариста. Педагогические идеи древнегреческих философов (Сократ, Платон, Аристотель, Демокрит). Отличительные особенности воспитания и обучения в Эллинскую эпоху. Римская система воспитания и образования, ее гражданско-патриотическая направленность. Педагогические идеи римских мыслителей (Цицерон, Квинтилиан, Сенека). Взгляды отцов раннего христианства на человека и воспитание.

^ 11. Воспитание и обучение в Киевской Руси и Русском государстве до конца XVII в.

Воспитание и образование в Киевской (Х-ХIII вв.) и Московской (ХIV - ХVII вв.) Руси. Принятие христианства в 988 г. Роль православной культуры в становлении и развитии просвещения в Древней и Московской Руси. Школа “учения книжного”. Распространение грамотности. Цели и содержание воспитания. Семейное воспитание в Древней Руси. Первые печатные учебники - азбуки. Развитие школ в XIV-XVII вв. Педагогические воззрения выдающихся деятелей культуры ХV-ХVII вв. (М. Грек, И. Федоров, С. Полоцкий и др.). Зарождение высшего светского профессионального образования. Киево-Могилянская академия (1632г.) Славяно-греко-латинская академия (1687 г.).

^ 12. Образование и педагогическая мысль в России ХVIII в. Культурно-историческое значение реформ Петра I. Создание первых образовательных и профессиональных школ. Школа математических и навигационных наук. Цифирные и гарнизонные школы. Открытие Академии наук (1725г.). Начальные архиерейские школы и духовные семинарии. Иностранные пансионы. Ослабление идейного влияния православной церкви и возрастание западноевропейского влияния на образовательную политику государства.

Развитие сословной дворянской школы. Учреждение Московского университета (1755) и его историческое значение. Педагогическая мысль в России XVIII в. (В.Н. Татищев, И.И. Бецкой, А.Н. Радищев, М.В. Ломоносов и др.) Эпоха правления Екатерины II и влияние идей французского просвещения на принципы воспитания и образования. Итоги развития просвещения в XVIII в.

^ 13. Реформаторская педагогика конца XIX — начала XX в.

Зарубежная педагогика конца ХIХ - начала XX века. Социальная педагогика П. Наторпа. Основные направления реформаторской педагогики: педагогика гражданского воспитания и трудовой школы Г. Кершенштейнера, педагогика действия В.А. Лая, экспериментальная педагогика Э. Меймана, Э. Торндайка. Идеи интеграции образования и производства (Дж. Дьюи), всеобщей профессионализации (Г. Кершенштейнер), превращения трудового воспитания и обучения в необходимое условие общего развития (Дж. Дьюи).

^ 14. Основные авторские педагогические системы прошлого.

Я.А.Коменский – основоположник дидактики как науки. Педагогическая система Я.А.Коменского. Принцип природосообразности как философская основа дидактики Коменского. Этапы возрастного развития человека и школьная система по Я.А.Коменскому. Содержание, дидактические принципы, правила, методы обучения. Пансофические идеи в творчестве Я.А. Коменского. Значение педагогических взглядов Я.А. Коменского для развития системы общего и специального образования.

Педагогическая деятельность Д.Локка и его «Мысли о воспитании». Воспитание истинного джентльмена – основная цель педагогической теории Д.Локка.

Педагогическое творчество И.Г.Песталоцци, его жизнь и педагогическая деятельность. Идеи развивающего поэлементного начального обучения и воспитания. Развивающая и воспитывающая роль детского труда.

Концепция, правила развивающего и воспитывающего обучения в теории и практике А.Дистервега. Подготовка народных учителей в Германии.

Педагогическая теория И.Ф.Гербарта. Идея многостороннего интереса. Учебный план классической гимназии, структура процесса обучения. Содержание и средства воспитания (теория управления, нравственное воспитание). Развитие теории урока. Влияние идей И.Ф. Гербарта на практику работы школ Западной Европы и России.


^ 15. Идеи свободы, права, демократии, гуманизма в педагогической мысли за рубежом и в России.

