.RU

Курс 1,2 Семестры 1,2,3 Итоговая форма контроля экзамен 2,3 семестр Смоленск 2009


СМОЛЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ТУРИЗМА


кафедра биологических дисциплин


БИОЛОГИЯ С ОСНОВАМИ ЭКОЛОГИИ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

специальности:

032100.62 – «Физическая культура»,

032102.65 – «Физическая культура для лиц с отклонениями

в состоянии здоровья (АФК)»

(для студентов заочной формы обучения)


Курс – 1,2

Семестры – 1,2,3

Итоговая форма контроля – экзамен – 2,3 семестр


Смоленск 2009

Учебная дисциплина «Биология с основами экологии» включена в список естественных наук государственного образовательного стандарта (ГОС) высшего профессионального образования для студентов заочного обучения, обучающихся по специальностям: 032100.62 – «Физическая культура и спорт», 032102.65 – «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья».

Курс – 1,2

Семестр – 1,2,3

Лекции – 12 часов

Семинарские и практические занятия – 8 часов

Итоговая форма контроля – экзамен – 2,3 семестр


^ Содержания дисциплины (190 часов)


Выписка из образовательного стандарта (дидактические единицы дисциплины)


Индекс

Наименование дисциплин и их основные дидактические единицы

Всего часов на освоение учебного материала

ЕН.Ф.05

Биология с основами экологии

Живые системы, физиология и экология человека, экология и охрана природы. Биологический практикум.

120

ЕН.Р.00

^ Национально-региональный (вузовский) компонент

70



Дидактические единицы с учетом национально-регионального (вузовского) компонента (70 часов) ЕН.Р.00:


  1. Живые системы: особенности биологического уровня организации материи, принципы воспроизводства и развития живых систем, законы генетики, их роль в эволюции; клетки, их цикл; разнообразие живых организмов, принципы их классификации, основные функциональные системы, связь с окружающей средой, надорганизменные системы;

  2. Физиология, экология здоровье, биосоциальные особенности человека;

  3. Экология охраны природы: экосистемы, их структура, динамика, пределы устойчивости, роль антропогенных воздействий, принципы рационального природоиспользования.



^ ПРОСПЕКТЫ ЛЕКЦИЙ


УСТАНОВОЧНАЯ СЕССИЯ (4 ЧАСА)

  1. Биология как наука. Уровни организации живой материи:
    молекулярный, клеточный, тканевый, органный, организменный;
    надорганизменные уровни: популяционно-видовой; биосферно-биогеоценотический (экосистемный).

Основные свойства и закономерности живых организмов: единство
химического состава, обмен веществ и энергии, репродукция,
наследственность, изменчивость, саморегуляция, рост и развитие, раздражимость, ритмичность, дискретность, энергозависимость.

Основные формы жизни: неклеточные (вирусы, бактериофаги), клеточные (прокариоты, эукариоты).

  1. Введение в биологию развития – биологическую ауксологию. Законы биологической ауксологии, их значение для практики спорта. Понятия: рост, развитие, их зависимость от эндо- и экзогенных факторов.

Биологический возраст, методы его определения.


СЕМЕСТР I (4 часа)

    1. Понятие гомеостаза, его виды. Стресс – реакция как адаптивный процесс в организме. Кибернетические основы гомеостаза. Изменение гомеостатических механизмов в процессе онтогенеза. Биоритмы как проявление гомеостаза. Регенерация, ее виды: физиологическая, репаративная регенерация. Значение регенерации для жизни организмов, практики спорта.

    2. Старость и смерть организмов как заключительный этап онтогенеза. Понятие витаукта, его механизмы. Теории старения. Цитологические, морфофункциональные изменения в процессе старения организма. Понятия: гериатрия, геронтология. Продолжительность жизни. Смерть как биологическое явление. Клиническая, биологическая смерть.


СЕМЕСТР II (4 часа)

    1. Система органического мира как отражение эволюционного процесса. Искусственная система К. Линнея. Естественная система органического мира. Иерархическое соподчинение таксонов. Многообразие живых организмов. Общая характеристика царств: Вирусов, Дробянок, Грибов, Растений, Животных. Место человека в системе органического мира.

    2. Введение в экологию человека. Предмет и задачи экологии человека. Понятие антропоэкологических систем. Адаптация человека и среда обитания – характеристика адаптивных типов людей. Влияние окружающей среды на здоровье человека.



^ ТЕМЫ СЕМИНАРСКИХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

СЕМЕСТР I (4 часа)

Занятие 1

Тема: Основные закономерности и свойства живых организмов. Формы существования живого

Контрольные вопросы:

  1. Уровни организации живой материи.

  2. Единство химического состава живых организмов.

  3. Обмен веществ.

  4. Саморегуляция.

  5. Самовоспроизведение себе подобных.

  6. Наследственность.

  7. Изменчивость.

  8. Раздражимость, адаптация.

  9. Дискретность.

