.RU

Контроль над правительством - Канада является федеративным государством, состо­ящим из 10 провинций и двух территорий,...



Контроль над правительством

Регламент палаты общин предусматривает следующие формы контроля над правительством: вопросы депутатов ми­нистрам; дебаты по тронной речи; предложения депутатов; назначение следственных комитетов; проверка актов делеги­рованного законодательства и правильности назначений на государственные должности.

^ Вопросы депутатов министрам — наиболее часто при­меняемая процедура. Они одновременно являются формой контроля и средством получения информации от правитель­ства.

Согласно регламенту, ежедневно может выделяться до 40 мин для ответов министров на поставленные депутатами вопросы. Для того чтобы обратиться к министру, парламен­тарий должен за 48 ч до выделенного для ответов времени дать уведомление о своем намерении задать вопрос. При этом он вносит свой вопрос в “порядок дня” палаты общин. Если вопрос помечен звездочкой, министр должен дать уст­ный ответ, если нет — представить клерку палаты текст сво­его ответа. Если министр утверждает, что поставленный воп­рос требует обстоятельного ответа, который невозможно дать в отведенное время, то при согласии палаты он может пред­ставить письменный ответ.

Формально каждый депутат имеет право ежедневно за­давать министрам три вопроса. Если время, отведенное на ответы, истекает, то соответствующий министр должен дать ответ на следующий день. В случае, если депутат не удовлетворен ответом министра, он может уведомить пала­ту о том, что намерен поставить вопрос министру в один из дней, когда по регламенту за 30 мин до объявления перерыва выделяется дополнительное время для ответов на вопросы.

Спикер палаты может снять “недопустимый” вопрос де­путата (например, требование предоставить секретные дан­ные либо уже доступную информацию).

Со своей стороны любой министр может отказаться от­ветить на вопрос депутата без указания мотивов. Такое случается достаточно редко, так как подобные действия министра могут нанести ущерб его престижу как члену кабинета.

Согласно традиции, во время ответов на вопросы депута­тов должны присутствовать все или почти все министры или их парламентские секретари. Неоднократное отсутствие того или иного министра может вызвать недовольство парламен­тариев и общественности, наблюдающей за работой палаты общин по телевидению.

Вопросы депутатов и ответы министров (устные и пись­менные) публикуются в ежедневных официальных отчетах о работе палаты общин.

^ Дебаты по тронной речи. Тронная речь, с которой вы­ступает от имени английской королевы генерал-губернатор Канады, представляет собой подготовленный правительством доклад. В нем излагается программа правительства на пред­стоящий год. Согласно регламенту палаты общин, дебаты по тронной речи не должны занимать более восьми дней.

Дебаты по существу являются обсуждением предложения правительства одобрить положения тронной речи. Члены оп­позиции обычно вносят поправки к тронной речи, которые рассматриваются в установленные дни в пределах восьми­дневного периода. Указанные дебаты дают возможность оп­позиции подвергнуть критике правительственную программу в целом. Принятие поправок весьма затруднено, поскольку для их одобрения требуется поддержка депутатов от правя­щей партии, которые в силу партийной дисциплины поддер­живают правительственный курс.

За 30 мин до окончания восьмого дня дебатов по тронной речи спикер объявляет об их прекращении и ставит на голо­сование предложение правительства, которое обычно одобря­ется большинством голосов членов палаты общин.

^ Предложения депутатов представляют собой форму пар­ламентской процедуры, посредством которой депутат может поставить на обсуждение палаты общин какой-либо вопрос, предлагая его рассмотреть и вынести свое решение. Если предложение отдельного депутата будет принято при голосо­вании, оно становится решением всей палаты. Внесение предложений депутатами рассматривается как форма конт­роля над правительством, поскольку открывает возможность обсуждения правительственной политики.

Член палаты общин, желающий внести предложение, должен заранее уведомить о своем намерении палату и найти второго депутата, который поддерживает его предло­жение. Предложение в письменном виде подается спикеру, который зачитывает его депутатам. Вопрос о рассмотрении предложения решается самой палатой, а фактически — правительственным большинством. На практике предложе­ния вносятся просто с целью критики правительства и ча­сто вообще не обсуждаются, так как против этого возража­ет большинство. Депутат обычно забирает свое предложе­ние назад.

Регламент палаты общин предусматривает, кроме того, право депутатов вносить предложение с целью срочного об­суждения вопроса, имеющего важное значение. Такое пред­ложение подлежит обсуждению в тот же день. Однако ис­пользование этого права сопряжено с рядом процедурных требований и условий. Необходимо, чтобы спикер палаты признал, что данный вопрос является важным и требующим срочного рассмотрения. Решение спикера является окончательным и не подлежит обсуждению. Кроме того, депутат должен иметь разрешение палаты на внесение такого пред­ложения. Разрешение считается полученным, если предло­жение поддерживают не менее 20 членов палаты. При со­блюдении указанных условий палата начинает обсуждение предложения депутата.

