.RU

Лекция 13 Народная драма - Лекция 1-2



Лекция 13

Народная драма.

План.

1.Определение народной драмы.

2.Истоки народной драмы.

3.Пьесы «Лодка», «Царь Максимилиан».

4.Кукольный театр, балаган, раек.

5.Поэтика народной драмы.

6.Оформление народных спектаклей.

Литература.

1.Перети В.Н. Кукольный театр. М.1986 г.

2.Савушкина Н.И. Русская устная народная драма. М. 1979г.

3.Некрасова А.Ф. Народный театр. Л.1979г.

4.Гусев В.Е. Истоки русского народного театра. Л.1977

Народным драматическим искусством называют совокупность форм драматического творчества в разных жанрах (хороводные песни, обрядовая поэзия, представления народных пьес).

Степень драматизации и театрализации в разных жанрах фольклора различна. Она проявляется в 2 формах: 1) в драматическом исполнении эпических и лирических произведений (драматизированное рассказывание сказки, разыгрывание хороводных песен и эпизодов календарных и семейных обрядов); 2) в представлении народных пьес актерами или куклами;

Многие сказочники сопровождают рассказывание сказок их разыгрыванием. При помощи интонации, мимики, скупого, но выразительного жеста они перевоплощаются в героев произведений, отчасти воссоздают обстановку действия, выражают свое отношение к событиям сюжета.

Наиболее значительными произведениями народной драматургии являются героические народные пьесы.

Такого рода произведением, имеющим ряд источников, является популярнейшая пьеса «Лодка» (другие ее названия – «Шлюпка», «Шайка разбойников», «Черный ворон», «Ермак», «Стенька Разин»). Первое упоминание о ней в литературе датируется 1814-1815 годами. Публикации были сделаны в конце 19 века. В.Ю.Крупнянская, специально исследовавшая «Лодку», относит ее происхождение и распространение к концу 18 века и объясняет подъемом крестьянского движения в России. «Лодка» бытовала на всей территории России в фабричной, солдатской и крестьянской среде. В основе ее лежит инсценировка песни «Вниз по матушке Волге». В центре ее стоит романтическая фигура «благородного разбойника» - атамана (иногда он носил имя Ермака, Степана Разина или персонажей лубочных книг – Бури, Черного Ворона).

Атаман со своей шайкой и помощником – есаулом плывут по реке, оглядывают окрестности и, наконец, совершают нападение на помещичью усадьбу. Один из вариантов драмы заканчивался призывом: «Жги, пали богатого помещика!».

«Царь Максимилиан». История создания другой популярной народной драмы - «Царь Максимилиан» окончательно не выяснена. Первые документальные сведения об ее исполнении датируются 1855 годом (свидетельства Я.П.Полонского, И.С.Аксакова). Однако исследователи считают временем его происхождения 18 век. Некоторые исследователи, стремясь найти источник драмы в русской исторической действительности, отождествляли ее конфликт с отношениями Петра Великого и его сына Алексея (И.Л.Щеглов, Н.Н.Виноградов, Т.А.Мартимьянов) и даже Ивана Грозного и его сына (М.А.Рыбникова, Т.А.Мартимьянов). Основной сюжет составляет конфликт царевича-христианина Адольфа с отцом, царем-язычником Максимилианом (Максимианом или Максимьяном), принуждающим его изменить веру. Адольф трижды гордо отказывается:

Я ваши кумирические боги

Подвергаю себе под ноги,

В грязь топчу, веровать не хочу.

Максимилиан приказывает заточить в темницу, а затем и казнить сына. Палач Брамбеус , исполнив приговор, убивает себя.

Представление «Царя Максимилиана». как и «Лодки», было насыщено исполнением народных и авторских песен, отрывков из известных литературных произведений конца 18 - 19 века. Так, например, Адольф, уводимый в темницу, пел популярный романс конца 18 века поэтессы М.В.Зубовой «Я в пустыню удаляюсь», или хор в это время пел «Не слышно шума городского» (романс на слова стихотворения Ф.Н.Глинки «Песня узника», 1826 г.).