  10. Рост и развитие.

  11. Ритмичность.

  12. Энергозависимость.

  13. Определение понятия «жизнь».

  14. Основные формы жизни:

а) неклеточные (ц. Вирусы);

б) клеточные: 1) прокариоты (ц. Дробянки); 2) эукариоты (ц. Грибы, ц. Растения, ц. Животные).


Литература:

  1. Биология / Под ред. В.Н. Ярыгина. – М.: Медицина, 1984. – С. 11-16.

  2. Мамонтов С.Г. Основы биологии. – М.: Просвещение, 1992. – С. 7-12.

  3. Никитюк Б.А. Курс лекций по биологии. – М., 1993. – С. 4-12.

  4. Пособие по биологии для поступающих в ВУЗы. / Под ред. Н.А. Лемезы. – Минск, Университетское, 1993. – С. 4-6.

  5. Пояркова И.И. Курс лекций по общей биологии (ч. I): учебно-метод. пособие / И.И. Пояркова. – Смоленск, 2005. – С. 10-15, 21-23.


Занятие 2

Тема: Основные закономерности наследственности

Контрольные вопросы:

  1. Что изучает генетика? Понятие наследственности, изменчивости.

  2. Ген, его свойства. Аллельное состояние генов.

  3. Генотип, фенотип. Факторы, определяющие развитие фенотипа.

  4. Закономерности наследования, установленные Г. Менделем:

а) моногибридное скрещивание (1-ый и 2-ой законы Г. Менделя);

б) дигибридного скрещивание (3-тий закон Г. Менделя).


Литература:

  1. Биология / Под ред. В.Н. Ярыгина. – М.: Высшая школа, 1997. – С. 60-63.

  2. Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., Козлова Т.А. Основы биологии. – М.: Просвещение, 1992. – С. 88-101.

  3. Пособие по биологии для поступающих в вузы. / Под ред. Н.А. Лемезы. – Минск, НКФ Экоперспектива, 1997. – С. 93-114.

  4. Пояркова И.И. Курс лекций по общей биологии (ч. I): учебно-метод. пособие / И.И. Пояркова. – Смоленск, 2005. – С. 56-60.

  5. Слюсарев А.А. Биология с общей генетикой. – М.: Медицина, 1978. – С. 113-122.


СЕМЕСТР II (3-ий для АФК) – 4 часа


Занятие 3

Тема: Система органического мира. Биоразнообразие

Контрольные вопросы:

  1. Принципы систематики К. Линнея.

  2. Понятие искусственной и естественной классификации живых организмов.

  3. Систематические группы, их соподчинение.

  4. Место человека в системе органического мира.

  5. Характеристика империй, надцарств.

  6. Общая характеристика царств: Вирусов, Дробянок, Грибов, Растений,
    Животных.


Литература:

  1. Биология / Под ред. В.Н. Ярыгина. – М.: Высшая школа, 1995. – С. 228-368.

  2. Мамонтов С.Г. Биология для поступающих в ВУЗы. – М.: Высшая школа, 1992. – С. 223-226.

  3. Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., Козлова Т.А. Основы биологии. – М.: Просвещение, 1992. – С. 189-191.

  4. Пособие по биологии / Под ред. Н.А. Лемезы. – Минск, НКФ Экоперспектива, 1997. – С. 211-370.

  5. Пособие по биологии для п/о с/х ВУЗов / Под ред. Н.П. Соколовой. – М.: Высшая школа, 1987. – С. 149-292.

  6. Пояркова И.И. Курс лекций по общей биологии (ч. II): учебно-метод. пособие / И.И. Пояркова. – Смоленск, 2007. – С. 35-51.


Занятие 4


Тема: Основы экологии (экологический практикум)

Контрольные вопросы:

  1. Экология как наука. Задачи и методы экологии.

  2. Понятие среды. Экологические факторы.

  3. Интенсивность экологических факторов. Примеры. Диапазон толерантности.

  4. Понятие биоценоза.

  5. Биогеоценозы как открытые системы.

  6. Экологические системы, их классификация.

  7. Составные части экосистем.

  8. Правило экологической пирамиды.

  9. Изменение биоценозов во времени. Сукцессия.

  10. Агроценозы.


Литература:

  1. Биология / Под ред. В.Н. Ярыгина. – М.: Медицина, 1984. – Гл. II.

  2. Волков В.М. Биология. – М.: Физкультура и спорт, 1983. – Гл. V.

  3. Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., Козлова Т.А. Основы биологии. – М.: Просвещение, 1992. – С. 192-198.

  4. Пособие по биологии для п/о с/х ВУЗов / Под ред. Н.П. Соколовой. – М.: Высшая школа, 1987. – Гл. 24.

  5. Пояркова И.И. Курс лекций по общей биологии (ч. II): учебно-метод. пособие / И.И. Пояркова. – Смоленск, 2007. – С. 51-61.