Идеи естественного и свободного воспитания Ж.Ж.Руссо – философско-концептуальная основа теории и практики свободного воспитания. Содержание воспитания и обучения ребенка на разных этапах возрастного развития. Социально-педагогический роман «Эмиль, или О воспитании». Воспитание женщины по Руссо. Влияние идей естественного свободного воспитания на последующее развитие педагогической мысли в Западной Европе и в России.

Свободное воспитание в понимании Л.Н.Толстого. Особенности работы Яснополянской школы: цель, организация обучения, содержание и методы обучения детей. Учебные книги Л.Н.Толстого.

Педагогика М. Монтессори и ее «Дом ребенка» как логическое продолжение идей свободного воспитания в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями.

Психолого-педагогическая концепция свободного воспитания А.Нейлла.

Развитие идей свободного воспитания в России (К.Н.Вентцель, С.Т.Шацкий, И.И.Горбунов-Посадов). «Декларация прав ребенка» К.Н.Вентцеля как отражение его философских и педагогических взглядов. «Дом свободного ребенка» К.Н.Вентцеля и принципы его организации как педагогической общины. Свободные основания детских учреждений С.Т.Шацкого и А.У.Зеленко.

^ 16. Педагогическая система А.С. Макаренко – источник педагогического творчества в XXI веке.

Педагогическая деятельность А.С. Макаренко. Основные положения педагогической теории. Цель воспитания. Воспитание в коллективе – ядро педагогической теории А.С. Макаренко. Методы индивидуального воздействия. Обобщения А.С. Макаренко своего педагогического опыта в литературных произведениях. Анализ причин успешности педагогической деятельности А.С. Макаренко. Актуальность педагогических находок А.С. Макаренко для современного педагога.

^ 17. Болонский процесс в системе образования.

Процесс создания Болонской системы. Основная цель Болонского процесса. Традиции европейской высшей школы. Принципы высшего образования в Европе. Проблемы, стоящие перед Европой при введении принципов Болонского процесса.

Уровень развития системы высшего образования в Европе. Опыт реализации основных положений Болонского процесса в России и КБГУ. Система обеспечения качества образования. Виды и формы контроля успеваемости по Болонской системе.

^ 18. Международные стандарты эффективности деятельности образовательных систем.

Международная стандартизированная процедура измерения качества знаний учащихся 15 летнего возраста (PISA). Основные направления измерения, содержание тестовых заданий, процедура тестирования. Результаты тестирования. Страны лидеры. Результаты российских школьников. Пути повышения качества образования. Программы по повышению математической грамотности, активизации читательского интереса у учащихся др. Финансовая поддержка центров ранней грамотности (Германия, Россия, США и др.).

^ 19. Частный сектор образования за рубежом.

Роль и место частной школы в системе образования. Наиболее распространенные модели частной школы. Элитарная модель, Конфессиональная модель, компенсирующая модель, конъюнктурная модель, национальная модель, альтернативная модель. Частные школы в странах Западной Европы. Структура и деятельность британской школы-«Итон», «Винчестер».Заменяющие и дополнительные частные учебные заведения. Элитарная школа США. Неконфессиональные школы. Католические частные школы. Частные вузы.

^ 20. Норма и отклонения от нее в развитии человека.

Норма и отклонения в психическом, физическом, интеллектуальном и моторном развитии ребенка. Понятие среднестатистической и функциональной нормы развития.

Общие и специфические закономерности психического развития: последовательность стадий развития психики, наличие сензитивных периодов в развитии психических функций, последовательность развития всех психических процессов, роль деятельности в психическом развитии, роль речи в формировании высших психических функций, ведущая роль обучения в психическом развитии.

Условия нормального психического развития ребенка. Эмоциональный контакт с близкими людьми как условие полноценного развития ребенка. Психическое развитие и деятельность.

Аномальное развитие. Понятие аномальный ребенок. Особенности аномального развития. Первичные и вторичные дефекты развития.

Учение Л.С.Выготского о компенсации. Факторы риска недостаточности психофизического развития. Содержание основных параметров дизонтогенеза. Психологические параметры, влияющие на характер дизонтогенеза.

^ 21. Пути и способы организации специального образования для лиц со сложными нарушениями в развитии.

