.RU

Когда я написал эти свои заметки о Владимире Ковенацком, мне задали справедливый вопрос: к какому жанру, к какой теме можно было бы их отнести? Гм Язатруднил - страница 2



*42 New York Association for New Americans Inc. (NYANA); Project Director, Commission on the Jewish People. UJA-Federation of New York (United Jewish Appeal-Federation of Jewish Philanthropies)


*74 Г. И. Гюрджиев. Все и вся. Глава 1.


*75 Он же Кердемун, Кирдемон, Кердимон, Кирдимон. См. «Продолжение следует»


*76 Пожалуй, приведу по памяти вторую и третью строфы (может, кто помнить первую?):

^ Веселится молодой и старый,

Пять когтей раскинула звезда,

Струнами чудовищной гитары

Натянулись в небе провода.


Пусть отцы не сберегли здоровья,

Мы добудем счастье всех людей

Где осколком затвердевшей крови

В мостовую впился мавзолей.


*77 Много лет спустя Володя признался Марине, сколь тяжела была для него эта жертва. Он думал, что пустил друзей пожить, а в результате потерял жилье. Он уже не мог там ни с кем встречаться – ни с коллегами, ни с женщинами. И вообще...


*78 Эдмунд, кстати, был одним из активных организаторов вечера памяти Владимира Ковенацкого. Он и вел этот вечер.


*79 Например, Володю знал ленинградский литературовед Михаил Мейлах. Я познакомился с ним на Казарме. Позднее, благодаря Мейлаху, в мою жизнь вошел Николай Иванович Харджиев, с которым я общался в течение десяти лет. Я немного писал о Харджиеве в «ПС».


*80 Почему-то вспоминается «Золотой теленок» Ильфа и Петрова: «Паниковский, пригнувшись,убежал в поле и вернулся, держа в руке теплый кривой огурец. Остап быстро вырвал его из рук Паниковского, говоря: - Не делайте из еды культа. - После этого он съел огурец сам.»


*81 Многие «официальные» работы Ковенацкого перечислены в статье о нем в ББС. Также, их можно найти на интернете.


*82 У меня сохранилась фотография, сделанная на Алтае.


*83 Вспоминается история, рассказанная Идрисом Шахом о своем первом знакомстве с будущим тестем. Тот сказал Шаху при встрече: «Дочь говорит, что Вы шутник. Скажите что-нибудь смешное...»


*84 Я, конечно, верил. Даже свои коммерческие дела я конспиративно называл «домашними делами», в смысле, что деньги пойдут когда-нибудь на этот дом. Мне и сейчас попадаются старые записи с этим выражением. Зато позднее мне было страшно подумать, что, если бы, не дай Бог, эти планы осуществились. «Иван Ивыныч дом построил, Огромный сумасшедший дом»...


*85 Правда впоследствии Борис все-таки кое-что выполнил: сделал маленькую страничку на интернете с серией володиных гравюр и организовал две выставки. (Помещение для одной из них предоставлял Константин Кузьминский). Но что с этого Ковенацкому? Неизвестно, кстати, делал ли это Кердимун только в память о Володе или им руководили более прозаическими соображения: увеличение стоимости работ, тщеславие владельца и пр. А то как же. (Кстати, бескорыстный Boris Kerdimun - это оксюморон или катахреза? Черт, вечно я путаюсь в иностранных словах...)


*86 У меня есть забавная работа, выполненная Леной. Единственная, кажется.


*87 Правда, это не исключает того, что в поэме «Антон Енисеев» могли быть кусочки, сочиненные Борисом. Не знаю.


*88 Например, у «нас» всегда считалось, что у Кердимуна хороший вкус к кино. Ну, он много смотрел, даже переводил... Так я и думал. Помню, однажды Борис повел нас в к-т «Мир» на Трубной смотреть фильм Антониони «Профессия репортер», который сам он сильно хвалил. Фильм, действительно, мне очень понравился.

Но помню и другой случай. Незадолго до отъезда Бориса мы с ним ехали в такси по каким-то его делам и Борис рассказал, что был на просмотре фильма Тарковского «Сталкер». «Ну и как?» - спросил я без особого, впрочем, интереса. Борис отозвался пренебрежительно. Все время какие-то помойки, помойки... Вроде того.

