.RU

Колыбель - Программа студийных занятий с детьми Введение в традицию Методическое пособие


Колыбель







^ В колыбельке – «Кач! Не плачь!» -

Дитятко качает мать:

«Спи ты, мой младень,

Да во всю-то ночку.

Баюкаем, качаем «ребенка» на руках.


Поем колыбельную.




^ Спи со архангелом,

Да со ангелочком.

Спи – высыпайся,

Ума набирайся!

Спи-ка, личико умыто!

Будем звать тебя - Никита».



«ставим» младенца,

гладим по головке,




3 раза:

И растет Никита там

Не по дням - а по часам!

обозначая в такт словам его скорый рост - поднимая уровень ладоней выше и выше, тянемся вверх.



^ Конь и Никита






Вышел в вольные луга: «Где бы мне словить коня,

Потягиваемся, распрямляем плечи, смотрим «под козырек»




Чтоб держал богатыря?»

Как при лужке, при лужке

(с самолюбованием)

Поем, идем хороводом по кругу.




^ Во широком поле,

При знакомом табуне

Конь гулял на воле!

Ты гуляй, гуляй, мой конь,

Пока не споймаю,

А споймаю – обуздаю

Шелковой уздою!







^ Стал тут конь копытом бить:

«Нелегко меня словить!»

«Отчего же, конь ты мой?!

Посмотри – вот я какой!»

- Какой?

Останавливаемся на месте, стучим ножкой об пол в такт словам «конь»; разводим руками в сторону, самодовольно играя «бицепсами» («Никита»)




«Выше тучи я скачу!

Громче грома грохочу,

^ Я, вот если захочу,

Даже солнце ухвачу!»

- Ах ты, молодец! При том

Станешь ты богатырем,

Коль всю силушку с умом,

С сердцем ласковым, с добром

Щедро к людям понесешь!

Вот тогда меня возьмешь!

Вот тогда – при всем при том –

Быть тебе богатырем!»

Прыгаем.

Топаем.

Подпрыгиваем и тянемся рукою вверх изо всех сил.

Кулачки – «копытца» - у груди поджаты.

^ Показываем на голову,

сердечко.


«Бьет копытом» - топаем ножкой.




Никита-помощник







«… А Никитушка не тужит!

- Что тужить? Он людям служит…»

^ Засучиваем рукава…


Далее по сюжету, понятно, что мы обыгрываем то, к а к служит людям Никита, в каких повседневных трудах людей находит применение своей богатырской силе, через какие испытания проходит…

Первостепенное значение в достижении педагогических возможностей игры-драматизации имеет текст – ее драматургическая основа. При самостоятельной попытки педагога создать такую игру нужно иметь в виду, что владение рифмой – желательно, но не обязательно. Сюжет может строиться и на подобие «белого стиха», в котором большое значение имеет ритмический рисунок текста. Во время игры с детьми, педагогу необходимо следить за тем, что бы его речь и движения были согласованы и выразительны.

При создании игры-драматизации можно воспользоваться и приемом монтажа – выстроить сюжет на основе подбора готовых отрывков, стихов, песенок разных авторов. Нужно только помнить о том, чтобы за словом в таком сюжете предполагалась возможность выражения его в увлекательном действии. Копирование движений педагога детьми ни в коей мере не подразумевается ни в ходе «венка игр», ни в «игре-драматизации», задача педагога – дать импульс активности детей, точно обозначая в интонации, пластике и «ритмическом рисунке» смысловые акценты.

Работа педагога над текстом игры-драматизации предполагает:


Тик – так!»

Продолжительность «венка игр» или игры-драматизации не должна превышать 20-25 минут.

Игровая часть обычно оканчивается словами: «Кому петь, да играть, а нам – сказку начинать!»,

и приглашением детей смотреть и слушать сказку.





Шестая структурная часть занятия –

VI Сказка



Первая часть занятия детской студии в возрастных группах от 3,5 лет и старше заканчивается с к а з к о й, рассказываемой педагогом или кем-то из родителей (обычно), либо разыгранной детьми (реже). В возрастных группах от 1,5 до 3,5 лет сказкой завершается каждое занятие.

От предыдущей структурной части занятия сказку отделяет присказка - мостик в особый сказочный мир.

Такой своеобразной присказкой обычно является песенка, которую запевает педагог перед «столиком сказки»:

♫ Наша свечка, гори,

Сказка, в гости приходи!

Сказка, в гости приходи...

 или:

«За высокими горами,

За глубокими морями

Стоит в поле теремок,

А на нем висит замок.

Мы замочек отопрем,

В доме свечечку зажжем,

Сказку в гости позовем!»

На «столике сказки» - там, где она будет рассказана с куклами или рядом с местом, где будет сидеть «сказитель» - всегда зажигается свеча в красивом подсвечнике…

О духовном значении русской сказки написано немало. Много и споров вокруг ее воспитательного значения - у сказки есть и противники, и сторонники. Авторы программы «Введение в традицию» разделяют мнения тех русских христианских мыслителей, для которых «... сказки не «выдумка» и не «небылица», а поэтическое прозрение, сущая реальность и начальная философия. И не сказка «отжила» свой век, если мы разучились жить ею; а мы исказили свой душевно-духовный уклад, и мы выветриваемся и отмираем, если мы потеряем д о с т у п к нашей народной сказки» (И. А. Ильин, «Духовный смысл сказки»).

Сказка в доступных, адекватных детскому восприятию образах, способна раскрывать глубокие духовно-нравственные смыслы и тем способствовать христианскому воспитанию. По замечанию кн. Евгения Трубецкого, «русские сказочные образы как-то совершенно незаметно и естественно воспринимают в себя христианский смысл. В некоторых сказках это превращение представляется вполне законченным; в других мы видим пестрое смешение христианского и языческого...»

Наличие этого «смешения» в народной культуре вообще и в сказке, в частности, требует от педагога осмысленного, избирательного отношения к ее содержанию.

 Понимание того, на что намекает сказка лежит в основе умения правильно донести ее смысл до слушателей в процессе рассказа или показа с куклами. Цель сказки – не только развлечение, но извлечение урока.

Однако, сегодня уроки, которые скрываются за увлекательной фабулой, для многих взрослых (а, следовательно, для слушающих их детей) так и остаются загадкой: куда катится колобок? зачем строится теремок? почему льются слезы по разбитому золотому яичку?.. Для того, чтобы сказка сегодня сверкала по всей своей красоте в домашнем чтении и театре, служила источником сюжета для ролевых игр детей более, нежели диснеевские и прочие мультяшки, очевидно необходимо искать «доступ к народной сказке». В этом могут помочь специальные семинары. В клубе «Рождество», например, с воспитательными возможностями традиционной культуры родители знакомятся на лекционно-практических курсах «Семейная педагогика», «Ключи к русской сказки» и др. Такое взаимодействие родителей и педагогов способствует взаимопониманию, тем самым делая педагогический процесс более плодотворным…

Сказки же, избранные к показу на занятиях с детьми по программе «Введение в традицию», служат решению педагогических задач конкретного цикла занятий и являются смысловым продолжением начатых в контексте занятия тематических бесед и игр.

