.RU

Кодекс рыцарской чести > Культ прекрасной дамы


Рижская средняя школа №54


ОБРАЗ ЖИЗНИ ЗНАТИ В СРЕДНЕВЕКОВЬЕ.


Выполнили:

Соколова Юлиана, 10а кл.

Селезнёва Любава, 10а кл.


Руководитель проекта:

Магистр истории

Муранова Т. И.


Рига, 2007

СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………… 2


1. ЗАМОК, ЕГО ОБИТАТЕЛИ И ЖИЗНЬ В НЁМ……………………………………….…… 3

2. РЫЦАРСТВО……………………………………………………………………………….…. 6

2.1. Посвящение в рыцари………………………………………………………….…… 6

2.2 Костюм рыцаря………………………………………………………………….…… 7

2.3 Турнир…………………………………………………………………………….…. 11

2.4. Кодекс рыцарской чести…………………………………………………………… 16

2.5. Культ прекрасной дамы……………………………………………………………. 17

2.6. Гербы………………………………………………………………………………... 17

3. ОТ МОГИЛЫ ДО КОЛЫБЕЛИ………………………………………………………….….. 18

3.1.Брак в средневековье………………………………………………………....……... 19

3.2.Охота – необходимость и увлечение………………………………………………. 20

4. УТОНЧЁННАЯ ТРАПЕЗА…………………………………………………………………... 22

5.ПЕСНИ И РОМАНЫ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ…………………………………………………... 25

5.1. Певцы доблести и любви…………………………………………………………... 25

5.2. Героические песни………………………………………………………………….. 25

5.3. Романы………………………………………………………………………………. 26


ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………. 27

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………………… 28

АННОТАЦИЯ…………………………………………………………………….…………...... 29


ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

^ 1. ЗАМОК, ЕГО ОБИТАТЕЛИ И ЖИЗНЬ В НЁМ.


Замок (рис 1,2). На первых порах рыцари жили в укреплённых домах, не слишком отличавшихся от жилищ крестьян. Первые замки были построены в 10в. Из дерева, но уже в 12в. большая часть замков была из камня.

Замки обычно находились на возвышенности или на берегу реки. Замки делились на 3 типа:

Такие замки по расположению можно разделить на следующие виды: шпорное расположение замков; замки, расположенные на горе; замки, расположенные на склоне; угловое расположение замков.

Замки, расположенные в низинах, встречаются намного реже, что объясняется тем, что их легче было захватить и разрушить. Поэтому большинство из них не сохранилось до настоящего времени. Особенное место при строительстве низинных замков отводилось укрепительным сооружениям. Среди низинных замков можно выделить следующие виды: замки, расположенные на воде; замки, расположенные на равнине; замки, расположенные на холме; замки, расположенные в пещере.

При планировке средневекового замка популярным было размещение замка на скале. Такое технически защищённое, очень выгодное, но редко реализуемое сооружение.

Вблизи замков не было никаких строений, так же были вырублены деревья и кусты, чтобы раньше заметить приближение врага. замки окружали толстые стены с башнями, по нескольку колец укреплений, подъёмные мосты и ров, наполненный водой. Поэтому, как правило, взять замки можно было либо, напав врасплох, либо хитростью, либо изнурительной осадой, либо из-за измены.

Обитатели замка. Замок был домом сеньора. Здесь жил сеньор, его жена и члены его семьи. Так же рыцари из его окружения, преданные ему люди и слуги. Средняя численность военного гарнизона замка во время ведения активных боевых действий редко когда превышала 30 человек. Этого вполне хватало для обороны, так как обитатели крепости находились в относительной безопасности за ее стенами и не несли таких потерь, как нападающие. Для взятия замка требовалось его изолировать — то есть перекрыть все пути подвоза продовольствия. Именно поэтому атакующие армии были гораздо крупнее обороняющихся - порядка 150 человек.

