.RU

Конспект открытого урока №43/14 по физике. 7А класс. Раздел : «Давление твердых тел, жидкостей и газов»


Конспект открытого урока № 43/14 по физике. 7А класс.

Раздел : «Давление твердых тел, жидкостей и газов».

Тема урока: Архимедова сила. Закон Архимеда.

Учитель: Клевина Валентина Кузьминична.

Дата проведения урока 20.02. 2008 год.

Цель урока:

Сформировать понятие об архимедовой силе, умение выводить формулу, выражающую зависимость этой силы от плотности жидкости (газа) и объема тела, на основе закона Паскаля.

Задачи:

^ Тип урока: Сообщение новых знаний.

Оборудование. Демонстрационное: аквариум, мяч, сосуд с водой, ведерки Архимеда (2 шт.), весы, магнитная доска с магнитами, ПК с проектором, таблицы, дискета с тестом.

Лабораторное: сосуды с водой, динамометры, гири, индивидуальные магнитные доски (или металлические подставки весов), магниты, бумажные стрелки.


^ План урока



Содержание

Методы и приемы

Изучение нового материала. Обнаружение действия выталкивающей силы. Использование закона Паскаля для объяснения действия архимедовой силы.

Историческая справка об Архимеде. Зависимость архимедовой силы от плотности жидкости и объема тела.

Вывод формулы архимедовой силы.

Беседа. Демонстрация опытов. Фронтальный эксперимент. Просмотр слайдов. Сообщение опережающего задания. Зарисовки и записи на доске и в тетрадях.

Наблюдение опытов. Выдвижение гипотезы и ее экспериментальная проверка. Рассмотрение примеров из жизни.

Работа с учебником.



Организационный момент: проверка наличия учащихся в классе, организация рабочего места учащихся, психологический настрой учащихся на предстоящую работу, знакомство с темой, целью урока, запись в тетрадь.

Посмотрите на доску (там вывешен рисунок к сказке «Айболит») и послушайте отрывок из стихов: ...

И горы встают перед ним на пути, И он по горам начинает ползти. А горы все выше, а горы все круче, А горы уходят под самые тучи! «О, если я не дойду, Если в пути пропаду, Что станется с ними, с больными, С моими зверями лесными?»

А теперь скажите, как с изменением высоты изменяется давление воздуха?

Как называется прибор для измерения давлений, больших или меньших атмосферного?

Обращаюсь к вашему жизненному опыту: а давит ли жидкость на погруженное в нее тело? (закройте глаза и представьте, что вы летом у водоема) своего друга вы учите плавать. Легко ли удерживать его тело в воде? А в воздухе?

Демонстрация. Погрузим мяч в воду и уберем руку. (Делается вывод о существовании выталкивающей силы) Сила, характеризующая это действие, получила название Архимедовой силы.

^ Слайд через проектор портрет Архимеда.




Вопрос учителя: как теоретически объяснить это действие жидкости на погруженное тело?

Слайд




(Учитель задает вопросы, ученики ведут запись на доске и в тетради;

Записать давление жидкости на верхнюю грань;

Силу давления на одной строчке;

Давление на нижнюю грань;

Силу давления;

Найти разность сил давления;

p = gh; F = pS; F = ghS.

p = gh; F = pS; F = ghS.

F - F = gSh - gSh = gS (h - h).

Т
F = gV

. к. h - h = h - высота цилиндра, то Sh = V – объем цилиндра (тела). В итоге F - F = gV – выталкивающая сила или сила Архимеда. Окончательно:


Итак (ученица читает стихи)

Есть сила одна, - вот вам ответ, - это силу обнаружил Архимед. (Слайд)

Когда он опустился в воду, то «Эврика!» - воскликнул он народу.

Отчего зависит сила эта? Нельзя оставить без ответа:

Если тело в воду бросить или просто опустить,

Будет сила Архимеда снизу на него давить.

(Второй ученик кратко рассказывает легенду об Архимеде, §8, стр.183)

Прежде чем проверить теорему мы проведем физкульт. минутку.

Учитель: мы проверим теорему, сформулированную Архимедом, следующим образом: проведем опыт с ведерком Архимеда.


^ Демонстрация опыта.

(Закон Архимеда формулируется вместе с учениками)

Закон: на тело, погруженное в жидкость (газ), действует выталкивающая сила, равная по величине весу жидкости (газа), вытесненной телом.

Учитель: у вас у каждого на столах сосуды с соленой водой разной плотности и динамометры, груз, стрелки, магниты, подставки. Вы экспериментально попытайтесь обнаружить Архимедову силу, а при помощи стрелок модулируйте направление действующих сил. Изобразите в тетради. (работа ведется под руководством учителя – 3 минуты.)