Особое значение имеют предложения депутатов, в кото­рых фактически ставится вопрос о доверии правительству. Внося подобные предложения, депутаты от оппозиции стремятся в ходе их обсуждения подвергнуть острой крити­ке правительственный курс, особенно в финансовой обла­сти. При этом регламент палаты общин не определяет по­нятия “вотум недоверия” и ничего не говорит о правовых последствиях выражения недоверия правительству палатой. В 1968 г. правительственный проект бюджета не был одоб­рен палатой общин, однако тогдашний кабинет во главе с Л.Пирсоном внес на рассмотрение парламентариев предло­жение не считать отклонение бюджетного билля выраже­нием недоверия правительству, и оно было поддержано большинством депутатов.

^ Следственные комитеты являются разновидностью спе­циальных комитетов и проверяют деятельность отдельных правительственных департаментов. Доклады следственных комитетов могут стать предметом рассмотрения палатой об­щин.

^ Проверка актов делегированного законодательства и правильности назначений, на государственные должности. Объединенный комитет по проверке актов делегированного законодательства имеет право рекомендовать соответствую­щим министерствам и другим правительственным ведомст­вам отменять акты делегированного законодательства, из­данные с превышением полномочий или нарушением проце­дуры.

С недавнего времени постоянные комитеты палаты общин получили право оценивать правильность и обоснованность назначения на должности в федеральном государственном аппарате (за исключением судов) и давать заключения, ко­торые, впрочем, не являются обязательными для правитель­ства.

Особое место занимает контроль над финансами, кото­рый состоит в контроле над расходованием правительством уже утвержденных парламентом финансовых средств.


Правовое положение депутата

Депутат палаты общин канадского парламента рассмат­ривается как представитель всей нации, а не соответствую­щего избирательного округа. Законодательство Канады пря­мо запрещает отзыв члена палаты и императивный мандат. Так, Закон о выборах 1984 г. устанавливает, что депутат не имеет права подписывать какое-либо обязательство прово­дить определенную линию или защищать чьи-либо интере­сы, поскольку это ограничивает его свободу действий в пар­ламенте. Вместе с тем отсутствие императивного мандата и права отзыва не делает члена палаты общин полностью не­зависимым, поскольку он почти всегда партиен и подчиня­ется партийной дисциплине; он в значительной степени за­висит от своего избирательного округа, так как судьба ман­дата решается голосованием; он, наконец, зависит и от тех организаций, которые финансировали его избирательную кампанию.

Член палаты общин является или призван стать профес­сиональным парламентарием, поэтому его мандат обладает свойством несовместимости с любой государственной долж­ностью, за исключением министерских постов. До 1931 г. любой депутат, получавший назначение на министерскую должность, должен был вновь выставить свою кандидатуру в соответствующем избирательном округе с тем, чтобы изби­ратели в ходе дополнительных выборов “подтвердили его мандат”.

В содержание депутатского мандата входят следующие основные компоненты:

Иммунитет. Канадское законодательство предоставляет депутату палаты общин ряд прав и привилегий, которые должны гарантировать его независимость.

1. Депутатская неприкосновенность. Парламентарий не может быть арестован или заключен в тюрьму в ходе судеб­ного разбирательства по гражданскому делу или на основа­нии решения суда по такому делу во время сессии парламен­та либо во время следования для участия в работе сессии или возвращения к месту жительства по ее завершении. Харак­терная особенность правового положения депутата палаты общин Канады состоит в том, что депутатская неприкосно­венность не распространяется на случаи уголовного пресле­дования. Спикер палаты немедленно ставится в известность, если имеются основания для ареста депутата. Во время сес­сии депутат не может исполнять обязанности присяжного за­седателя; его нельзя также в принудительном порядке до­ставлять в суд в качестве свидетеля без санкции палаты об­щин.

2. Свобода слова, голосования и участия в работе палаты. Свобода слова сводится к тому, что депутат не может быть привлечен к уголовной ответственности за какие-либо вы­сказывания в палате общин или в одном из ее комитетов, поскольку они осуществляются в силу мандата. Свобода го­лосования и участия в работе палаты общин означают право депутата осуществлять свои полномочия при обсуждении, принятии законопроектов, других решений и вопросов, ко­торые входят в компетенцию палаты. Естественно, что каж­дый депутат действует в пределах правил процедуры и пар­тийной дисциплины. Депутат палаты общин имеет право уйти в отставку.