Самостоятельная работа студентов (170 часов)



Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы


Объём в часах

Раздел I . Живые системы, их организация, структура




История развития биологии как науки.


Контрольные вопросы:


  1. Первые попытки познания живой природы античными философами.

  2. Состояние науки в Средние века.

  3. Развитие биологии в эпоху Возрождения.

  4. Значение открытия микроскопа.

  5. Оценка клеточной теории в развитии биологии.

  6. Значение эволюционного учения Дарвина.

  7. Открытие законов наследственности – важнейший этап в развитии биологии.

  8. Развитие современной биологии за рубежом. Открытие нуклеиновых кислот Уотсоном и Криком.

  9. Вклад русских ученых в развитие биологии XX века.


3




Некоторые направления в развитии современной биологии.


Контрольные вопросы:


  1. Бионика. Цель, задачи, содержание науки.

  2. Космическая биология.

  3. Другие отрасли современной биологии.





4




Возникновение жизни на Земле.


Контрольные вопросы:


  1. Борьба материалистических и идеалистических идей в вопросе о возникновении жизни на Земле.

  2. основные теории возникновения жизни на Земле.

  3. Теория А.И.Опарина об абиогенном возникновении жизни на Земле.

  4. Характеристика первых живых организмов, их дальнейшая эволюция.

  5. Новые взгляды на происхождение жизни.

  6. Возможность жизни на других планетах Солнечной системы, в других галактиках.


7



Клеточная теория.

Контрольные вопросы:


  1. Многообразие клеточных форм жизни.

  2. История открытия клетки.

  3. Основные положения современной клеточной теории.

  4. Значение клеточной теории.

2





Структурно-функциональная организация клетки. Понятие ткани.


Контрольные вопросы:


  1. Строение и функции цитоплазматической мембраны.


7



  1. Цитоплазма, цитоскелет, включения.

  2. Основные органоиды клетки: эндоплазматическая сеть, митохондрии, лизосомы, ап. Гольджи, клеточный центр, рибосомы. Их строение, функции.

  3. Ядро – функции, основные компоненты ядра: ядерная оболочка, ядерный сок – кариоплазма, ядрышки. Хромосомы – строение, состав, наборы хромосом.

  4. Органоиды растительных клеток – пластиды (хлоропласты, хромопласты, лейкопласты). Краткая характеристика.

  5. Вакуоли.

  6. Органоиды специального назначения. Миофибриллы.

  7. Понятие ткани. Ткани человека.







Размножение клеток.


Контрольные вопросы:


  1. Размножение соматических клеток – митоз, амитоз.

  2. Понятия: митотический цикл, жизненный цикл клеток.

  3. Интерфаза митоза.

  4. Фазы митоза: профаза, метафаза, анафаза, телофаза.

  5. Биологическое значение митоза.

  6. Биологическое значение мейоза.

  7. Интерфаза мейоза.

  8. Редукционное деление – Мейоз I – фазы, особенности.

  9. Интерфаза II.

  10. Эквационное деление – Мейоз – II – фазы, особенности.

  11. Сравнительная характеристика митоза и мейоза.


7

Раздел II. Физиология – общие принципы функционировании живых систем




Способы размножения живых организмов.


Контрольные вопросы:


  1. Виды размножения организмов.

  2. Особенности и формы бесполого размножения.

  3. Половые клетки – гаметы.

  4. Гаметогенез.

  5. Биологическое значение и сущность оплодотворения.

  6. Двойное оплодотворение у цветковых растений.





5




Этапы и периоды онтогенеза.


Контрольные вопросы:


  1. Понятия: онтогенез, филогенез.

  2. Этапы онтогенеза: дробление, гаструляция, гисто- и органогенез.

  3. Постэмбриональное развитие.

  4. Законы эмбриологии.

5

Раздел III. Наследственность и изменчивость живых организмов




Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие генов.


Контрольные вопросы:


  1. Сцепленное наследование признаков.

  2. Эксперименты Т.Моргана, проведенные с плодовой мушкой дрозофилой.

  3. Основные положения хромосомной теории наследственности.

  4. Закон Т.Моргана.

  5. Взаимодействие генов:

а) аллельное взаимодействие генов;

б) неаллельное взаимодействие генов.

  1. Генетика пола.

  2. Типы наследования признаков.


10





Изменчивость живых организмов.


Контрольные вопросы:


  1. Понятие изменчивости, ее виды.

  2. Модификационная изменчивость. Норма реакции. Статистические
    закономерности модификационной изменчивости.

  3. Мутации: понятие, виды (генные, хромосомные, геномные).

  4. Мутагенные факторы: понятие, примеры.

  5. Комбинативная изменчивость.

  6. Закон гомологических рядов наследственной изменчивости Н.И.Вавилова.


8




Генетика человека.


Контрольные вопросы:


  1. Особенности генетики человека.

  2. Основные направления генетики человека.

