.RU

Курс лекций разработал : преподаватель-стажер кафедры «Экономика и организация производства» климук владимир владимирович барановичи, 2010


Министерство образования Республики Беларусь

УО «Барановичский государственный университет»


УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСВОМ И СЕРТИФИКАЦИЯ


КУРС ЛЕКЦИЙ


Разработал: преподаватель-стажер кафедры «Экономика и организация производства»

КЛИМУК ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ


БАРАНОВИЧИ, 2010

СОДЕРЖАНИЕ


РАЗДЕЛ 1. УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ

Тема 1. Основные понятия и показатели качества 4

1.2. Понятие «качество продукции» 7

1.3. Показатели качества продукции 8

Тема 2. Повышение качества продукции — объективная закономерность развития предприятий 10

2.1. Актуальные проблемы улучшения качества на современном этапе 10

2.2. Эффект от повышения качества продукции 11

Тема 3. Системы управления качеством продукции 14

3.1. Основные понятия о системах управления качеством продукции 14

3.2. Виды уровней и стадии создания и использования продукции 15

3.3. Основные цели и принципы систем управления качеством на предприятиях 16

Тема 4. Организация и виды контроля качества 19

4.1. Задачи и функции службы контроля качества 19

4.2. Виды контроля качества 21

4.3. Градации качества продукции 24

Тема 5. История развития управления качеством 25

5.1. История развития управления качеством в России 25

5.2. Опыт развития управления качеством в США 28

5.3. Японский опыт управления качеством 30

Тема 6. Основные методы оценки уровня качества на предприятии 32

6.1. Методы оценки уровня качества продукции 32

6.2. Оценочный контроль качества 37

6.3. Сущность, основные положения и направления квалиметрии 38

Тема 7. Стандартизация и качество 41

7.1. Сущность и содержание стандартизации 41

7.2. Международные стандарты ИСО серии 9000 в системах управления качеством продукции 44

7.3. Конкурентоспособность и качество 46

Тема 8. Брак. Затраты на качество продукции 49

8.1. Классификация, учет и анализ брака и рекламаций 49

8.2. Определение затрат на качество продукции 50

Тема 9. «Петля качества» продукции 52

9.1. «Петля качества» продукции 52

9.2. Обеспечение качества на основных этапах «петли качества» продукции 53

Тема 10. Статистические методы контроля качества 56

10.1. Значение и область применения статистических методов контроля качества 56

10.2. «7 инструментов контроля качества» 56

Тема 11. Комплексное управление качеством на современном этапе 61

11.1. Традиционные принципы управления и принципы управления системы TQM 61

11.2. Комплексное управление качеством (TQM) 61

11.3. Общие методы работы по качеству 63

Тема 12. Японский опыт проверки систем управления качеством 66

12.1. Сущность и особенности японского управления качеством 66

12.2. Проверка управления качеством 68

Тема 13. Сертификация продукции 69

13.1. Понятие о сертификации 69

13.2. Основные принципы и правила сертификации 72

13.3. Органы по сертификации продукции (работ, услуг) 73

Тема 14. Сертификация систем качества 77

14.1. Испытательные лаборатории и их аккредитация 77

14.2. Порядок проведения сертификации 78

14.3. Сертификация систем обеспечения качества 80

РАЗДЕЛ 1. УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ

^ Тема 1. Основные понятия и показатели качества

Вопросы: [лекции – 2 ч.]

1.1. Цель, предмет и задачи изучения дисциплины «Управление качеством»

1.2. Понятие «качество продукции»

1.3. Показатели качества продукции


1.1. Цель, предмет и задачи изучения дисциплины «Управление качеством»


Исторические аспекты:


Управление качеством начиналось с выходного контроля готовой продукции. Стройный механизм управления качеством каждого отдельно взятого изделия дала система Тейлора, датируемая 1905 г. Эта система устанавливала требования к качеству продукции в виде шаблонов (интервалов допусков), называемых проходными и непроходными калибрами. Контроль осуществлялся специалистами (инспекторами). Система Тейлора ввела деление продукции на качественную и дефектную (брак). Эта система не изжила себя и по сей день, однако сейчас она является лишь одним из звеньев в цепи составляющих управления качеством.


