.RU

Контрольная работа по отечественной истории россия в начале 20 века


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


ВЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Заочное отделение


КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ


РОССИЯ В НАЧАЛЕ 20 ВЕКА.


Выполнил: студент группы 09-ФК-300 Бородина Оксана Александровна

Адрес: Пугачева ул., д. 19-а, кв. 9,

г. Киров, Кировская обл., 610035

Проверил преподаватель:


Киров 2009
Оглавление



Оглавление 2

Введение 3

1.Социально-экономическое развитие России в начале 20 века. 3

2.Первая русская революция. 5

3. Думская практика в России. 8

4.Столыпинская аграрная реформа. Цели, сущность и результаты 9

Заключение 11

Список литературы 12



Введение

Россия к началу 20 в. представляла собой среднеразвитую страну «второго эшелона» капиталистического развития. Внутри страны в это время происходила борьбой двух тенденций, с одной стороны, делались попытки реформаторской деятельности в правительстве, с другой стороны ярко выражено было стремление к сохранению самодержавного строя.

Цель контрольной работы – рассмотреть развитие России в начале 20 века, а именно:

В процессе написания контрольной работы использовались материалы из книг, указанных в списке литературы. Данная литература была выбрана в результате того, что подробно и целостно раскрывает события в России в начале 20 века.

  1. ^ Социально-экономическое развитие России в начале 20 века.



Социально-экономическое развитие России в начале 20 века характеризовалось рядом противоречий. Среди наиболее ярких и болезненных противоречий того времени можно выделить следующие:

  1. Сохранение крупного помещичьего землевладения в условиях нехватки земли у крестьян.

  2. Сохранилась крестьянская община, что тормозило социальное расслоение в среде крестьян, ограничивало куплю-продажу земельных угодий, перераспределение трудовых ресурсов в масштабах страны.

  3. Помещик не стремился внедрять технические усовершенствования, не стремился к повышению производительности труда, так как рабочая сила имелась в избытке и почти бесплатно.

  4. Другим серьезным противоречием развития экономики страны стал колоссальный разрыв между сельским хозяйством с его архаичными способами производства и ростом промышленности, опиравшейся на передовую технологию.

Среди причин экономического отставания России можно отметить слабость и неустойчивость внутреннего рынка, обусловленные низким уровнем жизни основной массы населения, а следовательно, его низкой покупательской способностью.

  1. Образование промышленного пролетариата, однако правительство отказывалось считать пролетариат самостоятельной социальной группой, а, следовательно, в стране отсутствовало рабочее законодательство, определявшее отношения между рабочими и фабрикантами.

  2. Российская буржуазия в то время была бесправна политически.

  3. Сохранение неограниченного самодержавного строя являлось архаизмом, противоречившим и духу времени, и интересам большинства социальных групп тогдашней России.

Последней серьезной попыткой самодержавия придать ускорение социально-экономическому развитию страны, не затрагивая при этом основы монархического строя, были реформы министра финансов С. Ю. Витте, проведенные в 90-е годы 19-го века. Суть этих реформ заключалась в усилении регулирующей роли государства.

Мероприятия Витте дали положительный, но кратковременный эффект. В 1903 г. Николай сделал выбор в пользу консерваторов в лице министра внутренних дел В. К. Плеве. Витте был отправлен в отставку. Плеве же придерживался охранительного курса, усилил давление на общество в надежде таким образом избежать социальных потрясений.

Таким образом, потребности дальнейшего развития страны вошли в противоречие с остатками крепостничества. Конфликт между капитализмом и российским абсолютизмом предполагал либо капиталистическую эволюцию страны на демократической основе, либо насильственное свержение самодержавия и коренное общественное переустройство.

В России переплелись экономические, политические, социальные противоречия. Жестокая эксплуатация рабочих, малоземелье и нищета крестьян, политическое бесправие народа, угнетение национальных меньшинств, крепостнические пережитки, зависимость от иностранного капитала, экономическая, политическая и культурная отсталость - все это делало Россию слабым звеном мировой капиталистической системы. Иначе говоря, возможность глубинных социальных потрясений была в России начала 20-го века куда реальнее, чем в прочих развитых странах Европы.