Я это так и запомнил, ведь я кино почти не интересовался. Только много лет спустя, уже в Америке, я по рекомендации жены посмотрел такие вещи Тарковского как «Сталкер», «Жертвоприношение», «Зеркало». Эти фильмы, а «Сталкер» в частности, произвели на меня столь сильное впечатление, что сразу вошли в число самых любимых. И я не раз с удивлением спрашивал себя, как мог Борис, человек вроде бы обладающий вкусом к кино, так отозваться о фильме. Это ж надо настолько не понимать... Возможно, что разговоры о его тонком вкусе были во многом тем, что я называю «семейными легендами».


*89 Впрочем, если бы Кердимун не уехал, это действительно могло бы произойти. Вова мог бы стать просто исполнителем при Борисе, дело шло к тому. Вот только для Володи это было бы катастрофой...


*90 Возможно, к этим опытам имеет какое-то отношения статья Вронского «Биорадиология», в которой упоминается и Геллерштейн. К тому же Геллерштейн занимался сенсомоторикой, и вполне мог проверять влияние психотропных препаратов на двигательные функции. Именно для этого Володю могли заставлять рисовать под влиянием препарата. Впрочем, пропади они пропадом, идиоты. Жаль только, что они пробовали это на нем, а не на себе, блин...


*91 Впоследствии ее мужем стал известный переводчик Алексей Михалев.


*92 Однажды во время нашей прогулки Кердимун сформулировал свое кредо. Оно звучало так: «Все твое – мое, но не все мое – твое». Не помню, к кому и к чему это относилось, но я посмеялся, решив, что он пошутил. Прошло много лет, прежде чем я понял, что это вовсе не было шуткой. А до какой степени это было серьезно, мне довелось узнать, наверное, больше, чем кому-либо другому. Причем, на собственной шкуре.


*93 Юрий Стефанов. «Маленький кузен Люцифера».

Кстати, Стефанов упоминает литографию Володи, а я знаю такую гравюру. Если Ю. С. не ошибся, то интересно бы знать, какая из техник была первичной.)


*94 Разве это поступок нормального человека – испражняться на чужую работу? Так кто же из них, Ковенацкого и Кердимуна, был в действительности болен?

Это еще что. Позже, в Америке, когда Кердимун совсем «распоясался», он, было дело, обмочил спящую молодую женщину, Милу. Маразм крепчал... Видите ли, он был Милой недоволен и за это, попросту говоря, обоссал ее. Этот случай (как и то, что ему предшествовало) тяжело повлиял на Милу и оказался существенным фактором в цепи событий, приведших вскоре ее жизнь к трагическому концу.

Вообще, нельзя не отметить, что свидетели характеризуют целый ряд поступков Бориса Кердимуна в Америке не иначе как «чудовищные». А вы говорите: «Гурджиев... идеи... школа...»


*95 Руми. «Рассказ о бедуине»


*96 Впрочем, для Лены это было вполне характерно. То же касалось и меня: я не получил от Лены ни одного письма. А ведь у нас была такая трогательная дружба... Да, я звонил и в тех редких случаях, когда я разговаривал с Леной, она выказывала теплое отношение, но становилось ясно: она не знает обо мне даже того, что знал Борис, и как только она положит трубку, я опять перестану существовать.


*97 Впрочем, это на первый взгляд. На самом деле каждый из нас, кто так или иначе «вращался» вокруг Бориса, был сконцентрирован не на нем, а на себе. Вова - на своем творчестве, я на своих интересах и своем бизнесе, Лена на своей любви и своих страданиях, и т.д. И каждый на своих проблемах. Мы сами себя ослепляли. Отождествление с собой...

Если бы мы были сконцентрированы на Кердимуне, мы бы его лучше видели и лучше понимали.


*98 Примерами могут служить мои опусы на темы «Искренность», «Луна», «Воля» или володины – «Воображение», «Память», «Воля».


*99 Помню, когда я сочинил «Лунную сонату», я попросил Вову высказать свое мнение. Он, конечно, дипломатично похвалил. Но, не удержавшись, состроил гримасу: «Вот только про колокольчики... нужно убрать». Дело в том, что у меня там смех Луны был похож на звук серебряных колькольчиков. Я, конечно, тут же вычеркнут это место: действительно, это был дешевый штамп. Сам Вова, естественно, до таких вещей никогда не опускался.


*100 К сожалению, тетрадь с поэмой «Антон Енисеев», как оказалось, пропала при пересылке. Восстановить поэму Борис, естественно, не в состоянии.


