.RU

Курс лекций рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации





Б.Н. Чумаков

ВАЛЕОЛОГИЯ

КУРС ЛЕКЦИЙ

Рекомендовано Министерством общего

и профессионального образования

Российской Федерации

Издание 2-е, дополненное и исправленное

Педагогическое общество России

Москва 2000


УДК 614.2 (47+57)

Чумаков Б. Н. Валеология: Учеб. пособие. - 2-е изд. испр. и доп. - М.: Педагогическое общество России, 2000 - 407 с.

Учебное пособие «Валеология» включает 16 лекций, в которых отражены многочисленные теоретические и практические нетрадиционные факторы, влияющие на состояние здоровья человека.

В книге подробно анализируются данные по социальной медицине, физиологии, двигательной активности, питанию, психогигиене. Рассматриваются вопросы интимных отношений, культуры общения в быту, учебе и труде.

Азбука здоровья и долголетия должна познаваться с помощью интеллекта и научно-обоснованной современной информации.

Поэтому книга, в первую очередь, рассчитана на преподавателей и студентов педагогических и гуманитарных вузов, учащихся педагогических колледжей, медицинских училищ, а также на широкий круг специалистов, занимающихся воспитанием, профилактикой, лечением и психофизиологической реабилитацией подрастающего поколения.

Рецензенты: академик РАМН, профессор Ю.П. Лисицын

академик РАМН, профессор Н.А. Агаджанян

В. Chumacov VALEOLOGIA

Reviewer: Member, Russian Academy of Medical Sciences Yur.Lisitsin Member, Russian Academy of Medical Sciences N. Agadianyn

Abstract

The text-book «Valeology» includes 16. Many theoretical and practical untraditional factors influencing the state of man's health are desaribed in these works.

Data on social medicine, physiology, moving activity, nutrition and psychohygiene are analyzed in this text-book. The problem of intimate relations, culture of intercourse in everyday life, students and labour.

The ABC of health and longevity must be learned with the help of intellect and modern scientifically grounded information.

So the book is intended in the first place for teachers and students of pedagogical and humanitarian universities, students of pedagogical and medical colleges as for a wide range of specialists dealing with education, prophylaxis, medical treatment and psychophysiological reabilitation of the growing generation.


isbn 5-93134-023-8 © Педагогическое Общество России, 1999.

© Чумаков Б.Н., 1999.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Представленная Вашему вниманию книга «ВАЛЕОЛОГИЯ» является первым в России учебным пособием для студентов, в котором отражены многочисленные теоретические, практические и нетрадиционные факторы, оказывающие влияние на состояние здоровья человека.

Написанная в виде осмысленного, переработанного и апробированного временем информационного материала по социальной медицине, гигиене, психофизиологии, психологии и физиологии – отражает значительную потребность студенческой молодежи к вопросам здоровья.

Актуальность подобной книги, когда на нас обрушился поток необоснованной и непрофессиональной информации по проблемам здоровья, не вызывает сомнения.

Автор, исходя из многолетнего опыта работы в вузах различного профиля, чтения лекций в различных регионах России и СНГ по обществу «Знание», постарался преподнести материал в виде лекций с медико-социальных и психологических позиций интересно и доходчиво, при этом не отступая от научно-обоснованных, современных трактовок и течений по проблемам здоровья.

Книга написана по отредактированным стенограммам прочитанных лекций, в виде обращений к слушателю. Это стиль и право автора преподносить информацию в таком виде!

Высокий профессионализм автора, имеющего медицинское, психологическое и педагогическое образование, позволил осветить избранный круг вопросов по здоровому образу жизни, медико-социальным, психологическим и юридическим аспектам долголетия, сердечно-сосудистым заболеваниям, алкоголизму, абортам, двигательной активности и другим социально значимым вопросам.