Замки строятся и поныне. Те из них, что находились в государственной собственности, часто возвращаются потомкам древних родов. Замки — символ влиятельности своих хозяев. Они - образец идеального композиционного решения, в котором сочетается слитность (соображения обороны не позволяли живописно распределять строения по территории), многоуровневость построек (главные и второстепенные) и предельная функциональность всех составляющих. Элементы архитектуры замка уже стали архетипами — например, замковая башня с зубцами: ее образ сидит в подсознании любого мало-мальски образованного человека.

И, наконец, мы любим замки за то, что они попросту романтичны. Рыцарские турниры, торжественные приемы, подлые заговоры, тайные ходы, привидения, сокровища — применительно к замкам все это перестает быть легендой и превращается в историю. Здесь как нельзя лучше подходит выражение “стены помнят”: кажется, что каждый камень замка дышит и скрывает тайну. Хотелось бы верить, что средневековые замки и впредь будут сохранять ауру загадочности — ведь без нее они рано или поздно превратятся в старую кучу камней. [2]

Жизнь в замке. Средневековье в Европе было неспокойным временем. Феодалы по любому поводу устраивали между собой небольшие. Если у соседа завелись деньги — их надо было отобрать. Много земли и крестьян? Это просто неприлично, ведь бог велел делиться. А уж если задета рыцарская честь — то здесь без маленькой победоносной войны было просто не обойтись.

При таких обстоятельствах крупным аристократам-землевладельцам не оставалось ничего другого, кроме как укреплять свои жилища с расчетом на то, что в один прекрасный день к ним в гости могут на них могут напасть соседи.

Во внешних стенах замка не было окон, их заменяли узкие отверстия, через которые можно было стрелять, поэтому в большей части замка даже днём было темно. Ещё хуже было зимой: обычно камином отапливалось только одно помещение. Из-за этого приходилось заколачивать окна деревянными щитами и тогда в замке становилось совсем темно.

Внутри замка находились: спальня, кухня, склады и часовая, где молился сеньор и члены его семьи.

Важнейшим местом замка был Большой зал. Здесь сеньор с женой ели, пили, отдавая распоряжения слугам, и принимали гостей. Здесь же, после трапезы, их развлекали клоуны, жонглёры и пр.

Так как замки строились в основном на возвышенностях, то не всегда удавалось вырыть достаточно глубокий колодец и воду приходилось привозить снизу. Из-за этого вопросы личной гигиены и санитарии отходили на второй план. Вместо того, чтобы помыться самим, люди предпочитали ухаживать за животными — прежде всего, за дорогими конями. Нет ничего удивительного в том, что горожане и сельские жители морщили носы в присутствии обитателей замков. Снизу приходилось доставать и продовольствие, а это не всегда удавалось, особенно при приближении неприятеля. Из-за этого порой в замке жили впроголодь. Не случайно к концу средневековья сеньоры снова стали переселяться в деревенские усадьбы, а замки использовать только в случае опасности. [1]

2. РЫЦАРСТВО.


Рыцарство зародилось во Франции. Затем, после нормандского завоевания Англии, укоренилось на Британских островах и достигло расцвета к 12в. Первоначально рыцарями являлись все члены военной дружины крупного феодала (сюзерена), получившие от него в пользование («держание») земельные владения. Позже рыцарское достоинство стало отличительным знаком класса, отдельным от понятия «держания»: оно не передавалось по наследству, а присваивалось сюзереном или другим рыцарем тогда, когда соискатель этого заслуживал. Однако простолюдину было очень непристойно войти в этот верхний класс – и не только из-за низкого происхождения, но и в силу отсутствия профессиональных навыков обращения с оружием, какими был обязан владеть всякий рыцарь, а так же по причине громадной, по тем временам, стоимости рыцарского снаряжения.

Прежде чем принять посвящение в рыцари, юноша знатного происхождения должен был пройти обучение, главным образом в области военного дела. С 7 - 8 лет он состоял пажом в замке знатного родственника или сюзерена отца и обучался хорошим манерам, прислуживая за столом господину и госпоже. Одновременно он приобретал навыки обращения с оружием и охоты. В возрасте 15 -16 лет подросток становился оруженосцем и получал право сопровождать своего господина в бою. Если оруженосец делом доказывал свою пригодность, господин или другой рыцарь посвящал его в рыцари.