Учитель зачитывает Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей». Так как же шар полетит?

На следующее утро стали готовиться в путь. Торопыжка первым залез в корзину, за ним -Незнайка.

А действительно, зачем шар наполняют теплым воздухом?

Обсуждение ответа.

Читаем дальше:

Знайка велел коротышкам наполнить несколько мешков песком и положить их в корзину.

А вы как думаете, зачем коротышкам понадобились мешки с песком?

^ Обсуждение ответа.

Каждый берет маленький листочек «Рефлексивный тест» (Приложение 1) и в нем кратко записывает или подчеркивает ответы.

Итак: от каких величин зависит Архимедова сила? (ответы: плотности жидкости, объема погруженного тела.)

Закрепление. Тест. Приложение 2. (за него только «4» и «5» выставляются на следующем уроке.)

Задание на дом: (§ 48,49, упр. 24) с комментариями, рассматривая рисунок 138 стр.116, выставляются оценки (12.)


Хронометраж:

Орг. момент – 3 мин.

1-й этап – 3 мин.

2 –й этап – 12 мин.

Физкультминутка – 1 мин.

4 – й этап – 5 мин.

Рефлексивный тест – 3 мин.

Закрепление – 6 мин.

Подведение итого, дом. задание – 3 мин.


Приложение 1.

Рефлексивный тест.

1. На уроке было много нового а) да б) нет

2. Мне это пригодится а) в учебе б) в быту в) в жизни

3. На уроке было над чем подумать а) да б) нет

4. Напишите какой момент урока вызвал у вас интерес

5. Моя активность на уроке (оценка)


Приложение 2.

Задание №1. I. Укажите, от каких факторов выталкивающая сила в жидкостях и газах, действующая на целиком погруженное в них тело, не зависит,

  1. От рода жидкости.

  2. От объема погруженного тела,

  3. От формы погруженного тела.

Задание №2.

II. Архимедова сила, действующая на тело, целиком погруженное в

жидкость, ...

  1. больше силы тяжести жидкости в объеме тела.

  2. меньше силы тяжести жидкости в объеме тела.

  3. равна силе тяжести жидкости в объеме тела.


III. Какая из приведенных ниже величин не нужна для расчета выталкивающей силы, действующей на тело, погруженное в жидкость?

  1. Объем тела.

  2. Плотность жидкости.

  3. Плотность тела.

IV. Одинакова ли выталкивающая сила, с которой жидкость действует на погруженные в нее стальной шарик и стальную пластинку одной и той же массы?

  1. Одинакова.

  2. Неодинакова.

Задание №3.

В сосуд с водой опускают металлический шарик. Какая из физических величин при погружении шарика в воду увеличивается, уменьшается и не

изменяется?

  1. Масса шарика.

  2. Масса воды.

III. Объем воды..

IV. Уровень воды в сосуде...

V. Давление на дно сосуда...

  1. увеличивается.

  2. уменьшается.

  3. не изменяется.


Задание № 4.

Вы знаете, что...

I. газы действуют на погруженное в них тело с некоторой силой (выталкивающей силой), как и жидкости.

II. жидкости действуют на погруженное в них тело с большей выталкивающей силой, чем газы.

  1. выталкивающая сила, действующая на тело, тем больше, чем больше плотность жидкости.

  2. сила, выталкивающая тело, плавающее на поверхности жидкости, равна силе тяжести жидкости в объеме погруженной части тела.

Далее приведены примеры, поясняющие эти утверждения. Найдите их.

  1. Под водой мы можем легко поднять камень, который с трудом поднимаем в воздухе.

2.В морской (соленой) воде легче плавать, чем в речной.

3. При загрузке корабля увеличивается глубина осадки.

4. Детский воздушный шар, наполненный водородом или теплым воздухом, поднимается вверх.

Задание №5.

Составьте тексты из фраз А, Б. А. К коромыслу весов подвешены два цилиндра одинакового веса... 1; из

одного и того же материала. 2. из разного материала. Б. Если оба цилиндра одновременно погрузить в воду, то

  1. равновесие весов нарушится.