  1. ^ Первая русская революция.


Русскую революцию 1905-1907 гг. подготовили все вышеперечисленные противоречия политического, экономического и социального развития, а также упорное нежелание императора идти навстречу потребностям обществу.

Пропасть между обществом и властью усилила деятельность Плеве, а так же русско-японская война, которая вылилась в череду бесславных поражений и стала поводом для все новых и новых акций протеста.

Началом революционных событий традиционно считается массовая демонстрация петербургских рабочих 9 января 1905 г., расстрелянная правительством.

Летом 1905 г., после разгрома русского флота в Цусимском сражении и осознания неизбежности поражения в войне, вышел закон о создании Думы (6 августа 1905 г.). Это была первая серьезная уступка власти. Осенью 1905 г. под давлением общенациональной политической стачки, парализовавшей жизнь страны, император пошел на издание Манифеста 17 октября, означавшего изменение политического строя с России и ставшего крупнейшим завоеванием революции.

В Манифесте император обещал:

  1. Даровать народу гражданские свободы на основе незыблемых принципов: неприкосновенности личности, свободы совести, свободы слова, свободы собраний и организаций;

  2. Не откладывая выборы в Думу, расширить избирательное право;

  3. Ввести за правило, что ни один закон не может войти в силу без согласия Думы, а избранники народа смогли бы участвовать в контроле за законностью действий государя.

Манифест сыграл позитивную роль: способствовал выходу страны из глубокого политического кризиса и заметному продвижению России по пути утверждения конституционных начал. С другой стороны, Манифест завершил раскол лагеря оппозиции. Умеренные либералы поддержали манифест, а радикальные либералы - кадеты - приняли манифест настороженно. Социалисты-революционеры и социал-демократы посчитали, что создаваемая императором Дума – обман, ловушка. Они решили продолжить борьбу вплоть до свержения самодержавия, однако вооруженное восстание московских рабочих в декабре 1905 г. было жестоко подавлено правительственными войсками.

Изменения государственного строя России были оформлены в виде избирательного закона 12 декабря 1905 г., закона о преобразовании Государственного совета в верхнюю палату парламента(2 февраля 1906 г.) и Основных законов Российской империи (23 апреля 1906 г.). Основные законы рассматривались либералами как Российская конституция, означавшая переход от монархии абсолютной к монархии ограниченной.

Однако власть не собиралась предоставлять Думе полный контроль над своей деятельностью – внешняя политика и содержание императорской семьи были выведены из думской компетенции. Так же верхняя палата российского парламента – Государственный совет – была выборной лишь наполовину. Избирательное право было не всеобщим, непрямым и неравным. Еще более неравным стал избирательный закон после изменений, внесенных туда 3 июня 1907 г. без санкции Думы, а стало быть, в нарушение Основных законов. Это действие получило название третьеиюньского государственного переворота. Проведенный после роспуска второй Думы, этот переворот считается завершением русской революции.

Первая русская революция была буржуазно-демократической по своему характеру. Особенностью революции является то, что режим не был полностью уничтожен революционными силами, он под давлением снаружи пошел на реформы, изменился, хотя и не в той степени, в какой хотелось оппозиции. Россия из монархии абсолютной стала монархией ограниченной, появился двухпалатный парламент с законодательной инициативой, население получило гражданские свободы, стали формироваться политические партии, были улучшены условия жизни рабочего класса, крестьянство, наконец, уравнено в правах с другими сословиями, отменены выкупные платежи, введена свобода вероисповедания.

Но при этом императорская власть сохранилась, она была стержнем российского государства. В дальнейшем император не только не старался развить заложенные в ходе революции новые начала общественной жизни, а даже старался пересмотреть итоги событий 1905-07 гг. и вернуть себе полновластие. В ходе революции так и не был решен вопрос о земле, будораживший деревню и провоцировавший крестьянство на акции протеста.

^ 3. Думская практика в России.