^ Выбор сказки для показа обуславливается, во-первых - значимостью темы и ее согласованностью с содержанием занятия, во-вторых - сюжетными и композиционными особенностями, определяющими саму возможность показа сказки (не всякую сказку нужно и можно показывать — в частности, количество персонажей должно соответствовать возможностям управления ими одним человеком-«сказителем»).

Так, есть множество прекрасных русских сказок, особенности которых не позволяют им быть показанными в контексте занятия: это длинные «волшебные» сказки, сказки, где множество мест действия и персонажей, превращений, борьбы и путешествий, сказки, в которых особое значение имеют образы, создаваемые строем языка. Попытка показа подобных сказок неизбежно «приземляет» их содержание, красота слова исчезает за языком действия с куклами, к тому же, затягивается и общее время занятия.

Педагогу, работающему по программе «Введение в традицию» нужно понимать, что сказки в контексте занятия детской студии не являются отдельным спектаклем, красочным театральным действием. Их роль — продолжение начатого на занятии разговора, углубление затронутой темы с помощью наблюдения за сказочными коллизиями, сопереживания героям.

Длинные волшебные сказки, былины, сказания лучше оставить для неспешного домашнего чтения или для тщательно продуманной по всем законам театрального действия постановки (спектакля) к тому или иному празднику.

 Для того, чтобы донести смысловое содержание сказки до слушателя педагогу не обойтись без предварительной работы с ее текстом. Такая работа предполагает:


«Смысловое прочтение» - это анализ содержания сказки с целью понимания преподаваемых ею уроков, «намеков» и донесения их до слушателей в процессе показа (рассказа).

«Событийный ряд». Педагог, работая с текстом сказки, определяет событийный ряд: отмечает основные события, их логическую взаимосвязь и влияние каждого на ход действия.

«Смысловое прочтение» ведет к пониманию «сверхзадачи» сказки. Правильно определенный «событийный ряд» должен быть направлен на решение этой сверхзадачи.

Предварительная работа педагога с текстом лежит в основе верного интонационного решения в процессе «сказывания» сказки.

^ Язык сказки. Для того, чтобы сказка действительно «сказывалась», а не была лишь пустым пересказом увлекательной фабулы, за смысловым прочтением и выделением событийного ряда следует анализ сказки с точки зрения особенностей ее языка.

Следует отметить некоторые из этих особенностей - педагогу же необходимо найти и выделить их карандашом в тексте:

- зачин;

- рифмованные формулы-характеристики персонажей («мышка- норушка» и пр.), времени («долго ли, коротко» и пр.), особенностей места и обстоятельств действия («леса дремучие, звери рыскучие», «выше леса стоячего, ниже облака ходячего» и пр.);

- эпитеты («палаты белокаменные», «уста сахарные» и пр.);

- кумулятивные приемы (повторы структурных частей), рефрены;

- концовка.


Особо отметим, что без данной предварительной работы с текстом сказки, как правило, при ее пересказе допускаются существенные ошибки, которые, понятно, не следует допускать:

Подобные приемы «приземляют» сказку и отнимают у слушателей возможность самостоятельного, затаенного сопереживания действию. Эмоциональное окрашивание текста «сказителем» лишает слушателя собственных чувств по отношению к героям и их противникам, тем самым мешая усвоению уроков сказки. «Кто есть кто» доносится сказкой не путем иллюстрации голосом «сказителя» (плохой - хороший), но за счет освоенной и закрепленной в речи логики развития действия - через ритмический рисунок, паузы, смысловые акценты и т.д. По «плодам» поступков открываются перед нами сказочные герои.

В ряде случаев, в ходе работы со сказкой, возникает необходимость сделать переложение ее исходного текста. Такое «переложение» текста педагогом предполагает:

После окончания работы с текстом сказки педагогу нужно определиться с видом ее показа и заняться приготовлением необходимых простейших декораций и оснащения, а также сшить кукол или зверушек, несущих черты конкретных сказочных персонажей.


 Виды показа сказки на занятии:

1.Показ на «столике сказки» с помощью шитых, либо деревянных, либо глиняных кукол, изготовленных самостоятельно или специально подобранных.

^ Требования к облику куклы:

- отражение черт образа сказочного персонажа;

- сохранение особенностей русской традиционной игрушки (технология, ткани, костюм - см. ниже: «Изготовление кукол к сказкам»).

При изготовлении зверей к сказкам важно ориентироваться на «природосообразные» черты: т.е. своим обликом кукольные звери должны походить на своих реальных сородичей - разумеется, за исключением размера...

«Столик сказки» - стол, на котором с помощью ряда деталей выстроен необходимый к сказке интеръер, передающий особенности места, обстоятельств, атмосферы, в которой происходит действие.

Интерьер - своеобразные простейшие декорации, в которых разыгрывается кукольная сказка.

^ Выразительность интерьера достигается с помощью:

(Изготовление данных предметов интерьера не требует особого мастерства. Все детали воспроизводятся с большой долей условности.

Например: дома и дворцы - некрашеные картонные коробочки без одной стороны, в которых прорезаны окошки с занавесочками, условной крышей служит наброшенная сверху материя (белая - для «зимнего» интерьера), внутри постелен маленъкий «коврик»; круглые деревянные спилы разного диаметра и высоты внутри такого «домика» обозначают стол и стулья, кроватью или лавкой могут быть покрытые ситцевым лоскутом деревянные брусочки или длинная картонная коробочка, 1-2 маленьких глиняных горшочка «служат» посудой и т.д. и т.п.),

Интерьер на «столике сказки» подготавливается заранее, до начала занятия, и накрывается легкой тканью, которая скроет приготовленное от преждевременного любопытства детей.


^ Управление куклами.

«Сказка на столике» - не аналог кукольного спектакля. Основная роль здесь принадлежит «сказителю». Он находится за «столиком сказки» и перемещает кукольных персонажей в выстроенном интерьере в зависимости от происходящих событий. При этом куклы являются все же вспомогательным средством, а основным в раскрытии содержания является слово: строй речи, смысловые акценты.

Такой вид показа сказки выбран авторами программы «Введение в традицию» как один из наиболее простых по техническому решению и удобных для показа и восприятия дошкольниками.


2. Показ за «ширмой» с «перчаточными» куклами.


Этот вид показа используется значительно реже - как часть праздничного занятия. Сказки, разыгрываемые таким образом, обычно веселые, сатирические по характеру.