Очевидно, под влиянием «Царя Максимилиана» была создана в 19 веке известная в единственной записи драма «Как француз Москву брал». В основе пьесы лежит патриотическая идея. Пьеса рассказывает о столкновении Наполеона с пленным русским генералом, которого он тщетно уговаривает перейти к нему на службу. Генерала Потемкина, так же, как и Адольфа, сначала уводят в тюрьму, а затем казнят. В пьесе проявляются многие известные по лубочным листкам образы и события войны 1813 года (старуха с вилами, идущая на французов, солдат, отрубающий себе руку, чтобы не быть завербованным во вражескую армию).

^ Народная сатирическая пьеса и монолог в кукольном театре, балагане и райке. Сатирические пьесы, интермедии и монологи составляли репертуар кукольного театра, Петрушки и марионеточного «вертепа», балагана, райка. Кукольный театр впервые упоминается и изображается на рисунке в записях путешественника 17 века Олеария.

Центральным персонажем этого театра был неунывающий герой из народа – Петрушка. Разыгрываемые кукольником сценки сопровождались игрой на шарманке. Представление иногда состояло лишь из диалога Петрушки и шарманщика. Но часто над примитивной ширмой из рогожи происходило действие, участниками которого были излюбленные герои бытовых сказок, ряжения, сатирических пьес: цыган, продающий лошадь, лекарь, богатая невеста, капрал. Петрушка обычно выступал в обличье глуповатого жениха. Он сватался к богатой невесте (называлась фамилия известного купца), покупал лошадь у цыган. Лошадь сбрасывала Петрушку, он обращался к доктору. Ему грозила солдатчина. Короткие сценки кончались тем, что Петрушка расплачивался и расправлялся со своими партнерами ударами дубинки, иногда его самого в конце утаскивала собака.

^ Балаган и раек были непременной принадлежностью народных гуляний, известных по описаниям с начала 19 века. Они происходили в дни праздников (масленицы, пасхи) и ярмарок на специально отведенных для них больших площадях. Кроме балаганов, на гуляниях устраивались качели, карусель. В программе балаганных представлений народные драматические формы (кукольный театр, выступления рассказчиков, инсценировки фольклорных произведений) сочетались с цирковыми номерами, показом различных «чудес» (женщина-рыба, карлики, великаны), инсценировками лубочных книжек, пантомимой, конферанса. Главным народным драматическим жанром, часто определявшим успех представления, были приговоры «балаганных дедов» – зазывал. Они произносились, вернее, разыгрывались как диалог перед началом представления на специальном балкончике, пристроенном к балагану. Иногда был один дед, обращавшийся непосредственно к публике, иногда двое – зазывала и понукала, которые вели между собой разговор, а в посредники брали публику.

Раек обычно устанавливался где-нибудь возле балагана, он представлял собой ящик, снабженный увеличительными стеклами. Владелец райка («раешник») перематывал находящиеся в ящике картины, склеенные в виде ленты, с одного валика на другой и сопровождал их показ пояснениями. Ящик назывался райком, т.к. первоначально самой популярной серией картинок был рассказ о грехопадении Адама и Евы в раю. Позже в репертуаре райка появились картины на исторические сюжеты (война 1812 года, русско-турецкая война), виды городов, портреты известных лиц.

Вся соль показа заключалась в монологах-пояснениях раешника к картинкам. Пояснения носили шуточный, даже сатирический характер, высмеивали незадачливых политиков, промотавшихся дворян, купцов-кутил:

А вот город Париж,

Как туда приедешь –

Тотчас угоришь!

Наша именитая знать

Ездит туда денежки мотать:

Туда-то едет с полным золота мешком,

А оттуда возвращается без сапог пешком.

Содержание народных пьес и маленьких сценок при всей их кажущейся разнородности и разностильности, воплощается в определенной композиционно-образной и стилевой форме. Принято считать, что сюжет и композиция народных пьес рыхлы, расплывчаты, отдельные эпизоды слабо связаны между собой. Это неверно, т.к. в их построении есть своя логика. В каждой пьесе выделяется ее основной сюжет или ядро, являющееся стержнем развития действия, а вводные эпизоды группируются вокруг него.

Развитие действия во времени и пространстве условно и связано с условностью постановки. Обычно действие совершается быстро, в короткий срок, в одном месте (даже в наиболее насыщенной событиями пьесе «Царь Максимилиан»). Народный театр – классический тип театра «представления». Характерен для народной драмы т.н. «выходной» монолог, с которым персонаж впервые появляется перед зрителями и представляет сам себя, дает себе характеристику. Таковы монологи посла, скорохода, царя Максимилиана, Марса, гусара, портного, доктора, атамана, барина и т.д.