Для того, чтобы стать рыцарем, мужчина должен отвечать определённым требованиям: верность данному слову, защита слабых, благородство по отношению ко всем. Рыцарское воспитание включало в себя 7 основных предметов: верховую езду, фехтование, владение копьём, плавание, соколиную охоту, сложение стихов в честь дамы сердца, игру в шахматы. Его личная жизнь должна согласоваться с собственной верой: его меч должен с таким же успехом защищать слабых и угнетённых, вдов, бедняков и сирот, как и разить злоумышленников. Рыцарство – это скорее моральное обязательство: рыцарь не убивает безоружного врага и выручает своего ближнего из затруднения. Девиз рыцаря звучит так: «Храбрость и великодушие» (отвага и щедрость).


^ 2.1.Посвящение в рыцари


Посвящение в рыцари – символическая церемония вступления в рыцарство. Посвящение в рыцари знаменовало переход к зрелости и самостоятельности, и делало юношу членом военно–аристократической корпорации рыцарей. Церемония состояла из нескольких этапов.

Накануне, дамуазо (слуга и оруженосец, перед посвящением) должен был выкупаться в ванне, затем он надевал белую рубашку, алое сюрко, коричневый шосс, золотые шпоры, и один из старейших рыцарей (или отец) опоясывают его мечом. На французском языке «опоясать мечом» и означало сделать рыцарем. Опоясывание оружием – главная часть церемонии. Затем посвящающий наносил юноше удар ладонью по затылку (шее, щеке) с кратким наставлением: «Будь храбр». Подзатыльник назывался «куле». Это был единственный в жизни рыцаря подзатыльник (пощёчина), который рыцарь мог получить, не возвращая. Ритуал посвящения заканчивался демонстрацией ловкости нового рыцаря: вскочив на коня, он должен был пронзить копьём установленную мишень, так называемое «чучело».

Вначале церемония посвящения носила Мирский характер. Затем церковь включила её в религиозные рамки, превратила в религиозную церемонию. Так установился обычай «ночного бодрствования»: накануне посвящения, вечером, юноша должен был отправиться в церковь и провести в храме у алтаря всю ночь. Он должен был бодрствовать и молиться. На рассвете ночное бодрствование кончалось, и церковь наполнялась людьми. Юноша должен был выстоять мессу, исповедаться, причаститься, затем вложить своё оружие на алтарь и опуститься на колени перед священником, который благословлял его меч и затем, с молитвой, вручал его. Благословляя оружие, церковь внушала мысль, что рыцарь должен быть христианским воином и защитником церкви. Затем происходила светская часть: опоясывание мечом, «подзатыльник», «чучело», иногда священник не только освещал меч, но и опоясывал, т. е. совершал основной элемент посвящения.

Чаще всего посвящение в рыцари приурочивали к религиозным праздникам, либо совершали накануне крупного сражения; ему предшествовал длительный период обучения.


^ 2.2. Костюм рыцаря.


Описание костюма средневекового германского рыцаря периода конца 12 - начала 13 веков.

Собираясь в поход, рыцарь облачался в:

Поскольку штаны-брэ являлись элементом нижнего белья, то существенных отличий со штанами-брэ гражданского германца не было. Для изготовления штанов-брэ подходит белый лен.

Шоссы, носимые рыцарями того периода (как прочем и многих других временных интервалов) существенно ничем не отличались от гражданских. Используемыми материалами по-прежнему оставались лен и шерсть. Окрас ткани проводился в соответствии наличием финансовых средств (для дорогих красителей) и вкусами владельца. Основными цветами на тот период были красный, зеленый и синий. Встречаются шоссы окрашенные в черный цвет.

О нательной рубахе можно посмотреть в разделе гражданской одежды. Крой и материал (в основном лен) были идентичны гражданским. А нижнюю рубаху только отбеливали, так как красить было не практично, из-за того, что красители имели свойства со временем обесцвечиваться, и надо было всё время подкрашивать. Не гигиенично, из-за того, что краска оставляла дополнительные следы на коже.