Методы генетики человека: а)генеалогический метод (аутосомно – доминантный тип наследования, аугосомно – рецессивный тип наследования, х – сцепленный тип наследования, полигенное наследование); б) близнецовый метод; в) популяционный метод; г) цитогенетический метод; д) биохимический метод.


8

^ Раздел IV. Эволюционное развитие органического мира.




История эволюционного учения.


Контрольные вопросы:


  1. Воззренение древних на природу.

  2. Взгляды учёных на развитие природы в средневековье, эпоху Возрождения.

  3. К.Линней основоположник систематики животных и растений.

  4. Эволюционная теория Ж.Б.Ламарка.

  5. Первые русские эволюционисты.





4




Эволюционное учение Ч.Дарвина.


Контрольные вопросы:


  1. Наследственность, изменчивость по Ч.Дарвину.

  2. Искусственный отбор.

  3. Движущие силы эволюции.

  4. Естественный отбор. Борьба за существование

  5. Формы естественного отбора.

  6. Приспособленность живых организмов к условиям среды и ее относительный характер.


4



Вид, видообразование.

Контрольные вопросы:


    1. Определение вида.

    2. Критерии вида.

    3. Механизм видообразования – дивергенция признаков.

    4. Географический способ видообразования.

    5. Экологический способ видообразования.

6





Пути и направления эволюции органического мира.


Контрольные вопросы:


    1. Биологические последствия приобретения приспособлений.

    2. Биологический прогресс.

    3. Биологический регресс.

    4. Главные направления эволюции: а) ароморфоз; б) идиоадаптация; в) общая дегенерация.


4




Генетика и эволюция.


Контрольные вопросы:


  1. Понятие популяционной генетики.

  2. Генетические процессы в популяциях: а) закон Харди-Вайнберга; б) дрейф генов.

  3. Понятие микро- и макроэволюции.

  4. Популяция – элементарная единица эволюции.

  5. Мутации – элементарный материал эволюции.

  6. Элементарные эволюционные факторы.


8




Доказательства эволюции органического мира.


Контрольные вопросы:


  1. Сравнительно-анатомические доказательства: клеточное строение организмов, гомологичные и аналогичные органы, рудименты и атавизмы.

  2. Эмбриологические доказательства.

  3. Биогенетический закон.

  4. Палеонтологические доказательства.


8



Биологическое разнообразие живой природы.

Контрольные вопросы:


  1. Общая характеристика ц. Растения.

  2. Подцарства Низшие и Высшие растения.

  3. Общая характеристика ц. Животные.

  4. Подцарство Одноклеточные животные.

  5. Подцарство Многоклеточные животные:

а) Беспозвоночные животные – общая характеристика основных типов (т. Кишечнополостные, т. Плоские черви, т. Круглые черви, т. Кольчатые черви, т. Моллюски, т. Членистоногие, т. Иглокожие).

б) Т. Хордовые, подтип Бесчерепные.

в) Общая характеристика т. Хордовые, подтип Позвоночные. Представители: кл. Рыбы, кл. Земноводные, кл. Пресмыкающие, кл. Птицы, кл. Млекопитающие.

8





Антропогенез – происхождение и эволюция человека.


Контрольные вопросы:


  1. Положение человека в системе животного мира.

  2. Доказательства естественного происхождения человека.

  3. Черты отличия человека от животных.

  4. Теория Ф.Энгельса о трудовом происхождении человека.

  5. Предки человека – ископаемые человекообразные обезьяны. Этапы становления человека: древнейшие люди, древние люди, современный человек.

  6. Расы и расовые теории.


6

Раздел V. Экология и биосфера




Основы экологии.


Контрольные вопросы:


  1. Задачи и методы экологии.

  2. Понятие экологических факторов, их интенсивность. Диапазон
    толерантности (устойчивости).

  3. Биоценозы, биогеоценозы, экосистемы.

  4. Составные части экосистемы.

  5. Цепи питания.

  6. Правило экологической пирамиды.





8




Экологические факторы среды.


Контрольные вопросы:


  1. Абиотические факторы среды: а) свет, б) температура, в) влажность, г) приспособление организмов к сезонным изменениям в природе,

д) фотопериодизм, е) биоритмы.

  1. Биотические факторы среды: а) конкуренция, б) хищничество, в) паразитизм, г) симбиоз.


8




Учение о биосфере.


Контрольные вопросы:


  1. Закон глобальности жизни - 1-й закон В.И. Вернадского.

  2. Структура биосферы.

  3. Границы биосферы.

  4. Характеристика живого вещества.

  5. Характеристика косного вещества.

  6. Учение о ноосфере. II - й закон В.И. Вернадского.


8




Глобальный биотический круговорот веществ и энергии в природе.


Контрольные вопросы:


    1. Понятие глобального биотического круговорота веществ и энергии в природе.

    2. Схема глобального биотического круговорота веществ и энергии в природе.

    3. Круговорот воды в природе.

    4. Круговорот углерода в природе.