*101 James Webb. “The Harmonious Circle”


*102 Я не раз встречал на интернете упоминания об экспериментах, возможно аналогичных, на пациентах психиатрических больниц: на форумах (например, здесь) и не только. Кто знает, не имеют ли они отношение к судьбе Володи. Впрочем, если не именно эти опыты его убили, то другие. Какая разница...


*103 На диске есть «Романс о лиловом коне», одна из самых известных и всеми любимых володиных вещей, но стихотворение, а не песня. Однако, мне любезно прислали диск, на котором звучит эта песня. Я не знаю исполнителя, но он поет хорошо, с володиными интонациями. Видимо, кто-то из старых друзей.


*104 Володя не раз исполнял в нашей компании свои песни - ежегодно, на моих днях рождения. (Сохранились наши групповые фотографии). Но ни разу он не исполнял этой песни. Я впервые услышал ее на диске.


*105 Во всяком случае, по эмигрантским меркам.


*106 Кто-то из московских оккультистов того периода (кажется, Климов или Папуш?), даже пустил в связи с нашей группой хлесткое словечко: «Кердемонизм». Тут бы в самый раз задуматься...


*107 Володя сам говорил об этих деньгах. Существует, однако, информация, что Ляля не дала разрешения из-за КГБ, потому что она работала гидом-переводчиком. Впрочем, Ляля могла сперва не давать бумаги из-за работы, а через год или два могла хотеть за нее деньги. Хотя эти детали ни на что не влияют.


*108 В каталоге володиной выставки упоминаются иллюстрации к роману Б. Кердимуна «Командировка». Должен сказать, что я никогда не слышал об этом романе ни от Володи, ни от самого Бориса. Рисунки же эти относились к серии «Город».


*109 Однако, было бы неверно утверждать, что у Бориса не было никакого таланта. У него был талант создавать у других людей определенное мнение о себе. «Жизнь, отданная людям», в некотором смысле...


*110 Жадность его была какой-то принципиальной, что ли. Как-то на одной из встреч в Москве мы записали песни Ковенацкого. Я сделал копию с пленки и послал Борису. Впоследствии у меня эта пленку украли и я попросил Кердимуна сделать и прислать мне копию. Он даже не потрудился ответить.

=========================================================================

=========================================================================

Пользуюсь случаем выразить свою благодарность всем, кто так или иначе помог мне в написании этих заметок. Я также приношу извинения, что не поместить в них целый ряд сообщенных мне фактов. В свое оправдание могу сказать, что моей задачей было больше сконцентироваться на Володе Ковенацком, чем на его окружении, даже самом ближайшем. Впрочем, не исключено, что я помещу кое-что из сообщенного мне в раздел «Продолжение следует» (http://www.olsufiev.com/4W/ToBeContinued.htm ). Там же могут быть дополнительные материалы о Володе.


На написание этих заметок меня также спровоцировал диск володиных песен и стихов. Вообще, выход диска Ковенацкого оказался событием, которое подняло из глубины целый пласт воспоминаний. Поэтому я хочу выразить свою благодарность всем, кто принимал участие в его выпуске.

И еще. Было бы замечательно, если бы те из читающих эти строки, кто знал и помнит Владимира Ковенацкого, тоже написали о нем. А я бы постарался поместить это на володиной странице: http://www.olsufiev.com/4W/Kovenatsky.htm .