По крою чем-то напоминали шоссы, но только обрезались чуть ниже колена. Шились из плотной материи (лен, шерсть) с двух слоев. Между слоями была прослойка уплотнителя (материал, который мог бы срезонировать удар) - конский волос, ветошь, сухая трава. По вопросу окраски могу сказать, что такого не встречалось, хотя никто этого и не запрещал.

Прошитая из плотного материала (лен, шерсть) куртка с резонирующим внутренним слоем - конский волос, ветошь, сухая трава. В паре с Гамбезоном было достаточно распространенным употребление и воротника (прошитого с уплотнителем внутри). Можно предположить, что прошитые воротники могли, как пришиваться к гамбезону, так и являться отдельной частью одежды. Больше доводов в сторону отдельной детали одежды, так как очень часто прошитые воротники имеют другой цвет по сравнению с гамбезоном.

Вид головного убора, надеваемый под (практически любые виды) защитного вооружения (кольчужный капюшон, шлем и прочее). По поводу пошива данного вида одежды можно отметить, что пошив не отличался от гражданского чепца.

Проведя небольшой анализ рассматриваемого в этой статье периода, можно сказать, что кольчужные чулки были одним из постоянных атрибутов боевого рыцарского снаряжения.

Можно предположить, что в последние ряды колец вверху чулка вплетались кожаные ремни, за которые и осуществлялось крепление чулок к поясу на подобие шоссов. Подошвы кольчужных чулок были кожаными и пришивались снизу прочной нитью к кольчужному полотну.

Поскольку в период 12-13 веков рыцарь практически однозначно ассоциировался как конный боец - то шпоры стали приобретать роль необходимого атрибута рыцаря. Разумеется в повседневной жизни, а уж тем более во время боя не обязательно было одевать именно позолоченные или даже золотые шпоры, но вот во время церемонии посвящения в рыцари позолоченные шпоры или золотые были символом возлагаемого достоинства рыцарского звания.

Шпоры, так же как и все рыцарское снаряжение, претерпели ряд существенных изменений, от простых - согнутых в дугу, с приваренным колющим элементом (10-11 века) - до изящно выделанных, с инкрустацией, колесиком, гравировкой(15-17 века). На период 12-13 веков шпоры представляли собой согнутые в дугу при рассмотрении сверху и с дополнительным изгибом с боков, что позволяло им более надежно удерживаться на ноге и не съезжать во время активного передвижения верхом. Колющий элемент еще был в виде булавы - колесико еще не появилось. Крепление шпор осуществлялось кожаными ремешками.

Хауберк представлял собой кольчугу с капюшоном и длинным рукавами закрывавшими ладони. Порой хауберки представляли собой удлиненную кольчугу (до колена или середины бедра) с воротником и рукавами, достигавшими середины запястья.

Гербовое сюрко - оно же кот-де-армс представляло собой безрукавное сюрко с гербом владельца. Рыцарь должен был обладать гербом, он должен носить герб - если не свой, то вассальный (герб своего сюзерена). Да и в течении боя, когда практические все облачены, практически, в одно и то же, достаточно сложно без каких-либо отличительных признаков выделить своих и врагов. Вот и шили господа рыцари себе гербовые сюрко.

Для пошива гербового сюрко использовались, как дорогие шелка, так и ткани попроще - лен и шерсть. Герб владельца либо пришивался к сюрко как аппликация, либо хмуро рисовался темперными красками.

Говоря о рыцарском поясе, следует отметить, что эпоха средневековья, а уж тем более и рассматриваемый нами период, демонстрировала некоторые отличительные черты костюма как простого гражданина - будь то торговец или крестьянин, так и рыцаря и князя. К одной из таких отличительных черт можно отнести и такую деталь костюма как пояс. Пояса носили не только феодалы, но простые граждане, не только мужчины, но и женщины, что мы все можем убедиться, просматривая средневековые манускрипты. Ведь пояс, наряду со своими декоративной и утилитарной функциями представлял собой одну из тех отличительных черт, которые выделяли феодала из массы простых смертных. Наряду с фамильными драгоценностями и сокровищами пояса передавались по наследству и носились довольно продолжительный период времени. Даже более поздние периоды времени не исключили, а в некоторых регионах и еще более возвысили ценность и значимость поясов.

