.RU

Курс: III семестр: 7 Лекции: 18 часов Практические Занятия: 64 часа


АО «МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ АСТАНА»


Кафедра оториноларингологии


силлабус


по оториноларингологии


код дисциплины: Oto 3223


для специальности: 051302 – «Стоматология»

Курс: III

Семестр: 7


Лекции: 18 часов

Практические

Занятия: 64 часа

Самостоятельная работа: 26 часов

Всего часов: 108 часов


Экзамен _5 (семестр)


2009г.


Силлабус составлен на основе рабочей программы по дисциплине оториноларингология для специальности 051302 стоматология


Составители: к.м.н., доц. Жусупов Б.З.

к.м.н., доц. Папулова Н.М.

к.м.н., доц. Аженов Т.М.


Силлабус предназначен для студентов АО «Медицинский университет Астана», обучающихся по специальности стоматология


^ 1.7. Сведения о преподавателях

ФИО

Степень

Должность

Приоритетные научные интересы

Достижения

Тулебаев Р.К.

Д.м.н., профессор

Зав. кафедрой

Профпатология ВДП

Защита диссертации

Джандаев С.Ж.

Д.м.н.

Профессор

Травматическая болезнь носа

Защита диссертации

Жусупов Б.З.

К.м.н.

Доц.

Грибковые синуситы

Защита диссертации

Мухамадиева Г.А.

Д.м.н.

Доц.

Хирургическое лечение отитов

Защита диссертации

Кудасов Т.Р.

К.м.н.

Доц.

Эндоназальная хирургия

Защита диссертации

Папулова Н.М.

К.м.н.

Асс.

Лечение хронических синуситов

Защита диссертации

Аженов Т.М.

К.м.н.

Доц.

Лучевая диагностика ЛОР органов

Защита диссертации

Имангалиев Е.Е.

К.м.н.

Асс.

Хроническая патология лимфоглоточного кольца

Защита диссертации

Мустафин А.А.




Асс.

Аэродинамика полости носа




Жолдыбаева З.Т.




Асс.

Ринобронхиальный рефлекс




Касенова Д.С.




Асс.

Хронический тонзиллит у подростков




Кожибаева Б.Д.




Асс.

Детская оториноларингология





^ 1.8. Место нахождения кафедры

Адрес: ул. Бейбитшилик, 47А, ГККП «1-ая городская больница», ЛОР-отделение, учебные комнаты в цокольным этаже.

Телефон: 314859, 314865(тел+факс)

E-mail: zulfi-lor@yandex.ru, rais007@yandex.ru


^ 1.9. Политика дисциплины

Политика учебной дисциплины отражает современную методологию преподавания, которая ориентирует студента на самостоятельную аудиторную и внеаудиторную работу в приобретении знаний, при консультативной и направляющей деятельности преподавателя. При изучении каждой темы по оториноларингологии студент последовательно осваивает материал, начиная с мотивационной характеристики темы, целевых установок до достижения конечного результата. Занятия проводятся строго по расписанию, в зависимости от темы в специализированных учебных комнатах, оснащенных различным инструментарием, оборудованием и посещением операционной и перевязочного кабинета.


^ Требования кафедры, предъявляемые к студентам

в процессе изучения оториноларингологии.


Студент обязан:


2. Программа

    1. Введение

Оториноларингология – клиническая дисциплина, изучающая морфофизиологические особенности и патологию уха, верхних дыхательных путей и смежных с ними областей. Одной из особенностей ЛОР-органов является их срединное расположение в голове и шее. Они имеют тесный контакт с черепными ямками, глазницами, зубочелюстным аппаратом, позвоночникам, шейным и грудным средостениями, магистральными сосудами, важнейшими нервными стволами и сплетениями. Патологические процессы, развивающиеся в том или ином сегменте этой области, могут иметь общие механизмы, осложнять течение друг друга, часто протекают со схожей клинической симптоматикой.

Врач-стоматолог, занимаясь заболеваниями зубов и ротовой полости должен хорошо знать клинические проявления, принципы диагностики и лечения ЛОР-органов для своевременной дифференциальной диагностики и последующей тактики.


    1. ^ Цель преподавания дисциплины

Оториноларингология изучает морфофизиологические особенности и патологию уха, верхних дыхательных путей и смежных с нею областей, а за последнее десятилетие в предмет оториноларингологии вошли так же диагностика и лечение ряда заболеваний пищевода, трахеи, бронхов. Наша специальность рассматривает большую часть анализаторов (слуховой, вестибулярный, обонятельный, вкусовой).

Оториноларингология имеет профилактический характер, занимает важное место в системе здравоохранения, поскольку обеспечивает диагностическую и лечебную помощь 12-15% общего числа больных.