Понятие о комбинированных нарушениях. Основные группы детей с сочетанными нарушениями. Клинико-психолого-педагогическое изучение ребенка с комбинированным нарушением. Общеобразовательная, трудовая подготовка детей с комбинированными нарушениями их нравственное воспитание, умственное и физическое развитие. Пути и способы организации специального образования для лиц со сложными нарушениями в развитии. Задачи психолого-педагогического сопровождения развития ребенка со сложным дефектом.

^ 22. Девиантное (отклоняющееся) поведение детей как психолого-педагогическая проблема.

Отклонения в поведении детей младшего школьного возраста. Причины и условия отклоняющегося поведения подростков. Акцентуации характера у младших школьников. Воспитательно-коррекционная работа с детьми, имеющими отклоняющее поведение. Отклоняющееся поведение несовершеннолетних как нарушение процесса социализации.

Методы и педагогические приемы коррекции отклоняющегося поведения детей и подростков. Специфические и неспецифические методы коррекции нарушения поведения.

^ 23. Система социальных институтов для оказания коррекционно-педагогической и других видов специализированной помощи.

Государственные специальные образовательные учреждения для лиц с проблемами в развитии. Психолого-медико-педагогическая консультация (ПМПК). Центры коррекционно-развивающего обучения и реабилитации. Направления деятельности Центра: диагностическое, коррекционно-педагогическое, реабилитационное, учебно-воспитательной работы, консультативное, методическое, социально-психологическое, информационно-аналитическое.

Система комплексного сопровождения лиц с ограниченными возможностями (реабилитационные службы, центры дневного пребывания, социальные гостиницы, общины и пр.).

^ 24. Социальное воспитание как фактор социализации личности.

Соотношение социализации и воспитания в социальной педагогике. Понятие, сущность и этапы социализации личности. Факторы социального воспитания. Механизмы социализации.

^ 25. Формы проявления трудновоспитуемости и проблемы воспитания трудновоспитуемых детей.

Формы проявления трудновоспитуемости (открыто-экстремистское, скрыто-экстремистское, открыто-агрессивное, саркастическое, скрытое - исподтишка, безразличное, формальное по отношению к личности и деятельности воспитателя). Проблемы воспитания трудновоспитуемых детей.

^ 26. Проблемы психического развития.

Основные категории психологии развития. Понятие возраста. Детерминанты развития. Влияние образования на развитие. Возрастная периодизация. Закономерности психического развития. Взаимосвязь развития и деятельности, понятие ведущей деятельности. Созревание и развитие. Социокультурная детерминация в развитии.


^ 27. Особенности современной социализации. Стадии развития личности в процессе социализации.

Понятие социализации. Двусторонний процесс социализации. Особенности современной социализации. Детство как первичный период социализации. Стадии развития личности в процессе социализации: адаптация, индивидуализация, интеграция. Механизмы социализации: семья, школа, производственная группа.

^ 28. Социальная психология и современное образование.

Современное образование как область применения социально- психологических знаний. Практическое использование социально-психологических знаний: воспитание человека как личности в группе; групповые методы обучения; управление педагогическим процессом; взаимодействие и взаимоотношение участников педагогического процесса; преподавание социальной психологии в школе и других учебных заведениях.

^ 29. Общение в структуре педагогической деятельности.

Общение как фундаментальная категория социальной психологии. Профессионально-педагогическое общение. Особенности общения в современном мире. Педагогическое общение. Функции общения. Предметность педагогического общения. Общение и совместная деятельность.

^ 30. Педагогическая перцепция и продуктивность деятельности педагога.

Понятие социальной перцепции. Общие закономерности социальной перцепции. Общие основы педагогической социальной перцепции. Продуктивность педагога. Механизмы социальной перцепции. Педагогическая социально-перцептивная стереотипизация. Рефлексивно – перцептивные способности и умения. Личность педагога и познания учащегося.

^ 31. Психологическая компетентность в структуре личности и деятельности учителя.

Психологические основы модернизации образования. Ключевые компетентности и их развитие в процессе школьного обучения. Психологическая компетентность в деятельности учителя.

^ 32. Проблема соотношения обучения и развития в педагогической психологии.

Передача общественного опыта и адаптация человека. Подражание, учение, обучение, научение. Модели обучения (познавательная, коммуникативная, кибернетическая). Обучение и развитие. Учебная деятельность.

^ 33. Психологические основы воспитания в условиях модернизации образования.