В результате событий 1905-07 гг. в России начинает развиваться парламентаризм и многопартийность. Население получает возможность заниматься политической деятельностью, выбирать и быть избранными в Думу, объединяться в политические партии. Традиционно политические партии дореволюционной России делятся на три основные группы:

  1. правые, то есть консервативные, монархические, поддерживающие правительство и самодержавие (Союз русского народа, Союз Михаила Архангела);

  2. центристские, то есть буржуазно-либеральные, выступавшие за постепенные эволюционные преобразования без резких социальных потрясений (конституционно-демократическая партия («кадеты»), Союз 17 октября («октябристы») и др.);

  3. левые, то есть революционно-радикальные, выступающие за свержение самодержавия и коренное переустройство общества в интересах широких масс населения (социалисты-революционеры («эсеры»), социал-демократы и др.).

На выборах в первую Думу победили кадеты и беспартийные крестьяне, что отражало настроения общества в этот период и остроту аграрного вопроса.

Во второй Думе при сохранении кадетско-трудового большинства еще сильнее стало представительство левых сил, что побудило власть распустить Думу и изменить избирательный закон в пользу более состоятельных и лояльных групп населения.

Третья Дума в результате получилась более консервативной (примерно равные группы там составляли правые, октябристы и конституционные демократы).

  1. ^ Столыпинская аграрная реформа. Цели, сущность и результаты


Столыпин направил свою деятельность на решение трех задач: подавление волнений, контроль за выборами во Вторую Государственную Думу, аграрный вопрос.

6 марта 1907 г. Столыпин выступил со своей программной речью перед депутатами Думы, законодательными же актами, легшими в основу реформы, стали законы 9 ноября 1906 г. и 14 июня 1910 г.

Основными элементами столыпинской аграрной реформы стали:

Положение в сельском хозяйстве улучшилось. Здесь надо учесть действие еще некоторых факторов:

  1. Полная отмена выкупных платежей (1907 г.), приведшая к некоторому улучшению имущественного положения крестьянства;

  2. Рост мировых цен на зерно;

  3. Постепенное сокращение помещичьего землевладения, что вело к уменьшению социальной напряженности в стране;

  4. Отсутствие в этот период сильных неурожаев (только в 1911 г.).

За 1906-1916 гг. перебралось за Урал более 3 млн человек. Переселение в Сибирь позволило уменьшить социальное напряжение, в то же время происходило освоение малонаселенных районов. Государство установило льготы для переселенцев: прощение всех недоимок, льготы на железнодорожные билеты, освобождение от налогов на 5 лет, беспроцентные ссуды до 400 рублей на крестьянский двор. В пути переселенцам оказывалась продовольственная и медицинская помощь.

К недостаткам столыпинских преобразований можно отнести следующее:

  1. Реформа Столыпина проводилась бюрократическим аппаратом, а потому шла медленно, испытывала перебои с финансированием.

  2. Реформатор не учел живучесть общинных порядков, традиционного стремления крестьян к уравниловке.

  3. Отсутствие продуманной и эффективной политики в рабочем вопросе.

находились под контролем полиции и не пользовались доверием рабочих.

  1. Столыпин не считал необходимым убедить крестьянство, народ в правильности проектов.

К тому же император, удовлетворившись спадом революционного движения, не был заинтересован в углублении преобразований и в увеличении политического веса Столыпина. Деятельность премьер-министра перестала пользоваться поддержкой царя и Думы, а в 1911 г. в Киеве Столыпин был убит двойным агентом охранного отделения, что заставляло задумываться об истинном смысле этого преступления.

После смерти Столыпина аграрная реформа не остановилась, однако 20 лет спокойного развития, на которые рассчитывал Столыпин, тоже не получилось, потому что в 1914 г. Россия вступила в первую мировую войну.

Таким образом, оценка проведенных Столыпиным реформ может быть двоякой. С одной стороны, эти мероприятия сняли остроту социальной напряженности в деревне, свели на нет крестьянские бунты, дали импульс развитию экономики. С другой стороны, Столыпину не удалось добиться формирования слоя крепких крестьян-собственников, которые могли бы составить опору власти. Лишь небольшой процент крестьян улучшил свое материальное положение в ходе реформ, но и они не были полностью удовлетворены действиями правительства, так как хотели поделить помещичьи земли.

