.RU

Конспект открытого урока №43/14 по физике. 7А класс. Раздел : «Давление твердых тел, жидкостей и газов»


Конспект открытого урока № 43/14 по физике. 7А класс.

Раздел : «Давление твердых тел, жидкостей и газов».

Тема урока: Архимедова сила. Закон Архимеда.

Учитель: Клевина Валентина Кузьминична.

Дата проведения урока 20.02. 2008 год.

Цель урока:

Сформировать понятие об архимедовой силе, умение выводить формулу, выражающую зависимость этой силы от плотности жидкости (газа) и объема тела, на основе закона Паскаля.

Задачи:

^ Тип урока: Сообщение новых знаний.

Оборудование. Демонстрационное: аквариум, мяч, сосуд с водой, ведерки Архимеда (2 шт.), весы, магнитная доска с магнитами, ПК с проектором, таблицы, дискета с тестом.

Лабораторное: сосуды с водой, динамометры, гири, индивидуальные магнитные доски (или металлические подставки весов), магниты, бумажные стрелки.


^ План урока



Содержание

Методы и приемы

Изучение нового материала. Обнаружение действия выталкивающей силы. Использование закона Паскаля для объяснения действия архимедовой силы.

Историческая справка об Архимеде. Зависимость архимедовой силы от плотности жидкости и объема тела.

Вывод формулы архимедовой силы.

Беседа. Демонстрация опытов. Фронтальный эксперимент. Просмотр слайдов. Сообщение опережающего задания. Зарисовки и записи на доске и в тетрадях.

Наблюдение опытов. Выдвижение гипотезы и ее экспериментальная проверка. Рассмотрение примеров из жизни.

Работа с учебником.



Организационный момент: проверка наличия учащихся в классе, организация рабочего места учащихся, психологический настрой учащихся на предстоящую работу, знакомство с темой, целью урока, запись в тетрадь.

Посмотрите на доску (там вывешен рисунок к сказке «Айболит») и послушайте отрывок из стихов: ...

И горы встают перед ним на пути, И он по горам начинает ползти. А горы все выше, а горы все круче, А горы уходят под самые тучи! «О, если я не дойду, Если в пути пропаду, Что станется с ними, с больными, С моими зверями лесными?»

А теперь скажите, как с изменением высоты изменяется давление воздуха?

Как называется прибор для измерения давлений, больших или меньших атмосферного?

Обращаюсь к вашему жизненному опыту: а давит ли жидкость на погруженное в нее тело? (закройте глаза и представьте, что вы летом у водоема) своего друга вы учите плавать. Легко ли удерживать его тело в воде? А в воздухе?

Демонстрация. Погрузим мяч в воду и уберем руку. (Делается вывод о существовании выталкивающей силы) Сила, характеризующая это действие, получила название Архимедовой силы.

^ Слайд через проектор портрет Архимеда.




Вопрос учителя: как теоретически объяснить это действие жидкости на погруженное тело?

Слайд




(Учитель задает вопросы, ученики ведут запись на доске и в тетради;

Записать давление жидкости на верхнюю грань;

Силу давления на одной строчке;

Давление на нижнюю грань;

Силу давления;

Найти разность сил давления;

p = gh; F = pS; F = ghS.

p = gh; F = pS; F = ghS.

F - F = gSh - gSh = gS (h - h).

Т
F = gV

. к. h - h = h - высота цилиндра, то Sh = V – объем цилиндра (тела). В итоге F - F = gV – выталкивающая сила или сила Архимеда. Окончательно:


Итак (ученица читает стихи)

Есть сила одна, - вот вам ответ, - это силу обнаружил Архимед. (Слайд)

Когда он опустился в воду, то «Эврика!» - воскликнул он народу.

Отчего зависит сила эта? Нельзя оставить без ответа:

Если тело в воду бросить или просто опустить,

Будет сила Архимеда снизу на него давить.

(Второй ученик кратко рассказывает легенду об Архимеде, §8, стр.183)

Прежде чем проверить теорему мы проведем физкульт. минутку.

Учитель: мы проверим теорему, сформулированную Архимедом, следующим образом: проведем опыт с ведерком Архимеда.


^ Демонстрация опыта.

(Закон Архимеда формулируется вместе с учениками)

Закон: на тело, погруженное в жидкость (газ), действует выталкивающая сила, равная по величине весу жидкости (газа), вытесненной телом.

Учитель: у вас у каждого на столах сосуды с соленой водой разной плотности и динамометры, груз, стрелки, магниты, подставки. Вы экспериментально попытайтесь обнаружить Архимедову силу, а при помощи стрелок модулируйте направление действующих сил. Изобразите в тетради. (работа ведется под руководством учителя – 3 минуты.)

Учитель зачитывает Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей». Так как же шар полетит?

На следующее утро стали готовиться в путь. Торопыжка первым залез в корзину, за ним -Незнайка.

А действительно, зачем шар наполняют теплым воздухом?

Обсуждение ответа.

Читаем дальше:

Знайка велел коротышкам наполнить несколько мешков песком и положить их в корзину.

