.RU

Литвиченко Светлана Александровна, зам директора на дошкольной ступени мбоу сош №90 с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла


«Чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок»

Литвиченко Светлана Александровна, зам. директора на дошкольной ступени МБОУ СОШ № 90 с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла


Значение здоровых зубов трудно переоценить. Они, и только они нужны, чтобы пережевывать пищу и начать полноценное переваривание. Зубы играют важную роль в образовании речи - они служат стенками, возле которых губы, щеки и язык, двигаясь, образуют звуки, поэтому состояние зубов влияет на чистоту речи человека. И они образуют своеобразный защитный барьер между ротовой полостью и внешней средой. А в настоящее время к этому прибавилось эстетическое значение красивых зубов, как показателя социального статуса. Но одновременно зубы, наверное, больше, чем любые другие образования в нашем теле, доставляют нам неприятности. Кариес зубов и болезни десен являются одним из наиболее часто встречающихся заболеваний человека. Отсутствие большинства зубов несет в себе зачатки многих болезней пищеварительной системы, ведет к снижению иммунитета из-за постоянного воспаления в зубах и деснах. Поэтому важность предотвращения зубных болезней сегодня не оспаривается уже никем. И начинать мероприятия по профилактике необходимо уже в раннем детском возрасте. Заботливый родитель на всю жизнь создаёт базу здоровых привычек безустанного ухода за зубами у своего ребёнка и обеспечивает своему потомству здоровую и красивую улыбку, а с ней - уверенность в себе.

Развитие у детей навыков гигиенического ухода за полостью рта и профилактика кариеса являются важными задачами, над решением которых работает коллектив дошкольной ступени образования школы № 90 г. Новосибирска. Несколько лет назад в школе был открыт и отлично оборудован стоматологический кабинет. С этого момента началось наше сотрудничество со специалистами 2-го отделения детской городской стоматологической поликлиники. Врач-стоматолог и воспитатели столкнулись с ситуацией, когда панический страх ребенка перед стоматологом вынуждал родителей отказываться от обследования и лечения зубов ребёнка. Несмотря на то, что стоматология шагнула далеко вперёд, собственный негативный опыт родителей не давал им возможности посмотреть на ситуацию по-новому. Вот тогда и встал вопрос о разработке и внедрении комплексной программы профилактики заболеваний полости рта у дошколят. В неё должно было входить как непосредственное обучение детей уходу за полостью рта, расширение их представлений о своём организме и физиологических процессах, проистекающих в нём, так и просветительская работа с родителями.

Работа по программе началась с подборки воспитателями материала, доступного для восприятия и понимания ребёнка. И это, конечно, были сказки и сказочные истории. Сегодня в нашем учреждении в арсенале педагогов целая библиотечка замечательных сказок и историй про зубки, их болезни и уход за ними. Предлагаем вашему вниманию одну из них.


Сказка про больные зубки


Жили были зубки. Жили - не тужили во рту у мальчика Ванечки. Сначала они жили хорошо, были они белые, красивые и здоровые.

Только не очень долго они радовались. Плохой им достался хозяин, просто неряха. Он их почти совсем не чистил. Ванечка вообще очень не любил умываться. Грустили зубки и обижались на Ванечку. Печальная жизнь у них настала, и заболели они от переживаний.

-Мы слышали,- сказали передние зубы,- что если хозяин совсем не чистит зубы, то они могут обидеться и уйти от него совсем.

- Как так?- не поверил Ванечка.- Куда уйти? А как же я конфеты есть буду? А яблоки грызть? Не может быть!

И он побежал в поликлинику к тете Доктору.

-Тетя Доктор,- спросил Ванечка,- а правда, что зубки могут обидеться и уйти?

-Конечно, правда,- сказала тетя Доктор. Зубки всегда обижаются, если их не чистят. Они начинают болеть и выпадать.

-Выпадать?- удивился Ванечка.- Это как?

-А так: выпрыгивают изо рта и убегают искать другого хозяина.

Задумался Ванечка, а потом и спрашивает:

-Тетя Доктор, а как же я? Я ведь не могу без зубов!

-Тогда тебе нужно с ними помириться.