Объектом изучения оториноларингологии является изучение морфологических особенностей и патологии уха и ВДП.

Основными методами изучения оториноларингологии является лекции, практические занятия и самостоятельная работа студентов.

Целью формирование у студентов понимания взаимосвязи поражений ЛОР-органов и стоматологических заболеваний, знаний и умений по основам обследования ЛОР-органов, общим принципам диагностики и лечения неотложных состояний в оториноларингологии.


2.3. Задачами преподавания являются:


^ 2.4 Конечные результаты обучения

Студент должен:

Знать:

уметь:


Пререквизиты: анатомия, клиническая анатомия головы и шеи, нормальная физиология, патофизиология, коммуникативные навыки, визуальная диагностика, введение в клинику;

Постреквизиты: пропедевтика терапевтической стоматологии, пропедевтика хирургической стоматологии, пропедевтика ортопедической стоматологии, пропедевтика стоматологии детского возраста, терапевтическая стоматология, хирургическая стоматология, стоматология детского возраста.


^ 2.6 Содержание дисциплины:

Оториноларингология – клиническая дисциплина, изучающая морфофизиологические особенности и патологию уха, верхних дыхательных путей и смежных с ними областей. Одной из особенностей ЛОР-органов является их срединное расположение в голове и шее. Они имеют тесный контакт с черепными ямками, глазницами, зубочелюстным аппаратом, позвоночникам, шейным и грудным средостениями, магистральными сосудами, важнейшими нервными стволами и сплетениями. Патологические процессы, развивающиеся в том или ином сегменте этой области, могут иметь общие механизмы, осложнять течение друг друга, часто протекают со схожей клинической симптоматикой.

Врач-стоматолог, занимаясь заболеваниями зубов и ротовой полости должен хорошо знать клинические проявления, принципы диагностики и лечения ЛОР-органов для своевременной дифференциальной диагностики и последующей тактики.


^ Тематический план лекций, практических занятий и тем для самостоятельного изучения по специальности 051302 – «Стоматология»

Распределение часов

^ Всего часов

Лекции

Практические занятия

Самостоятельная работа

семестр

Форма контроля, семестр

108

18

54

36


7

Экзамен
^ Тематический план лекций



п/п

Наименования тем

Форма проведения

^ Кол-во часов

1.

Введение в оториноларингологию.

обзорная

1 час

2.

Морфо-физиологические особенности носа и околоносовых пазух. Дефекты и деформации наружного носа, неба, губы. Искривление перегородки носа, носовое кровотечение, фурункул, острый ринит.

Тематическая

1 час

3.

Хронический ринит. Хронические воспалительные заболевания околоносовых пазух, одонтогенный гайморит.

Тематическая

1 час

4.

Риносинусогенные орбитальные и внутричерепные осложнения.

Тематическая

1 час

5.

Морфо-физиологическая характеристика лимфаденоидного глоточного кольца. Классификация тонзиллитов. Ангина.

Тематическая

1 час

6.

Хронический тонзиллит, классификация, клиника, диагностика, лечение. Гипертрофия небных и глоточной миндалин (аденоиды).

Тематическая

1 час

7.

Структурные особенности и функции гортани. Отек и стеноз гортани, неотложная помощь.

Тематическая

1 час

8.

Слуховой анализатор.

Тематическая

1 час

9.

Вестибулярный анализатор.

Тематическая

1 час

10.

Острое гнойное воспаление среднего уха. Мастоидит.

Тематическая

1 час

11.

Хроническое гнойное воспаление среднего уха. Радикальная операция уха. Тимпанопластика.

Тематическая

1 час

12.

Отогенные внутричерепные осложнения: абсцесс мозга, менингит, этиология, патогенез, клиника, диагностика, лечение.

Тематическая

1 час

13.

Отогенные внутричерепные осложнения: тромбоз сигмовидного синуса, сепсис, этиология, патогенез, клиника, диагностика, лечение.

Тематическая

1 час

14.

Негнойные заболевания уха: нейросенсорная тугоухость. Ототоксические лекарственные препараты.

Тематическая

1 час

15.

Доброкачественные новообразования дыхательных путей и уха: эпидемиология и классификация,

тематическая

1 час

16.

Злокачественные опухоли верхних дыхательных путей и уха.

Тематическая

1 час

17.

Инфекционные гранулемы верхних дыхательных путей и уха.

Тематическая

1 час

18.

Профессиональный отбор и экспертиза в оториноларингологии.

Тематическая

1 час




^ Всего часов: 18.