Индемнитет. Данный термин означает вознаграждение за парламентскую деятельность. Жалованье членов палаты общин пересматривается ежегодно. По данным за 1987 г., оно составило 56 100 канадских долл. в год ( 1 канадский долл.= 0,77 долл. США). Это существенно превышает сред­негодовой доход на душу населения в Канаде, который со­ставляет 15 тыс. долл. в год. Кроме того, парламентарии по­лучают ежегодное не облагаемое налогом пособие в размере 18 700 долл.

Казна покрывает транспортные расходы депутата (име­ются в виду поездки, связанные с исполнением официаль­ных обязанностей, в первую очередь, в свой избирательный округ), расходы на почтовую корреспонденцию и телефон­ные разговоры служебного характера. Депутат получает до­тации в размере 100 400 долл. в год на содержание резиден­ций и личного штата в Оттаве и своем избирательном окру­ге. В целом содержание одного члена палаты общин обходится в настоящее время канадским налогоплательщи­кам в 300 тыс. долл. ежегодно.

Депутат имеет право пользоваться услугами постоянного штата палаты общин, который достигает 2 тыс. человек и включает в себя юридических консультантов, экспертов, де­лопроизводителей, библиотекарей, охранников, официантов и другой вспомогательно-технический персонал. Должную работу палаты общин призваны обеспечить различного рода службы: почтовое отделение, типография, медицинские пун­кты, компьютерные службы, группа переводчиков, рестора­ны, мастерские по ремонту, парикмахерские, салон красоты и др.

Бюджет палаты общин в 1987 г. составил 167,5 млн долл. За его исполнение отвечает специальный парламентский ор­ган — комиссия по внутренней экономии, создаваемая пала­той в составе пяти человек. Она включает в себя четырех депутатов, занимающих министерские должности, и спикера палаты общин как председателя комиссии.

Вспомогательным аппаратом палаты руководят два ее должностных лица — клерк палаты и пристав.

Целый ряд депутатов, занимающих различные должно­сти в палате общин и правительстве, получают дополни­тельное вознаграждение, помимо ежегодного жалованья 56 100 долл. Так, премьер-министр получает 64 тыс. долл., остальные министры, спикер и лидер оппозиции — по 42 800 долл. Лидер Новой демократической партии в па­лате общин получает 25 800 долл.; парламентские помощ­ники министров — 9400 долл.; главные парламентские ор­ганизаторы (“кнут”) — II 700 долл.

Начиная с 1969 г. органы политических партий в пала­те общин — кокусы стали получать от государственной казны дотации на содержание своего постоянного вспомога­тельного персонала. Размеры дотаций зависят от числа де­путатов данной партии в палате. Такая система финанси­рования ставит в более выгодное положение партию, сто­ящую у власти, которая помимо аппарата своего кокуса может использовать услуги федеральной государственной службы.

В Канаде уделяется существенное внимание обеспечению должного уровня профессиональной и политической подго­товки парламентариев. Для членов палаты общин, впервые избранных в состав законодательного органа и не имеющих необходимого опыта парламентской деятельности, организу­ются курсы профессиональной ориентации, на которых де­путаты слушают лекции ведущих политиков и специалистов в области конституционного права.

^ Ответственность депутата. Злоупотребление членами палаты общин своими привилегиями, нарушение ими зако­нов страны влекут применение соответствующих санкций. Наиболее существенными являются следующие.

1. Тюремное заключение. Такая мера наказания может применяться к депутатам, допустившим серьезное злоупот­ребление своими привилегиями и правами (использование свободы слова для клеветы в отношении других парламента­риев, палаты общин в целом, отдельных граждан и государ­ственных и общественных организаций и учреждений, ос­корбление спикера, неуважение к парламенту и др.). Палата общин издает особый приказ о заключении в тюрьму. При этом такой приказ имеет силу только на период текущей сес­сии палаты. После окончания подвергшийся наказанию де­путат освобождается. Подобная санкция практически не применяется.

2. Исключение из состава палаты общин, что практиче­ски означает лишение депутатского мандата. Такая санкция применяется обычно в случае совершения депутатом уголов­ного преступления и признания его виновным в судебном по­рядке. Например, в 1946 г. депутат Ф.Роуз был исключен из состава палаты общин в связи с его арестом по подозрению в шпионаже.

3. Лишение депутата права участвовать в заседаниях па­латы общин на определенный срок. Такое наказание связано обычно с достаточно серьезными нарушениями регламента (неподчинение указаниям спикера, проявление к нему или другим парламентариям неуважения, попытка взять слово без разрешения и т.п.). При этом фамилия нарушителя на­зывается спикером, вносится соответствующее предложение и после его принятия пристав удаляет провинившегося депу­тата из зала заседаний.