Заслуживает внимания блок рассматриваемых в лекциях проблем по половому воспитанию, психологии интимных отношений, оценки своего здоровья и реабилитационным мероприятиям в молодом возрасте. Имеющие большую социальную значимость, эти неоднозначно трактуемые вопросы, несомненно, привлекут внимание будущих педагогов. Познание этих животрепещущих проблем, описанных в книге автором – врачом и психологом, безусловно, будут полезными в педагогической деятельности не только преподавателям, но и студентам, для которых предназначена книга.

Импонирует девиз книги – «Если существует проблема, лучше о ней сказать честно»!.

Действительно, отдельные проблемы умалчивались ранее (занижалась значимость экологических факторов на здоровье, отдельные статистические данные об алкоголизме, рождаемости, смертности и т.д.).

Молодое поколение «черпало» свое любопытство (считай физиологическую потребность – libido) о половой близости, сексе и эротике из различных подпольных источников. А сейчас в условиях формирования новой экономики «...Россия впереди Европы всей...» по «бульварной «научно необоснованной литературе, по ...всем проблемам – секса, здоровья, питания, заговаривания, приворожения, спасения и лечения ...от всех человеческих недугов... Шарлатанство и одурманивание народа – налицо!

Заслуга автора – не завуалирование проблем, а описание их с научной, педагогической и медицинской позиций – прямо, смело и обоснованно.

Здоровье человека зависит от факторов, определяющих его здоровье.

Прав академик С. Лихачев, высказав на своем 90-летии 28 ноября 1996 года мысль, что «...не бытие определяет сознание, а сознание определяет бытие».

Поэтому задачи, которые ставит автор данной книги перед будущими скульпторами души и сознания – педагогами, – обучение, профилактика, оказание моральной психологической и физической помощи с целью познания азбуки здоровья и долголетия – в целом выполнены.

ВАЛЕОЛОГИЯ – наука о здоровье, трактуется в данной книге с глубоким знанием предмета и нравственным понятием проблемы – безукоризненно и правдиво.

Надеюсь, что студенты и преподаватели педагогических вузов, колледжей и лицеев с гуманитарным уклоном, а также многочисленные последователи здорового образа жизни найдут много полезного и интересного в данной книге для эффективной воспитательной, нравственной и познавательной деятельности.

Мы с академиком Н.А. Агаджаняном, как рецензенты, очень довольны. Первое издание «Валеологии» имело большой успех, и отклики на данную книгу весьма положительны.

Считаю, что второе издание назрело в связи с актуальностью сохранения здоровья населения. Валеология - как научная дисциплина – стала популярной, обязательной и необходимой для молодежи.

Переработанный текст, новая лекция и интересные планы на следующее издание вселяют оптимизм. Автор тонко улавливает дух времени и это очень радует.

Академик РАМН,

профессор Ю. Лисицын
ВВЕДЕНИЕ ^ Светлой памяти
родителей

посвящаю

Мир подходит к третьему тысячелетию, имея в запасе как несомненные достижения в науке, так и трагические неудачи (смертоносные войны, катаклизмы природных факторов, эпидемии от неизвестных и известных заболеваний, научные открытия атома – как смертоносного орудия и т.д.).

Достигнув колоссальных успехов в технике и науке благодаря «взрыву» научно-технического прогресса, человечество сравнилось по своим возможностям с природой, окружающей его средой, а возможности его (человечества) неограниченны и созидательные способности будущих открытий никем не спрогнозированы.

Будущее, как в России, так и в мире, безусловно, за молодым поколением, которое в настоящее время заявило о себе в полный голос, а новые успехи предопределены профессионализмом и теми знаниями, которые они получат в стенах учебных заведений самостоятельно или переосмысливая многочисленные потоки информации по научным трудам, высказываниям, выступлениям и диспутам.

Современные условия жизни выдвигают повышенные требования к выпускнику гуманитарного вуза, невыполнение которых грозит «профессиональной недоученностью», а это – почти катастрофа. «Катастрофа недоучки» порождает размножение подобных в различных областях науки, педагогике, медицине, искусстве.

Высокий профессионализм педагога, крепкое здоровье и творческое долголетие – пожалуй, основные стержни жизненного успеха специалиста.