[^ Фредерик Уинслоу Тейлор родился в семье адвоката. Получил образование во Франции и Германии, затем — в академии Ф. Экстера в Нью-Хэмпшире. Из-за проблем со зрением не смог продолжить образование и устроился работать рабочим пресса в промышленные мастерские завода гидрооборудования в Филадельфии. В 1884 г. Тейлор стал главным инженером, в этом же году он впервые использовал систему дифференциальной оплаты за производительность труда. С 1890 по 1893 гг. Тейлор — главный управляющий Мануфактурной инвестиционной компании в Филадельфии, владелец бумажных прессов в Мэне и Висконсине, организовал собственное дело по управленческому консультированию, первое в истории менеджмента. В 1906 г. Тейлор становится президентом Американского общества инженеров-механиков. С 1895 г. Тейлор начал свои всемирно известные исследования по научной организации труда. Оформил патентами около сотни своих изобретений и рационализаций.]


По мере усложнения продукции и производства встала проблема сокращения трудозатрат на контроль качества и повышения эффективности контроля. Решению этой проблемы во многом способствовали статистические методы контроля качества, базирующиеся на методах математической статистики. Появилась возможность оценки качества методом выборочного контроля, предложенным Х.Доджем и Х.Ромингом. Суть выборочного контроля заключается в оценке качества всей партии продукции на основе оценки качества ее определенной части (выборки). На предприятиях появились новые специалисты — инженеры по качеству.


[Хорас (17.05.1868 – 10.12.1920) и Джон (25.10.1864 – 14.01.1920) Додж, братья, американские предприниматели и изобретатели. Братья были владельцами небольшой велосипедной мастерской, в которой сами изготавливали и различные технические детали. В 1901 в Детройте, нынешнем автомобилестроительном центре, братья открыли небольшое дело по выпуску комплектующих деталей для различных видов техники, чуть позже – для автомобилей. В 1910 Додж основали большую компанию по выпуску частей для автомобилей в Хэмтраке, предместье Детройта. Здесь производились двигатели и другие комплектующие для заводов Форда, для «Олдс Мотор Компани». В 1913 братья Додж начали выпуск собственного автомобиля. Хорас придумал множество усовершенствований, самым интересным и значительным из них был метод промышленного обжигания окрашенной поверхности автомобильного корпуса. К моменту смерти обоих братьев их компания была одной из крупнейших. В 1928 концерн братьев Додж вошел в состав корпорации Крайслер, автомобиль Додж стал торговой маркой Крайслер]


Неоценимый вклад в развитие концепции управления качеством внесли работы В. Шухарта (Walter Shewhart), который, работая в компании Белла в составе группы специалистов по качеству, в середине 1920-х гг. ввел понятие цикла непрерывных технологических изменений на основании статистического контроля качества. Благодаря человеку-легенде Э. Демингу (W. Edwards Deming), одному из создателей японского “экономического чуда”, работы Шухарта и его коллег получили широкое распространение.


[Уолтер Шухарт - родился в Нью Кэнтоне, штат Иллинойс. Окончил Университет Иллинойса. Получил докторскую степень по физике в Калифорнийском Университете (1917). Начал трудовую деятельность инженером в Bell Telephone Laboratories в 1918. Революция в западноевропейском подходе к качеству произошёл в 1924 году, когда Шухарт предложил метод выявления отступлений от нормы и тенденций возникновения ошибок до появления некачественного продукта. Внедрил общее использование контрольных карт.

Де́минг, Уи́льям Э́двардс (англ. Wílliam Édwards Déming, 14 октября 1900 — 20 декабря 1993), также известен как Э́двард Де́минг — американский учёный, статистик и консультант по теории управления качеством. Наибольшую известность Деминг приобрел за свои инновационные предложения о реорганизации предприятий, широко используемые в Японии и других странах под названием «бережливое производство» - концепция менеджмента, созданная на Toyota и основанная на неуклонном стремлении к устранению всех видов потерь. Бережливое производство предполагает вовлечение в процесс оптимизации бизнеса каждого сотрудника и максимальную ориентацию на потребителя. Деминг получил образование в университете штата Вайоминг, после чего окончил аспирантуру в Йельском университете. Является одним из основателей Американского общества по контролю качества, созданного в 1946 году. Ему присуждена одна из самых престижных наград, учреждённых этим обществом — медаль имени Шухарта.]