Особой разновидностью монолога иногда является исполняемая действующим лицом песня, которая соответствует его состоянию (Адольф, идя в темницу, поет «Я в пустыню удаляюсь от прекрасных здешних мест»). Черты действующих лиц, а также их взаимоотношения, раскрываются также в диалоге.

Характерной особенностью народной драмы является большая роль в ней театрального диалога (между актером и публикой) наряду со сценической, между актерами. В народной пьесе два типа персонажей – драматические (героические и романтические) и комические.

Представления народных драм происходили обычно по праздникам, чаще всего на святки и в масленицу, и входили в круг праздничных развлечений. Оно устраивалось в избе побогаче. Иногда за один вечер артисты успевали побывать в двух-трех домах или съездить в соседнюю деревню. За игру полагалась плата и угощение от хозяев или присутствующих. Коллектив исполнителей (человек 10-15) начинал подготовку примерно за месяц до выступлений. Лучший знаток текста и «выходки» становился организатором (в нашем понимании режиссером) и исполнял одну из главных ролей. Текст заучивался «с голоса», манера игры перенималась непосредственно с показа, костюмы и реквизит изготавливались заранее. Декорации отсутствовали, сцена не была отделена от зрителей, внимание было сосредоточено на тексте и игре актеров. актеры говорили громко, иногда выкрикивая текст, их движения были четкими, резкими, а мимика утрированной. Характерная черта народного театра – прямое взаимодействие зрителей и актеров. Зрители могли подавать реплики, вмешиваться в действие, а иногда становились прямыми его участниками, пели вместе с хором актеров, изображали просителей в «Барине», участников свадьбы в «Пахомушке». Этому способствовало отсутствие сцены и занавеса.

Своеобразные художественные и исполнительские приемы народного театра всегда интересовали деятелей профессионального театра и использовались ими. Они имели большое значение в театральных исканиях В.Э.Мейерхольда, Н.П.Охлопкова. Среди современных театров эти приемы использует театры Вахтангова, Ленкома, и такие режиссеры, как Ю.Любимов, Р.Виктюк, Г.Волчек.