Незавершенный характер реформы, бюрократический характер ее проведения, отсутствие у императора понимания глубины и остроты назревших противоречий – все это помешало столыпинским реформам предотвратить политические потрясения 1917 г.

Заключение

В начале 20 в. Российская империя оказалась в состоянии глубокого кризиса, вызванного несоответствиями тенденций экономического и политического развития. Потребности поступательного промышленного развития требовали уничтожения пережитков феодального строя, большей экономической свободы, развития товарно-денежных отношений. Российское самодержавие – с учетом западноевропейского опыта - опасалось этих новых тенденций, справедливо видя в них угрозу застарелой монархической системе. Александр Третий и Николай Второй до последнего пытались действовать в традициях 19 в., сохраняя абсолютизм, опору на дворянство, патриархальный уклад жизни в деревне. Однако ширящееся оппозиционное движение в 1905 г. приняло такие формы и масштабы, что игнорировать его было невозможно. Монархия вынужденно пошла на уступки и определенное самоограничение. Однако, поскольку сделано это было не по внутреннему убеждению императора, а под давлением извне, то новый порядок оказался непрочен и уязвим. Немедленно начались попытки власти взять реванш и восстановить прежнюю систему.

В целом события начала 20 в. демонстрируют, что царский режим в лице

своих лучших представителей был способен к модернизации и поиску адекватных путей выхода из кризиса. Учитывая российскую традицию реформирования сверху, именно сочетание жесткого авторитарного правления с проведением постепенных преобразований в социально-экономической сфере давало шанс на эволюционный, а не революционный, исход.


Список литературы



  1. Аврех А. Я. П. А. Столыпин и судьбы реформ в России / А. Я. Аврех. М.,1991.

  2. Демин В. А. Государственная дума в России (1906-1917). Механизм

функционирования / В.А. Демин. М.,1996.

  1. Зырянов П. Н. Петр Столыпин. Политический портрет / П. Н. Зырянов.

М.,1992.

  1. Булдаков В.П. Красная смута. Природа и последствия революционного насилия / В.П. Булдаков. – М., 1997.