Истина гласит, что только здоровый человек с хорошим самочувствием, оптимизмом, психологической устойчивостью, высокой умственной и физической работоспособностью способен активно жить (высокая жизненная позиция), успешно преодолевать профессиональные и бытовые трудности.

Как отмечают ученые: «Мудрость, зрелость и прогресс общества во многом определяются уровнем интеллектуального и нравственного потенциала». Поэтому очень важно видеть свое единство с окружающим миром и теми запасами знаний, которые сейчас имеются. Подлинная красота человеческого тела – это физическое совершенство, интеллект и здоровье.

Здоровье человека – это, прежде всего, процесс сохранения и развития его психических и физиологических качеств, оптимальной работоспособности и социальной активности при максимальной продолжительности жизни.

Если учесть, что функциональные возможности организма человека и его устойчивость к неблагоприятным факторам внешней среды в течение всей жизни изменяются, то можно говорить о состоянии здоровья как о динамичном процессе, который также улучшается или ухудшается, т.е. об ослаблении или укреплении здоровья в зависимости от возраста, пола, профессиональной деятельности, среды обитания (имеется в виду эколого-географическое положение, экстремальность трудовой деятельности, мини- и макроокружение личности, социальный статус семьи и психофизиологическая устойчивость личности).

Учитывая первостепенную роль в обществе здоровья инвалидов, можно судить об уровне общественного здоровья.

«Народ здоров, если здорово общество»,– так, по выражению академика Н.А. Амосова, подчеркивается важность главного для созидания – здоровья человека.

Здоровье человека, в первую очередь, зависит от ряда факторов. Если изобразить их схематично, то они представляют собой схему из 3-х понятий:

а) биологические возможности человека;

б) социальная среда;

в) природно-климатические условия.

По данным известного ученого, академика РАМН Ю.П. Лисицына, являющегося признанным авторитетом в области профилактической медицины и санологии, первостепенным вопросом здоровья является здоровый образ жизни, который занимает около 50–55% удельного веса всех факторов, обуславливающих здоровье населения. Это подтверждается данными отечественных и зарубежных специалистов.

Влияние экологических факторов на здоровье человека оценивается примерно в 20–25% всех воздействий, 20% составляют биологические (наследственные) факторы и на долю недостатков и дефектов здравоохранения отводится 10%.

Эти данные, как модель состояния здоровья, отражают многочисленные результаты исследований по влиянию тех или иных факторов на здоровье, заболеваемость или болезненность отдельных групп населения, регионов, конкретных людей, занятых в той или иной сфере трудовой деятельности.

Знание всех факторов, влияющих на состояние здоровья человека, и составляет основу науки о здоровье – валеологии.

Нам представляется важным в предлагаемой книге, вернее, учебном пособии по Валеологии, выделить основное положение – что здоровый образ жизни является стержнем данной науки. От него зависит здоровье и долголетие.

Избранные лекции, в которых отражено содержание данной науки с учетом программы, рассчитаны на студентов педагогического профиля, а также на студентов медицинских училищ, учащихся колледжей, гимназий и лицеев.

Выпуск данного учебного пособия можно считать первой попыткой к созданию учебника для студентов независимо от профиля специализации. Книга рассчитана также на широкий круг читателей, чья специальность предусматривает работу с подрастающим поколением: обучением, воспитанием, лечением, профилактикой, оказанием моральной, психологической и физической помощи.

Автор книги попытался привлечь внимание преподавателей, студентов и широкий круг читателей на основе 30-летнего педагогического опыта в высших учебных заведениях г. Москвы к проблемам профилактической, социальной медицины и психологической реабилитации. Представленные лекции отражают проблемы, связанные со здоровьем, в настоящее время.

Как рассматривать влияние нездорового образа жизни на здоровье, на психологический климат в семье, работу, учебу? Как трактовать деятельность людей, индивидуума в зависимости от социально-экономических, политических, бытовых, стрессовых ситуаций, влияющих на сохранение, укрепление и улучшение здоровья? Эти и другие вопросы рассматривает наука о здоровье – валеология.