Простейшей ширмой служит растянутая ситцевая ткань с пестрым рисунком. «Перчаточными» куклами управляют из-за ширмы 2-3 человека. Для маленьких слушателей важна высота ширмы: лучше, если она не будет полностью скрывать рассказчиков, но давать им возможность общения со зрителем («поясная ширма»).


3. «Театр одного актера» - рассказ сказки Сказителем с минимальным использованием необходимых по действию ярких дополнительных деталей...


Этот вид рассказа сказки, как никакой другой, позволяет донести красоту родной речи. Не всякая сказка может выиграть от показа с куклами. Надо понимать, что, несмотря на бóльшую изобразительность, языковые возможности к у к о л ь н о й с к а з к и более ограничены, нежели собственно с к а з .

Например, вот как описано в сказке «Финист - Ясный Сокол» долгожданное приближение Марьюшки к финалу ее полного испытаний пути: «Впереди степи широкие, луга бархатные, реки медовые, берега киселъные, горы в облака упираются...» С точки зрения смыслового понимания сказки, это описание чрезвычайно важно. Прекрасный мир, в который вступает Марьюшка после того, как она выдержала все превратности страшного пути и не свернула с него, осмысляется как награда за верностъ, предощущение победы, Понятно, что иллюстративные детали интерьера кукольной сказки могут лишь примитизировать это содержание - передать же его может лишь речь и мастерство «сказителя».

Помимо речи, выразительными средствами в данном виде показа (рассказа) сказки являются:

«Сказитель» появляется в народном костюме со свечой в руках, запевает песенку-присказку, садится на декорированное платком удобное место напротив слушателей, ставит свечу на стоящий рядом небольшой столик и начинает сказку.

Этот вид показа используется в программе «Введение в традицию» только в старших возрастных группах (5,5-7 лет).

Если для детей младшего и среднего возраста важен принцип наглядности для лучшего восприятия сказки, то для старших особенно значимо развитие внимания к слову, способности понимать и переживать словесное действие.


4. «Спектакль для родителей» - сказка, разыгрываемая детьми после небольшой подготовки (не более 10 минут) для родителей.


Такой вид показа возможен при знании детьми содержания сказки: например, дважды она была рассказана на занятиях, на третий раз педагог предлагает детям самим разыграть ее для родителей.

Родителям предлагается временно покинуть зал. Распределяются роли, вспоминаются реплики, уточняются действия «массовки» («колодец», «деревья в лесу», «крепостная стена», «домашние животные» - все это могут изображать дети), подбираются из подручного материала необходимые предметы и элементы костюмов.

Слова «от автора» говорит педагог, реплики и действия персонажей исполняются детьми...


 «Изготовление кукол к сказкам».

Тряпичная кукла - одна из наиболее распространенных игрушек. Она может быть использована как для показа сказок, так и для игр ребенка. Технологическая особенность куклы для показа сказки - ее устоичивость на поверхности стола. Высота куклы - чуть больше длины ладони. Простеиший вариант такой куклы может быть выполнен следующим образом:

1. Туловище.

Используем светлую однотонную х/б ткань (можно трикотаж). Кроим и сшиваем, плотно набив шерстью или ватой, туловище в виде конуса. Дно круглое, его можно закрыть кружком из плотной ткани. Проверяем конусообразное «тулово» на устойчивость.

2. Ручки.

Варианты: а) скатываем 2 полосочки ткани, выкроенные по длине рук, до нужного нам объема рукавов, один край пришиваем к туловищу, другой перевязываем, чуть отступив, крепкой нитью - «ладошка»;

б) кроим 2 прямоугольника, длина которых соответствует длине ручки, сшиваем каждый в тонкий цилиндр, набиваем ватой, пришиваем к туловищу, перевязываем нижние края («ладошки»).

3. Головка.

Варианты: а) перетягиваем верхнюю часть конуса крепкой нитью, отступив от его конца 1/5 часть («головка»);

б) скатываем из ваты очень плотный шарик нужного объема, вкладываем его в кусочек старой трикотажной маечки, обтягиваем, заматываем внизу нитью («шейка»), плотно пришиваем получившуюся головку к верхней части конуса, лишнее обрезаем.

4. ^ Волосы и головной убор.

На головку пришиваем ряд цветных шерстяных нитей (по линии пробора), формируем прическу: косу или 2 косы, пучок, делаем стрижку (если предполагается «мужская» кукла). Повязываем платок или ленту из тесьмы. Можно расшить головной убор по краю бисером, шелковыми лентами, галунами.

5. Наряд.

С большим старанием наряжаем куклу: неплотно оборачиваем цветным ситцем «тулово», фиксируем на бретелях («сарафан»), поверх - расшитый тесьмой фартук (запон), по краю сарафана можно пустить тесьму или оборку. Дальше - работа фантазии.

6. Лицо.

Традиционные тряпичные куклы очень выразительны, несмотря на то, что у них не прорисованы черты лица. Можно научиться слегка намечать стежками глазки или прошить крест по линии глаз и носа. Но делать это нужно с большим вниманием и старанием. Чуть переусердствуешь - и кукла теряет свое очарование.


…Я б в сказители пошел!

Как уже отмечалось особенностью программы «Введение в традицию» является деятельное участие родителей в занятиях и праздниках. В частности, в возрастных группах от 3-х лет родители по-очереди готовят и показывают сказку на занятиях.

Этому предшествует обучение работе с текстом, по изготовлению кукол и сказочного интерьера на специальных семинарах (см. выше).

В старших возрастных группах (6-7 лет) допустимо участие ребенка в показе сказки вместе с кем-то из его родителей. Как правило, детям поручается управлять некоторыми куклами, обеспечивать необходимые перемены в сказочном интерьере, говорить реплики персонажей, запевать песенки, предшествующие и завершающие сказку. Внимание! Включение ребенка в «сказывание» сказки должно бытъ в меру его возможностей и не искажатъ смыслового прочтения.

Особо отметим, что во всех видах показа сказки, используемых программой «Введение в традицию», основная роль в раскрытии смыслового содержания сказки принадлежит «сказителю». Участие родителей в подготовке и «сказывании сказки» на занятиях имеет большое значение. Однако педагог должен помнить о том, что на подготовительном этапе необходимо убедиться в понимании будущим «сказителем» смысла сказки, правильном его донесении и выборе необходимых для показа кукол и деталей интерьера. С родителями, прошедшими обучение на педагогических семинарах, обычно достаточно бывает дважды согласовать эти вопросы. Не следует поручать показ сказки неопытным, но «рвущимся в бой» родителям. Опыт показывает, что в таком случае сказка преподается лишь на уровне пересказа фабулы. Если у таких родителей нет возможности заниматься на семинарах, то следует предложить им некоторое время понаблюдать, как готовят и показывают сказку педагог или более опытные мамы (папы).

