.RU

Лекция №11. «Информационные аспекты совершенствования военно-технического сотрудничества»


Лекция №11. – «Информационные аспекты совершенствования военно-технического сотрудничества».

Информация, как показывает практика, является одним из ресурсов, эф­фективное использование которого обусловливает достижение целей с минимальными затратами других ресурсов (материальных, людских и т.д.). Под ин­формационными ресурсами в общем случае понимается совокупность данных, имеющих документальное или иное подтверждение достоверности и используемых той или иной системой (организационной структурой) в процессе ее функционирования.

Применительно к военно-техническому сотрудничеству информационные ресурсы представляют собой совокупность данных маркетингового, научно-технического, производственно-технологического, финансового, экономического, юридического и другого характера, используемых при обосновании ра­циональных решений по реализации государственной военно-технической политики, распределенных в различных банках данных и на различных носи­телях. Один из вариантов структуры информационных ресурсов системы во­енно-технического сотрудничества представлен на рис. 1.



^ Рис. 1. Структура информационных ресурсов системы военно-технического сотрудничества.

Для эффективного функционирования системы военно-технического со­трудничества необходимо постоянно поддерживать информационные ресурсы на требуемом уровне, учитывая при этом следующие положения:

Следует отметить, что хранение, передачу, обработку и использование пла­новых, нормативных, стратегических, бухгалтерских, оперативных данных по вопросам военно-технического сотрудничества можно организовать только с помощью нового информационного обеспечения, главными принципами которого являются:

При обеспечении системы военно-технического сотрудничества требуемой информацией необходимо иметь в виду, что схема взаимосвязей отдельных ее видов имеет тенденцию к усложнению. При этом систематический рост объе­ма информации не обеспечивает достаточность ее для принятия рациональ­ных управленческих решений, а приводит к избыточности данных. В связи с этим необходимо такое преобразование информационных потоков, которое сдерживало бы излишнее увеличение объемов информации и, в то же время, ликвидировало бы имеющиеся пробелы в тех или иных данных.

Таким образом, обеспечение системы военно-технического сотрудничества информационными ресурсами требует решения правовых, нормативных, организационных, экономических и технических задач, позволяющих осущест­вить не только сбор информации, но и ее преобразование к удобному для об­работки виду, чтобы можно было использовать соответствующий математиче­ский аппарат, без применения которого невозможно принимать тщательно выверенные рациональные управленческие решения.

В настоящее время существует множество баз и банков данных, содержащих юридическую, маркетинговую, техническую, экономическую и другую инфор­мацию, которую можно использовать при выработке и реализации решений в области военно-технического сотрудничества. Также большие возможности представляются при использовании региональных, федеральных и международных информационных сетей, позволяющих получать оперативную инфор­мацию со всех концов света по всем областям знаний. Однако при этом имеет­ся другая опасность — возможность «захлебнуться» в потоке информации.

Поэтому необходима разработка такого механизма сбора и обработки ин­формации, который автоматически позволял бы осуществлять поиск необхо­димых данных, отсеивать недостоверную информацию, агрегировать и актуа­лизировать обработанную в соответствующих базах данных и предоставлять ее должностным лицам в требуемом для выработки решений объеме.

Другими словами, возникает необходимость создания эффективного ин­формационно-аналитического обеспечения системы военно-технического сотрудничества, под которым будем понимать функционально законченный информационно-технологический комплекс организационных структур, технических, программных и телекоммуникационных средств, предназначенный для осуществления мероприятий по оперативному сбору, накоплению, обра­ботке, обобщению и распространению маркетинговой, научно-технической, производственно-технологической, финансово-экономической, юридичес­кой и другой информации, используемой органами государственной власти и субъектами ВТС для выработки рациональных решений и контроля их вы­полнения. Другими словами, информационно-аналитическое обеспечение военно-технического сотрудничества — это совокупность информационных ресурсов, технических и интеллектуальных средств в виде программ, техноло­гий, методик и т.д., представляющих единое целое (рис. 2).



^ Рис. 2. Структурная схема информационно-аналитического обеспечения системы военно-технического сотрудничества.

Основной целью создания информационно-аналитического обеспечения военно-технического сотрудничества является обеспечение руководства дан­ными, необходимыми для повышения эффективности принимаемых управ­ленческих решений по рассматриваемой проблеме.

Достижение этой цели возможно в результате решения следующих задач:

Специальной задачей информационно-аналитического обеспечения воен­но-технического сотрудничества является комплексное информационное обслуживание субъектов ВТС на этапах подготовки, принятия, реализации и контроля выполнения решений.