Психологическая поддержка и помощь детям в процессе обучения и воспитания. Психологические основы воспитания в процессе модернизации образования.

^ 34. Формирование положительной мотивации к учебной деятельности у школьников.

Ученик как субъект учебной деятельности. Мотивы учения, способы учения, активность и ответственность. Ключевые компетентности и их развитие в процессе школьного обучения.

^ 35. Сотрудничество педагога и психолога в осуществлении психолого-педагогического консультирования родителей.

Личностные характеристики учителя и их влияние на процесс, и результат труда. Профессиональное самосознание педагога. Сотрудничество как форма взаимодействие. Психологическая компетентность в психолого-педагогическом консультировании родителей.

Литература:

^ 36. Интеллектуальное развитие детей в семье.

Стиль семейного воспитания и детский интеллект. Влияние социально-экономических факторов. Состав семьи и интеллектуальное развитие детей. Семья как развивающая среда для ребенка с ограниченными возможностями.


^ 37. Развитие гуманистической психологии.

Предпосылки возникновения гуманистической психологии. Основные положения гуманистической психологии. Теоретические направления в гуманистической психологии. Теория самоактуализирующейся личности А.Маслоу. Черты зрелой личности по К. Роджерсу. Черты здоровой личности по Г. Олпорту.

^ 38. Проблема личности в психологии.

Личность как атрибут человека и общества. Несовпадение проявлений индивида, личности и индивидуальности. Междисциплинарный статус проблемы: социологический, социально-психологический и общепсихологические подходы к исследованию личности.

Основные свойства личности. Проблема человеческой индивидуальности.

Активность личности: понятие, источники, формы и уровни.

^ 39. Происхождение и развитие личности.

Филогенез личности. Биогенетическое, социогенетическое, персоногенетическое направления современного человекознания как проявление метафизического подхода к детерминации развития личности. Схема детерминации личностного развития в рамках культурно-исторического системно-деятельностного подхода.

Онтогенез личности: движущие силы и условия развития личности. Социализация личности: понятие, основные составляющие.

Проблема периодизации развития личности в отечественной и зарубежной психологии.

^ 40. Структура личности.

Структурный подход к рассмотрению личности как альтернатива теории черт. Понятие структуры и принципы построения личностных структур.

Виды структур личности. Пять стратегий исследования строения личности по А.Т. Асмолову : конституционально-антропометрическая, факторная, блочная, мотивационно-динамическая, поведенческо-интерракционистская.

Иерархические, координационные, функциональные структуры (Б.Г. Ананьев).

Общие, частные, социальные и личностные структуры.

Системный подход к изучению личности.

^ 41. Теории личности в отечественной психологии.

Развитие теории личности в трудах А.Ф.Лазурского. Проблема личности в трудах Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н.Леонтьева. Исследование личности в аспектах нормы и патологии в трудах В.Н.Мясищева. Общие вопросы социологической и психологической теории личности в трудах Б.Г. Ананьева. Л.И.Божович об этапах развития личности в онтогенезе. К.А.Абульханова-Славская: личность как субъект деятельности и общения.

^ 42. Теории личности в зарубежной психологии.

Психоаналитическая концепция личности. Теория личности З.Фрейда, А.Адлера, Т.Юнга.

Когнитивные теории личности. Особенности когнитивного подхода к проблеме личности. Теория когнитивного стиля и личность. Теория личностных конструктов Д. Келли.

Бихивеористские теории личности. Взгляд на личность Б. Скиннера. Необихивеористские социально-психологические трактовки личности. Личность в концепции социального научения.

Психосоциальная концепция личности Э. Эриксона.

Гуманистическая концепция личности: К. Роджерс, А. Маслоу, В.Франкл.

^ 43. Особенности развития познавательных психологических процессов.

Познавательные психологические процессы. Структура познавательных процессов. Психические процессы: познавательные, регулирующие. Психологические свойства. Свойства темперамента, свойства характера. Психические образования. Психические состояния. Основные концепции мышления. Познавательная мотивация.

^ 44. Развитие креативности и творческая одаренность личности.