Хорошо, если в течение учебного года каждая семья смогла поучаствовать в подготовке и показе сказки.


Отметим, что, каждая сказка рассказывается и показывается не менее 2-х занятий подряд. Это связано с известными особенностями детского восприятия и переживания. Родителям хорошо знакомо то обстоятельство, что дети просят вновь и вновь рассказать (прочитать) уже знакомую сказку (книжку), будто бы обращаясь к старому надежному другу.

^ Первый показ сказки на студийном занятии - начальное знакомство с ее содержанием, опыт сопереживания добру и противостояния злу. Второй показ важен с точки зрения закрепления этого опыта, углубления восприятия и понимания на уже знакомом содержании.

...После завершения сказки сказитель высоко поднимает свечу и запевает: «Сказка - ложь, да в ней намек –

Добрым молодцам урок,

Красным девицам урок!

Вот и сказке конец,

А кто слушал – молодец,

А кто слушал молодец!..»

Затем сказитель задувает свечу. Педагог предлагает детям поблагодарить за сказку и приглашает всех к т р а п е з е .


Тик – так!»

В структуре занятия по продолжительности часть «Сказка» занимает около 10 минут (включая песенки начала и завершения сказки, рассаживание на скамеечки).



VII

Седьмая структурная часть занятия –

Трапеза

Совместная трапеза детей и родителей завершает I часть занятия. Проходит она в специально приспособленном для этого помещении.

В младших возрастных группах во время трапезы педагог проводит небольшие беседы с родителями, объясняя содержание занятия, домашнего задания, давая рекомендации по подготовке к грядущим праздникам. Затем малыши приглашаются к рукоделию. Старшие же дети (с 3,5 лет) после трапезы собираются в зале на музыкальную часть занятия.


^ VIII

Восьмая структурная часть занятия –

«Музыкальная».



Весъ строй занятия детской студии по программе «Введение в традицию» музыкален. В ходе его постоянно звучат разнообразные песенки и попевки. Они предваряют и завершают занятие и его структурные части, сопровождают «венки игр» или «игры-драматизации». Такой характер занятия в младших возрастных группах (1,5 - 3,5 лет) способствует развитию у детей слуха, чувства ритма, пластичности, вхождению в музыкальную культуру своего народа, а также помогает созданию определенной атмосферы восприятия в нужные моменты.

Выделение музыкальной части в структуре занятия происходит в возрастных группах от 3,5 - 4 лет. Место музыкальной части -после трапезы и перед рукоделием.


Состав музыкальной части


1. Разминка

(упражнения на развитие чувства ритма и музыкального слуха).



2. Разучивание песни, пение (пляс)







 Разминка.

Упражнения на развитие чувства ритма и музыкального слуха выполняются в кругу после песенки-приглашения педагога:

«Хоровод, хоровод!

Собирайся, народ!»

Дети стоят или усаживаются крýгом, в зависимости от характера упражнения. В контексте разминки таких упражнений не более 3-х (1-2 в группах для детей 3,5-4 лет):

^ I-ое, ритмическое - настраивает общее внимание и взаимодействие группы (делаем вместе),

II-ое, ритмическое - направленно на индивидуальное выполнение поставленной педагогом задачи (делаем по очереди каждый),

III-е, распевка - направлено на пробуждение «голосовой активности» каждого в звучании хора (выполняется хором или каждым по очереди).

^ Например (возрастная группа 5,5 —6 лет):

1. «Меня зовут...»

Выполняется стоя в кругу. Педагог задает ритм, одновременно хлопая в ладоши и чеканя шаг на месте (хлопок-шаг).

^ Дети присоединяются, четко выдерживая заданный ритм. По кругу каждый произносит (не переставая хлопатъ и притоптыватъ так, чтобы «Хлопок-шаг» приходилисъ на ударный слог):

«Меня зовут Таня...»

Задача детей, выдержатъ нужный ритм до конца круга так, чтобы прозвучали все имена.

2. «Раз, два, три - повтори!»

Педагог показывает определенный ритмический рисунок, например: 2 хлопка - 3 притопа - 3 хлопка - 2 притопа. Дети повторяют за педагогом сначала все вместе, затем - по очереди.

3.«Тянем звук».

Педагог задает с помощъю флейты звук определенной высоты, воспроизводит его голосом, тянет звук. Флейта передается по кругу. Тот, у кого она оказывается вруках, присоединяется к пению (унисон).


Продолжительность музыкальной разминки и количество упражнений в ней могут варьироваться в зависимости от особенностей других структурных частей занятия. Например, разминка сокращается, если следом за ней - разучивание новой песни или танцевальных движений, если предполагается рукоделие, требующее усердной длительной работы, если тематическая беседа с детьми в первой части (до трапезы) получилась продолжительнее, чем обычно.

После разминки педагог предлагает детям (и взрослым) рассесться на скамеечки у музыкального инструмента, где обычно и происходит разучивание песен и пение.

Родители берут «студийный блокнот» и ручку для записи по ходу разучивания слов новой песни. В продолжении каждого тематического цикла разучивается не более 2-х новых песен, а также вспоминаются старые (как правило, обусловленные календарем) - те, что известны по занятиям прошлых лет.

Песни, разучиваемые по программе «Введение в традицию»:

Содержание и характер песен вытекают из основной темы конкретного цикла занятий.

Плясовые и хороводные песни разучиваются одновременно с движениями.

^ Авторам программы «Введение в традицию» хорошо известно, что народные песни обычно поются без музыкалъного сопровождения. Однако, нужно помнитъ, что задачи и возможности детской студии - не тождественны таковым в фолъклорном коллективе. По нашему опыту музыкалъное сопровождение песни (особенно при ее разучивании) помогает маленъким детям быстрее освоитъ ее слова, характер и мелодию. Когда песня «на слуху», она может звучать и без инструмента (особенно плясовая).

^ Впрочем, решение данного вопроса может бытъ оставлено на усмотрение конкретного педагога - его мастерства и опыта...


Для педагога, работающего по программе «Введение в традицию», желательно владение хотя бы одним из музыкальных инструментов: фортепиано или гитарой.

Музыкальная часть занятия может проводиться и при «концертмейстерской поддержке» кого-либо из родителей, имеющих музыкальное образование. В этом случае педагог заблаговременно передает «концертмейстеру» необходимый нотный материал.

В число аккомпанирующих музыкальных инструментов могут быть привлечены и традиционные - балалайка, гармонь - по возможностям педагога или умениям родителей в конкретной детской студии.