А вы как думаете, зачем коротышкам понадобились мешки с песком?

^ Обсуждение ответа.

Каждый берет маленький листочек «Рефлексивный тест» (Приложение 1) и в нем кратко записывает или подчеркивает ответы.

Итак: от каких величин зависит Архимедова сила? (ответы: плотности жидкости, объема погруженного тела.)

Закрепление. Тест. Приложение 2. (за него только «4» и «5» выставляются на следующем уроке.)

Задание на дом: (§ 48,49, упр. 24) с комментариями, рассматривая рисунок 138 стр.116, выставляются оценки (12.)


Хронометраж:

Орг. момент – 3 мин.

1-й этап – 3 мин.

2 –й этап – 12 мин.

Физкультминутка – 1 мин.

4 – й этап – 5 мин.

Рефлексивный тест – 3 мин.

Закрепление – 6 мин.

Подведение итого, дом. задание – 3 мин.


Приложение 1.

Рефлексивный тест.

1. На уроке было много нового а) да б) нет

2. Мне это пригодится а) в учебе б) в быту в) в жизни

3. На уроке было над чем подумать а) да б) нет

4. Напишите какой момент урока вызвал у вас интерес

5. Моя активность на уроке (оценка)


Приложение 2.

Задание №1. I. Укажите, от каких факторов выталкивающая сила в жидкостях и газах, действующая на целиком погруженное в них тело, не зависит,

  1. От рода жидкости.

  2. От объема погруженного тела,

  3. От формы погруженного тела.

Задание №2.

II. Архимедова сила, действующая на тело, целиком погруженное в

жидкость, ...

  1. больше силы тяжести жидкости в объеме тела.

  2. меньше силы тяжести жидкости в объеме тела.

  3. равна силе тяжести жидкости в объеме тела.


III. Какая из приведенных ниже величин не нужна для расчета выталкивающей силы, действующей на тело, погруженное в жидкость?

  1. Объем тела.

  2. Плотность жидкости.

  3. Плотность тела.

IV. Одинакова ли выталкивающая сила, с которой жидкость действует на погруженные в нее стальной шарик и стальную пластинку одной и той же массы?

  1. Одинакова.

  2. Неодинакова.

Задание №3.

В сосуд с водой опускают металлический шарик. Какая из физических величин при погружении шарика в воду увеличивается, уменьшается и не

изменяется?

  1. Масса шарика.

  2. Масса воды.

III. Объем воды..

IV. Уровень воды в сосуде...

V. Давление на дно сосуда...

  1. увеличивается.

  2. уменьшается.

  3. не изменяется.


Задание № 4.

Вы знаете, что...

I. газы действуют на погруженное в них тело с некоторой силой (выталкивающей силой), как и жидкости.

II. жидкости действуют на погруженное в них тело с большей выталкивающей силой, чем газы.

  1. выталкивающая сила, действующая на тело, тем больше, чем больше плотность жидкости.

  2. сила, выталкивающая тело, плавающее на поверхности жидкости, равна силе тяжести жидкости в объеме погруженной части тела.

Далее приведены примеры, поясняющие эти утверждения. Найдите их.

  1. Под водой мы можем легко поднять камень, который с трудом поднимаем в воздухе.

2.В морской (соленой) воде легче плавать, чем в речной.

3. При загрузке корабля увеличивается глубина осадки.

4. Детский воздушный шар, наполненный водородом или теплым воздухом, поднимается вверх.

Задание №5.

Составьте тексты из фраз А, Б. А. К коромыслу весов подвешены два цилиндра одинакового веса... 1; из

одного и того же материала. 2. из разного материала. Б. Если оба цилиндра одновременно погрузить в воду, то

  1. равновесие весов нарушится.