    5. Круговорот азота в природе.


8




Биосфера и человек.


Контрольные вопросы:


  1. Исчерпаемые и неисчерпаемые природные ресурсы.

  2. Прямое воздействие человека на живую природу.

  3. Биология охраны природы: а) природоохранные мероприятия; б) заповедные территории (заповедники, заказники, природные национальные парки, памятники природы).

  4. Рациональное природопользование.

  5. Стратегия охраны природы.


8


Литература, рекомендуемая для самостоятельной работы.


Основная литература:


  1. Евсеенко Л.Н. Биология с основами экологии: Учеб. пособие / Л.Н. Евсеенко, И.Ю. Горская, И.Н. Калинина; СибГУФКС. – Омск, 2006.

  2. Мамонтов С.Г. Биология: Учеб. пособие / С.Г. Мамонтов, 7-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2004.

  3. Мамонтов С.Г. Основы биологии: Курс для самообразования / С.Г.Мамонтов, В.Б.Захаров и др. – М.: Просвещение, 1992.

  4. Пояркова И.И. Курс лекций по общей биологии (часть I): Учеб. пособие / И.И.Пояркова. – Смоленск, 2007.

  5. Пояркова И.И. Курс лекций по биологии с основами экологии (часть II): Учеб. пособие / И.И.Пояркова. – Смоленск, 2009.

  6. Ярыгин В.Н. Биология. В 2кн.: Учеб. пособие для мед. спец. вузов / В.Н.Ярыгин, В.И.Васильева, И.М. Волков, - 6-е изд. стереотип. – М.: Высш. шк., 2004.


Дополнительная литература:


  1. Алякринский Б.С. По закону ритма / Б.С. Алякринский , С.И. Степанова. – М.: Наука, 1985

  2. Богданов Е.В. Заповедные острава: Книга о заповедниках, национальных парках и не только … / Авт. – сост. Е.В.Богданов; под ред. В.В.Дежкина. – Смоленск: Маджента, 2005.

  3. Вакула В. Биотехнология – что это такое? – М.: Молодая гвардия, 1983г.

  4. Виллик К. Биология. – М.: Мир, 1968.

  5. Волков Н.И. Биохимия: Учеб. для ин-тов физ. культ. / Под ред. В.В.Меньшикова, Н.И.Волкова. – М. – Физкультура и спорт, 1986.

  6. Гладков Н.А. Охраны природы: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Н.А.Гладков, А.В.Михеев, В.М.Галушин. – М.: Просвещение, 1975.

  7. Грин. Биология в 3-х томах: Руководство по общей биологии / Н.Грин, У. Стаут, Д.Тейлор; под ред. Р.Сопера – М.: Мир, 1993.

  8. Рувинский А.О. Общая биология: Учебник для 10-11 классов школ с углубленным изучением биологии / А.О.Рувинский, Л.В.Высоцкая, С.В.Глаголев и др. – М.: Просвещение, 1991.



Формы контроля.


1. Написать реферат по теме «Биосфера и человек» (2-ой семестр; 3-ий семестр для АФК).

Содержание реферата:

1. Природные ресурсы.

2. Прямое и косвенное воздействие человека на живую природу.

3. Биология охраны природы: заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы.

4. Рациональное природопользование.

5. Стратегия охраны природы.


2. Контрольная работа (2-ой, 3-ий семестры)

Варианты контрольных работ (номер варианта определяется по последней цифре номера зачетной книжки).


Вариант №1


  1. Теория Опарина-Холдейна о возникновении жизни на земле.

  2. Строение клетки.

  3. Характеристика биоценозов, биогеоценозов, агроценозов.

  4. Понятие о гене. Аллельное состояние генов. Генотип и фенотип, их взаимосвязь.

  5. Этапы эмбрионального развития.



Вариант №2


    1. Клеточные и неклеточные формы жизни. Понятия: прокариоты, эукариоты.

    2. Моногибридное скрещивание, 1-ый и 2-ой законы Г. Менделя. Цитологическое обоснование законов.

    3. Экология как наука. Общее понятие об экологических факторах и их взаимодействие. Ограничивающий фактор.

    4. Гаметогенез. Мейоз, его биологическое значение, фазы мейоза.

    5. Главные пути и направление эволюции на примере истории развития органического мира.



Вариант №3


  1. Доказательства эволюции органического мира (сравнительно- анатомические, эмбриологические, биогеографические, палеонтологические).

  2. Дигибридное скрещивание 3-й закон Г.Менделя. Цитологическое обоснование закона.

  3. Клеточная теория.

  4. Митоз, его биологическое значение, фазы митоза.

  5. Законы зародышевого развития.


Вариант №4


  1. Вид и его критерии.

  2. Глобальные биотический круговорот веществ и энергии в природе.

  3. Изменчивость живых организмов, её виды.

  4. Характеристика абиотических факторов среды.

  5. Формы размножения живых организмов.