koncepciya-refleksivnosti-klassicheskij-process-nauchnogo-poznaniya-koncepciya-refleksivnosti-12-klassicheskij-process.html
koncepciya-regiona-v-ekologo-pravovoj-doktrine-i-zakonodatelnoj-praktike-stranica-3.html
koncepciya-regionalnoj-gosudarstvennoj-molodezhnoj-politiki-v-irkutskoj-oblasti-vvedenie.html
koncepciya-rekapitulyacii-uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-bijsk-bpgu-imeni-v-m-shukshina.html
koncepciya-reorganizacii-predpriyatij-6-sovershenstvovanie-processov-i-vseobshee-upravlenie-kachestvom-6-filosofiya-vseobshego-upravleniya-kachestvom.html
koncepciya-rinochnogo-ravnovesiya-spros-i-predlozhenie-faktori-sprosa-i-predlozheniya-krivie-sprosa-i-predlozheniya-zakoni-sprosa-i-predlozheniya.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/sivash-dzhankoj-simferopol-1-simferopol-izdatelstvo-tavriya-1979-2.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-vosmaya-opus-nachinaet-virisovivatsya-terens-makkenna.html
  • esse.bystrickaya.ru/raschet-sebestoimosti-i-osnovnih-pokazatelej-pri-ustrojstve-zemlyanogo-polotna.html
  • literature.bystrickaya.ru/e-n-chernozemova.html
  • education.bystrickaya.ru/3-konsultaciya-malchik-dumaet-o-svoej-bezishodnosti-nikak-emu-ne-udayotsya-viuchit-partiyu-na-skripke-3-goda-nazad.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/prilozhenie-7-svod-standartizovannih-specifikacij-otchet-o-nir-listov.html
  • assessments.bystrickaya.ru/egorevskij-municipalnij-rajon.html
  • essay.bystrickaya.ru/delfi-latviya-rusdelfilv-03042012-aboltinyu-zabrosayut-pismami-protiv-pensionnoj-reformi.html
  • urok.bystrickaya.ru/pravil-po-tehnike-bezopasnosti-pri-proizvodstve-nablyudenij-i-rabot-na-seti-goskomgidrometa-stranica-12.html
  • student.bystrickaya.ru/2-pozicionirovanie-regiona-v-mire-i-rossii-pravitelstvo-orenburgskoj-oblasti-postanovleni-e.html
  • letter.bystrickaya.ru/obshie-usloviya-provedeniya-aukciona-dokumentaciya-ob-aukcione-na-pravo-zaklyucheniya-gosudarstvennogo-kontrakta.html
  • knigi.bystrickaya.ru/rezultati-monitoringa-funkcionirovaniya-sajtov-obrazovatelnih-uchrezhdenij-g-chelyabinska.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/razdel-1-razvitie-specialnoj-psihologii-i-osnovnie-problemi-narushenij-razvitiya-detej.html
  • desk.bystrickaya.ru/oferti-za-tehnologichno-strudnichestvo-byuletini-14-09-3309-2009-g-stranica-21.html
  • klass.bystrickaya.ru/aktivizaciya-mislitelnoj-deyatelnosti-i-razvitiya-rechi-uchashihsya-na-urokah-russkogo-yazika-i-literaturi.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/polozhenie-o-rajonnom-konkurse-issledovatelskih-rabot-stranici-nashej-istorii.html
  • abstract.bystrickaya.ru/12-vidi-zanyatij-formi-kontrolya-uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-sd-f-09-investicii-kod-i-nazvanie-disciplini.html
  • essay.bystrickaya.ru/chastyu-1-stati-17-konstitucii-rf-2-pravovoj-status-i-pravovoe-polozhenie-lichnosti.html
  • znanie.bystrickaya.ru/anketa-po-sociologii-problemi-alkogolizma-i-narkomanii-v-studencheskoj-srede.html
  • assessments.bystrickaya.ru/diplomnih-rabot.html
  • thesis.bystrickaya.ru/programma-kursa-issledovanie-sistem-upravleniya.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/programma-po-russkomu-yaziku-r-n-buneev-e-v-buneeva.html
  • doklad.bystrickaya.ru/v4-blagorodnie-metalli-koncepciya-i-programma-osvoeniya-mineralno-sirevoj-bazi-kamchatskoj-oblasti-na-2006-2010-gg.html
  • essay.bystrickaya.ru/d-a-avdeev-v-pomosh-strazhdushej-dushe-opit-vrachebnogo-dushepopecheniya-stranica-21.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/pervij-primer-sobaka-v-l-durov-dressirovka-zhivotnih.html
  • notebook.bystrickaya.ru/igraya-v-kosmicheskuyu-igru-stanislav-grof.html
  • holiday.bystrickaya.ru/nazvanie-tematicheskij-rubrikator-hranilisha-cor-stranica-15.html
  • essay.bystrickaya.ru/blm-kompyuterlk-ojindardi-agressivt-mnez-lina-ser-etu-faktori-retndeg-problemaa-teoriyali-taldau.html
  • turn.bystrickaya.ru/otchet-o-vipolnenii-plana-meropriyatij-po-realizacii-osnovnih-polozhenij-poslaniya-prezidenta-rossijskoj-federacii-federalnomu-sobraniyu-rossijskoj-federacii-na-2014-god-za-1-polugodie-2014-goda.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/predsedatel-profsoyuznogo-komiteta-a-i-derunov-predsedatel-profsoyuznogo-komiteta-a-i-derunov.html
  • textbook.bystrickaya.ru/iii-monitoring-i-ocenka-gti-russian-original-english-konferenciya-storon-konvencii-o-biologicheskom-raznoobrazii-shestoe-soveshanie.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/yazik-i-socialnaya-interakciya-institucionalnaya-identifikaciya-intellektualnij-landshaft-i-sdvig-v-povestke-dnya-disciplini.html
  • knigi.bystrickaya.ru/rol-resursnogo-centra-v-formirovanii-informacionnoj-kompetentnosti-bibliotekarej.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/programma-i-metodicheskie-ukazaniya-itogovogo-mezhdisciplinarnogo-ekzamena-napravlenie-230200-informacionnie-sistemi.html
  • assessments.bystrickaya.ru/chelovecheskij-kapital-v-organizacii.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.