Об особенном положении поясов повествует и то, что пояса никому не давались кроме их владельцев, хотя их могли закладывать как ценный капитал.

Пояса отличались большим разнообразием как используемых для изготовления материалов, так и манерой исполнения. Основой их служили шелк или кожа разных цветов (наиболее распространены были синий и красный).

Дополнительно пояса украшались всевозможными нашивками, заклепками, бахромой, а их концы - богатой отделкой. Практически каждый пояс был единственным и неповторимым и изготовлялся в специальных мастерских за хорошие деньги. Оформление пряжек и концов пояса могло быть посвящено и специальным тематикам, таким как рыцарскому походу, легенде, коронации, использовались всевозможные растительные орнаменты. Чем богаче и представительнее был владелец, тем и богаче и выразительнее был его пояс.

Рыцарский пояс представлял собой, как правило, достаточно длинный кожаный ремень различной ширины с различными накладками из дорогих металлов и украшений. От количества имеющихся финансовых средств различные феодалы могли позволить себе и различные по стоимости пояса-ремни.

В средневековье период времени довольно распространенными были шлемы трех типов:

* полусферический (по всей видимости, дошедший, хотя возможно и с небольшими конструкторскими изменениями) из эпохи викингов;

* Железная шляпа, которая по деталям изготовления могла явиться логическим продолжением шлемов первого типа;

* И Довольно мощный, закрывающий практически всю поверхность головы и частично шеи - топхелм (TopfHelm).

Его же именовали плащ - шап. (материал шерсть с меховой подкладкой, шелк); Плащ, одеваемый рыцарем в поход, принципиально не имел существенных отличий с общегражданским плащом – шапом. Основным используемым для изготовления плащей материалом была шерсть (шерсть хорошо впитывает влагу, при этом не теряя теплоизоляционных свойств).


2.3. Турнир.


Одной из самых привлекательных для средневекового рыцарства забав были турниры, то есть примерные сражения, в которых участвовали целые толпы. Этим турнир (tornoiement) отличался от поединка (joute, от лат. слова juxta — вблизи), который представлял собой борьбу одного против одного же, как прекрасно и выражается это русским словом "поединок". Турнир состоял из целого ряда одновременно и на том же месте происходивших поединков, но, конечно, только до известной степени, так как в массовом столкновении довольно трудно было удержать этот порядок до самого конца. Возникшие, несомненно, во Франции турниры (conflictus gallici, как они еще назывались) перешли в Германию, Англию и другие западноевропейские страны. Но в каком именно месте Франции и когда возникли турниры, определить невозможно, хотя средневековые хроникеры называли даже по имени изобретателя турниров (Жоффруа де Прельи, ум. в 1066 году). Несомненно, что обычай, так широко распространенный, не мог быть изобретением одного лица. После таких общих указаний постараемся представить себе возможно отчетливее картину турнира.

Сюзерен нашего барона, располагая громадными средствами, задумал устроить турнир. Немедленно же (дело происходило ранней весной, перед Пасхой) он снарядил посланцев, которые должны были оповестить о предстоящей потехе. На площадях близлежащих городов они просто выкрикивали свое оповещение, а наиболее выдающимся рыцарям развезли особые приглашения, писанные на пергаменте. В этих приглашениях точно указывалось место, избранное для состязания, и назывались награды, назначенные победителям. Такими наградами могли быть медведь, пара борзых, ястреб, иногда венок, пояс или мешочек (aumosniere — где хранились деньги и духи; носился на поясе) от какой-либо знатной дамы.