-Да,- закричали зубки,- давай мириться, давай. Почисти нас, и мы не будем больше на тебя обижаться. Только не забывай, что мы любим мыться утром и вечером.

-Хорошо,- обрадовался Ванечка.

С тех пор они больше не ссорились и жили дружно.


С детьми старшего дошкольного возраста врачом стоматологом Китаевой Натальей Анатольевной и старшей медицинской сестрой Букреевой Еленой Викторовной проводятся занятия, где сначала на пластиковых моделях зубов, а потом и на своих собственных зубках , дети обучаются правильно «работать» зубной щёткой. Дошколята осваивают приёмы массажа десен: пальцем руки, вымытой с мылом, движением сверху вниз массируют десна верхней челюсти, а движениями снизу вверх – десна нижней челюсти. Движения пальца сочетаются с небольшим давлением на челюсть. Ведь массаж дёсен так же необходим, как ежедневная чистка зубов. Ребятишки тоже готовятся к таким занятиям. Учат стихи и песенки. Именно такой подход помогает создать атмосферу значимости и важности процесса.


Рано утром дети встали,

Зубки чистить побежали.

Чистят зубки мишки

Щеточкой из шишки.

Белка в рыжей шубке

Тоже чистит зубки.

Серые мышата,

Веселые ежата.

Серый волк зубастый

Чистит зубки пастой.

Чистят поросенок

И смешной лосенок.

Чтобы зубки не болели,

Как снежинки чтоб белели,

Чистить вкусной пастой

Надо зубки часто!


Перед плановыми осмотрами детей приводят на экскурсию и знакомят со стоматологическим кабинетом и его оборудованием. Ребятишки могут посидеть в кресле, потрогать и послушать бор-машину, посмотреть в зеркальце. Это снижает тревожность ребёнка перед процедурой осмотра и лечения. На сегодняшний день случай слёз перед походом к стоматологу – редкое явление среди дошколят.

Но кроме работы с детьми, необходима и работа с родителями, так как отношение значимых для ребёнка взрослых к своим зубам очень сильно влияет на понимание этого процесса самим ребёнком.

Старшей медицинской сестрой Букреевой Е.В. оформлена папка-передвижка для родителей с рекомендациями специалистов по выбору зубной пасты для ухода за молочными зубами. В течение учебного года врач-стоматолог посещает родительские собрания и проводит беседы с родителями по темам: «Кариес и профилактика кариеса», «Как отучить ребёнка сосать палец», «Массаж дёсен и здоровые зубки», «Неправильный прикус» и др. Специалист рассказывает родителям, о том, что самой распространенной болезнью зубов является кариес - разрушение зуба с образованием в нем полости. При этом возникает сильная боль от приема холодной или горячей, кислой или соленой пищи. Если такой зуб не запломбировать вначале заболевания, то внутри зуба развивается сложный воспалительный процесс с поражением зубного нерва, корня и надкостницы. Кариозные зубы, как и другие очаги хронического воспаления, могут быть причиной гайморита, тонзиллита, отита, менингита, а также ревматизма, бронхиальной астмы, болезней почек. При наличии кариозных зубов пища попадает в желудок плохо пережеванная и мало пропитанная слюной. Такая пища механически раздражает стенки кишечника, желудка и медленнее переваривается. Возникают хронические гастриты, спастические колиты, боли в животе, запоры и др. Как правило, кариес наблюдается у детей старше 2 - 3 лет. Непосредственной причиной кариеса зубов является гниение остатков пищи, застревающей между зубами. В результате гнилостного брожения остатков пищи у детей возникает неприятный запах изо рта и начинается разрушение зубов. Развитию кариеса зубов благоприятствует деформация прикуса и нарушение зубного ряда.

Родителей знакомят с основными правилами ухода за молочными зубами:
Правило №1.

Детям нужно давать твердую пищу, чтобы для ее разжевывания потребовалась значительная работа зубов и челюстей с обеих сторон. Не старайтесь кормить детей с молочными зубами протертой пищей. Пусть грызут яблоки, репу, морковь и корки от хлеба. Энергичное жевание усиливает не только отделение слюны, но и приток крови к челюстям, улучшая их питание. При этом челюсти развиваются нормально, и постоянные зубы располагаются ровными рядами. Важно своевременно начать уход за полостью рта и зубами ребенка.