При этом создание информационно-аналитического обеспечения военно-технического сотрудничества позволит:

• сформировать распределенный банк данных о финансово-экономичес­ком состоянии и производственных возможностях предприятий (корпора­ций), изготавливающих продукцию военного назначения;

Анализ перечня задач, решаемых информационно-аналитическим обеспече­нием военно-технического сотрудничества, позволяет условно разделить его на две составляющие: информационную, обеспечивающую сбор, обработку, хране­ние и выдачу информации, необходимой для выработки решений, и аналитическую, позволяющую решать задачи подготовки и выбора рациональных управлен­ческих решений с прогнозной оценкой возможных последствий их реализации.

Реализация информационной составляющей предполагает создание сово­купности баз данных, объединенных в единый банк данных. Учитывая накоп­ленный опыт, создание программного обеспечения банка данных не должно вызвать сложных проблем.

Способы реализации аналитической составляющей, которая предполагает создание моделирующего аппарата, позволяющего обобщать и анализировать текущую и перспективную информацию и на этой основе вырабатывать и проверять различные варианты решений в сфере военно-технического со­трудничества, в настоящий момент недостаточно проработаны, прежде всего, из-за необходимости формализации управленческих задач.

В силу многоаспектности управленческих задач в рассматриваемой области невозможно определить заранее весь их спектр и, следовательно, весь набор возможных запросов к информационно-аналитическому обеспечению воен­но-технического сотрудничества со стороны соответствующих организацион­ных структур. Поэтому информационно-аналитическое обеспечение должно иметь определенную избыточность, позволяющую наращивать возможности по решению тех или иных задач в процессе военно-технического сотрудниче­ства на основе таких общих принципов, как:

Кроме того, информационно-аналитическое обеспечение военно-техниче­ского сотрудничества должно отвечать принципам системного подхода, ком­плексности решаемых задач, непрерывного развития, соответствия классу и масштабности управляемых объектов, устойчивости, оптимальности, рационализации документооборота, обеспечения единой информационной базы, минимизации ввода и вывода данных.

Информатизация управленческих процессов вообще привела к тому, что к настоящему времени создано значительное число баз данных различной направленности, что позволяет их использовать в информационно-аналитическом обеспечении военно-технического сотрудничества. Кроме того, в информационно-аналитическом обеспечении представля­ется целесообразным использование возможностей всемирной компью­терной сети Интернет.

Конечным результатом создания информационно-аналитического обеспе­чения военно-технического сотрудничества, по нашему мнению, должна стать иерархическая система автоматизированных рабочих мест, оснащенных экспертными системами, позволяющими осуществлять обоснование и подго­товку как частных решений на микроуровне, так и решение управленческих задач на высших уровнях с максимально эффективным использованием всей имеющейся информации.

Одним из важнейших достоинств системы автоматизированных рабочих мест, создаваемых в интересах решения задач военно-технического сотрудни­чества, является документирование процесса подготовки управленческих ре­шений путем ведения электронного журнала, содержащего такие данные, как:

Кроме чисто административной ценности, этот журнал позволит решать различные научные задачи путем анализа и обработки накопленных в нем ста­тистических данных.

Номенклатура системы автоматизированных рабочих мест и их функцио­нальное назначение определяются организационной структурой субъектов ВТС и номенклатурой продукции военного назначения. Многообразие задач требует использования современных методов обработки информации и полу­чения новых знаний. Целесообразно, по нашему мнению, ориентироваться на использование экспертных систем, способных получать, накапливать, кор­ректировать знания (представляемые, в основном, экспертами) из соответст­вующей предметной области, решать на основе этих знаний практические за­дачи и объяснять ход решения.

Для создания информационно-аналитического обеспечения военно-тех­нического сотрудничества в предложенном выше виде необходимо иметь:

Тенденции к использованию в отечественной практике военно-техничес­кого сотрудничества современных информационных технологий, прежде всего, обусловлены развитием CALS-технологий в тех странах, с которыми осу­ществляется военно-техническое сотрудничество России и тем, что их приме­нение становится необходимым условием для привлечения предприятий в ка­честве подрядчиков.