Первое знакомство с новой песней начинается с исполнения ее педагогом. От него зависит то, какое впечатление она оставит у детей. Однако, важно помнить, что исполнительское мастерство педагога не должно превращаться в «театр одного актера», подавляя активность детей. Задача педагога - пробуждать эту активность так, чтобы голос каждого ребенка был необходим общему хору, был слышен в нем (то же надо помнить и о «звучании» игр в соответствующей части занятия).

 Для лучшего запоминания и активизации восприятия при разучивании новой песни могут быть избирательно использованы следующие приемы:

1. «Начнем с припева».

Педагог поет 1 куплет и припев новой песни, останавливается, предлагает спеть припев вместе, услышать его и присоединиться к пению после других куплетов.

2. «По две строчечки».

Педагог объясняет, что последние 2 строчки каждого куплета поются в данной песне дважды и предлагает подпевать их вместе по взмаху руки...

3. «Парочка к парочке».

Педагог поет новую песню от начала до конца, дети, по возможности, подпевают. Педагог делит детей по парам (по сидящим рядом). Просит первую пару повторить за ним слова первых двух строк в куплете, следующую - слова 3-ей и 4-ой строк. Затем каждая пара самостоятельно произносит свои слова -получается I куплет. Все вместе поют припев. Так слова учатся и далее... Затем произносятся слова всей песни от начала до конца, припевы поются. Если кто-то из детей в паре растеряется и забудет слова, другой приходит ему на помощь.

4. «Хранителъ строки».

Педагог поет песню от начала до конца, дети, по возможности, подпевают. Каждому ребенку педагог предлагает повторить за ним и запомнить 1 строчку куплета и быть «хранителем» ее слов. Затем, поочередно, произносятся слова всей песни по строчке, припевы поются...

Петь разученную песенку на последующих занятиях можно также по-разному:


Если в песне встречаются новые слова и понятия, образные выражения, необходимо обращать на них внимание детей и разбирать их значение после первого исполнения, по ходу разучивания.

Тик – так!»

Продолжительность музыкальной части занятия составляет 10-15-20 минут (в зависимости от особенностей конкретного занятия и возможностей данной возрастной группы детей).

IX



^ Девятая структурная часть занятия –

Творческие задания и рукоделие.

Творческое задание, либо тот или иной вид рукоделия предлагается детям после музыкальной части занятия в возрастных группах от 3,5 лет и после трапезы (до сказки) - в группах для малышей.

Содержание раздела «Рукоделие» (или «Творческое задание») на каждом занятии обусловлено задачами конкретного тематического цикла и помогает закрепить полученные детьми впечатления в предметной деятельности.

^ Например, в весеннем цикле «Пробуждение» для детей 3-х лет основной темой является чудо пробуждения жизни. В познавательных беседах, играх и песнях звучат мотивы весенних превращений и перемен в природе, в жизни птиц, зверей, насекомых. Эти мотивы в детском восприятии созвучны общему настроению радостного ожидания праздника праздников – Воскресения Христова.

Сопутствующая тема цикла – «пчелиная семья». Жизнь улья интересует нас как прообраз совместного труда людей. На этом примере раскрывается значение каждого малого усилия в общем деле, проводится аналогия с повседневными трудами в родном доме.

^ Творческие задания и разные виды рукоделия в этом цикле служат дополнением и развитием ведущих тем. В ходе совместного творчества дети и взрослые изготавливают модель улья, разбираются в его устройстве, из пчелиного воска лепят соты и разнообразных пчелок, а из листов вощины скручивают и украшают свечи к грядущему празднику.

В программе «Введение в традицию» предусмотрено выполнение различных видов творческих заданий, обусловленных ведущими темами того или иного цикла занятий:

- совместное рисование на большом листе по заданной теме (например: «Небо и земля» в цикле «Сотворение мира» для детей 4,5 лет);

а также и другие виды заданий.



Выбор педагогом вида рукоделия или творческого задания, помимо темы, должен быть обусловлен и специфическими возрастными задачами и возможностями детей.

Так, в числе основных педагогических задач при работе с малышами 1,5 – 3-х лет авторы программы «Введение в традицию» выделяют следующие:


Виды рукоделия и творческих заданий на этом возрастном этапе:

- лепка из различных материалов (пластилин, воск, глина, соленое тесто),

^ Задачей педагога здесъ является такое планирование хода выполнения задания, при котором деятелъность взрослого не вытесняет деятелъности малыша. Опыт показывает, что в ходе занятия бывает необходимо сдерживатъ родителъскую инициативу, направлятъ ее так, чтобы был вложен реальный труд малыша. Для этого педагогу необходимо давать четкие рекомендации по распределению усилий: что делают мамы - и чем в это время занимаются сами малыши, что делают дети -и что для этого готовят взрослые...

При работе с детьми более старшего возраста (от 3,5 до 7-ми лет) появляются новые педагогические задачи:

Виды «рукоделия», предусмотренные в программе «Введение в традицию» для возрастных групп:


Структуру части «Рукоделие» (или «Творческое задание») для старших возрастных групп можно представить в виде следующей схемы:


Организация рабочего пространства



^ Вводная беседа



Постановка педагогом задачи



Подготовка необходимых для работы материалов



Выполнение задания



Подведение итогов


Таким образом, после совместной с детьми организации рабочего пространства, педагог приглашает детей собраться в круг, либо занять места за столами - в зависимости от замысла вводной беседы перед рукоделием.

^ Вводная беседа строится на диалоговой основе (см. раздел «Тематическая беседа») или как познавательная игра с использованием наглядного материала по теме рукоделия. Ее цель – пробудить в детях интерес к тому или иному виду творчества, создать мотивацию деятельности.

Например, вот как строится Вводная беседа перед рукоделием в тематическом цикле «Гончарных дел мастера» (дети 6-ти лет), в ходе которого мы знакомимся с основными гончарными промыслами России, лепим и расписываем глиняные игрушки.

«… Гости-игрушки»

Расставляем на столике уже знакомые детям по прошлым занятиям филимоновские и дымковские игрушки. Вспоминаем: из каких русских сел они к нам «приехали».

«Знакомимся» с новыми гостями: из города Каргополя (каргопольские игрушки) из села Абашево (абашевская игрушка).

Сравниваем основные цвета:

Каргопольская игрушка - блекловата, кирпично-красный, зеленый, черный цвета, много оттенков коричневого,

Абашевская игрушка – сочетание темно-красного или ярко голубого с золотыми деталями или неокрашенной глиной.

- «Отправь игрушку мастеру» (познавательная игра).

Перемешиваем на столике игрушки между собой - «игрушки заблудились». Ставим 4 домика в разных местах стола: это «деревни Абашево, Филимоново, Дымково, город Каргополь». Просим детей «отправить игрушки по домам» - разобрать по видам:

филимоновскую - в «Филимоново».

дымковскую - в «Дымково»,

каргопольскую - в «Каргополь»,

абашевскую - в «Абашево».