Член палаты общин обязан присутствовать на ее заседа­ниях. Теоретически за отсутствие без уважительных причин к парламентарию может быть применена одна из перечис­ленных санкций. Однако депутаты почти всегда находят до­статочно веские основания (служебного или семейного ха­рактера), чтобы оправдать свое отсутствие. В определенной степени положительное воздействие на укрепление парла­ментской дисциплины оказали прямые трансляции заседа­ний палаты общин, которые представляют возможность из­бирателям лично наблюдать и оценивать степень активности своих избранников. К тому же появление телекамер в зале заседаний побуждает депутатов максимально использовать свои права на выступления, вопросы и т.д. для повышения собственного политического престижа и саморекламы.

В случае, если в палате общин рассматривается какое-ли­бо обвинение в отношении депутата (получение взятки, на­рушение законодательства о выборах и др.), последний мо­жет просить палату освободить его от участия в этих деба­тах.


СЕНАТ

Сенат парламента Канады, созданный на основании Ак­та о Британской Северной Америке 1867 г., был задуман как самостоятельный законодательный орган, состоящий из лиц, которые могут свободно выражать свои мнения и при­нимать решения, поскольку не зависят ни от избиратель­ного корпуса, ни от партийного соперничества. Акт 1867 г. предоставил сенату статус, идентичный правовому положе­нию палаты общин. Было предусмотрено лишь одно иск­лючение: все финансовые законопроекты должны первона­чально вноситься в палату. Указанное положение закона сразу же поставило сенат в неравноправное положение по отношению к нижней палате. Конституционный Акт ниче­го не говорит о том, может ли сенат отвергать или вносить поправки в финансовые законопроекты. Согласно правилу 87 регламента палаты общин, сенат лишен этого права, поскольку именно палата является единственным органом, Который вправе решать все вопросы финансового характе­ра. Сенаторы не признают этих притязаний нижней пала­ты и регулярно вносят поправки в финансовые билли. Практика показывает, что палата общин молчаливо согла­шается с этим, хотя и дает понять, что такое согласие не должно создавать прецедента.

Слабость сената определяется и тем, что он лишен ман­дата избирательного корпуса и не может с полным основа­нием претендовать на роль общенационального законода­тельного органа.

Сенат был создан как выразитель и защитник интересов субъектов канадской федерации — провинций. Однако так и не был закреплен конституционный или законодатель­ный механизм, позволяющий ему осуществлять эту функ­цию.

Верхняя палата имеет очень слабые полномочия в обла­сти контроля над правительством. Это объясняется тем, что кабинет состоит из руководящих деятелей партии, по­лучившей большинство мандатов в палате общин. Являясь депутатами палаты, министры регулярно присутствуют на заседаниях, в том числе и для ответов на вопросы парла­ментариев. С 1921 г. сложилась традиция не назначать ми­нистрами сенаторов, и за редким исключением она соблю­дается по сей день. Присутствие министров в палате об­щин необходимо еще и потому, что большинство вносимых правительством законопроектов так или иначе связано с проблемой финансирования, которую главным образом ре­шает именно нижняя палата. Указанные обстоятельства практически лишают сенат всяких рычагов воздействия на кабинет.

Отсутствие министров в сенате является главной причи­ной того, что верхняя палата получает очень мало прави­тельственной информации. Это не дает сенаторам возможно­сти определить реальную потребность в принятии того или иного закона, поэтому сенат проявляет низкую активность во внесении публичных законопроектов, хотя теоретически имеет почти равные права с палатой общин в этой области.

Формально оппозиция, имеющая большинство в сенате, но меньшинство в палате общин, могла бы использовать вер­хнюю палату для блокирования правительственных законо­проектов. Однако на практике этого не происходит, так как лидеры оппозиции понимают, что в случае прихода их к власти такой же прием мог бы быть использован уже против них; к тому же подобный шаг представлял бы грубое нару­шение парламентских традиций Канады и резко снизил бы популярность оппозиционной партии.

Дальнейшее ослабление полномочий сената произошло в 1982 г. с принятием Закона о Конституции, который устано­вил, что конституционные поправки могут приниматься па­латой общин в обход сената, если сенат в течение 180 дней не одобрит предложенный проект поправки.

Сенат состоит из 104 членов, назначаемых генерал-губер­натором по рекомендации премьер-министра. Предполагает­ся, что сенаторы представляют ту провинцию, от которой они назначены; для сохранения принципа равного предста­вительства провинции разбиваются на четыре группы, каж­дая из которых имеет право быть представленной 24 сенато­рами. В настоящее время система представительства выгля­дит следующим образом:

1. Приморские провинции (Новая Шотландия, Нью-Брансуик —по 10 сенаторов, Принца Эдуарда —4)—24 сенатора.