Наш предмет прост на слух и восприятие, но по значимости превосходит отдельные общественные науки, потому что он очень жизнеобилен по комплектности подхода. Взгляните на содержание – медицина от зачатия до старения, заболеваемость, смертность, психология быта, общения, психология интимных отношений, профилактика венерических заболеваний, состояние здоровья жителей гг. Москвы, Санкт-Петербурга и других крупных промышленных городов, здоровье переселенцев, методы психофизической реабилитации и т.д.

Рассматриваются актуальные вопросы болезней цивилизации (сердечно-сосудистые), включая знаменитые три «А» – атеросклероз, алкоголизм, аборт. В лекциях отражены социально-психологические вопросы пола и интимных отношений, контрацепции, вредных привычек (токсикомания, курение). Рассматриваются различные виды питания, психогигиена двигательной активности и другие значимые вопросы здоровья.

В лекционном материале предлагается краткий словарь медицинских терминов. Это не дань моде, а научные расшифровки, которыми должны владеть будущие педагоги. Уметь их трактовать и не краснеть, когда ученик будет спрашивать о чем-то интимном и запретном. Знание – из первоисточника! Таков девиз валеологии.

В заключение даются примерные темы рефератов по валеологии и темы семинарских занятий на различных факультетах.

В лекциях использована информация из доступных документов Минздрава РФ, Госкомстата РФ, отчетов ВОЗ, книг, журналов, газет, исследований, диссертаций и публикаций многочисленных конференций самого широкого уровня за последние годы.

Основное направление лекционного курса по валеологии и близкой к ней санологии – трактовка современного материала в соответствии со школой академика Ю.П. Лисицына, учеником которой является автор.

Любые критические замечания, дополнения и пожелания будут приняты автором с благодарностью и ответственностью при переработке в последующих публикациях и переиздании учебника.

Особую благодарность автор выражает своему учителю и наставнику, академику РАМН, профессору Юрию Павловичу Лисицыну, а также академику РАМН, профессору Николаю Александровичу Агаджаняну, взявших на себя труд рецензирования данного учебного пособия.

Прошел год со дня выхода данного учебника, т.е. его первого издания. За истекший период на книгу пришло более 25 отзывов с различных регионов России, не считая личных бесед со своими коллегами по научно-педагогической деятельности. Безусловно, я воспользовался советами и критическими замечаниями при переиздании данного труда с учетом пожеланий. Сделаны исправления, добавлен новый статистический материал по отдельным лекциям. Написана новая лекция «Здоровье брошенных детей», которая вызвала большой интерес у слушателей как педагогических университетов, так и у студентов медицинских факультетов.

В настоящее время написана лекция «Основы полового воспитания», но не включенная в книгу только из-за тактических соображений. Дело в том, что эту проблему никак не могут «воспроизвести на свет и узаконить» различные комиссии, создающиеся при Мин. образовании, Госдумы и др. организаций.

Хотя... эта проблема давным-давно решена жизнью! Я подчеркиваю в одной из лекций, что еще в 1976 г данную тему читал в различных школах г. Москвы. Лекции пользовались большим успехом, и отзывы учителей и родителей, которым не возбранялось присутствовать на данных лекциях (вспомните, какой уклад жизни был тогда и кто правил идеологией сознания), были весьма лестными. Да что лукавить, пол-Европы давно ввели в школьные программы курс по гигиене полового воспитания.

Поэтому читаю, переписываю, модернизирую данную лекцию ежегодно и еще раз подчеркиваю и выделяю – валеологию должен читать в школе, колледже, медицинских училищах и педагогических вузах специалист, имеющий медицинское образование! Только медицинское! Допускаю, в крайнем случае, что ее может прочесть биолог, но... подчеркиваю – в крайнем случае. Эта мысль подтверждена многолетней практикой и наблюдениями.

Не хочу обидеть опытных биологов, но специфика медицинских знаний и специальной терминологии... должна быть обусловлена клиническим мышлением и знанием медицины. Хотя за последние годы (посмотрите на обновленный список литературы) о здоровье пишут инженеры, геологи и домохозяйки...