Наш барон, получив приглашение, посылает вызов одному из соседних баронов; между ними ведутся переговоры об условиях, на которых состоится борьба. Остановились на том, что победитель овладеет конем и шлемом побежденного, и получит в придачу известную сумму денег. Подобным же образом поступают и другие лица, получившие приглашение участвовать в предстоящем турнире. Так подготавливаются обе враждебные стороны. Надо думать, что большинство рыцарей увлекалось только славой победы, но были и такие, для которых турнир был предметом спекуляции: так, например, они брали побежденного в плен и отпускали лишь за большой выкуп, овладевали оружием побежденного и продавали это оружие. Но, повторяем еще раз, по таким личностям не следует судить обо всех. Как оживляются обитатели средневековых замков! Это оживление разделяется и женщинами. Между тем посланцы все дальше и дальше распространяют весть о турнире, и все дальше и дальше распространяется оживление. Пожившие рыцари вспоминают былое и стремятся снова пережить то, что было уже ими пережито; молодые стремятся показать свою удаль и изведать еще не изведанное ими; богатые — показать свой блеск, свои богатства; бедные — улучшить свое положение. Иной бедняк рыцарь, чтобы приобрести себе приличное вооружение, в котором можно было бы без опасения появиться на турнире, входит в долг у знакомого еврея. Он надеется разбогатеть и заплатить как долг, так и немалые проценты. Иные из бедных рыцарей, отправляясь на турнир, рассчитывали улучшить свое материальное положение благодаря какому-нибудь счастливому случаю. Женщины в ожидании турнира вынимают из сундуков свои лучшие одежды. Одновременно с турниром рыцарским, конечно, будет происходить турнир другого рода: кто кого перещеголяет нарядами? Жены, сестры, невесты — все они стремятся туда же, на благословенный турнир.

А вот и тронулись с места будущие участники и зрители турнира. С разных концов в сопровождении оруженосцев, слуг и запасов они едут к назначенному месту.

Между тем и на месте предстоящего турнира господствует большое оживление. Рабочие приготавливают места. Распорядители проверяют и пересматривают списки приглашенных. Хватит ли всем места в гостиницах, в частных домах провинциального города? Конечно, нет. Народу съехалось куда больше, чем предполагалось. Что же делать, поместятся и в палатках. И действительно, окрестности города запестрели от массы разноцветных шатров. Конечно, это далеко не представляется неудобством для большинства — совсем напротив! Ведь это так оригинально, так весело — пожить в палатке среди поля после житья среди мрачных, холодных замковых стен! Городские мастера — оружейники, кузнецы, кожевники, золотых дел мастера и другие — завалены работой. На лугу, прилегающему к городу, торговые люди устраивали ларьки, и устанавливали столы со съестными припасами и напитками. Тут же располагались в своих палатках жонглеры, а также фигляры и шуты всякого рода, бродячий люд средневековья. Между разноцветными палатками снуют оруженосцы. Всюду — флаги, раскрашенные щиты и гербы. Картина пестрая, полная разнообразия и жизни!

Арена, на которой должен будет происходить турнир, представляет обширное продолговатое пространство, длина его на 1/4 больше ширины. По одной стороне этого пространства устроены деревянные места для дам, знатных зрителей и судей. Постройки эти сделаны наскоро, но все же не без затей; так, посредине возвышаются две башни, разделенные на ложи. Все эти места обвешаны коврами и флагами. По этой же стороне устроена эстрада для музыкантов, которые будут приветствовать победителей музыкой. Остальные стороны арены огорожены двумя параллельными деревянными барьерами. Проход между последними барьерами назначается для лиц, следящих за порядком, а за внешним барьером собирается народ. Барьеры раскрашены, а местами и позолочены.

Все уже собрались. Завтра — турнир. Весь городок расцвечен флагами. Из открытых окон доносится смех, говор и песни. Где-то танцуют. Пригородное поле представляет необычайно живую картину. Между сотнями разноцветных палаток движутся рыцари, оруженосцы. Сегодня, накануне турнира, произошло несколько поединков, а также состоялось состязание между оруженосцами (так наз. eprouves, vepres du tournoi). Двое наиболее отличившихся будут удостоены рыцарского звания. Их посвящение придаст еще больше блеска целому ряду праздничных дней. Можно представить себе, с каким нетерпением дожидаются они своего посвящения!