Впервые концепция CALS возникла в середине 70-х годов в оборонном комплексе США в связи с необходимостью повышения эффективности управления и сокращения затрат на информационное взаимодействие в процес­сах заказа, поставок и эксплуатации средств вооружения и военной техники. Движущей силой явилась естественная потребность в организации «единого информационного пространства», обеспечивающего оперативный обмен дан­ными между заказчиком — федеральными органами, производителями и по­требителями продукции военного назначения. Данная концепция изначально базировалась на идеологии «жизненного цикла» продукта и охватывала фазы производства и эксплуатации. На первоначальном этапе аббревиатура CALS расшифровывалась как Computer Aided Logistic Support — компьютерная поддержка поставок.

Предметом CALS являлась безбумажная технология взаимодействия между организациями заказывающими, производящими и эксплуатирующими во­енную технику, а также формат представления соответствующих данных.

Доказав свою эффективность, CALS-технологии перестали быть прерога­тивой военного ведомства и начали активно применяться в промышленности, строительстве, транспорте и других отраслях экономики, расширяясь и охва­тывая все этапы жизненного цикла продукта — от маркетинга до утилизации.

В настоящий момент CALS понимается как ^ Continuous Acquisition and Life Cycle Support — непрерывная информационная поддержка жизненного цикла изделия или продукта. По своей сути сегодня CALS является глобальной стра­тегией повышения эффективности бизнес-процессов, выполняемых в ходе жизненного цикла продукта за счет информационной интеграции и преемст­венности информации, порождаемой на всех этапах жизненного цикла.

В отличие от концепции ИАСУ (интегрированная система управления про­изводством), концепция CALS охватывает не только производство, но и все остальные этапы жизненного цикла, но не касается технологии решения при­кладных задач (проектирования, планирования и т.д.).

Предметом CALS-технологий являются: формат представления в электрон­ном виде результатов решения прикладных задач, независимо от источников их происхождения, безопасность этой электронной информации и юридиче­ские вопросы ее совместного использования.

Очевидно, что решение указанных проблем возможно только за счет стан­дартизации способов представления, интерпретации и использования инфор­мации. Поэтому вопрос международной и национальной стандартизации форматов моделей и данных, используемых в процессах разработки, комплек­тации, производства, модернизации, сбыта, эксплуатации, сервисного обслу­живания и утилизации являются важной составной частью CALS.

Предметом CALS являются технологии совместного использования и об­мена информацией (информационной интеграции) в процессах, выполняемых в ходе жизненного цикла продукта. Основой являются использование комплекса единых информационных моделей, стандартизация способов до­ступа к информации и ее корректной интерпретации, обеспечение безопасно­сти информации, а также юридические вопросы совместного использования информации (в том числе интеллектуальной собственности).

Информационная интеграция базируется на использовании:

• информационной производственной и эксплуатационной среды.
Связь информационных моделей со стадиями жизненного цикла приведе­на в табл. 1.

Таблица 1

Классификация информационных моделей и их связь со стадиями жизненного цикла продукта