Адрес статьи: http://www.olsufiev.com/4W/VladimirKovenatsky.htm


ПРИЛОЖЕНИЕ


koncepciya-postoyannogo-uluchsheniya-osnovnie-elementi-upravleniya-vzaimootnosheniyami-s-potrebitelyami.html
koncepciya-postroeniya-i-realizaciya-asu-tp-obektov-energetiki-na-komponentah-informacionno-upravlyayushego-stranica-2.html
koncepciya-poznaniya-poznanie-i-praktika-14-sholastika-i-mistika-pozdnego-srednevekovya-chuvstvennoe-poznanie-i-mishlenie.html
koncepciya-pravil-ucheta-teplovoj-energii-i-teplo-nositelya-v-vodyanih-sistemah-teplosnabzheniya-pravila-ucheta-teplovoj-energii-i-parametrov-teplono.html
koncepciya-predmetnoj-oblasti-filologiya-kak-metodologicheskaya-osnova-prepodavaniya-russkogo-yazika-i-literaturi-osnovnie-polozheniya.html
koncepciya-prodvizheniya-torgovoj-marki-na-rossijskom-rinke-fmcg-na-primere-ooo-vinzavod-tolyattinskij-59-stranica-5.html
  • tasks.bystrickaya.ru/22-12-06-podvedeni-itogi-raboti-za-2006-god-stranica-2.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tehnologiya-modelirovaniya-raspredelennih-sistem-osnovannaya-na-vizualnom-yazike-i-ee-prilozheniya.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/urok-15-sneg-i-zayac-2-klass-zyuzkova-t-v-smolina-s-v-kak-rabotat-s-tetradyu.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-2-rinok-uslug-elektricheskoj-svyazi-habarovskogo-kraya-rinok-uslug-elektricheskoj-svyazi-mehanizm-gosudarstvennogo.html
  • institute.bystrickaya.ru/filtrovanie-ionnij-obmen-ekstrakciya-sorbciya.html
  • thescience.bystrickaya.ru/istoriografiya-istorii-drevnego-vostoka-iran-srednyaya-aziya-indiya-kitajpod-stranica-16.html
  • doklad.bystrickaya.ru/utverdit-prilagaemij-srednesrochnij-finansovij-plan-staroatajskogo-selskogo-poseleniya-na-2011-2013-godi-glava-staroatajskogo.html
  • writing.bystrickaya.ru/dvunadesyatie-prazdniki-i-ih-osobie-pesnopeniya-chast-2.html
  • bukva.bystrickaya.ru/politicheskie-i-pravovie-ucheniya-v-drevnej-grecii.html
  • studies.bystrickaya.ru/k-voprosu-opredeleniya-ponyatiya-setevih-smi.html
  • laboratory.bystrickaya.ru/zimnij-dvorec-chast-3.html
  • education.bystrickaya.ru/11-uchebno-metodicheskoe-i-informacionnoe-obespechenie-nauchno-proizvodstvennoj-praktiki.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/57-vtoroe-prishestvie-i-ego-posledstviya-millard-erikson.html
  • shkola.bystrickaya.ru/sudba-poeta-serebryanogo-veka-vladislav-hodasevich.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/vvedenie6-plan-obucheniya-na-2011-god-chast-2.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/programmi-po-napravleniyu-podgotovki-specialnosti-vpo-v-uchebnom-godu-k-60-kreditam-ects-kolichestvo-zachetnih-edinic-kreditov-prisvaivaemih-kazhdoj.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uchebnoe-posobie-dlya-studentov-vuzov-v-2-h-chastyah-chast-1.html
  • school.bystrickaya.ru/ekonomika-leningradskoj-oblasti.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/razvitie-cifrovogo-televideniya-chast-3.html
  • studies.bystrickaya.ru/analiz-tovarnogo-assortimenta-na-predpriyatii-chast-6.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-4-psihika-i-mozg-nejrofiziologicheskie-osnovi-psihiki-cheloveka.html
  • predmet.bystrickaya.ru/shoanni-mr-men-izmet-shoanni-kemeldenu.html
  • spur.bystrickaya.ru/lekciya-dlya-slushatelej-mfyuzo-pri-akademii-mvd-sssr.html
  • predmet.bystrickaya.ru/referat-vidi-mashinnih-shvov-5-klassi-devochki-istoriya-shvejnoj-mashini-5-klassi-malchiki.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/primernaya-programma-kursa-nauka-i-religiya.html
  • testyi.bystrickaya.ru/44-razvitie-cifrovih-obrazovatelnih-resursov-koncepciya-sistemi-elektronnogo-obucheniya-na-2010-2015-godi-soderzhanie.html
  • institute.bystrickaya.ru/gazeta-20032009-novosti-10.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/ogranichenie-skorosti-dvizheniya-avtotransportnih-sredstv-kmch.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/prilozhenie-4vzaimodejstvie-funkcij-i-procedur-urovnya-3-mtr-pri-vozniknovenii-otkazov-na-seti-oks-7.html
  • lecture.bystrickaya.ru/administrativnoe-zaderzhanie-po-novomu-koap-rf-chast-8.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tema-stroitelstvo-stroitelen-kontrol.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/kratkoe-soderzhanievseh-knig-mahabharati-kniga-pervaya.html
  • institut.bystrickaya.ru/trud-trudoustrojstvo-zanyatost-naseleniya-period-stranica-10.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-8-otvetstvennost-za-narushenie-statya-antimonopolnoe-zakonodatelstvo-rossijskoj-federacii-i-inie-normativnie.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/s-a-majzel-legenda-o-hriste-stranica-6.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.