Творческая одаренность. Параметры творческой продуктивности: богатство мысли, честность мысли, любознательность, оригинальность. Творческое мышление. Дивергентное мышление. Методика креативного понятия (Д.Б. Богоявленский). Стимульно – продуктивный уровень интеллектуальной активности. Связь между интеллектом и креативностью.

^ 45. Психологическая культура как фактор самоактуализации личности.

Понятие психологической культуры личности. Психологическая культура как система социальных и личностных ценностей. Духовные и материальные компоненты психологической культуры. Форма актуализации культурологических идей. принцип детерминизма С.Л. Рубинштейна. Функции психологической культуры. Феномен самоактуализации психологической науки.

^ 46. Основные направления духовно – нравственного воспитания личности.

Формирование духовно богатой и нравственной личности. Общение национальной идеалогии. Использование информационно – ресурсных центров, библиотек, театров. Литература и искусство как средство влияния на сознание людей. Религия как составляющая духовности, нравственности и культуры. Физическая культура и спорт как фактор духовного и нравственного совершенствования. Семейное воспитание.

^ 47. Социально-психологический тренинг как интегративный метод социально-психологической компетентности.

Общая характеристика социально-психологического тренинга: понятие, специфические особенности. Обратная связь как феномен межличностного общения и важнейшая составляющая социально-психологического тренинга. Процедурные аспекты группы интенсивного общения.

^ 48. Дискуссионные методы активного социально-психологического обучения.

Общая характеристика дискуссионных методов АСПО и их основное назначение. Групповые дискуссии. Типы ориентаций групповых дискуссий. Анализ ситуаций (разбор казусов из практики). Баллинтовские группы. Метод группового обсуждения проблемных ситуаций. Метод анализа конкретных ситуаций морального выбора.

^ 49. Трудовая мотивация педагога и удовлетворенность трудом.

Определение трудовой мотивации и ее функций. Характеристика основных побуждений, входящих в мотивационную сферу. Мотивы и стимулы. Цель в профессиональной деятельности. Виды целеполагания. Смысл профессиональной деятельности. Удовлетворенность трудом. Источники изменения в мотивационной сфере. Типология мотивации. Характеристика содержательных мотивационных теорий. Концепции мотивации А.Маслоу, Ф.Герцберга, их достоинства, ограничения и пути использования в практике работы с персоналом. Характеристика процессуальных мотивационных теорий. Теория ожиданий В.Врума и проектирование способов оплаты труда, форм морального поощрения и других действенных побудителей труда.

^ 50. Становление профессионализма педагога.

Общая характеристика понятия профессионализм. Стороны и уровни профессионализма. Психологические закономерности становления профессионала, общие для разных профессий. Этапы развития человека как субъекта труда в онтогенезе. Профессиональное и личностное самоопределение. Социализация и профессионализация. Профессионализм и карьера. Четыре стадии в жизни карьеры. Планирование карьеры. Профессионализм и возраст. Профессионализм и индивидуальность. Успех в профессиональной деятельности.


Рекомендуемая литература:

  1. Варенова А. Коррекционная педагогика. - М.,2007.

  2. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика. – М., 2001.

  3. Вульфсон Б.Л., Малькова З.А. Сравнительная педагогика. М., 2000.

  4. Джуринский А.Н. История образования и педагогической мысли: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.

  5. Джуринский А.Н. Сравнительная педагогика. М., 1998. С. 169.

  6. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ в.: Учебное пособие для педагогических учебных заведений /Под ред. академика РАО А.И.Пискунова. – М.: ТЦ Сфера, 2004.

  7. Кан-Калик В.А. Педагогическое творчество. – М., 1990.

  8. Капранова В.А. Сравнительная педагогика. - Минск, 2004.

  9. Каптерев П.Ф. История педагогики. Курс лекций. - Ижевск : Изд-во Удмуртского университета,1996.

  10. Коррекционная педагогика /Под ред.В.С. Кукушина. - Ростов –на-Дону.-2004.

  11. Коррекционная педагогика в начальном - образовании /Под ред.Г.Ф.Кумариной. - М.,2003.

  12. Костамаров В.Г. Сравнительная педагогика и международное сотрудничество.-М.,2005.

  13. Котова И.Б., Шиянов Е.Н. Философско-гуманистические основания педагогики. – Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 1997.