- «Игрушечные образы»

Разглядываем и называем – кого изображали мастера из разных мест в игрушках:

птицы и звери,

домашние животные,

всадники,

барышни-красавицы,

солдатики,

музыканты,

сказочные образы

(каргопольский Полкан: пол-человека, пол-коня – символ труженика-землепашца).

Педагог: «Игрушки, сделанные руками мастеров, отражают красоту нерукотворного мира, труды человека - ратные и земледельческие, представления о прекрасном в жизни, об отдыхе после трудов - нарядные барышни, веселые гармонисты и пр.

Можно ли найти среди игрушек человеков-пауков? Страшных динозавров? Злобных монстров? (- Нет). Почему такие игрушки мастерами никогда не делались для детей? (Ответ шестилетнего мальчика: «Потому что, народные игрушки - добрые, а эти - злые, одни дают детям в ручки добро, а другие - зло»).

Размышляем: можно ли подражать злому, даже в игре? (- Нет, никогда нельзя, чтобы самому не стать на него похожим…)

Далее мы готовимся лепить из глины коников (наподобие абашевских), предварительно обсуждая, почему эта игрушка – добрая, как служит конь человеку, что значит в жизни земледельца и воина…»

В возрастных группах для самых маленьких (1,5 – 3 г.) вводная беседа служит тем же целям, что и для старших детей, но преимущественно носит характер короткого рассказа-показа педагога по теме предполагаемого задания или познавательной игры. Как правило, методическим материалом тут служат тряпичные куклы, поделки из природного материала, слайды, фотографии или интерьер, передающий особенности разных времен года и пр.

^ Например, в ходе вводной беседы перед творческим заданием для детей 2,5 – 3-х лет в тематическом цикле «Покровский», педагог раздает малышам сухие листочки четырех видов деревьев, знакомых детям по предыдущим занятиям, и предлагает отыскать «с какого деревца унес ветер листочек». В разных местах зала расположены «деревья» - веточки с листьями соответствующих видов. Под песенку «Листья золотые» дети выполняют задание, раскладывая листочки «ковром» под нужным «деревцем».

Педагог предлагает детям выбрать несколько красивых листочков разных цветов, чтобы вновь собрать их вместе в необычный «праздничный букет» - аппликацию на деревянной досточке в подарок мамам и папам к празднику Покрова Божией Матери…

Отметим, что в качестве наглядного материала к Вводной беседе перед рукоделием обычно используются заранее оговоренные предметы, принесенные родителями из дома: это связано не со скудостъю арсенала методических пособий педагога, а с задачей пробуждения родителъского интереса к темам, обсуждаемым на занятии, их активного включения в его ход, получения возможности краткого комментария, поясняющего слова. Это особенно важно и для целъности детского восприятия, подтверждая, что, то, о чем идет речъ на занятиях, значимо для жизни дома, семъи - и наоборот.

Вводная беседа заканчивается постановкой педагогом задачи, цели рукоделия (чему будем учиться, что делать). Затем дети, следуя указаниям педагога, раскладывают на своем рабочем месте необходимый для рукоделия материал.

Педагог показывает начальный этап выполнения работы, и далее во время выполнения задания детьми – если только не предусмотрено свободное творчество, комментирует и контролирует ее поэтапный ход, дожидаясь, пока каждый ребенок выполнит необходимое, подходит к детям, помогает справляться с возникающими трудностями, подсказывает родителям, чем помочь ребенку...

 В ходе занятий по программе «Введение в традицию», как правило, используются различные подходы к выполнению заданий: по предметному, декоративному, комплексному и другим принципам. Однако ведущим подходом к изобразительной деятельности детей, является сюжетный, основанный на принципе целостности: от целого – к деталям, а не наоборот. Задавая изначально целостный, сюжетный образ в качестве предмета рукоделия, педагог в ходе выполнения задания помогает детям осмысливать способы изображения

Итогом сюжетной изобразительной деятельности становятся, как правило, эстетически привлекательные композиции, в которых отдельные предметы, персонажи и образы связаны между собой по смыслу и размещению в пространстве.

Альтернативный предлагаемому подход (наиболее распространенный в отношении детского творчества) подразумевает прямо противоположное: рисуем овал – это тельце птички, сверху над ним – кружок, ее головка, треугольник – клювик, палочки – лапки и т.д. Это репродуктивный подход, задача которого научить детей как можно точнее скопировать предлагаемый образец.

Внимательно изучив раздел «Творческие задания и рукоделие» в тематическом плане, приведенном в первой части пособия, можно обратить внимание, что формулировка содержания задания как раз призвана привлечь внимание ребенка прежде всего к увлекательному содержанию, а не к форме. (См. темы различных творческих заданий и рукоделия: «Город счастья», «Улей», «Вселенная», «Ноев ковчег», «Чайный сервиз, «Птичий двор», «Весеннее солнышко», «Последний снегопад» и пр., пр.)

Направляя изобразительную деятельность детей таким образом, родители и педагоги могут способствовать тому, чтобы она преимущественно развивалась не путем репродукции и неизбежного накопления стереотипов изображения, шаблонного повторения освоенных форм, но за счет подлинно продуктивной творческой силы. Процесс выполнения заданий будет базироваться тогда на живых впечатлениях и представлениях ребенка, а уже в ходе него возникнет и исследование изобразительных приемов, и освоение вспомогательных средств, и приобретение полезных навыков.


При подведении итогов творческого задания или рукоделия дети собирают и размещают работы на специально приготовленном месте. Это может быть покрытый соответствующей по цвету материей столик с укрепленными на нем веточками и пр. природным материалом («лесная полянка и пастбище»), площадка с картонными домиками, используемыми для показа сказок («город», «деревня» и пр.) – сообразно содержанию творческого задания или рукоделия.

Далее:

(Все удачи и неудачи педагог проговаривает индивидуально с каждым ребенком, подходя к нему в процессе выполнения задания).


В заключении отметим, что входит в подготовительную работу педагога к проведению части занятия «Творческие задания и рукоделие».

В ходе приготовления к занятию педагогу необходимо:

«мама-ребенок»,

«ребенок-ребенок»,

«группа детей»,

«дети-взрослые» -

определение конкретных действий каждого звена, зоны свободного творчества.


Тик – так!»

Общая продолжительность части «Рукоделие» («Творческое задание») составляет от 15 до 30 минут в зависимости от возрастной группы.


Заключительная часть занятия.


После подведения итогов рукоделия педагог предлагает детям убрать за собой рабочие места, помыть руки. Далее в зал выносится материал для свободной игры детей, а родители собираются на «маленький родительский совет» (в студиях для детей от 3,5 лет).