(Задание на практическое занятие: сообщение о премии Деминга).


Сегодня всем известен знаменитый “цикл Деминга”, или цикл PDCA.

Суть данной концепции сводится к следующим положениям:

  1. Планирование совершенствования деятельности при обнаружении в ней ошибок и поиск решения возникших проблем.

  2. Внедрение запланированных улучшений на небольшом участке работ с целью сокращения возможных сбоев в обычной деятельности на этапе решения проблем.

  3. Контроль достижения желаемого результата с помощью тестовых изменений. Непрерывный контроль ключевых мероприятий (независимо от продолжительности эксперимента) с целью обеспечения возможности определения вновь возникающих проблем.

  4. Действие с целью внедрения изменений в больших масштабах в случае успешности эксперимента. Вовлечение в процесс внедрения изменений других участников, чье сотрудничество потребуется при внедрении изменений или которые просто могут извлечь полезный опыт из проделанной работы.

Бурное развитие теории управления качеством пришлось на конец 40-х – 50-е гг. В это время А.Фейгенбаум (Armand V. Feigenbaum) предложил модель Всеобщего контроля качества, Total Quality Control (TQC), и определил понятие стоимости качества.

А. Фейгенбаум, предложив рассматривать не конечный результат производства, а каждый этап создания изделия, фактически совершил переход от концепции контроля к концепции управления качеством. Созданная А. Фейгенбаумом система всеобщего контроля над качеством в полном объеме была внедрена в практику работы японских предприятий Э. Демингом, начиная с 1950 г. Считается, что именно деятельность Деминга во многом способствовала появлению недорогих и высококачественных японских товаров.

Другим значимым событием в эволюции управления качеством стала публикация в 1951 г. Джозефом Джураном (Joseph M. Juran) книги “Руководство по управлению качеством”. Джурану принадлежит идея трилогии качества, в которой выделены три аспекта стратегического планирования качества в организации: планирование качества, улучшение качества, управление качеством.

Концепция TQC получила дальнейшее развитие в Японии в форме всеобщего статистического контроля качества (TSQC), в рамках которого персонал вовлекается в работу кружков качества.

Свой вклад в теорию управления качеством внес и Филипп Кросби (Philip Crosby), предложивший концепцию бездефектной работы, чаще называемой системой “нулевых дефектов” (ZD). Основная идея этой системы заключается в том, что платят не за качество, а за его отсутствие или недостаток, что и должно стать предметом контроля.

Таким образом, в 1950-е гг. сложились предпосылки создания новой концепции управления качеством, ориентированной на удовлетворение запросов потребителя и превращающей совершенствование качества в задачу каждого сотрудника организации, — концепции всеобщего управления качеством (TQM). Большое внимание при этом уделялось вопросам мотивации, как на уровне отдельного сотрудника, так и на уровне организации. В 1951 г. в Японии была учреждена премия Деминга, ставшая прообразом многих национальных и международных премий за достижения в области совершенствования качества.

На рубеже 1970–1980-х гг. к специалистам пришло понимание универсальности основных принципов управления качеством, приемлемых для предприятий любой отраслевой принадлежности, вне зависимости от того, в какой стране они находятся. Единственным необходимым условием их применения было наличие в стране рыночной экономики. В результате международной организацией по стандартизации было разработано семейство международных стандартов на системы качества ИСО-9000. Именно сертификация системы качества на соответствие требованиям стандартов ИСО-9000 является одним из начальных этапов внедрения методологии TQM в практическую деятельность организации.


«Управление качеством» — это комплексная научная дисциплина об основных положениях в области качества и методах управления им.

^ Цель курса — изучение теоретических и методологических основ качества, его сущности, характеристик, связи с конкурентоспособностью показателей качества и методов их оценки, общих положений совершенствования качества товаров с учетом их жизненного цикла, методов управления качеством с учетом отечественного и зарубежного опыта с целью обеспечения конкурентоспособности выпускаемой продукции в условиях рыночной экономики.