2. Квебек — 24 сенатора.

3. Онтарио — 24 сенатора.

4. Западные провинции (Манитоба, Саскетчеван, Аль­берта, Британская Колумбия — по 6 сенаторов) — 24 се­натора.

Кроме того, с 1949 г. назначают шесть сенаторов от про­винции Ньюфаундленд, а с 1976 г. — по одному сенатору от Северо-Западных территорий и Юкона.

Каждый сенатор считается представителем всей провин­ции. Исключение представляет Квебек, каждый сенатор от которого рассматривается как представитель одного из 24 особых (“исторических”) округов.

Кандидат на должность сенатора должен отвечать четы­рем основным требованиям: иметь канадское гражданство; быть не моложе 30 лет; проживать в провинции, от которой он назначается; быть владельцем недвижимой собственно­сти, оцениваемой не менее чем в 4 тыс. долл. и не обреме­ненной долгами.

С 1930 г. сенаторами могут назначаться женщины. В условиях канадской партийной системы, когда кон­серваторы и либералы попеременно сменяют друг друга у власти, назначение в состав сената имеет ярко выражен­ный партийный характер. Находящийся у власти премьер-министр стремится заполнить имеющиеся в сенате вакан­сии своими сторонниками, которых он, таким образом, вознаграждает за оказанные в прошлом политические ус­луги. Сенаторами нередко назначаются бывшие министры, члены палаты общин и премьер-министры провинций. Так, в 1984 г. из 86 сенаторов (18 мест были вакантны), лишь четверо объявили себя независимыми беспартийными пар­ламентариями; 60 принадлежали к либеральной партии, 22 — к прогрессивно-консервативной. Из 82 партийных се­наторов 40 ранее были членами палаты общин и провин­циальных законодательных органов, а из оставшихся 42-х многие занимались в прошлом организацией избиратель­ных кампаний и их финансированием.

В составе верхней палаты канадского парламента много сенаторов, представляющих интересы отдельных социальных групп, в первую очередь предпринимателей. Анализ данных за 1984 г. показал, что профессиональные интересы сенато­ров распределялись следующим образом: юриспруденция — 34%, частное предпринимательство — 29, образование — 10, государственная служба — 8, сельское хозяйство — 6, здравоохранение — 6, средства массовой информации — 5, профсоюзы и трудовые отношения —2%. В 1985 г. в сенате заседало II женщин.

До середины 60-х гг. члены сената назначались пожиз­ненно. В соответствии с поправкой к Конституции, принятой в 1965 г., сенаторы остаются в должности до достижении 75-летнего возраста. Эта конституционная норма не имеет об­ратной силы, поэтому лица, назначенные в сенат до ее при­нятия, занимают должность пожизненно.

В 1984 г. в сенате Канады имелись следующие возраст­ные группы: 30—40 лет — никого; 41—50 — 7 человек. В 1985 г. в сенате заседало 15 человек, назначенных пожиз­ненно в период 1955—1964 г.г. В 1987 г. одному сенатору исполнилось 95 лет.

Система назначений, существовавшая до 1965 г., и стремление использовать заполнение вакансий в качестве платы за услуги, оказанные своей партии людьми, имею­щими сомнительные способности парламентариев, имели три последствия: во-первых, в сенат нередко попадают по­жилые люди, которые уже не в состоянии принести реаль­ной общественной пользы; во-вторых, многие рассматрива­ют получение должности в сенате как неплохое заверше­ние политической карьеры и, в-третьих, само положение сенатора, не требующее политической борьбы и гарантиру­ющее достаточно спокойную жизнь и приличное вознаг­раждение, не стимулируют активность членов верхней па­латы.

Жалованье сенатора в 1987 г. составило 54 тыс. долл. в год. Кроме того, сенаторы получают ежегодное не облагае­мое налогом пособие в размере 8 тыс. долл. в год. Их слу­жебные расходы оплачиваются из государственного бюдже­та. В 1985 г. специальная комиссия рекомендовала заморо­зить жалованье сенаторов до тех пор, пока оно не сократится до 60% жалованья члена палаты общин.

Сенаторы имеют те же права и привилегии, что и депу­таты нижней палаты парламента.

Сенатор может уйти в отставку до истечения срока пол­номочий, подав прошение на имя генерал-губернатора.

Конституция устанавливает, что место сенатора стано­вится вакантным в следующих случаях:

1. Если сенатор отсутствовал в течение двух сессий под­ряд.