А вот и ночь унеслась и уступила место свое ясному и теплому весеннему дню. Лес зеленеет молодой листвой, шумят потоки, в которых отражается яркое солнце, весело поют птицы. Весь городок опустел, опустели шатры, теперь все — под открытым небом. На устроенном заранее алтаре местный священник служит вместе с другими духовными лицами, сюда прибывшими, торжественную мессу. С благословения Божьего начинается всякое дело. Хотя церковь, по-видимому, бесплодно восставала против турниров и не в силах была уничтожить их совсем, но она много посодействовала изменению их характера. Прежде они были настоящими кровавыми битвами, теперь представляют только подобие их. Но при всем том турниры не были безопасными играми: здесь получались тяжелые ушибы, здесь участники нередко навсегда расставались с жизнью. С другой стороны, сколько надежд возлагалось на турнир многими из участников его! И молились, молились усердно. Участие в турнире считалось привилегией благородства; поэтому не всякий рыцарь допускался к нему, точно так же, как не всякий атлет допускался в античной Греции к участию в Олимпийских играх, этих турнирах древности. Дама, обиженная каким-либо рыцарем, могла жаловаться на него до начала турнира. Специально избираемые для турнира судьи рассматривали жалобу, и если находили ее основательной, то не допускали рыцаря к участию в турнире, что становилось для него, конечно, большим позором. Если же дамы прощали рыцаря, что обыкновенно и случалось, он возвращал себе, утраченное было право. В Германии существовали особые параграфы турнирных правил, по которым не допускались к турнирам рыцари, совершившие что-либо предосудительное против императора или империи, изменившие своим сеньорам и сюзеренам, оскорбившие дам или девиц, уличенные в клятвопреступлении, в ограблении церковного имущества, в убийстве, в нарушении святости брака и отдававшие деньги в рост для наживы незаконных процентов. Там существовал параграф, на основании которого к участию в турнире допускался только тот рыцарь, отец, дед и прадед которого были людьми свободными. Вот почему местность, предназначаемая для турнира, пестрела обыкновенно гербами, свидетельствующими о древности того или другого рыцарского рода. Здесь всегда были под рукой люди, которые могли свободно читать гербы и девизы (надписи на гербах) и давать желающим необходимые объяснения.

Едва окончилась месса, как герольды немедленно приступили к делу. Прежде всего, следовало разделить все столпившееся рыцарство на две партии и соблюсти при этом требования справедливости. В данном случае старались, главным образом, чтобы и на той, и на другой стороне было, по возможности, одинаковое количество рыцарей и чтобы какая-либо из сторон не превосходила враждебную количеством, особенно сильных и опытных рыцарей. После того те же герольды установили бойцов так, что образовалась целая процессия, каждый ряд которой состоял из 2—3 всадников. По сторонам — жонглеры, без которых не обходилось ни одно торжество, а во главе — герольды и судьи турнира вместе с почетным судьей (chevalier d'honneur), заблаговременно избранным. Интересна роль последнего. Он служил как бы посредником между присутствующими дамами и участвующими в турнире рыцарями. Как только он был избран, к нему подходили рыцари-судьи турнира в сопровождении двух красивейших дам и вручали ему головное дамское украшение, нечто вроде чепца или наколки. Он привязывал последнюю к своему копью и не снимал ее в продолжение всего турнира. Если во время боя дамы замечали, что кто-либо из участников в турнире слишком ослабевал, они поручали почетному судье вступиться за него. Дамский посредник спускал на такого рыцаря оригинальное украшение своего копья, и никто уже не осмеливался тронуть облагодетельствованного рыцаря. Самый чепец назывался, поэтому дамской милостью (la Mercy des Dames). И это было действительно милостью в то время, когда и обыкновенные люди не задумывались перед жестоким поступком.