Для достижения этой цели дисциплина «Управление качеством» должна предусматривать решение следующих задач:

  1. знакомство будущих специалистов с основными поняти­ями, категориями и терминологией в области управления ка­чеством, возможностями управления качеством продукции, проблемами в области качества на современном этапе;

  2. более широкое использование принципов и методов управления качеством в управлении производственными про­цессами, технологической подготовке производства для повы­шения его эффективности и улучшения технико-экономиче­ских показателей;

  3. раскрытие сущности и особенностей методик определе­ния экономической эффективности повышения качества про­дукции, специализации производства, снижения расходов жи­вою и овеществленною труда;

  4. широкое использование в практической деятельности современных отечественных и международных технических нормативных правовых актов (THПA), принципов и методов подтверждения соответствия продукции требованиям ТНПА, измерительной техники;

  5. повышение заинтересованности специалистов в организации работы по постоянному повышению технического уровня и качества продукции;

  6. развитие более глубокого экономического мышления, связанного с проблемой качества продукции.

^ Теоретической основой дисциплины являются законы Республики Беларусь «Об оценке соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нор­мирования и стандартизации», «О техническом нормировании и стандартизации», «Об обеспечении единства измерений», «О за­щите прав потребителей», прочие законодательные акты, техни­ческие нормативные акты в области технического нормирова­ния, стандартизации и подтверждения соответствия.

^ Предметом курса является изучение на основе достижений науки, техники и передового опыта отечественных и зарубеж­ных предприятий количественных и качественных зависимо­стей в производстве продукции, обеспечивающих заданный уровень ее качества.

^ 1.2. Понятие «качество продукции»

Понятие «качество продукции» как экономическая категория и объект экономической науки тесно связано с категорией потребительной стоимости, проявляющейся лишь в процессе использования товара. К. Маркс писал: «Полезность вещи делает ее потребительной стоимостью. Но эта полезность не висит в воздухе. Обусловленная свойствами товарного тела, она не существует вне этого последнего. Поэтому товарное тело... само есть потребительная стоимость или благо».

Потребительная стоимость характеризуется, с одной стороны, как материальный предмет, а с другой — как вещь, которая способна удовлетворять определенные человеческие потребности.

Объективные потребительские свойства продукции становятся полезными только в том случае, если возникает потребность в их ис­пользовании. Так, многие природные богатства, без которых в насто­ящее время немыслимо развитие экономики любой страны, ранее не являлись потребительными стоимостями, хотя их качественные свойства с тех пор не изменились (различные руды, нефть, газ, каучуки и др.). В отличие от предмета природы продукт становится дей­ствительно продуктом только в процессе потребления.

В современных условиях в большинстве случаев одна и та же по­требительная стоимость предназначается для большого количества потребителей, предъявляющих к ней различные требования. В ре­зультате одни и те же параметры изделия могут оцениваться по-раз­ному. И в то же время вполне конкретная общественная потребность может удовлетворяться различными вещами, имеющими одно целевое назначение и различающимися между собой по качеству. Все виды продуктов, удовлетворяющие одну и ту же потребность, могут рассматриваться как совокупная потребительная стоимость.

Таким образом, экономическое содержание категории качества обуславливается оценкой общественной полезности продукта. Ме­рой этой полезности является общественно необходимое качество. Оно предопределяет достижение такого уровня потребительских свойств продукции, который бы удовлетворил потребности общества при наиболее рациональном использовании имеющихся в его распоряжении материальных, финансовых и трудовых ресурсов.

К. Маркс писал: «Продукт, потребительские свойства которого выше потребительских свойств других продуктов одинакового наз­начения, признается продуктом более высокого качества». Здесь су­щественны не сами характеристики продукта, а его потребительс­кие свойства, в какой мере и в какой степени они способны удовлет­ворять конкретную потребность общества. Потребителя не интересует природа предмета потребления как таковая. Для него важно, чтобы данная потребительная стоимость обладала необходи­мыми свойствами. Совокупность определенных полезных свойств продукции и делает ее предметом потребления. Оценка потребительной стоимости по степени удовлетворения конкретной потребности определяет качество продукта.