  14. Крамер С. История начинается в Шумере / Пер. с анг. - М.: Наука, 1991.

  15. Кукушин В.С., Болдырева-Вараксина А.В. Педагогика начального образования: учебное пособие для высш. пед уч. зав. - М.: ИКЦ «МарТ», 2005.

  16. Львова М.Е. От школы Ярослава Мудрого до сегодняшней // Начальная школа.-2002.-№2, С. 3-12.

  17. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. - М.: Гардарики, 2006.

  18. Моральные ценности и личность /Под ред. А.И.Титаренко, Б.О.Николаевича. - М.,1994.

  19. Мудрик А.В. Ввевдение в социальную педагогику. - М., 1997.

  20. Мудрик А.В. Социальная педагогика/Под ред. Сластенина В.А. – М., 2000.

  21. Основы коррекционной педагогики /Гонеев А.Д., Лифенцева Н.И. и др.- М.,2002.

  22. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии /Под ред. С.А.Смирнова. – М., 2008.

  23. Реализация основных положений Болонского процесса в ВУЗах России. - Нальчик, 2007.

  24. Реформы образования в современном мире. М., 1995.

  25. Седова Н.Е. Основы практической педагогики. - М.: ТЦ Сфера, 2008.

  26. Сластенин В. А., Каширин В.П. Психология и педагогика. - М., 2003.

  27. Сластенин В.А. и др. Педагогика. - М.: Школа-Пресс. - 2004.

  28. Социальная педагогика /Под ред. Никитина В.А. - М., 2000.

  29. Социальное воспитание в классе / Под ред. Мудрика А.В. - М., 2007.

  30. Специальная педагогика /Под ред. Н.М. Назаровой. - М.,2006.

  31. Специальная психология /Под ред. В.И. Лубовского.- М.,2005.

  32. Талызина Н. Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников.- М., 1988.

  33. Теуважукова Р.Т. Проблема подготовки учителя для современной начальной школы /Дошкольник и младший школьник в системе образования. - СПб. РГПУ им. А.И. Герцена, 2004.

  34. Теуважукова Р.Т. Профессиональное самовоспитание будущего учителя. Нальчик: КБГУ, 1999.

  35. Теуважукова Р.Т. Развивающее обучение в начальной школе / Инновационные технологии в обучении и воспитании младших школьников. - Карачаевск: КЧГУ, 2009.

  36. Трофимова Н.М. и др. Основы специальной педагогики и психологии.-М., 2005.

  37. Харламов И.Ф. Педагогика. – М., 1997.

  38. Хрестоматия по истории Древнего Востока: Учебное пособие: В 2 ч. - М.: Высшая школа, 1980.- Ч. 1.

  39. Ананьев Б.Г. Человек как предмет исследования. – СПб., 1998.

  40. Андреева Г.М. Социальная психология. - М., 1988. Гл. 5, 6, 7 и 11.

  41. Бодал А.А. Личность и общение. - М., 1983.

  42. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. М.В. Гамезо. М., - 2001.

  43. Возрастная и педагогическая психология /Под ред. А.В.Петровского - М., 1979.

  44. Возрастная и педагогическая психология. Тексты. - М., 1992.

  45. Гиппнерейтер Ю.Б. Общаться с ребенком…Как? - М., 1995.

  46. Демина Л.Д. Психологическое здоровье и защитные механизмы личности / Л.Д. Демина, И.А. Ральникова. – Барнаул, 2001.

  47. Дружинин В.Н. Психология семьи. – Екатеринбург, 2000.

  48. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - М., 2002.

  49. Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии. – М., 1992.

  50. Кураев Г.А. Этническая психология / -Ростов-н/Д., 2000.

  51. Майрес Д. Социальная психология: Пер. с англ. В. Гаврилова и др. СПб., 1997. Гл. 3, 9 и 11.

  52. Нельсен Д., Лотт Л., Глеин Х.С. 1001 совет родителям по воспитанию детей от А до Я. - М., 1994.

  53. Немов Р.С. Психология. - М., 1995. Кн.2.

  54. Нуркова В.В. Психология / Н.Б. Березанская. - М., 2004.

  55. Обухова Л.Ф., Шанраева О.Я. Семья и ребенок: Психологический аспект детского развития. - М., 1999.