В это время детям предлагается завершить уборку своего рабочего места и отдохнуть, свободно играя. Для этого в зал выносятся строительные наборы (кубики, конструктор с крупными деталями), выставляются 2-3 картонных домика и некоторые куклы. Разрешается использовать в свободной игре ткани, скамеечки, столики, обручи и пр.

Для «маленького родительского совета» организуется свое пространство в том же зале, где играют дети: крýгом ставятся стулья или скамеечки. У каждой мамы (папы), участвующей в собрании должна иметься тетрадочка или блокнот для еженедельной записи домашних заданий, текстов песен и другой необходимой информации.


^ Ход «маленького родительского совета».

1. Объяснение педагогом основной темы прошедшего занятия, главной мысли и выводов тематической и познавательной бесед, определение вытекающей из них ТЕМЫ НЕДЕЛИ – на что обращаем особое внимание ребенка, что вспоминаем, разглядываем по ходу домашних дел и занятий.

2. Краткое подведение итогов занятия: что получилось, что нет и почему, удачи и проблемы, варианты их решения.

3. Пояснения и комментарии педагога к домашнему заданию на неделю:

4. Рекомендации литературы для родителей и детских пособий для домашнего подкрепления тематического содержания занятий.

5. Подробный перечень того, что необходимо принести к рукоделию на следующее занятие, и что было бы хорошо принести из дома в качестве наглядного материала по конкретной теме. (Например, изделия кузнеца или гончара, произведения того или иного промысла и пр. атрибуты в соответствии с темой занятия).

6. Распределение ответственных к следующему занятию (кто готовит сказку, дежурит в трапезной и после занятия и т.д. - по необходимости).


После «маленького родительского совета» песенкой:

«Хоровод, хоровод,

Собирайся, народ!»

педагог приглашает детей в прощальный круг. Вслед за уточнением домашнего задания с детьми, дети протягивают правые ручки к центру круга и кладут ладошку на ладошку друг друга. Покачивая ручками в такт, вместе поют прощальную песенку:

♫ «До свиданья, до свиданья,

Приходите к нам еще,

До свиданья, до свиданья,

Вместе очень хорошо!

Будем вместе заниматься,

И трудиться, и играть!»

перед праздничными занятиями: «Будем Рождество встречать!» и пр., называя предстоящий праздник).


^ На этом день в детской студии заканчивается.


Работа с родителями

В Семейном клубе «Рождество»


Единство педагогических усилий.


В процессе занятий с детьми по программе «Введение в традицию» поднимаются, обсуждаются и становятся источниками впечатлений темы, связанные с важнейшими мировоззренческими представлениями и нравственными понятиями:

- истоки добра и зла в мире;

Плодотворность воспитательного процесса напрямую зависит от согласованности целей и педагогических усилий семьи и педагогов. Более того, содержательное наполнение занятий детской студии может быть в полной мере понято, пережито, освоено ребенком только при дополнении, развитии и обогащении в пространстве дома, семьи. Сотрудничество родителей и педагогов – непременное условие реализации программы «Введение в традицию». Для повышения педагогической культуры семьи в СКРО «Рождество» разработаны авторские курсы по проблемам семейной педагогики.

Известно, что семейная педагогика каждого народа отражает его идеалы, представления о целях и средствах воспитания, способствующих формированию лучших черт характера. Однако сегодня многие родители испытывают трудности в реализации воспитательного потенциала семьи, т.к. их детство, в основном, прошло в детских садах и яслях. Традиция домашнего воспитания, преемственность принципов и методов оказалась во многих семьях прервана.

Задачи повышения педагогической культуры родителей, открытие перед ними воспитательного потенциала отечественной культуры, их собственных прикладных педагогических возможностей лежат в основе подхода программы «Введение в традицию» к организации взаимодействия семей и педагогов в процессе и вне занятий детских студий.

 В Семейном клубе родительского опыта «Рождество» практикуются следующие способы взаимодействия с родителями:


Важную роль в становлении отношений доверия и взаимопомощи играет и самое первое родительское собрание, открывающее учебный год.

На такое собрание целесообразно приглашать родителей всех возрастных этапов для того, чтобы у них была возможность составить представление не только о текущей, соответствующей возрасту их ребенка, программе занятий на год, но и о перспективах.

Речь на таком собрании должна идти не о финансовых и административных проблемах и правилах, но о сущностных, целевых составляющих воспитательного процесса: что такое духовно-нравственное воспитание, что могут дать в этом отношении занятия детских студий, на какие педагогические источники опирается программа «Введение в традицию», как объединить усилия родителей и педагогов и пр.

 Надо отметить, что многие семьи приходят в Клуб «Рождество» еще до рождения ребенка. Педагогическим коллективом Клуба разработана программа психолого-педагогического сопровождения семьи на разных этапах ее развития («Семейный лад»). Она представляет комплексный подход к процессу формирования и становления семьи, развитию ребенка и его отношений с окружающим миром с момента зачатия до школьного периода. В Клубе работают не только психологи и педагоги, но и врачи, и акушеры. Различные психолого-педагогические и оздоровительные семинары проводятся как для семей, ожидающих появления малыша, так и для родителей, бабушек, дедушек:

«Воссоединение» (подготовка супружеских пар к здоровой беременности);

«Рождение» (подготовка к рождению ребенка);

«Гимнастика для мам и малышей» (восстановительные послеродовые занятия для мам с малышами в возрасте от 0 до 8 мес.);

«Потягушеньки» (курс для мам с малышами первого года жизни);

«Школа молодых родителей» (оздоровительные и терапевтические методики для всей семьи);

«Семейная педагогика» - базовый курс, а также семинары, развивающие его темы:

«Годовой круг праздников церковного и гражданского календаря в жизни семьи»,

«Ключи к русской сказке»,

«Домашняя игротека» (коррекционные возможности семьи),

«…а в головку – разумок!» (развивающие методики по подготовке ребенка к обучению в школе)

и другие.

Семейный клуб «Рождество» ставит перед собой задачи формирования грамотного, осознанного отношения родителей к использованию оздоровительных, терапевтических и педагогических методик, приобщения семей к истокам православной культуры, отечественным духовно-нравственным и культурно-историческим ценностям, восстановления престижа отцовства и материнства в обществе.

Такой подход помогает складыванию дружественной социо-культурной среды межсемейного общения детей и взрослых на основе сходных мировоззренческих позиций.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Со дня основания Семейного клуба родительского опыта «Рождество» прошло чуть более 10-ти лет. В ходе педагогического поиска коллектив Клуба соприкасался с различными, популярными в современной Москве, направлениями и методиками. Мы обретали свою ТРАДИЦИЮ также трудно и порою болезненно, как и большинство родителей переломных 90-х годов, когда страну захлестнула волна ниспровержения исторических ценностей и опыта, бунта против всякого проявления традиционности.