Вариант №5


  1. Понятие об онтогенезе. Этапы эмбрионального развития.

  2. Описательный период в развитии биологии. Труды К. Линнея и Ж.Б. Ламарка.

  3. Характеристика минеральных оболочек Земли.

  4. Экология и здоровье человека.

  5. Генетика пола. Сцепленное с полом наследование.


Вариант №6


  1. Генетика и эволюция. Закон Харди-Вайнберга.

  2. Абиотические и биотические факторы среды.

  3. Генетика человека, её особенности, основные методы.

  4. Учение В.И. Вернадского о ноосфере.

  5. Круговорот углерода и азота в природе.


Вариант №7


  1. Эволюционное учение Ч.Дарвина: наследственность и изменчивость по Дарвину, искусственный, естественный отбор, его формы.

  2. 3аконы эмбрионального развития: закон зародышевого сходства К. Бэра, биогенетический закон Мюллера и Геккеля.

  3. Биосфера и её границы. Характеристика живого вещества.

  4. Взаимодействие генов.

  5. Сцепленное наследование признаков. Хромосомная теория наследственности Т. Моргана.


Вариант №8


  1. Понятие вида. Механизм (дивергенция) и способы видообразования.

  2. Особенности и основные направления генетики человека.

  3. Антропогенез – происхождение и эволюция человека.

  4. Развитие современной биологии. Понятие о биотехнологии, генной инженерии.

  5. Структурно-функциональная организация ядра клетки. Хромосомы: строение, хромосомные наборы.


Вариант №9


  1. Приспособленность живых организмов к условиям среды и её относительный характер.

  2. Изменение органов в процессе старения.

  3. Цепи питания в экосистемах. Правило экологической пирамиды.

  4. Строение половых клеток. Гаметогенез. Оплодотворение.

  5. Предмет, задачи биологии как науки. Значение биологии в решении глобальных проблем человечества, в теории и практике спорта.


Вариант №10


  1. Учение о микро- и макроэволюции.

  2. Стадии эволюции человека.

  3. Понятие и общая характеристика экосистем; биоценозы, биогеоценозы. Разнообразие и смена биогеоценозов.

  4. Исторический взгляд на проблему возникновения жизни на Земле. Современные ведущие теории возникновения жизни на Земле.

  5. Понятие онтогенеза. Постэмбриональное развитие, его виды. Понятие филогенеза.


3. Экзаменационные вопросы.


Примерный перечень вопросов к экзамену


  1. Предмет и задачи общей биологии. Горизонты развития биологии. Значение биологии для спорта.

  2. Уровни организации живой материи.

  3. Основные закономерности и свойства живой материи.

  4. Основные формы жизни (неклеточные, клеточные).

  5. Клеточная теория.

  6. Структурно-функциональная организация клетки.

  7. Строение и функции ядра. Хромосомы. Хромосомный набор. Кариотия.

  8. Жизненный цикл клетки. Интерфаза. Митоз – биологическая сущность, фазы митоза.

  9. Мейоз – биологическая сущность, фазы мейоза.

  10. Формы размножения организмов.

  11. Строение половых клеток. Оплодотворение, его биологическое значение.

  12. Понятие онтогенеза, филогенеза. Стадии эмбрионального развития.

  13. Постэмбриональное развитие.

  14. 3аконы эмбриологии: закон зародышевого сходства.

  15. Основные понятия: старость, витаукт, геронтология, гериатрия.

  16. Календарный и биологический возраст. Определение биологического возраста, возрастная классификация.

  17. Гипотезы и теории старения.

  18. Понятие витаукта. Механизмы витаукта.

  19. Молекулярные, клеточные, нейрогуморальные механизмы старения.

  20. Смерть как биологическое явление.

  21. Гомеостаз. Виды гомеостаза. Стресс – реакция. Биоритмы, как проявление гомеостаза. Кибернетические основы гомеостаза.

  22. Понятие регенерации. Формы и способы регенерации. Значение регенерации.

  23. Понятие биологической ауксологии. Законы биологического развития.

  24. Общая характеристика биологического роста и развития. Влияние экзо- и эндогенных факторов на рост и развитие.

  25. Свойства и классификация генов.

  26. 3акономернности наследования, установленные Г. Менделем. (1,2,3 – ий законы); моно- и дигибридное скрещивание.

  27. Хромосомная теория наследственности Т. Моргана.

  28. Типы наследования.

  29. Модификационная изменчивость.

  30. Мутационная изменчивость.

  31. Комбинативная изменчивость.

  32. Генетика пола.

  33. Генетика человека, её особенности и основные направления.

  34. Основные методы генетики человека.

  35. 3акон гомологических рядов наследственной изменчивости.

  36. Определение понятия «жизнь». Основные теории возникновения жизни на земле. Биогенные и абиогенные теории.

  37. Гипотеза академика А.И. Опарина о происхождении жизни на Земле. Способы питания, энергообеспечения первых живых организмов.