  56. Пряжников Н.С. Этические проблемы психологии. - М., 2003.

  57. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: / Под ред. Е.Т. Силяевой. – М., 2002.

  58. Психология: / Под ред. В.Н. Дружинина. СПб., 2003. Гл. 19, 20 и 21.

  59. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. - М., 1995.

  60. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. – М.,1998.

  61. Фромм А. Азбука для родителей. - М. 1994.

  62. Фромм Э. Искусство любви. - Минск, 1991.

  63. Хьелл Л., Зигнер Д. Теории личности. – СПб., – 2005.

  64. Шевандрин И.И. Социальная психология в образовании. М., 1995.

  65. Эриксон Э. Детство и общество. - Обнинск - 1993.

  66. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. - М., 1980.

  67. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. - М., 1995.

  68. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - Л.: ЛГУ, 1968.

  69. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. – М.: Аспект Пресс, 1996.

  70. Асмолов А.Г. Психология личности. - М., 1992.

  71. Бардиер Г., Ромазан И., Чередникова Т. Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей. - Кишинев; СПб., 1993.

  72. Блюм Г. Психоаналитические теории личности. - М., 1996.

  73. Большой психологический словарь. - СПб., 2004.

  74. Выготский Л.С. Вопросы теории и истории психологии. Собр. Соч. Т. - М., 1982.

  75. Гальперин П.Я. Введение в психологию. - М., МГУ 1976.

  76. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. - М. 1988.

  77. Ждан А.Н. История психологии. - М., 1990.

  78. Загвязинский В.И., Атаханов Методология и методы психолого-педогогического исследования. - М., 2005.

  79. Зинченко В.П., Моргунов Б.Б. Человек развивающийся: Очерки российской психологии. - М., 1994.

  80. Зинченко В.П., Смирнов С.Д. Методологические вопросы психологии. – М.: МГУ, 1983.

  81. Категория материалистической диалектики в психологии. – М. Наука. 1988.

  82. Корнилов Т.В., Смирнов С.Д. Методологические основы психологии. – СПб.: Питер, 2009.

  83. Кузьмина Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. - М., 1990.

  84. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов н/Д., 2005.

  85. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. - М., 1975.

Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. - М., 1984


kursovaya-rabota-po-predmetam-bankovskie-operacii.html
kursovaya-rabota-po-predmetu-ekonomicheskij-analiz-tema-analiz-oborachivaemosti-oborotnih-aktivov.html
kursovaya-rabota-po-predmetu-matematicheskie-metodi-sociologicheskogo-issledovaniya.html
kursovaya-rabota-po-predmetu-organizaciya-proizvodstva-na-temu-organizaciya-avtomatizacii-bankovskoj-deyatelnosti-i-ee-perspektivi.html
kursovaya-rabota-po-predmetu-uchet-v-bankah-i-operacionnaya-deyatelnost.html
kursovaya-rabota-po-psihologii-vzaimosvyaz-psihologicheskoj-atmosferi-v-seme-i-urovnya-psihicheskogo-razvitiya-rebenka-rabotu.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/greyhound-racing-right-or-wrong-essay-research.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/kokin-av-d-g-m-n-prof-skagskotov-sa-ivankova-ea-rosprirodnadzor-po-ro.html
  • education.bystrickaya.ru/342-balans-massi-energoaudit-posobie-dlya-slushatelej-obrazovatelnih-kursov-po-energeticheskomu-menedzhmentu.html
  • control.bystrickaya.ru/doc-sherbakova-on-prezidentskaya-programma-podgotovki-upravlencheskih-kadrov-specialnost-menedzhment-missiya.html
  • lesson.bystrickaya.ru/radiopriemnie-ustrojstva.html
  • abstract.bystrickaya.ru/1-obshie-voprosi-mezhdunarodnoj-pravosubektnosti-stranica-22.html
  • klass.bystrickaya.ru/a-a-erlihman-organizaciya-tehnika-i-buhgalterskij-uchet-tovarnih-operacii-optovaya-torgovlya-m-ekspertnoe-byuro-m-1998-400-s-stranica-9.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/51-dzhataka-o-muzhe-dobrodetelnom-sutta-pitaka-khuddaka-nikya-jtaka-eka-nipata-1-apannaka-jataka.html
  • pisat.bystrickaya.ru/standart-kachestva-predostavleniya-municipalnih-byudzhetnih-uslug-v-oblasti-fizicheskoj-kulturi-sporta-i-turizma-v-gorode-orske.html
  • composition.bystrickaya.ru/participle-i-atika-v-uprazhneniyah-ch-infinitiv-gerundij-prichastie-sbornik-uprazhnenij-po-grammatike-anglijskogo.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/voprosi-k-ekzamenu-po-discipline-makroekonomika.html
  • writing.bystrickaya.ru/analiz-otdachi-investicij-v-chelovecheskij-kapital-na-primere-obrazovaniya-v-rossii-stranica-2.html
  • books.bystrickaya.ru/bilet-9-otveti-na-bileti-po-biologii-9-klass-2011.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/otkuda-v-nash-dom-prihodit-voda-stranica-5.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/informacionnaya-radiokorrespondenciya-7-radioveshanie-istoriya-razvitiya-izobrazitelnie-sredstva-radiozhurnalistika.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/5-po-specialnosti-09010365-organizaciya-i-tehnologiya-zashiti-informacii-i-po-napravleniyam-podgotovki-magistrov.html
  • predmet.bystrickaya.ru/spravka-o-rezultatah-samoobsledovaniya-kafedri-istorii-po-specialnosti-032600-050401istoriya-po-sostoyaniyu-na-12-maya-2008-goda.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-akusherstvu-i-ginekologii-naimenovanie-disciplini-dlya-specialnosti-.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-dpp-f-02-istoriya-russkogo-yazika-chast-1-istoricheskaya-grammatika-russkogo-yazika.html
  • tasks.bystrickaya.ru/1-umejte-zadavat-voprosi.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tyumenskaya-oblast-centralnij-federalnij-okrug-cfo-belgorodskaya-oblast.html
  • literature.bystrickaya.ru/ects-informacionnij-paket-stranica-7.html
  • thesis.bystrickaya.ru/prilozhenie-tehnicheskie-harakteristiki-rukovodstvo-polzovatelya-i.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/sabati-tairibi-himiyali-reakciyalardi-tipter-orinbasu-almasu-sabati-masati.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/organizaciya-processa-osushestvlyaetsya-na-osnove-resheniya-ryada-zadach-programma-fgos-nachalnoe-obrazovanie-municipalnogo.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-38-obyasnyayushaya-pochemu-vse-chego-dostigaet-zhenshina-ona-dostigaet-v-pervie-godi.html
  • shkola.bystrickaya.ru/primenenie-elektroliza.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/realizaciya-kompetentnostnogo-podhoda-v-obrazovatelnom-processe-tradicii-innovacii-perspektivi-22-23-aprelya-2012g-informacionnoe-pismo.html
  • predmet.bystrickaya.ru/rekomendacii-po-razrabotke-dolzhnostnih-reglamentov-federalnih-gosudarstvennih-grazhdanskih-sluzhashih-v-federalnih.html
  • gramota.bystrickaya.ru/zadanie-2-reshit-pismenno-zadachi-uchebno-metodicheskij-kompleks-uchebnoj-disciplini-opd-f-07-grazhdanskoe-pravo.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tablica-2-shtatnoe-raspisanie-sekretariata-strategicheskogo-podhoda-po-mezhdunarodnomu-regulirovaniyu-himicheskih-veshestv-na-period.html
  • doklad.bystrickaya.ru/usloviya-v-kotorih-protekaet-zhiznedeyatelnost-sovremennogo-cheloveka-chasto-po-pravu-nazivayut-ekstremalnimi-i-stimuliruyushimi-razvitie-stressa-eto-svyazano-so.html
  • urok.bystrickaya.ru/programma-disciplini-sociologiya-delovih-organizacij.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/kombinirovannaya-predusmatrivaet-vozmozhnost-podachi-predlozhenij-kak-na-bumazhnom-nositele-tak-i-v-elektronnom-vide-v-sootvetstvii-s-ukazannimi-v-nastoyashej.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-iv-lechebnaya-fizkultura-pri-zabolevaniyah-organov-dihaniya-fizicheskaya-kultura.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.