Качество воплощает степень, меру, в какой продукция объектив­но удовлетворяет данную потребность. Здесь речь идет о качестве как о количественной характеристике общественной потребительной стоимости, степени полезности продукта труда. Вместе с тем его ка­чество определяют не только потребительные свойства. Они могут оставаться неизменными, в то время как степень удовлетворения по­требности данным продуктом в результате появления новых общест­венных потребностей будет изменяться. (Например, производство телевизоров черно-белого изображения, ЭВМ типа «Минск-32» и др.) Очевидно, что на всех этапах развития общественного производ­ства необходимо качество, соответствующее потребностям общес­тва исходя из его возможностей в конкретных условиях.

До настоящего времени среди специалистов не существует един­ства в определении понятия «качество продукции». Как правило, все эти определения неполны, многообразны, неточны. Однако в каж­дом случае они отвечают конкретным потребностям общества. Например, иероглиф, обозначающий качество, состоит из двух элементов — «равновесие» и «деньги» (качество = равновесие + деньги), следовательно, качество тождественно понятию «высококлас­сный», «дорогой».

В 1979 году Государственный комитет СССР по стандартам раз­работал и принял ГОСТ 15467-79 «Управление качеством продук­ции. Термины и определения», в котором дано определение понятия «качество продукции» и связанных с ним свойств, показателей, уров­ней. Согласно указанному ГОСТу, «качество продукции – совокуп­ность свойств продукции, обуславливающих ее пригодность удовлет­ворять определенные потребности в соответствии с се назначением». Под свойством продукции понимается ее объективная особенность, проявляющаяся при производстве, эксплуатации или потреблении.

Различают производственные и потребительские свойства про­дукции. К производственным относится вся совокупность свойств, создаваемых в процессе производства. Она представляет собой по­тенциальное качество.

Потребительские свойства продукции характеризуют лишь ту со­вокупность показателей, которая относится к числу наиболее важных и значимых для потребителя. Это реальное качество продукции.

Продукт труда, созданный в процессе производства, до реализа­ции потребителю обладает только потенциальным качеством, которое переходит в реальное качество, лишь вступив в процесс реализа­ции и потребления, т.е. когда данный продукт начинает участвовать в удовлетворении конкретных общественных потребностей. Если эта потребность не удовлетворяется, ни о каком качестве говорить не приходится.

^ 1.3. Показатели качества продукции

Количественная характеристика свойств и показателей (экономи­ческих, технических и др.) называется показателем качества про­дукции.

По количеству характеризуемых свойств все показатели качества делятся на:

а) обобщающие — характеризуют общий уровень качества продукции (например, объем и доля прогрессивных изделий в общем выпуске, сортность, марочность продукции, экономический эффект и дополнительные затраты, связанные с улучшением качества);

б) комплексные — характеризуют несколько свойств изделий (например, затраты, связанные с разработкой, производством и эксплуатацией);

в) единичные — характеризуют одно из свойств продукции. Они подразделяются на подгруппы:

– назначения — характеризуют приспособленность изделий к использованию по назначению и область их применения (скорость, производительность станка, процент полезного содержания веществ в сырье);

– надёжности:

1) безотказность — характеризует свойства изделия непрерывно сохранять работоспособность в течение некоторого времени;

2) долговечность — характеризует свойства изделия сохранять работоспособность до наступления предельного состояния при установленной системе технического обслуживания;

3) ремонтопригодность — характеризует свойства изделия, заключающиеся в приспособленности его к предупреждению и обнаружению причин повреждения и устранению их последствий путем ремонта;

4) сохраняемость — характеризует свойства изделия сохранять исправное работоспособное состояние в течение срока хранения и после хранения.