1 час


Тематический план практических занятий



п/п

Наименования тем

Форма проведения

Кол-во часов

1.

Методика и техника эндоскопического исследования ЛОР-органов. Физиология носа, околоносовых пазух, влияние носового дыхания на развитие зубочелюстной системы.


Практическое занятие

8 ч

2.

Острые заболевания носа и околоносовых пазух: фурункул носа, ринит, одонтогенный гайморит, фронтит, этмоидиты, сфеноидит, гематома и абсцесс перегородки носа. Связь с заболеваниями зубов.

Хронические заболевания носа и околоносовых пазух, риносинусогенные орбитальные и внутричерепные осложнения. Связь с заболеваниям зубов.

Практическое занятие

8 ч

3.

Морфо-физиологическая характеристика лимфаденоидного глоточного кольца. Классификация тонзиллитов. Ангины, паратонзиллярный абсцесс, парафарингеальный абсцесс, заглоточный абсцесс, флегмона шеи. Связь с заболеваниями зубов.

Хронический тонзиллит, классификация, клиника, диагностика, лечение. Гипертрофия небных и глоточной миндалин (аденоиды).

Практическое занятие

8 ч

4.

Физиология и методы исследования гортани, трахеи. Заболевания гортани: острый и хронический ларингит, дифтерия.

Отек гортани. Стенозы гортани, диагностика, неотложная помощь.

Практическое занятие

8 ч

5.

Клиническая анатомия, физиология и методы исследования уха. Слуховой и вестибулярный анализаторы.

Практическое занятие

8 ч

6.

Воспалительные заболевания уха: наружный отит, артрит височно-нижнечелюстного сустава, паротит. Острое гнойное воспаление среднего уха. Мастоидит, заушной лимфаденит (дифференциальная диагностика). Связь с заболеваниями зубов.

Хронические воспалительные заболевания уха (мезотимпанит, эпитимпанит), лабиринтит. Негнойные заболевания уха. Нейросенсорная тугоухость, болезнь Меньера, отосклероз. Отогенные внутричерепные осложнения: менингит, абсцессы мозга, тромбоз сигмовидного синуса, сепсис.

Практическое занятие

8 ч

7

Опухоли верхних дыхательных путей и уха.

Инфекционные заболевания лор-органов.

Практическое занятие

8 ч

8

Неотложные состояния в оториноларингологии. Инородные тела, травмы, кровотечения из лор-органов. Профессиональный отбор и экспертиза в оториноларингологии.

Практическое занятие

8 ч




^ Всего часов: 64.









Тематический план самостоятельной работы

№ п/п

Наименования тем

Форма проведения

^ Кол-во часов

1.

Врожденные аномалии развития носа и околоносовых пазух, мягкого и твердого неба.

Презентации, тестовый контроль

4 ч

2.

Топографическая анатомия глотки, окологлоточного, заглоточного, паратонзиллярного пространств. Осложнения воспалительных заболеваний глотки, гортани и их связь с челюстно-лицевой областью. Медиастинит, клиника, диагностика, лечение, исход.

Реферат, тестовый контроль

6 ч

3.

Рожистое воспаление ЛОР-органов, клиника, диагностика, лечение.

Презентации, рефераты

4 ч

4.

Атипичные формы мастоидитов, дифференциальная диагностика с заушным лимфаденитом. Ход лицевого нерва, его заболевания и повреждения. Клиника, диагностика, принципы лечения.

тестовый контроль

4 ч

5.

Рак гайморовой пазухи, клиника, диагностика, лечение. Роль стоматолога в ранней диагностике рака гайморовой пазухи.

Презентации, тестовый контроль

4 ч

6

Деонтология и врачебная этика.

рефераты

4 ч




^ Всего часов: 26.









Время консультаций преподавателя.

Консультации студентов проводятся на кафедре ответственными преподавателями по дисциплине еженедельно согласно расписанию:



Преподаватель

День принятия отработки

Время

Касенова Д.С.

Понедельник

14 – 16 часов

Аженов Т.М.

Понедельник

16 – 18 часов

Папулова Н.М.

Вторник

14 – 16 часов

Кожибаева Б.Д.

Вторник

16 - 18 часов

Кудасов Т.Р.

Среда

14 – 16 часов

Мустафин А.А.

Четверг

14 – 16 часов

Жолдыбаева З.Т.

Пятница

14 – 16 часов


На кафедре проводятся заседания студенческого научного кружка ежемесячно.


^ Время проведения текущего и итогового контроля


Контроль

Время проведения ( неделя)

Рубежный контроль I

VIII

Рубежный контроль II

XVIII


^ 2.8. Задания для самостоятельной работы студентов (СРС)

№ п/п

Наименования тем самостоятельной работы

Задания

1.