  2. равновесие весов не нарушится

konkursnuyu-situaciyu-kazhdij-abiturient-mozhet-parallelno-uvidet-vojdya-v-ais-abiturient-po-svoim-uchetnim-dannim-stranica-14.html
konkurstardi-barli-atisushilarina-ojilatin-zhalpi-blktlk-talaptari.html
konkursti-barli-atisushilarina-zhalpi-blktlk-talaptar-zhoari-zhne-ortadan-kejng-blm-keles-zretterd-bolui.html
konkursti-komissiya-trajimini-orinbasari-zh-b-lzhanova.html
konkursti-zhattama-tapsiris-berush-azastanni-depozitterge-kepldk-beru-ori-a.html
konkursti-zhattamasi.html
  • lecture.bystrickaya.ru/bazarova-t-a-spbii-ran.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sluzhba-vneshnej-razvedki-rossijskoj-federacii-rekomendacii-po-sovershenstvovaniyu-politiki-rossjskoj-federacii.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-vneurochnoj-deyatelnosti-po-napravleniyu-kruzhok-sekciya-issledovatelskaya-deyatelnost.html
  • letter.bystrickaya.ru/o-g-in-2-r--uchebnik-serzhanta-vozdushno-desantnih-vojsk.html
  • credit.bystrickaya.ru/oral-alasini-auil-sharuashilii-bojinsha-2016-zhili-atarilan-zhmistar-turali-anitama.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/skupoj-ricar-2.html
  • nauka.bystrickaya.ru/v-centralnij-bank-rossijskoj-federacii-stranica-2.html
  • desk.bystrickaya.ru/p-p-gajdenko-nauchnaya-racionalnost-i-filosofskij-razum-stranica-10.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/kursovaya-i-diplomnaya-raboti.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/ob-etimologii-slova-tartar-i-etnonima-tatar.html
  • urok.bystrickaya.ru/programma-nauchno-prakticheskoj-konferencii-ekologicheskaya-bezopasnost-gosudarstv-chlenov-shanhajskoj-organizacii-sotrudnichestva-i-x-mezhdunarodnogo-simpoziuma-i-vistavki-chistaya-voda-rossii.html
  • literatura.bystrickaya.ru/rukovodstvo-po-drevnemu-iskusstvu-isceleniya-sofiya.html
  • essay.bystrickaya.ru/dlinnaya-telega-pro-dyadyu-hryushu-rastamanskie-narodnie-skazki.html
  • apprentice.bystrickaya.ru/yurist-2007-izdaniya.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/razdel-5-kontrol-znanij-studentov-rabochaya-programma-avtorskogo-kursa.html
  • assessments.bystrickaya.ru/cergeev-aleksandr-viktorovich-stranica-18.html
  • write.bystrickaya.ru/filologiya-fakultet-5v011900-shet-tl-ek-shet-tl-mamandii-bojinsha-ou-badarlamasini-zhalpi-sipattamasi-berletn-drezhe.html
  • write.bystrickaya.ru/forma-4-konkursnaya-dokumentaciya.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-10-nasha-nepokolebimaya-vera-v-konechnuyu-pobedu-dzhejms-makgovern-martin-borman-neizvestnij-rejhslejter-19361945.html
  • composition.bystrickaya.ru/otchet-po-samoobsledovaniyu-stranica-2.html
  • tasks.bystrickaya.ru/2-kolichestvo-tetradej-dlya-vipolneniya-vseh-vidov-obuchayushih-rabot.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/sovremennie-problemi-yurisdikcionnogo-immuniteta-gosudarstva-i-ego-sobstvennosti-v-mezhdunarodnom-chastnom-prave.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/programma-letopis-rodnogo-kraya-tema.html
  • credit.bystrickaya.ru/oushilardi-tgendeu-oushilardi-tgendeu.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/polozhenie-o-nauchno-metodicheskom-sovete-reglamentiruyushih.html
  • doklad.bystrickaya.ru/voprosi-k-ekzamenu-po-tsa-sostav-tehnicheskih-sredstv-avtomatizacii.html
  • spur.bystrickaya.ru/kommunizm-i-kapitalizm-kniga-krizis-kommunizma.html
  • turn.bystrickaya.ru/opredelenie-soderzhaniya-askorbinovoj-kisloti-v-yablokah-razlichnih-sortov.html
  • textbook.bystrickaya.ru/informacionnaya-stranica-maj-2011-goda.html
  • education.bystrickaya.ru/35-sistema-vospitatelnoj-raboti-doklad-bou-spo-vo-vologodskij-kolledzh-tehnologii-i-dizajna.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/rezultati-golosovaniya-12-chas-49-min-39-sek-s-m-mironov-predsedatelstvuyushij.html
  • literature.bystrickaya.ru/dajsecu-tajtaro-sudzuki-stranica-10.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/razdel-3-soderzhanie-disciplini-rabochaya-programma-disciplina-teplotehnika-naimenovanie-disciplini-soglasno-uchebnomu-planu.html
  • exam.bystrickaya.ru/veksel-problemi-prakticheskogo-ispolzovaniya.html
  • essay.bystrickaya.ru/doklad-posvyashaetsya-pamyati-margariti-babkenovni-nalbandyan-i-podgotovlen-s-ispolzovaniem-materialov-sobrannih-eyu-v-fondah-rossijskogo-gosudarstvennogo-istoricheskogo-arhiva-rgia.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.