  38. Наследственность и изменчивость по Ч. Дарвину. Виды и формы изменчивости.

  39. Понятие биологической эволюции. Движущие силы эволюции. Искусственный отбор, его творческая роль.

  40. Естественный отбор. Выживание наиболее приспособленных организмов. Перепроизводство потомства.

  41. Борьба за существование, её виды.

  42. Виды естественного отбора (движущий, стабилизирующий, дизруптивный).

  43. Приспособленность организмов к условиям среды, относительный характер целесообразности.

  44. Видообразованию по Ч. Дарвину: дивергенция признаков.

  45. Вид, его критерии, структура.

  46. Способы видообразования: аллопатрический (географический), симпатрический.

  47. Понятие микро- и макроэволюции. Концепция Тимофеева-Ресовского. Результаты эволюции.

  48. Вклад Линнея и Ж.Б. Ламарка в развитие представлений о природе.

  49. Доказательства эволюции органического мира.

  50. Главные пути и направления эволюции органического мира.

  51. Закон Харди – Вайнберга. Дрейф генов.

  52. Понятие популяции. Популяционные волны. Популяция – элементарная единица эволюции.

  53. Мутации, как элементарный эволюционный материал. Элементарные эволюционные факторы.

  54. Принципы систематики К. Линнея. Понятие искусственной и естественной систематики живых организмов.

  55. 3начение систематики. Систематические группы, их соподчинение.

  56. Общая характеристика царств: Вирусы, Дробянки, Грибы.

  57. Общая характеристика царств: Растения, Животных.

  58. Экология как наука. Задачи и методы экологии.

  59. Понятие среды. Экологические факторы, их взаимодействие. Диапазон толерантности.

  60. Биотические факторы среды.

  61. Абиотические факторы среды.

  62. Понятие биоценоза и биогеоценоза.

  63. Экосистемы, виды, структура экосистем.

  64. Цепи и сети питания. Правило экологической пирамиды.

  65. Агроценозы. Изменение биоценозов во времени. Сукцессии.

  66. Закон глобальности жизни – первый закон В.И. Вернадского. Учение о ноосфере (2-ой закон В.И Вернадского).

  67. Структура и границы биосферы. Понятие глобалистики.

  68. Характеристика живого и косного вещества.

  69. Природные ресурсы и их использование. Неисчерпаемые и исчерпаемые природные ресурсы.

  70. Воздействие человека на живую природу.

  71. Природоохранные мероприятия, (заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы). Рациональное природопользование.

  72. Понятие о глобальном биотическом круговороте веществ и энергии.

  73. Круговорот воды, азота, углерода.

  74. Эволюция и стабильность биосферы. Космические ритмы и биосфера.

  75. Основные направления эволюционного развития растений и животных.

  76. Экология человека как наука. Антропоэкологические системы.

  77. Адаптивные типы человека.

  78. Экология и здоровье человека.