Врожденные аномалии развития носа и околоносовых пазух, мягкого и твердого неба.

Изучить строение носа, анатомию околоносовых пазух, врожденные аномалии их развития

2.

Топографическая анатомия глотки, окологлоточного, заглоточного, паратонзиллярного пространств.

Осложнения воспалительных заболеваний глотки, гортани и их связь с челюстно-лицевой областью. Медиастинит, клиника, диагностика, лечение, исход.

Изучить топографическую анатомию глотки, окологлоточного, заглоточного и паратонзиллярного пространств. Проводить эндоскопическое исследование глотки.

Изучить топографическую анатомию клетчаточных пространств шеи. Знать этиологию, патогенез, клинику, диагностику медиастенита.

3.

Рожистое воспаление ЛОР-органов, клиника, диагностика, лечение.

Этиология, патогенез клиника рожистого воспаления ЛОР-органов, дифференциальная диагностика с воспалительными заболеваниями ЛОР-органов.

4.

Атипичные формы мастоидитов, дифференциальная диагностика с заушным лимфаденитом.

Ход лицевого нерва, его заболевания и повреждения. Клиника, диагностика, принципы лечения.

Знать локализацию воспалительного процесса в зависимости от формы атипичного мастоидита, тактику ведения таких больных.

Знать топографическую анатомию лицевого нерва, причины поражения и принципы лечения.

5.

Рак гайморовой пазухи, клиника, диагностика, лечение. Роль стоматолога в ранней диагностике рака гайморовой пазухи.

Знать классификацию злокачественных образований носа и ОНП, а также полости рта.

6.

Деонтология и врачебная этика.

Изучить основные принципы поведения врача с пациентами и коллегами.




Всего часов: 24.






^ 2.9. Список рекомендуемой литературы*


На русском языке

основная:

  1. Шеврыгин Б.В., Керчев Б.И. Болезни уха, горла и носа: учебник. – М., ГЭОТАР- Медиа, 2002.

  2. Козорез Е.С.. ЛОР заболевания: конспекты лекций для медвузов. – М., Владос пресс, 2005.

  3. Богомольский М.Р., Чистяков В.Р. Детская оториноларингология. – М., ГЭОТАР-Медиа, 2001.

  4. Пальчун В.Т., А.И. Крюков А.И. Оториноларингология. – М., Медицина, 2002.


дополнительная:

  1. Солдатов И.Б., Гофман В.Р. Оториноларингология. – СПб., 2001.

  2. Дискаленко В.В., Лавренова Г.В., Глухова., Е.Ю. соавт. /под ред. М.С. Плужникова. Справочник по оториноларингологии. СПб., 2002.

  3. Плужников М.С.. Консервативные и хирургические методы в ринологии. СПб., 2005.


На казахском языке

основная:

Тойбағаров С.Е., Овчиников Ю.М.. Құлақ, тамақ және мұрын аурулары. - Алматы, 1994.


Примечание:* - список литературы может обновляться и дополняться ежегодно.