– показатели экономного использования материальных и трудовых ресурсов — характеризуют свойства изделия, отражающие его техническое совершенство по уровню или степени потребляемых им сырья, материалов, топлива, энергии и трудовых ресурсов при эксплуатации;

– эргономические — характеризуют систему «человек–изделие» и учитывают комплекс гигиенических, антропометрических, физиологических и психологических свойств человека, проявляющихся в производственных и бытовых процессах;

– эстетические — характеризуют информационную выразительность, рациональность формы, целостность композиции и совершенство производственного исполнения;

–технологичности — характеризуют свойства состава и структуры или конструкции оборудования, определяющей его приспособленность к достижению минимальных затрат при производстве, эксплуатации продукции;

– транспортабельности — характеризуют приспособленность изделия к перемещению в пространстве, не сопровождающееся их использованием или потреблением;

– стандартизации и унификации — характеризуют насыщенность изделий стандартными, унифицированными и оригинальными составными частями, уровень унификации с другими изделиями;

– патентно-правовые — характеризуют степень обновления технических решений, используемых в продукции, их патентную защиту, возможность беспрепятственной реализации в стране и за рубежом;

– экологические — характеризуют уровень вредных воздействий на окружающую среду, возникающих при эксплуатации или потреблении продукции;

– безопасности — характеризуют особенности продукции, обуславливающие при ее использовании безопасность обслуживающего персонала.

При оценке качества в особую группу выделяют экономические показатели — характеризующие капвложения в производство, себестоимость продукции, рентабельность, производительность.

Уро­вень качества — это относительная характеристика, основанная на сравнении значений показателей качества оцениваемой про­дукции с соответствующими показателями продукции, принятой в качестве базы для сравнения. Данный показатель рассчитывается отношением значения конкретного показателя качества оцениваемого изделия к значению базового в баллах.

^ Измерение числовых значений показателей качества производит­ся с помощью приборов, измерительных инструментов, опытным или расчетным путем и выражается в натуральном (баллы, другие единицы) либо стоимостном выражении.

Для оценки некоторых свойств продукции (например, эстетичес­ких) технические средства неприемлемы, поэтому измерения производятся органолептическими методами (с помощью органов чувств по балльной системе). Иногда свойства продукции оценивают с помощью социологических опросов потребителей или экспертами.

Наряду с уровнем качества определяется технический уровень продукции — это относительная характеристика, полученная путем со­поставления некоторой совокупности показателей качества изделий рассматриваемого типа с соответствующей совокупностью базовых показателей. Технический уровень продукции обычно оценивается при разработке новых или аттестации серийно выпускаемых изделий по номенклатуре только технических показателей качества.