kontrolnaya-rabota-po-viboru-referat-po-teme-5.html
kontrolnaya-rabota-postavte-vmesto-propuskov-artikli-a-an-ili.html
kontrolnaya-rabota-predpolagaet-vipolnenie-sleduyushih-vidov-zadanij-harakteristika-odnogo-iz-ekonomicheskih-ponyatij-napisanie-referata-testovoe-zadanie-analiz-ekonomicheskoj-zakonomernosti-reshenie-zadachi.html
kontrolnaya-rabota-proanalizirovat-uchebnuyu-i-vneuchebnuyu-nagruzku-uchashihsya-v-techenie-uchebnogo-dnya-nedeli-ispolzuya-metod-anketnogo-oprosa-srok-vipolneniya-do-15-noyabrya-2005-g-stranica-2.html
kontrolnaya-rabota-raskritie-nekoj-temi-dolzhna-bit-teor-chast-v-kotoroj-raskrita-tema-raboti-i-dolzhna-bit-predlozhena-empiricheskaya-opitnaya-chast-ne-menee-5-chelovek-nuzhno-vpisat-svoyu-familiyu-v-tablicu-po-temam.html
kontrolnaya-rabota-s-disciplini-mineralogiya-i-petrografiya-variant-3.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/muzh1-u-menya-vot-takoj-vopros-vi-sejchas-ochen-horosho-vse-rasskazali-muzh2-dmitrij-aleksandrovich-salkov.html
  • esse.bystrickaya.ru/programmi-razvitie-melioracii-selskohozyajstvennih-zemel-v-respublike-mordoviya-na-period-do-2020-goda-pravitelstvo-respubliki-mordoviya-postanovlyaet-stranica-20.html
  • school.bystrickaya.ru/grazhdanskoe-pravo-shpora-chast-16.html
  • university.bystrickaya.ru/forma-7-karelskij-gosudarstvennij-pedagogicheskij-universitetnaimenovanie-vuza.html
  • tasks.bystrickaya.ru/37-oformlenie-illyustracij-standartpredpriyati-ya.html
  • writing.bystrickaya.ru/liberal-paternalist-psihoterapevt-tv-7-1-kanal-26-05-2004-novosti-18-00-00-kokorekina-olga-7.html
  • occupation.bystrickaya.ru/na-12302-40-ot-15092003-uchebnoe-posobie-sankt-peterburg-2004-udk-recenzent-docent-kafedri-ekonomiki-i-upravleniya.html
  • student.bystrickaya.ru/22-nelinejnij-rezonansnij-usilitel-metodicheskie-ukazaniya-k-kursovoj-rabote-po-discipline-radiotehnicheskie-signali-i-cepi.html
  • literatura.bystrickaya.ru/rol-chteniya-i-biblioteki-v-grazhdanskom-masterskaya-chteniya-novie-idei-i-uspeshnie-tehnologii.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/pravitelstvo-chukotskogo-avtonomnogo-okruga-postanovleni-e-ot-22-oktyabrya-2009-311-ob-ustanovlenii-gosudarstvennih-standartov-socialnogo-obsluzhivaniya-naseleniya-na-territorii-chukotskogo-avtonomnogo-okruga.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/programma-disciplini-transportnoe-pravo-dlya-specialnosti-030501-65-yurisprudenciya-podgotovki-specialista-avtor-a-a-plahin.html
  • literatura.bystrickaya.ru/s-l-utchenko-reprintnoe-izdanie-pechataetsya-po-resheniyu-redakcionnoj-kollegii-serii-literaturnie-pamyatniki-1994-g-stranica-18.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/proizvodstvennaya-logistika-logistika-i-internet-vizovi-elektronnoj-torgovli.html
  • school.bystrickaya.ru/karsak-f-begstvo-zemli.html
  • notebook.bystrickaya.ru/informacionnie-tehnologii-v-nalogooblozhenii.html
  • spur.bystrickaya.ru/lev-tolstoj-polnoe-sobranie-sochinenij-izdanie-osushestvlyaetsya-pod-nablyudeniem-gosudarstvennoj-redakcionnoj-komissii-seriya-vtoraya-dnevniki-tom-50-stranica-2.html
  • school.bystrickaya.ru/23-trebovaniya-konstrukcii-i-dizajna-dlya-mezhplanetnih-pilotiruemih-stancij-2-kosmicheskie-tehnologii-dnya-segodnyashnego.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/liansheng-wang-administraciya-kurskoj-oblasti.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zhilishe-dom-v-kotorom-ya-zhivu-kafedra-teorii-i-metodiki-estestvennonauchnogo-obrazovaniya-voipkipro.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zakon-chelyabinskoj-oblasti-o-normativnih-pravovih-aktah-chelyabinskoj-oblasti.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-sostavlena-na-osnove-primernoj-programmi-osnovnogo-obshego-obrazovaniya-tehnologiya-programmi-nachalnogo-i-osnovnogo-obshego-obrazovaniya.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/73-planirovanie-i-kontrolirovanie-n-d-eriashvili-rekomendovano-ministerstvom-obshego-i-professionalnogo-obrazovaniya.html
  • control.bystrickaya.ru/eroticheskij-etyud-35-c-to-oskolkov-odnogo-chuvstva-eroticheskie-etyudi.html
  • klass.bystrickaya.ru/48-kontrol-za-ohranoj-truda-i-tehnikoj-bezopasnosti-analiz-uchebno-metodicheskoj-raboti-za-2008-2009-uchebnij-god.html
  • tests.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-izucheniyu-disciplini-metodi-issledovanij-v-rabote-socialnoj-rabote.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/programma-shkolo-bezopasnosti-7-klass-35-chasov.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/kod-dyavola-vstuplenie.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tipi-psihiki-prognozno-analiticheskij-centr.html
  • college.bystrickaya.ru/3-ya-mezhdunarodnaya-studencheskaya-olimpiada-po-ekonomike.html
  • control.bystrickaya.ru/doklad-rabochej-gruppi-po-globalnomu-partnerstvu-gruppi-vosmi-stranica-2.html
  • knigi.bystrickaya.ru/soglashenie-o-sozdanii-povolzhskogo-avtomobilnogo-klastera.html
  • knigi.bystrickaya.ru/rukovodstvo-po-bezopasnosti-sostav-i-soderzhanie-otcheta-o-sostoyanii-radiacionnoj-bezopasnosti-na-radiacionno-opasnih-obektah-stranica-4.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/referat-vdannom-diplomnom-proekte-vsego-str-123-ris-29-tabl-27-pril-16-ispolzovannih-istochnikov-25-nazv-chertezhej-i-plakatov-8-listov.html
  • assessments.bystrickaya.ru/eposi-legendi-i-skazaniya-starshaya-edda-stranica-16.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskoe-posobie-gomel-2010-ministerstvo-obrazovaniya-respubliki-belarus-uchrezhdenie-obrazovaniya.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.