kratkij-filosofskij-slovar-stranica-5.html
kratkij-istoricheskij-ekskurs-5-glava-2-11-tolerantnost-odin-iz-osnovnih-gumanisticheskih-principov-islamskoj-civilizacii-11-glava-3-14-stranica-22.html
kratkij-istoricheskij-ocherk-i-teoreticheskie-osnovi-pogranichnoj-psihiatrii.html
kratkij-istoricheskij-ocherk-uchebnoe-posobie-3-e-izdanie-2000-g.html
kratkij-kommentarij-o-gosudarstvennih-garantiyah-i-kompensaciyah-dlya-lic-rabotayushih-i-prozhivayushih-v-rajonah-krajnego.html
kratkij-konspekt-lekcij-dlya-inostrannih-studentov-vseh-form-obucheniya-harkov-hnagh-2006.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/uchebnoj-tehniki-dlya-osnovnoj-i-srednej-polnoj-obsheobrazovatelnoj-shkoli-sb-perechnejnauchnij-redaktor-d-p-n-prof-a-v-smirnov-m-stranica-4.html
  • gramota.bystrickaya.ru/zadacha-obzora-osnovnih-podhodov-k-problematike-uspeha-v-psihologii-uslozhnena-otsutstviem-pryamih-i-odnoznachnih-teorij-rassmatrivayushih-ego-v-kachestve-centralnogo-ili-osnovnogo-konstrukta.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/sekciya-tehnologiya-i-oborudovanie-lesnogo-kompleksa-nauchno-issledovatelskaya-rabota-studentov-materiali-yubilejnoj.html
  • institut.bystrickaya.ru/uchebnaya-programma-po-kursu-geometriya-i-algebra-dlya-studentov-fmf-2-kurs-1-semestr-2009-2010-uchebnij-god-obshij-obem-kursa-100-chasov-iz-nih-50-chasov-lekcij-50-chasov-prakticheskih-zanyatij.html
  • school.bystrickaya.ru/komandnie-fajli.html
  • literatura.bystrickaya.ru/referat-znachenie-formirovaniya-lokalnih-kompleksov-dlya-povisheniya-effektivnosti-ekonomiki-ukraini-skachat.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zakon-chuvashskoj-respubliki-stranica-22.html
  • education.bystrickaya.ru/-10-narastanie-vnutripoliticheskogo-krizisa-istoriya-rossii-xx-nachalo-xxi-veka-uchebnik-dlya-9-klassa-obsheobrazovatelnih.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/sabati-djekszz-otanini-patrioti-bolu-bl-azastandi-z-zhregnde-yalatu.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/predpochteniya-uchastnikov-biblioteka-kompanii-smart-trading-systems.html
  • student.bystrickaya.ru/26-dostatochnost-kapitala-nekonsolidirovannij-otchet-o-pribilyah-i-ubitkah-za-god-zakonchivshijsya-31-dekabrya-2010-goda.html
  • tests.bystrickaya.ru/kraevedcheskij-aspekt-prepodavaniya-fizicheskoj-geografii.html
  • college.bystrickaya.ru/3-obrazovanie-kak-cennost-novoposelencheskogo-obraza-zhizni-vusloviyah-zrelogo-socialisticheskogo-obshestva-vazhnoe.html
  • notebook.bystrickaya.ru/instrukciya-direktora-municipalnogo-obsheobrazovatelnogo-uchrezhdeniya-mou-obshie-polozheniya.html
  • holiday.bystrickaya.ru/moskovskie-osetini-sdayut-krov-dlya-postradavshih-ot-vzriva-gaza-vo-vladikavkaze-gazeta-severnaya-osetiya-30062011.html
  • bukva.bystrickaya.ru/nalogovaya-sistema-gosudarstva-ee-razvitie-i-sovershenstvovanie-v-usloviyah-sovremennoj-rossii.html
  • assessments.bystrickaya.ru/buhgalterskij-finansovij-uchet-na-temu-uchetnaya-politika-organizacij-3-variant-prepodavatel-brezhneva-irina-viktorovna.html
  • control.bystrickaya.ru/chast-chetvertaya-tendzin-vangyal-rinpoche-tibetskaya-joga-sna-i-snovidenij.html
  • student.bystrickaya.ru/226-princip-deficita-i-n-melihov-skritij-gipnoz.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/psihoterapiya-stranica-21.html
  • turn.bystrickaya.ru/po-napravleniyu-neftepererabotki-programma-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya-respubliki-tatarstan.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/glava-9-ukritie-garri-potter-i-dari-smerti.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/v-chikago-na-rodine-pervomaya-nadezhda-ionina.html
  • doklad.bystrickaya.ru/v-spbgu-sostoyalas-konferenciya-posvyashennaya-problemam-istoricheskogo-naslediya-evropejskih-gorodov.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/spisok-nauchnih-publikacij-s-i-rapoporta-za-2006-2008-gg-rapoport-s-i-melatonin-v-lechenii-yazvennoj-bolezni-zheludka-i-dvenadcatiperstnoj-kishki-klin-medicina-2006-s-5-11.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/promishlennaya-bezopasnost-i-gigiena-truda-osnova-sovremennogo-proizvodstva.html
  • control.bystrickaya.ru/demonstrativnie-lichnosti-akcentuirovannie-lichnosti.html
  • turn.bystrickaya.ru/perepiska-ivana-groznogo-i-elizaveti-i.html
  • control.bystrickaya.ru/bolshoj-el-predosteregaet.html
  • report.bystrickaya.ru/istoricheskij-ocherk-proishozhdenie-zimma-stranica-18.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/sistema-nacionalnih-interesov-rossii-na-kavkaze-chast-5.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tema-4-pravo-vneshnih-snoshenij-sbornik-metodicheskih-materialov-po-kursu.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-5-otkroveniya-fridriha-majersa-artur-ford-zhizn-posle-smerti-kak-ob-etom-rasskazano-dzheromu-ellisonu-blagodarnosti.html
  • studies.bystrickaya.ru/alternativi-golosovaniya-internet-ili-byulleten.html
  • assessments.bystrickaya.ru/blagoustrojstvo-uvazhaemij-petr-viktorovich.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.