lechim-yazvu-zheludka-prigodna-dlya-suhoj-normalnoj-uvyadayushej-i-zhirnoj-poristoj-kozhi-okazivaet-osvezhayushee-ochishayushee.html
led-besserdechiya-i-bezdushiya-kniga-ne-tolko-nauchit-rebenka-razmishlyat-o-raznih-storonah-zhizni-i-o-svojstvah.html
ledenec-na-palochke-v-borbe-s-kommunizmom-mtv-ili-kak-video-pogubilo-zvezdu-radio.html
ledi-kapitan-anna-shetinina.html
lednik-tyutyurgu-narodi-nashej-velikoj-rodini-po-ustanovivshejsya-tradicii-otmechayut-trudovimi-podvigami-vidayushiesya.html
ledohod-na-reke-pechora-ozhidaetsya-na-uchastke-sherdino-ust-shugor-komi-informacionnoe-agentstvo-regnum-24042012.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/v-19-tankovij-as-1-mihael-vittmann-m-yauza-press-2009-320-s-stranica-6.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/teoriya-raskolnikova-i-ee-krah.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/otchet-po-obsheinzhenernoj-praktike-na-oao-voskresenskie-mineralnie-udobreniya.html
  • tasks.bystrickaya.ru/107-vospitatelnaya-rabota-v-obshezhitii-plan-raboti-orskogo-gumanitarno-tehnologicheskogo-instituta-filiala-gosudarstvennogo.html
  • universitet.bystrickaya.ru/statistika-itogov-raboti-shkoli-v-20082009-uch-godu-publichnij-otchyot-municipalnogo-obsheobrazovatelnogo-uchrezhdeniya.html
  • bukva.bystrickaya.ru/satiricheskie-priemi-v-skazke-saltikova-shedrina-povest-o-tom-kak-odin-muzhik-dvuh-generalov-prokormil.html
  • turn.bystrickaya.ru/opisanie-disciplini-finansovij-kontrol.html
  • literatura.bystrickaya.ru/rinok-bezdomnih-vremya-novostej-mihail-telehov-sankt-peterburg-21052008-087-str-4.html
  • grade.bystrickaya.ru/mittelalter-prakticheskij-kurs-nemeckogo-yazika-uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/46-zasedanie-mezhdunarodnogo-komiteta-zakonodatelnoj-metrologii.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/53finansovo-ekonomichesei-pokazateli-innovacionnij-proekt-razvitiya-gosudarstvennogo-avtonomnogo-obrazovatelnogo.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/romeo-i-dzhuletta-romeo-and-juliet.html
  • writing.bystrickaya.ru/kratkoe-soderzhanie-palata-6-anton-pavlovich-chehov.html
  • doklad.bystrickaya.ru/vodyanoj-par-v-vozduhe-nesmotrya-na-ogromnie-poverhnosti-okeanov-i-morej-ne-yavlyaetsya-nasishennim-za.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-dlya-studentov-i-magistrantov-vseh-form-obucheniya-napravleniya-230100-informatika-i-vichislitelnaya-tehnika.html
  • laboratory.bystrickaya.ru/yu-p-averichev-shkola-i-proizvodstvo-1997-5-s-2-9.html
  • college.bystrickaya.ru/-10-profitunuty-torgovij-partner-bill-vilyams.html
  • esse.bystrickaya.ru/publichnij-otchyot-mou-russkopolyanskaya-gimnaziya-1-obshaya-harakteristika-uchrezhdeniya-pasport-obsheobrazovatelnogo-uchrezhdeniya-obshaya-informaciya.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tema-8-avtoliticheskie-izmeneniya-myasa-uchebnoe-posobie-dlya-studentov-vuzov-kemerovo-2004.html
  • literatura.bystrickaya.ru/referata-sm-takzhe-41.html
  • institute.bystrickaya.ru/filosofskie-predposilki-tvorchestva-v-z-garifullin-pechataetsya-po-resheniyu.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tema-2-vibor-temi-issledovaniya-i-postanovka-problemi-uchebno-metodicheskoe-posobie-dlya-studentov-fakulteta-upravleniya-samara-2008.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/programma-razvitiya-municipalnogo-byudzhetnogo-doshkolnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-goroda-novosibirska.html
  • knigi.bystrickaya.ru/seno-ili-soloma-ili-u-cheloveka-slishkom-mnogo-ruk-predistoriya-ili-kak-mne-udalos-poluchit-muzikalnoe-obrazovanie.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-13-kachestvo-ekonomika-otrasli.html
  • znanie.bystrickaya.ru/akkreditaciya-programmi-privetstvie-zaveduyushego-kafedroj-sportivnih-disciplin-uvazhaemij-budushij-student.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/432-finansovie-vlozheniya-emitenta-385012-rossiya-respublika-adigeya-gorod-majkop-pereulok-profsoyuznij-2-informaciya.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/prilozhenie-11-nesushie-i-ograzhdayushie-konstrukcii-snip-03-01-87.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/psihologicheskie-osobennosti-delovogo-obsheniya-chast-3.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/razvedka-politboem-tvoj-den-atanasov-sergej-10032007-52-str-2-boris-grizlov-monitoring-smi-10-12.html
  • writing.bystrickaya.ru/garri-s-trumen.html
  • doklad.bystrickaya.ru/utverzhdeno-resheniem-uchenogo-soveta-gou-vpo-hgu-imnfkatanova.html
  • universitet.bystrickaya.ru/trehmernoe-modelirovanie-i-animaciya-i-grafika.html
  • esse.bystrickaya.ru/programmi-v-2012-godu-stranica-9.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-34-mirovaya-torgovlya-uchebnik-baziruetsya-na-primerah-i-statistike-vzyatih-preimushestvenno-iz-rossijskoj-hozyajstvennoj.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.