Допускаю демократичность печатного листка, но... считаю, в чем убежден – сталь должен варить сталевар, лечить – врач, учить – педагог!!!

Но, к сожалению, специалистов-валеологов пока еще не готовят вузы России. Наиболее приемлемый путь, который в настоящее время должен быть официально (юридически) признан на уровне Департаментов образования губерний (областей), городов и т.д.,– это переподготовка специалистов, биологов. Инициатива должна исходить из регионов, где особенно ощущается нехватка данных специалистов. Курсы переподготовки или повышения квалификации завершаются получением сертификата или удостоверения после специальной переаттестации.

Думаю, наиболее совершенной формой переподготовки специалистов-валеологов будет объединение отдельных городов и регионов с целью приглашения ведущих специалистов из других городов России. Это экономично и рентабельно для заказчика. Нет необходимости посылать тысячи бедствующих педагогов в центр.

Еще раз хочу подчеркнуть, и это доказано жизнью, что валеологию должны читать специалисты разных научных школ.^ Это вызовет интерес и желание педагога найти истину в валеологнческих познаниях.

Рецензенты книги академики РАМН, профессора Ю.П. Лисицын и Н.А. Агаджанян одобрили новое издание «Валеологии», порекомендовав внести лекции по половому воспитанию, экологии и здоровью, которые были представлены на рецензию. Думаю, что и эти лекции будут опубликованы в последующих переизданиях. Надеюсь, что данный учебник будет также популярен и полезен, как и первый (судя по отзывам и реализации), для многочисленной аудитории студентов, преподавателей и специалистов по валеологии. Буду признателен всем, кто даст любой совет и пожелания с целью совершенствования данной книги.

Автор выражает искреннюю благодарность своим единомышленникам и доброжелателям, коллективу кафедры анатомии, физиологии и валеологии МГПУ за поддержку при издании учебника, преподавателям кафедры социальной медицины и организации здравоохранения Российского государственного медицинского университета, коллегам кафедры по физической реабилитации и промышленной безопасности и охраны окружающей среды ГАНГ им. И.М. Губкина, где прошло мое становление как преподавателя высшей школы.


Б.Н. Чумаков,

академик Академии полярной

медицины и экстремальной

экологии человека,

доктор медицинских наук,

профессор.