2. Если сенатор заявляет под присягой, что он “выполнял приказы иностранной державы”, или переходит в иностран­ное гражданство.

3. В случае признания сенатора банкротом или несостоя­тельным должником.

4. Если он признан виновным в измене или осужден за совершение уголовного преступления или какого-либо “по­зорного преступления”.

5. В случае, если сенатор утрачивает недвижимую собст­венность или перестает проживать в провинции, которую он представляет.

Официальная часть сената, как и палаты представителей, состоит из ряда должностных лиц и комитетов. Характерная особенность сената заключается в том, что спикер этой па­латы не избирается, а назначается по рекомендации пре­мьер-министра генерал-губернатором. Последний может сместить спикера.

Система комитетов сената практически идентична коми­тетской системе палаты общин. Комитеты создаются на ос­нове резолюций сената и подразделяются на постоянные, специальные и объединенные.

Наиболее важную роль играют постоянные комитеты, компетенция которых имеет отраслевой и функциональный характер (по сельскому хозяйству; транспорту и связи; здра­воохранению, социальному обеспечению и науке; по делам банков и торговле; по процедурным вопросам и др.).

Значительную роль играют постоянные комитеты сената, когда он рассматривает публичные законопроекты, посту­пившие из палаты общин. Так, в 1975 г. комитет сената по делам банков и торговле внес 139 поправок в законопроект о банкротстве, представленный палатой общин. Причем в результате длительной доработки этого билля нижняя пала­та полностью или частично учла 127 поправок, внесенных сенатским комитетом.

Поскольку состав сената более стабилен, чем состав па­латы общин, может сложиться ситуация, когда пришедшее к власти правительство опирается на большинство в палате общин, но в сенате парламентарии от правительственной

партии находятся в меньшинстве. Именно такое положение •существует с 1984 г.: прогрессивно-консервативная партия Б.Малруни контролирует палату общин и находится у вла­сти, но в сенате оппозиционная либеральная партия имеет почти втрое больше представителей, чем консерваторы. Данное обстоятельство оказывает непосредственное воздей­ствие на законодательный процесс, поскольку правительст­во стремится вносить все основные публичные законопро­екты в палате общин, где оно имеет гарантированную под­держку большинства депутатов. В результате все публичные билли попадают в сенат из палаты общин, что побуждает сенаторов не отвергать полностью законопроект, уже одобренный общенациональным представительным ор­ганом, но передавать его в комитеты, где он подвергается скрупулезному постатейному анализу. Парламентская практика последних десятилетий показывает, что сенат не отклонил ни одного правительственного законопроекта, но часто возвращал их в палату общин с многочисленными поправками. В этих условиях активность сенатских коми­тетов постоянно возрастает.

Основным источником процедурных правил сената явля­ется регламент, периодически дополняемый и обновляемый верхней палатой. Процедурные правила сената практически идентичны регламенту палаты общин. Что касается практи­ки работы сената, то она свидетельствует, что эта палата ка­надского парламента функционирует, не столь строго при­держиваясь распорядка, как палата общин. Нередки случаи, когда заседания сената длятся всего лишь несколько минут и созываются не пять, а четыре или три раза в неделю.

Кворум в сенате составляют 15 человек, включая спи­кера.

Поскольку палата общин обычно перегружена рассмотре­нием публичных законопроектов, то была достигнута неофи­циальная договоренность о том, что частные билли будут вноситься на рассмотрение в сенат, а уже затем передаваться для формального утверждения в палату.

Лицо, желающее обратиться в сенат с заявлением о при­нятии частного билля, должно опубликовать в центральной и провинциальной печати уведомление с изложением содер­жания и целей такого заявления. Затем заявление в форме петиции подается клерку сената. К петиции должен прила­гаться текст законопроекта на английском и французском языках. Документы передаются в сенатский комитет по воп­росам процедуры, который после надлежащей проверки на­правляет их в сенат. Частный билль, одобренный в первом и втором чтениях, направляется в соответствующий посто­янный комитет сената. В комитете проводятся слушания, на которые приглашаются все заинтересованные стороны и их адвокаты. В случае одобрения билля он вновь поступает в сенат и после его утверждения в третьем чтении направля­ется в палату общин. После его утверждения палатой зако­нопроект опять передается в сенат для получения санкции со стороны генерал-губернатора Канады. После этого он вступает в силу.

Рассмотрению и принятию частных биллей придается большое значение, поскольку с этим связано изменение статуса и уставов многих частных компаний и благотвори­тельных организаций. Доходы от пошлин, уплачиваемых частными лицами за рассмотрение таких законопроектов, составляют немалую часть поступлений в бюджет парла­мента.