Правило №2

Уход за молочными зубами и их сохранение здоровыми до появления постоянных зубов также необходимы, как и уход за постоянными зубами, т.к. кариес молочных зубов вызывает разрушение постоянных. Поэтому, как только у ребенка появились молочные зубы, следует после каждого кормления давать кипяченую воду, а более старших детей приучать полоскать рот после каждого приема пищи.
Правило №3

Чистить зубы утром и обязательно вечером перед сном. Чистка зубов выполняется так: сначала нужно вымыть руки с мылом и хорошо промыть зубную щетку под струей воды; тщательно прополоскать рот водой комнатной температуры, затем на смоченную водой зубную щетку взять немного детской зубной пасты или порошка и чистить при сомкнутых зубах передние и боковые поверхности зубов, при этом щетка должна двигаться снизу вверх и обратно.

Правило№4

После этого ребенок должен открыть рот и чистить жевательную и внутреннюю поверхность зубов. Заканчивают чистку зубов тщательным полосканием водой несколько раз, до тех пор, пока не останется частиц порошка или пасты. При чистке зубов не следует щадить десны, даже если они немного кровоточат. Далее тщательно промыть зубную щетку, стряхнуть и поставить в стакан ручкой вниз, чтобы щетка хорошо просохла. Хранить свою зубную щетку, пасту или порошок следует в чистоте, в определенном месте (на полочке, на подставке и т.п.).

Для многих родителей, впервые приходящих на встречи с врачом-стоматологом, подобная информация является открытием. По результатам ежегодного опроса, практически все родители заинтересованы в данной работе и высоко оценивают результаты деятельности как специалистов стоматологической поликлиники, так и специалистов нашего образовательного учреждения.

Наши воспитанники и их родители знают, что сохранение драгоценных зубов требует посещения стоматолога 2 раза в год. Дети с улыбкой встречают любимого доктора и уже давно не боятся ходить в стоматологический кабинет. А коллектив дошкольной ступени образования совместно со специалистами детской стоматологической поликлиники намерены продолжать и развивать формы работы по профилактике заболеваний полости рта.