Авторы программы «Введение в традицию» далеки сегодня от мысли о том, что она более не нуждается в совершенствовании. Работа продолжается: уточняются методы и приемы, корректируется содержание. Материалы, представленные в данном пособии – лишь промежуточный результат этой работы, который, как нам думается, может послужить вдумчивым и творчески активным родителям и педагогам.

Хочется выразить особую благодарность талантливому коллективу Семейного клуба «Рождество», придумавшему и совершенствующему программу студийных занятий с детьми и особо

^ Елене Валерьевне Давыденко – одному из основателей и первых педагогов Клуба и руководителю его оздоровительного направления,

Людмиле Ершовой – автору большинства песен и стихов, звучащих на занятиях детских студий,

^ Светлане Гаврюшкиной – педагогу, чье декоративно-прикладное мастерство и опыт служат неисчерпаемым источником идей для коллег и родителей,

Ирине Щукиной и Екатерине Никулиной – незаменимым ведущим «малышковых» студий,

а также всем наставникам, консультантам, благотворителям, родителям, коллегам и друзьям, стараниями и молитвами которых складывается общение детей и взрослых в стенах Семейного клуба родительского опыта «Рождество».


konkurs-chtecov-mi-ne-drognem.html
konkurs-chtecov-zhivoe-slovo.html
konkurs-davajte-poznakomimsya-uchastniki-rasskazivayut-o-sebe-rasskazhite-o-parne-devushke-svoej-mechti-2-konkurs-konkurs-komplimentov.html
konkurs-detskih-prezentacij-posvyashennij-50-letiyu-dubni-soderzhanie-androsova-yu-a-voprosi-vospitaniya-lichnosti-v-usloviyah.html
konkurs-detskih-risunkov-kengurenok.html
konkurs-detskogo-i-molodyozhnogo-tvorchestva-moya-semya.html
  • klass.bystrickaya.ru/6-sohranenie-i-ukreplenie-zdorovya-shkolnikov-doklad-o-realizacii-nacionalnoj-obrazovatelnoj-iniciativi-nasha-novaya-shkola.html
  • books.bystrickaya.ru/edinij-socialnij-nalog.html
  • lesson.bystrickaya.ru/rekomendovano-ministerstvom-obrazovaniya-rossijskoj-federacii-v-kachestve-uchebnika-dlya-studentov-visshih-uchebnih-zavedenij-obuchayushihsya-po-pedagogicheskim-specialnostyam-moskva-2000-stranica-16.html
  • predmet.bystrickaya.ru/shprenger-ya-institoris-g-molot-vedm-per-s-lat-cvetkov-n-predisl-lozinskij-s-m-1932-2-e-izd-stranica-5.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tirazh.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sistem-oplati-truda-v-uchrezhdeniyah.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/razvitie-i-razmeshenie-gazovoj-promishlennosti-rossii-chast-5.html
  • control.bystrickaya.ru/ekzamenacionnie-voprosi-po-vehomu-zavetu-1kurs20092010-uchebnij-god.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rasskazat-nashim-chitatelyam-net-nichego-mifologicheskogo-hotya-imena-ih-i-okanchivayutsya-na-os-i-is-stranica-11.html
  • literatura.bystrickaya.ru/samostoyatelnaya-rabota-studentov-metodicheskie-rekomendacii-po-vipolneniyu-samostoyatelnoj-raboti-i-izucheniyu-disciplini-obshaya-i-specialnaya-tehnologiya-pishevih.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/anketa-nablyudeniya-rekomendacii-dlya-mezhdunarodnih-nablyudatelej-sodruzhestva-nezavisimih-gosudarstv-po-nablyudeniyu.html
  • klass.bystrickaya.ru/72-povishenie-kvalifikacii-otchet-o-rezultatah-samoobsledovaniya-deyatelnosti.html
  • student.bystrickaya.ru/34-reestr-ekspertov-po-biobezopasnosti-doklad-mezhpravitelstvennogo-komiteta-po-kartahenskomu-protokolu-po-biobezopasnosti.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tv-9-pervij-kanal-novosti-ekonomiki-30-09-2005-evteev-06-38-9.html
  • control.bystrickaya.ru/chast-3-perspektivi-politicheskoj-transformacii-doklad-sostoit-iz-treh-chastej-vpervoj-chasti-mi-analiziruem-tekushie.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/udachnij-opit-kompromissa-zashita-otnalogovogo-terrora.html
  • thescience.bystrickaya.ru/informacionnij-byulleten-fgup-morsvyazsputnik-nomer-10-oktyabr-2005-g.html
  • notebook.bystrickaya.ru/k-nalogovomu-kodeksu-rossijskoj-federacii-stranica-15.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/22-opredelenie-ponyatiya-virtualnaya-realnost-otchet-po-proektu-32337.html
  • lesson.bystrickaya.ru/tretya-lekciya-lekcij-prochitannih-v-dornahe-s-21-noyabrya-po-15-dekabrya-1919-g-rudolf-steiner.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-goroda-rasskazal-o-tom-chto-pomimo-osushestvleniya-dopolnitelnih-novosti-obrazovatelnoj-politiki.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-6-islam-protiv-islama-4-2-pochemu-nikak-ne-konchaetsya-holodnaya-vojna.html
  • turn.bystrickaya.ru/osnovnie-napravleniya-transpersonalnoj-psihologii-stranica-47.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-i-kontrolnie-zadaniya-dlya-studentov-zaochnikov-obrazovatelnih-uchrezhdenij-srednego-professionalnogo-obrazovaniya-dlya-specialnosti-080110-ekonomika-i-buhgalterskij-uchet.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/primernaya-programma-professionalnogo-modulya-prodazha-prodovolstvennih-tovarov.html
  • tasks.bystrickaya.ru/21-yanvarya-2012-subbota-plan-osnovnih-socialno-znachimih-meropriyatij-municipalnogo-obrazovaniya-gorod-ulyanovsk.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-kruzhka-dlya-uchashihsya-mladshego-shkolnogo-vozrasta-srok-realizacii-2-goda.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/prikaz-rektora-ot-08-05-2008-g-g-tomsk-2780-ob-itogah-smotra-konkursa.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/list-nablyudenij-vremya-s-7-do-8-chasov-metodika-issledovanij-v-socialnoj-rabote-uchebno-metodicheskij-kompleks.html
  • report.bystrickaya.ru/kandiba-dmitrij-viktorovich-stranica-20.html
  • holiday.bystrickaya.ru/motorola-mc68hc705c8-chast-3.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/kogerentnaya-teoriya-istini.html
  • textbook.bystrickaya.ru/iz-knigi-istoriya-kabardino-balkarii-pod-red-prof-kumikova-t-h-stranica-3.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/biologicheskoe-oruzhie.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/referat-po-discipline-periferijnie-ustrojstva.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.