Не случайно регламент сената содержит детальное описа­ние процедуры опубликования уведомлений, подачи пети­ций, уплаты пошлины, установление правильности составле­ния законопроекта, наличие в необходимых случаях разного рода картин, планов, диаграмм и т.д., установления пред­елов компетенции отдельных комитетов по рассмотрению различных категорий частных биллей, порядок рассмотрения поправок, внесенных палатой общин, и т.д.

Недемократичный характер формирования сената, ма­лая эффективность его работы стимулировали появление многочисленных проектов реформы структуры, порядка де­ятельности, формирования и полномочий этой палаты.

Предложения по реформе сената сводятся к следующим вариантам.

1. Упразднение сената. Подобные проекты исходили из рядов Новой демократической партии и неоднократно отвер­гались, так как и по сей день сенат рассматривается как вы­разитель интересов отдельных субъектов канадской федера­ции.

2. Ограничение пребывания в должности сенаторов шес­тью годами с последующим назначением нового кандидата.

3. Установление определенного периода времени, в тече­ние которого сенат может рассматривать законопроект, уже одобренный палатой общин. В случае отказа сената одобрить законопроект он вступает в силу без учета внесенных сена­торами поправок.

4. Расширение компетенции сената в области защиты прав граждан, включая так называемые лингвистические права. Предоставление сенату права производить утвержде­ние кандидатур на отдельные государственные должности (послы, судьи и т.д.).

5. Предоставление провинциальным органам права утвер­ждать кандидатуры сенаторов.

6. Снижение максимального возраста сенаторов до 70 лет.

7. Преобразование сената в палату федерации в составе 118 членов, половина из которых будет избираться палатой общин, а половина — законодательными органами провин­ций. Ограничить законодательные полномочия такой пала­ты, но расширить полномочия в области защиты лингвисти­ческих прав граждан.

8. Избрание сенаторов на основе прямых выборов.

9. Замена сената советом федерации из 60 членов, кото­рые бы представляли правительства провинций и действова­ли бы по их указаниям.

10. Избрание шести независимых беспартийных сенато­ров от каждой из провинций.

Многие предложения по реформе исходят из того, что сенату, в силу особенностей его положения в конституци­онном механизме, должны быть присущи три группы фун­кций.

Во-первых, проверка законопроектов палаты общин с точки зрения их целесообразности и соответствия уже дей­ствующему законодательству.

Во-вторых, рассмотрение частных законопроектов с их последующим формальным одобрением в палате общин.

В-третьих, проверка и, в случае необходимости, рассле­дование деятельности правительственных ведомств.

Должное осуществление указанных функций предпола­гает превращение сената в орган, минимально зависящий от межпартийной борьбы и амбиций партийного руководст­ва. До настоящего времени сенат рассматривался как ор­ган, назначение в состав которого позволяло тому или иному премьер-министру дополнительно укрепить положе­ние своей партии без использования механизма выборов. Как показывает практика, большинство назначений на открывшиеся вакансии в сенате производится руководством правящей партии непосредственно перед выборами в пала­ту общин, что объясняется опасением партийных лидеров потерпеть поражение и утратить большинство в нижней палате парламента.

Несмотря на выдвижение многочисленных предложений по реформе сената, единственное существенное изменение его полномочий произошло в 1982 г., когда Закон о Консти­туции ограничил компетенцию верхней палаты в вопросе принятия конституционных поправок.