kurdyumov-umnij-ogorod-v-detalyah-stranica-11.html
kurenie-i-deti-chto-mozhet-sdelat-shkola.html
kurenie-ne-pejte-vina-ne-ogorchajte-serdce-tabachishem-prozhivete-stolko-skolko-zhil-tician-i-p-pavlov.html
kurer-media-kurier-mediaru-sankt-peterburg-30042010-molchunov-sredi-obladatelej-nakopitelnoj-chasti-pensii-vse-menshe.html
kurgangazkom-stranica-5.html
kurganskaya-gosudarstvennaya-selskohozyajstvennaya-akademiya-imeni-t-s-malceva.html
  • education.bystrickaya.ru/1-translate-the-sentences-into-english-using-active-vocabulary-of-unit-2.html
  • shpora.bystrickaya.ru/ya-n-vorobejchik-rukovodstvo-po-autopsihoterapii-stranica-20.html
  • esse.bystrickaya.ru/rabota-metodkabineta-metodsluzhbi-itogi-deyatelnosti-gou-spo-sahalinskij-kolledzh-iskusstv-v-20092010-uchebnom-godu.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/posobie-dlya-uchitelya-ekaterinburg-sokrat-1998-96-s-izmenenie-1-k-gostu-1-84-vved-01-07-2000.html
  • crib.bystrickaya.ru/i-obsheteoreticheskie-osnov-psihologii-sporta-razdel-nauka-psihologii-sporta.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/antikrizisnoe-upravlenie-predpriyatiem.html
  • books.bystrickaya.ru/determinirovannie-ekonomiko-matematicheskie-modeli-i-metodi-faktornogo-analiza.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/prof-michaela-bhmig-vladimir-vladimirovich-mayakovskij-i-russkij-futurizm-poshechina-obshestvennomu-vkusu.html
  • pisat.bystrickaya.ru/territorialnij-gorodskoj-otdel-11-tgo-11-plan-provedeniya-proverok-soblyudeniya-zemelnogo-zakonodatelstva.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tema-1-nauka-v-kontekste-kulturi-uchebno-metodicheskij-kompleks-chast-1-dlya-vseh-napravlenij-i-specialnostej-sankt-peterburg.html
  • pisat.bystrickaya.ru/teatr-v-drevnej-grecii.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tema-5-rabota-s-kadrovimi-dokumentami-1-sistema-upravleniya-personalom-organizacii.html
  • literature.bystrickaya.ru/bertyaev-vd-bulatov-la-latishev-vi-mityaev-ag-prajs-list.html
  • esse.bystrickaya.ru/razdel-iii-g-yu-ksenzova-ocenochnaya-deyatelnost-uchitelya.html
  • znanie.bystrickaya.ru/avtori-programmi-kol-vo-chasov-v-nedelyu-uchebniki.html
  • spur.bystrickaya.ru/lekciya-3-fiziologiya-truda-i-ee-zadachi.html
  • report.bystrickaya.ru/informacionnij-byulleten-10-oktyabr-2010-g.html
  • esse.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplini-iformacionnie-sistemi-v-nalogooblozhenii-dlya-specialnosti-010502-prikladnaya-informatika-v-ekonomike.html
  • literatura.bystrickaya.ru/referat-proekta-dlya-uchastiya-v-nacionalnom-professionalnom-psihologicheskom-konkurse-zolotaya-psiheya.html
  • klass.bystrickaya.ru/6-mnogourovnevoe-bibliograficheskoe-opisanie-mezhgosudarstvennij-sovet-po-standartizacii-metrologii-i-sertifikacii.html
  • student.bystrickaya.ru/1-sushnost-i-osnovnie-elementi-byudzhetnogo-processa-5.html
  • credit.bystrickaya.ru/polozhenie-o-festivale-studentov-balakovskogo-politehnicheskogo-tehnikuma-salyut-pobeda-posvyashyonnom-65-letiyu-pobedi.html
  • universitet.bystrickaya.ru/strukturnoe-modelirovanie-i-sintez-sistemi-avtomaticheskogo-upravleniya-processom-shlifovaniya-na-koordinatno-shlifovalnom-stanke.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/urok-chteniya-vo-2-klasse.html
  • institut.bystrickaya.ru/taraz-memlekettk-pedagogikali-instituti-f15-382-1-1-003.html
  • klass.bystrickaya.ru/42-tehnologii-obucheniya-rekomenduemie-k-ispolzovaniyu-v-processe-obucheniya-inostrannomu-yaziku.html
  • universitet.bystrickaya.ru/trud-trudoustrojstvo-zanyatost-naseleniya-period-stranica-15.html
  • bukva.bystrickaya.ru/nachalo-i-konec-vselennoj-chast-2.html
  • lecture.bystrickaya.ru/8-voprosi-dlya-podgotovki-k-zachetu-uchebno-metodicheskij-kompleks-dlya-specialnosti-080301-kommerciya-torgovoe-delo-moskva-2007.html
  • esse.bystrickaya.ru/publichnij-otchet-mou-mastahskaya-sosh-za-2006-2007-uchebnij-god-obshaya-harakteristika-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya.html
  • holiday.bystrickaya.ru/metodicheskoe-posobie-obobshenie-opita-raboti-na-pravah-rukopisi-soderzhanie.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/o-roli-i-meste-russkogo-yazika-v-prepodavanii-inostrannih-yazikov-v-mgimo.html
  • lecture.bystrickaya.ru/aud-419-k-programma-provedeniya-dnej-molodezhnoj-nauki-v-altgu-21-aprelya-2008-g.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/razdel-1-obshie-problemi-psihologicheskogo-konsultirovaniya-uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-psihologiya.html
  • credit.bystrickaya.ru/perechen-vistavochno-yarmarochnih-i-drugih-meropriyatij-provodimih-v-kurskoj-oblasti-v-2011-godu.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.