komplektaciya-predstavlyaemih-dokumentov-i-materialov.html
komplekti-i-soderzhatelnie-linii-uchebnikov-2011g-5-9-klassi.html
komplekti-tem-sochinenij-dlya-provedeniya-pismennogo-ekzamena-po-literature-za-kurs-srednej-polnoj-shkoli-v-200607-uchebnom-godu.html
komplekti-uchebnikov-ispolzuemih-v-obrazovatelnom-processe-v-mou-licej-40-v-2011-2012-uchebnom-godu-5a-klass-stranica-5.html
komplektnost-rukovodstvo-po-ekspluatacii-spnk.html
komplektovanie-bibliotek-priglashenie-k-sotrudnichestvu-reglament-na-zasedaniyah-konferencii.html
  • abstract.bystrickaya.ru/2-podgotovka-obektov-hozyajstvovaniya-i-zhilishnogo-fonda-k-osenne-zimnemu-periodu-2010-2011gg-spravochnij-material-po-voprosam-volnuyushim-zhilcov.html
  • bukva.bystrickaya.ru/obraz-mira-internet-polzovatelej-s-raznoj-stepenyu-vovlechennosti-v-internet-stranica-4.html
  • teacher.bystrickaya.ru/ezhegodnij-professionalnij-konkurs-luchshij-restoran-petropavlovska-2011-nachalo-konkursa-25-maya-2011-goda-podvedenie-itogov-10-iyulya-2011-goda-osnovnie-celi-konkursa.html
  • lesson.bystrickaya.ru/prilozhenie-4-organizacii-uchastnika-dempoletov.html
  • esse.bystrickaya.ru/r-v-raitina-uchitel-nachalnih-klassov-mou-sosh-2-s-aleksandrovskoe-aleksandrovskogo-rajona.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/voprosi-k-ekzamenu-po-kursu-russkaya-literatura-xviii-v.html
  • crib.bystrickaya.ru/guk-yao-yaroslavskij-hudozhestvennij-muzej-spravochnik-telefonov.html
  • knigi.bystrickaya.ru/spisok-tem-dlya-ustnih-soobshenij-uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-opd-f-02-inostrannij-yazik-vtoroj-kod.html
  • college.bystrickaya.ru/21-novoe-v-teorii-i-praktike-russkoj-leksikografii-1-russkij-yazik-v-sovremennom-slavyanskom-mire-osnovnie-problemi.html
  • predmet.bystrickaya.ru/savchik-natalya-vladimirovna-data-rozhdeniya-07-68-g-mob-tel-375-29-557-98-71.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/gosudarstvennaya-itogovaya-attestaciya-vipusknikov-ix-klassov-rezultati-uchastiya-uchashihsya-v-olimpiadah-i-konkursah-34.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/praktikum-po-obshej-eksperimentalnoj-i-prikladnoj-psihologii-seriya-praktikum-po-psihologii-stranica-38.html
  • institut.bystrickaya.ru/tema-3-kadrovaya-politika-programma-podgotovki-upravlencheskih-kadrov-dlya-organizacij-narodnogo-hozyajstva-rossijskoj.html
  • crib.bystrickaya.ru/ispolzovanie-informacionno-kompyuternih-tehnologij-planirovanie-zhiznennogo-puti.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/dogovor-podryada-i-ego-vidi-hozyajstvennoj-deyatelnosti.html
  • literature.bystrickaya.ru/eh-bien-mon-prince-gknes-et-lucques-ne-sont-plus-que-des-apanages-stranica-11.html
  • college.bystrickaya.ru/14-neznajka-v-ya-propp-istoricheskie-korni-volshebnoj-skazki.html
  • learn.bystrickaya.ru/frukti-i-rak-zakon-dvojnogo-effekta-19.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zao-avtotransportnoe-upravlenie-osnovanie-dlya-vklyucheniya-v-plan-srok-ispolneniya-ispolniteli.html
  • letter.bystrickaya.ru/ob-utverzhdenii-kvalifikacionnogo-spravochnika-stranica-8.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/nalogovie-prestupleniya-v-biznese.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/administraciya-rostovskoj-oblasti-postanovlenie-stranica-25.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/edinim-raschlenennim-krasochnim-v-harakterah-celim-lekcij-1-otvet-na-voprosi-dornah-10-aprelya-1921otvet.html
  • shpora.bystrickaya.ru/yurij-andreevich-andreev-iscelenie-cheloveka-stranica-12.html
  • letter.bystrickaya.ru/ne-sushestvuet-idealnoj-absolyutnoj-dieti-kormyashej-materi-t-k-vse-deti-raznie-vse-mami-raznie-u-vseh-razlichnaya-mikroflora-v-kishechnike-i-sledovatelno-vsas.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-9-chto-takoe-partizanshina-ili-kak-yasha-ohotnikov-ohranyal-tovarisha-posvyashayu-pamyati-moego-otca.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/piter-druker-zadachi-menedzhmenta-v-xxi-veke-stranica-9.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/programma-bezopasnij-trud-informacionno-analiticheskij-byulleten-yavlyaetsya-odnim-iz-elementov-sistemi-organizacii.html
  • desk.bystrickaya.ru/operacionnie-dohodi-i-rashodi-otchet-o-finansovom-polozhenii-otchet-o-sovokupnoj-pribili.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/podgotovka-k-provedeniyu-proverki-administrativnij-reglament.html
  • grade.bystrickaya.ru/o-konkurse-nauchnih-rabot-molodih-uchenih-i-studentov-konferencii-nauchnaya-konferenciya-professorsko-prepodavatelskogo.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/8-sostoyanie-vodnih-resursov-v-novgorodskoj-oblasti-ekologo-ekonomicheskaya-ocenka-ispolzovaniya-i-ohrani-vodnih-resursov.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/programma-disciplini-upravlencheskoe-konsultirovanie-dlya-napravleniya-080500-68-menedzhment-magisterskaya-programma-upravlenie-chelovecheskimi-resursami-podgotovki-magistra.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/ekzamenacionnie-voprosi-i-bileti-za-pervij-semestr-2001-goda-po-predmetu-buhuchet-v-byudzhetnih-organizaciyah.html
  • lesson.bystrickaya.ru/osnovnie-fondi-predpriyatiya.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.