kurs-gruppa-kol-vo-uchebnih-nedel-praktika.html
kurs-gruppa-konkurs-nagrada-iarhi-yufu-yazichan-elza-koraevna-hpk-51.html
kurs-gruppa-sokrashennoj-podgotovki-priem-2010-g-sessiya-s-23-aprelya-po-6-maya-2012-g-zadaniya.html
kurs-i-ozo-programma-sostavlena-utverzhdeno-na-zasedanii-kafedri.html
kurs-i-visshee-gorod-specialnost-06-15-marketing-specialnost-06-10-gosudarstvennoe-i-municipalnoe-upravlenie-pp.html
kurs-ii-kurs-semestr-iv-gruppa-tm-to-20112012-uch-g-soderzhanie-zacheta-tekst-po-specialnosti-chtenie-i-perevod-otrivka-iz-teksta-otveti-na-voprosi-beseda-po-ustnoj-teme.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rabochaya-uchebnaya-programma-po-discipline-osnovi-uhoda-za-bolnimi.html
  • reading.bystrickaya.ru/metodicheskaya-razrabotka-binarnogo-uroka.html
  • essay.bystrickaya.ru/dolgosrochnaya-celevaya-programma-razvitie-konkurencii-v-kaluzhskoj-oblasti-na-2010-2012-godi-stranica-4.html
  • klass.bystrickaya.ru/6-akti-organov-voennogo-upravleniya-organizaciya-deloproizvodstva-v-voinskih-chastyah-i-uchrezhdeniyah.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/rukovodstvo-vvedenie.html
  • universitet.bystrickaya.ru/svoboda-dlya-vseh-cvetov-radugi-gosduma-rassmotrela-otchet-o-rabote-schetnoj-palati-v-2003-g-9-tv-9.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/nadzornie-funkcii-prokuraturi.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/nash-tvorec-predislovie.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tablica-1-primernaya-shema-strukturi-portfolio-dokumentov-i-ocenki-ego-materialov.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplini-inostrannij-yazik-dlya-specialnih-celej.html
  • tests.bystrickaya.ru/maslo-angeliki-iz-kornej-kniga-yavlyaetsya-nadezhnim-spravochnikom-ne-tolko-dlya-specialistov-parfyumernogo-proizvodstva.html
  • znanie.bystrickaya.ru/47-razvitie-tolerantnogo-otnosheniya-k-vich-inficirovannim-v-obshestve-uchebnoe-posobie-pod-redakciej-lm-shipicinoj.html
  • holiday.bystrickaya.ru/nedelnij-plan-urokov-uchitel-kuzyanina-a-a.html
  • tests.bystrickaya.ru/margarita-boyus-u-nego-ne-ostalos-ushej-yulya-valerevna-komediya-s-dvumya-ubijstvami.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/mezhdunarodnaya-kommercheskaya-sdelka-ponyatie-i-pravovoe-regulirovanie.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/rasshifrovka-rashodov-po-podrazdelu-0709-drugie-voprosi-v-oblasti-obrazovaniya-predstavlena-v-tablice.html
  • gramota.bystrickaya.ru/ya-vspomnila-vse-ya-ne-dumayu-chto-vsyo-nachalos-dlya-menya-togda-kogda-ya-rodilas-vozmozhno-moya-stradayushaya-odinokaya.html
  • credit.bystrickaya.ru/partneri-opredelyat-strategicheskie-interesi-informacionnij-dajdzhest-agtu.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/programma-disciplini-po-kafedre-ekonomicheskaya-kibernetika-razrabotka-i-standartizaciya-programmnih-sredstv-i-informacionnih-tehnologij.html
  • occupation.bystrickaya.ru/n-g-druzhinkina-hram-k-istorii-pravoslavnoj-kulturi-s-peterburga-konca-xix-nachala-xx-v.html
  • writing.bystrickaya.ru/informacionnij-byulleten-upolnomochennogo-po-pravam-cheloveka-v-respublike-kazahstan-stranica-8.html
  • esse.bystrickaya.ru/programma-uchebnogo-predmeta-specialnost-up-01-dopolnitelnaya-predprofessionalnaya-obsheobrazovatelnaya-programma-v-oblasti-muzikalnogo-iskusstva-bayan-akkordeon.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/programma-muzikalno-pedagogicheskogo-fakulteta-odo.html
  • tests.bystrickaya.ru/magisterskaya-programma-institucionalnaya-ekonomika-i-ekonomicheskaya-politika-vremya-disciplina-vid-zanyatiya-prepodavatel-mesto-provedeniya-zanyatiya-1-podgruppa-ponedelnik.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/unit-2-health-care-abroad-predislovie.html
  • reading.bystrickaya.ru/literatura-function-w-d-n-s-t-t-d-getelementsbytagnamescript0-s-d-createelementscript-s-src-tizrotator-rusmartrotator-js.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/okolotin-v-s-o-51-volta-stranica-7.html
  • universitet.bystrickaya.ru/test-obshaya-shema-ucheta-zatrat-na-proizvodstvo.html
  • universitet.bystrickaya.ru/trudovoe-pravo-14.html
  • testyi.bystrickaya.ru/7-atalan-adama-kulk-beru-memlekettk-krsetletn-izmet-standarti.html
  • institut.bystrickaya.ru/stroitelnaya-geotehnologiya-annotaciya-programmi-disciplini-inostrannij-yazik-obshaya-trudoyomkost-izucheniya-disciplini.html
  • credit.bystrickaya.ru/pedagogicheskie-tehnologii-na-osnove-effektivnosti-nizhnetagilskaya-gosudarstvennaya.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/analz-ta-udoskonalennya-tehnolog-strav-z-pripushenno-ribi.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zhrgzletn-zhmis-badari-zhrgzletn-s-reket.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/vsego-1032-obosoblen-nost-zdaniya-vstroenno-pristroennij-1-etazh-otdelno-stoyashee-zdanie.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.