kompleksnie-resheniya-po-zashite-informacii-s-ispolzovaniem-rik.html
kompleksnie-soedineniya-metodicheskie-ukazaniya-programma-reshenie-tipovih-zadach-i-kontrolnie-zadaniya-dlya-studentov.html
kompleksnij-analiz-hozyajstvennoj-deyatelnosti-programma-pk-1-003-2009-povisheniya-kvalifikacii-auditorov-novoe.html
kompleksnij-analiz-pravovogo-mehanizma-pomesheniya-tovarov-pod-tamozhennie-rezhimi-pererabotki-chast-12.html
kompleksnij-analiz-pravovogo-mehanizma-pomesheniya-tovarov-pod-tamozhennie-rezhimi-pererabotki-chast-2.html
kompleksnij-analiz-pravovogo-mehanizma-pomesheniya-tovarov-pod-tamozhennie-rezhimi-pererabotki-chast-7.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/greyhound-racing-right-or-wrong-essay-research.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/kokin-av-d-g-m-n-prof-skagskotov-sa-ivankova-ea-rosprirodnadzor-po-ro.html
  • education.bystrickaya.ru/342-balans-massi-energoaudit-posobie-dlya-slushatelej-obrazovatelnih-kursov-po-energeticheskomu-menedzhmentu.html
  • control.bystrickaya.ru/doc-sherbakova-on-prezidentskaya-programma-podgotovki-upravlencheskih-kadrov-specialnost-menedzhment-missiya.html
  • lesson.bystrickaya.ru/radiopriemnie-ustrojstva.html
  • abstract.bystrickaya.ru/1-obshie-voprosi-mezhdunarodnoj-pravosubektnosti-stranica-22.html
  • klass.bystrickaya.ru/a-a-erlihman-organizaciya-tehnika-i-buhgalterskij-uchet-tovarnih-operacii-optovaya-torgovlya-m-ekspertnoe-byuro-m-1998-400-s-stranica-9.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/51-dzhataka-o-muzhe-dobrodetelnom-sutta-pitaka-khuddaka-nikya-jtaka-eka-nipata-1-apannaka-jataka.html
  • pisat.bystrickaya.ru/standart-kachestva-predostavleniya-municipalnih-byudzhetnih-uslug-v-oblasti-fizicheskoj-kulturi-sporta-i-turizma-v-gorode-orske.html
  • composition.bystrickaya.ru/participle-i-atika-v-uprazhneniyah-ch-infinitiv-gerundij-prichastie-sbornik-uprazhnenij-po-grammatike-anglijskogo.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/voprosi-k-ekzamenu-po-discipline-makroekonomika.html
  • writing.bystrickaya.ru/analiz-otdachi-investicij-v-chelovecheskij-kapital-na-primere-obrazovaniya-v-rossii-stranica-2.html
  • books.bystrickaya.ru/bilet-9-otveti-na-bileti-po-biologii-9-klass-2011.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/otkuda-v-nash-dom-prihodit-voda-stranica-5.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/informacionnaya-radiokorrespondenciya-7-radioveshanie-istoriya-razvitiya-izobrazitelnie-sredstva-radiozhurnalistika.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/5-po-specialnosti-09010365-organizaciya-i-tehnologiya-zashiti-informacii-i-po-napravleniyam-podgotovki-magistrov.html
  • predmet.bystrickaya.ru/spravka-o-rezultatah-samoobsledovaniya-kafedri-istorii-po-specialnosti-032600-050401istoriya-po-sostoyaniyu-na-12-maya-2008-goda.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-akusherstvu-i-ginekologii-naimenovanie-disciplini-dlya-specialnosti-.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-dpp-f-02-istoriya-russkogo-yazika-chast-1-istoricheskaya-grammatika-russkogo-yazika.html
  • tasks.bystrickaya.ru/1-umejte-zadavat-voprosi.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tyumenskaya-oblast-centralnij-federalnij-okrug-cfo-belgorodskaya-oblast.html
  • literature.bystrickaya.ru/ects-informacionnij-paket-stranica-7.html
  • thesis.bystrickaya.ru/prilozhenie-tehnicheskie-harakteristiki-rukovodstvo-polzovatelya-i.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/sabati-tairibi-himiyali-reakciyalardi-tipter-orinbasu-almasu-sabati-masati.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/organizaciya-processa-osushestvlyaetsya-na-osnove-resheniya-ryada-zadach-programma-fgos-nachalnoe-obrazovanie-municipalnogo.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-38-obyasnyayushaya-pochemu-vse-chego-dostigaet-zhenshina-ona-dostigaet-v-pervie-godi.html
  • shkola.bystrickaya.ru/primenenie-elektroliza.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/realizaciya-kompetentnostnogo-podhoda-v-obrazovatelnom-processe-tradicii-innovacii-perspektivi-22-23-aprelya-2012g-informacionnoe-pismo.html
  • predmet.bystrickaya.ru/rekomendacii-po-razrabotke-dolzhnostnih-reglamentov-federalnih-gosudarstvennih-grazhdanskih-sluzhashih-v-federalnih.html
  • gramota.bystrickaya.ru/zadanie-2-reshit-pismenno-zadachi-uchebno-metodicheskij-kompleks-uchebnoj-disciplini-opd-f-07-grazhdanskoe-pravo.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tablica-2-shtatnoe-raspisanie-sekretariata-strategicheskogo-podhoda-po-mezhdunarodnomu-regulirovaniyu-himicheskih-veshestv-na-period.html
  • doklad.bystrickaya.ru/usloviya-v-kotorih-protekaet-zhiznedeyatelnost-sovremennogo-cheloveka-chasto-po-pravu-nazivayut-ekstremalnimi-i-stimuliruyushimi-razvitie-stressa-eto-svyazano-so.html
  • urok.bystrickaya.ru/programma-disciplini-sociologiya-delovih-organizacij.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/kombinirovannaya-predusmatrivaet-vozmozhnost-podachi-predlozhenij-kak-na-bumazhnom-nositele-tak-i-v-elektronnom-vide-v-sootvetstvii-s-ukazannimi-v-nastoyashej.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-iv-lechebnaya-fizkultura-pri-zabolevaniyah-organov-dihaniya-fizicheskaya-kultura.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.