  2. равновесие весов не нарушится

konkursnuyu-situaciyu-kazhdij-abiturient-mozhet-parallelno-uvidet-vojdya-v-ais-abiturient-po-svoim-uchetnim-dannim-stranica-14.html
konkurstardi-barli-atisushilarina-ojilatin-zhalpi-blktlk-talaptari.html
konkursti-barli-atisushilarina-zhalpi-blktlk-talaptar-zhoari-zhne-ortadan-kejng-blm-keles-zretterd-bolui.html
konkursti-komissiya-trajimini-orinbasari-zh-b-lzhanova.html
konkursti-zhattama-tapsiris-berush-azastanni-depozitterge-kepldk-beru-ori-a.html
konkursti-zhattamasi.html
  • education.bystrickaya.ru/1-opisanie-na-navigaciyata-vvedenie.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/hitroumnij-idalgo-don-kihot-lamanchskij-el-ingenioso-hidalgo-don-quijote-de-la-mancha.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/razdel-iv-rabochee-vremya-metodicheskie-materiali-8-avtorskij-kollektiv-hudoleev-a-n-suhovejko-g-s-goryajnova.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/programma-uchebnoj-disciplini-teoriya-i-praktika-strategicheskogo-upravleniya-dlya-magistrov-po-napravleniyu-podgotovki-gosudarstvennoe-i-municipalnoe-upravlenie.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tekushie-razmishleniya-o-shizofrenii-okrashennij-chuvstvom-kompleks-i-ego-obshee-vozdejstvie-na-psihicheskoe-a-ostroe.html
  • urok.bystrickaya.ru/programma-disciplini-opd-f-12-specialnaya-pedagogika-celi-i-zadachi-disciplini-cel-kursa.html
  • urok.bystrickaya.ru/prilozhenie-2-raschet-uchastvuyushej-vo-vzrive-massi-veshestva-i-radiusov-zon-razrushenij.html
  • institut.bystrickaya.ru/statya-29-poryadok-provedeniya-aukciona-polozhenie-o-zakupkah-tovarov-rabot-uslug-dlya-nuzhd-oao-mgkl-mosgorlombard.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-raduzhnoj-strani-upravlenie-obrazovatelnim-uchrezhdeniem-socialnoe-partnyorstvo.html
  • klass.bystrickaya.ru/amerikanskij-pragmatizm-ch-pirs-u-dzhems-dzh-dyui-rol-antichnoj-filosofii-v-stanovlenii-nauchnoj-racionalnosti.html
  • books.bystrickaya.ru/doklad-o-sostoyanii-i-ispolzovanii-zemel-v-respublike-severnaya-osetiya-alaniya-v-2009-godu.html
  • report.bystrickaya.ru/k-bahutov-mediko-topografiya-i-sanitarnoe-sostoyanie-gubernskogo-goroda-stavropolya-stranica-12.html
  • lesson.bystrickaya.ru/tematicheskoe-planirovanie-tehnologiya-1-klass-1-chas-v-nedelyu-obrazovatelnaya-programma-nachalnogo-obshego-obrazovaniya.html
  • control.bystrickaya.ru/biologicheskaya-prelyudiya-diskurs-radikalnogo-konstruktivizma-tradicii-skepticizma-v-sovremennoj-filosofii-i-teorii-poznaniya.html
  • desk.bystrickaya.ru/otchet-po-nauchno-issledovatelskoj-rabote-studencheskogo-kruzhka-garmoniya.html
  • essay.bystrickaya.ru/bukusheva-aliya-vladimirovna-proektirovanie-i-realizaciya-sistemi-logicheskoj-podgotovki-budushego-informatika-yurista.html
  • notebook.bystrickaya.ru/gotichne-rozumnnya-krasi-chast-3.html
  • grade.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-i-kontrolnie-zadaniya-dlya-studentov-1-kursa-zheleznodorozhnih-specialnostej-zaochnoj-formi-obucheniya-stranica-3.html
  • credit.bystrickaya.ru/osnovnie-pravila-dlya-sostavitelya-pisem-grundregeln-fr-den-briefschreiber.html
  • institut.bystrickaya.ru/uchebnaya-programma-po-discipline-istoriya-filosofiya-i-metodologiya-tehnicheskih-nauk-dlya-prepodavatelej-visshej-shkoli-omsk-200.html
  • uchit.bystrickaya.ru/taktiko-specialnaya-podgotovka-programma-razrabotana-departamentom-podgotovki-vojsk-grazhdanskoj-oboroni-i-drugih.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/krizis-mishleniya-via-madonna-del-riposo-89-roma.html
  • laboratory.bystrickaya.ru/zemnaya-kora-formirovanie-relefa-i-osnovnie-principi-tektoniki.html
  • credit.bystrickaya.ru/otkritie-sorevnovaniya-bolshaya-lvovskaya-ohota-klubnij-chempionat-ukraini-uchastvuyut-komandi-klubov-gorodov-dyustsh-oblastej.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-iii-sinergeticheskaya-filosofiya-istorii-i-zakonomernostej-vihoda-iz-haosa.html
  • essay.bystrickaya.ru/chuzhie-na-svyazi-komsomolskaya-pravda-vladimirov-sergej-16062006-86-str-7.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-2-obshie-principi-standartizacii-metodicheskie-rekomendacii-v-oblasti-ozdorovitelnogo-funkcionalnogo.html
  • znanie.bystrickaya.ru/avgustinizm-l-i-vasilenko-kratkij-religiozno-filosofskij-slovar.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-2-znachenie-professii-yurista-v-obshestve-uchebno-metodicheskij-kompleks-utverzhdayu-zaveduyushij-kafedroj-32-prof.html
  • university.bystrickaya.ru/fakultet-socialno-gumanitarnij-kafedra-socialno-gumanitarnih-disciplin.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/resheniem-obshego-sobraniya-chlenov-stranica-2.html
  • education.bystrickaya.ru/143-svobodnie-volni-kratkoe-obzorno-spravochnoe-posobie-kniga-yavlyaetsya-pervim-v-svoyom-rode-obzorno-spravochnim.html
  • letter.bystrickaya.ru/nauchnie-shkoli-mezhdunarodnie-otnosheniya-stranica-6.html
  • writing.bystrickaya.ru/glava-6-stiven-king-nesushij-smert-1990.html
  • control.bystrickaya.ru/boris-lvovich-vasilev-stranica-13.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.