kurganskaya-oblast-ria-novosti-6.html
kurica.html
kurim-na-smeh-nasha-versiya-tatyana-nizhegorodskaya-26052008-019-str-14-gosduma-rf-monitoring-smi-24-26.html
kurkinskij-rajon-arhivovedenie-i-arhivnoe-deloproizvodstvo.html
kurma-kurma-slovar-jogi.html
kurochkina-olga-andreevna-predposevnaya-obrabotka-semyan-yarovoj-pshenici-ultrafioletovimi-luchami.html
  • lecture.bystrickaya.ru/96-naimenovanie-i-tehnicheskie-harakteristiki-tovara-po-lotu-6-tehnicheskoe-zadanie-soglasovano-nachalnik-otdela.html
  • znanie.bystrickaya.ru/auditoriya-1403-priglasitelnij-bilet-i-programma-izdatelstvo-moskovskogo-gosudarstvennogo-universiteta-lesa-moskva-2011.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tehnicheskoe-zadanie-razdel-obshie-trebovaniya-predmet-aukciona-nachalnaya-maksimalnaya-cena-kontrakta-stranica-9.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/rezhisserskie-zamechaniya-uroki-k-s-stanislavskogo.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/lekciya-16-vibor-v-usloviyah-neopredelennosti-2.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/72-tehnologii-metodi-adaptacii-torgovogo-personala-podbor-torgovogo-personala.html
  • education.bystrickaya.ru/11-obobshennaya-informaciya-o-zhiznennom-puti-vipusknikov-mou-muk-publichnij-doklad.html
  • holiday.bystrickaya.ru/nashi-relizi-445011-gsp-rossijskaya-federaciya-samarskaya-oblast-pl-svobodi-4-kab7.html
  • predmet.bystrickaya.ru/revue-franaise-de-droit-administratif-3-mai-juin-2011-periodicheskie-izdaniya-postupivshie-v-centr-pravovoj.html
  • report.bystrickaya.ru/igra-pole-chudes-dlya-uchashihsya-nachalnoj-shkoli-s-polya-boya-na-pole-chudes-1-4.html
  • tasks.bystrickaya.ru/13-rekonstruiruemij-narod-semiti-1-shest-etapov-evolyucii-pismennosti.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/literatura-chuvashskij-gosudarstvennij-pedagogicheskij-universitet-im-i-ya-yakovleva.html
  • textbook.bystrickaya.ru/izuchenie-rukopisej-mertvogo-morya.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/razdel-v-prava-otdelnih-grupp-naseleniya-ob-ohrane-zdorovya-grazhdan.html
  • tests.bystrickaya.ru/koncepciya-magisterskoj-programmi-ob-itogah-deyatelnosti-programmi-nauchnij-fond-niu-vshe-v-2011-godu.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tematika-kursovih-rabot-po-ugolovnomu-pravu-rossii-obshaya-chast-predmet-ugolovnogo-prava.html
  • notebook.bystrickaya.ru/informacionnij-byulleten-osint-26-iyul-avgust-2012-g-stranica-6.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tema-niderlandskaya-revolyuciya-xvi-veka.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-vladivostok-2009-recenzenti-stranica-13.html
  • education.bystrickaya.ru/3-produktovaya-politika-strategii-prodazh-i-centr-roznichnih-prodazh-tema-produktovaya-politika-strategii-prodazh-i-centr-roznichnih-prodazh-1.html
  • spur.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-podgotovke-i-zashite-diplomnoj-raboti.html
  • doklad.bystrickaya.ru/vnovom-zhurnale-vestnik-nlo-budut-razmesheni-stati-kak-moi-tak-t-drugih-avtorov-eto-mozhet-bit-ufologi-psiholog-fiziki-i-t-d-mne-bi-ochen-hotelos-sdela.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/pozharobezopasnost-vipusk-12-iyun-2010g-stranica-7.html
  • grade.bystrickaya.ru/mri-fns-rossii-8-po-respublike-tatarstan-esli-vi-reshili-stat-individualnim-predprinimatelem.html
  • institute.bystrickaya.ru/genezis-pravoslavnogo-obrazovaniya-v-kontekste-kulturno-istoricheskogo-razvitiya-rossii.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/7-kompleksnie-i-tematicheskie-proverki-izuchenie-deyatelnosti-oblastnih-obrazovatelnih-uchrezhdenij-municipalnih-organov-upravleniya-obrazovaniem.html
  • predmet.bystrickaya.ru/sekreti-professionalnih-peregovorshikov-stranica-15.html
  • literatura.bystrickaya.ru/sovershenstvovanie-processa-rashodovaniya-byudzhetnih-sredstv-v-respublike-moldova.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tema-9-teoriya-firmi-i-organizacionnie-formi-biznesa-temi-dlya-razgovora-a-s-2007g-glavnie-temi-i-dnevnik-nablyudenij.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-2-pravitelstvo-carizm-nakanune-sverzheniya.html
  • college.bystrickaya.ru/15-predpriyatiya-osnovnie-istochniki-zagryazneniya-atmosfernogo-vozduha.html
  • occupation.bystrickaya.ru/nalichnij-interes-kommersant-visloguzov-vadim-butrin-dmitrij-21092007-172-str-2.html
  • school.bystrickaya.ru/klassifikaciya-metodov-issledovaniya-sistem-upravleniya-2.html
  • institute.bystrickaya.ru/filipa-radionova-tema-stroitelstvo-stroitelen-kontrol.html
  • thescience.bystrickaya.ru/iz-pokoleniya-v-pokolenie-peredaetsya-istoricheskaya-pamyat-naroda-istoriya-obladaet-svojstvom-emocionalnogo-vozdejstviya-na-misli-i-chuvstva-lyudej-ona-aktivno.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.