Теперь обе партии заняли свои места. Все участники поклялись перед судьями турнира в том, что не будут прибегать ни к каким непозволенным уловкам, не будут бить рыцаря, не защищенного шлемом, и т. п. Дожидаются только сигнала, чтобы начать борьбу. Вместе со своими рыцарями здесь же находятся и оруженосцы с запасом более легкого вооружения, которое наденут рыцари после окончания борьбы. Что касается оружия, которым будут сражаться, оно уже заранее осмотрено судьями турнира и найдено вполне подходящим для предстоящего дела. Но вот устроитель турнира подал сигнал. "Представьте себе, — говорит один из лучших знатоков рыцарской эпохи, — два кирасирских полка, налетающие друг на друга: ужасное столкновение! Каждый барон отыскивает того противника, которого он вызвал на борьбу, но, не находя его, нападает на других. Все мудрые исчисления нарушены, всякая симметрия становится невозможной, торжествует беспорядок... Друг другу угрожают, сталкиваются, друг друга опрокидывают. Но горе тому, кто сбит со своего коня, все другие кони пройдут по нему... Но самым большим наказанием для участников турнира следует считать пыль: она влетает в их ноздри, в их глаза; иные и умирают от нее, тщетно пытаясь дышать... Наши рыцари не бились бы с большим увлечением против язычников, и я думаю, что они кусались бы, если бы могли это делать". Рыцари в полном вооружении, головы их покрыты шлемами, в их руках длинные копья, но без острия на конце. Во весь карьер несутся они на конях друг против друга с копьями наперевес. У каждого — одна и та же цель: ударом копья сшибить своего противника с седла. Но это нужно сделать очень ловко, не задевая ни самого седла, ни ноги противника; не исполнивший этого требования лишается награды. Нередко копья ломаются вдребезги. При удачном ударе противника побежденный рыцарь падает со своего седла навзничь в полном вооружении. Бывали случаи, когда подобные падения причиняли моментальную смерть. Оруженосцы работают без устали. Герольды и судьи следят за борьбою; судьям уже заранее известны имена участников. В случае удачного удара его виновник поощряется к подвигам громкими одобрительными возгласами зрителей. Опытные рыцари, обыкновенно, не слишком увлекаются в начале, чтобы не ослабнуть преждевременно. Впрочем, участникам турнира дозволяется на короткий срок отходить в сторону для отдыха. Воспользовавшийся этим дозволением рыцарь снимает на время свой шлем и дышит, если не вполне, но все же более чистым воздухом. Наш турнир еще не закончился сегодняшним днем; надо полагать, он растянется на несколько дней. Уже наступил вечер. Затрубили сигнальные трубы, и герольды стали очищать арену, сразу наполнившуюся толпами народа. Обломки оружия, куски материи, частицы золота и серебра, свалившиеся с богатых рыцарских одеяний, делались предметами спора и драки между простолюдинами. Участники, счастливо отделавшиеся сегодня, спешат весело в свои жилища; там они немедленно примут ванну и подкрепят свои силы. Зрители шумно направляются в город, в шатры, расположенные на поле, и в ближайшие деревни. Иных рыцарей несут домой на носилках. Если и не было сегодня нанесено кровавых ран, все же немало было сделано серьезных повреждений. Многие немедленно поступают в распоряжение врача, так как у них оказались серьезные переломы костей. Мы не станем следить за возобновлением и продолжением нашего турнира: такое описание было бы в высшей степени однообразным. Наш барон попал в число победителей, и судьи присудили ему в награду великолепный щит. Имя его провозгласили во всеуслышание и разнесут еще во все возможные концы. На общее пиршество, закончившее турнирные празднества, его вели вместе с другими победителями старые почтенные рыцари.

Первая награда обыкновенно присуждалась тому, кто выбил из седла большее число рыцарей, кто изломал большее число копий, сам, крепко усидев на седле. В случае спорного вопроса к решению привлекали дам. Что касается наград, они бывали различны; бывали и незначительные по цене, бывали и ценные. Давали охотничьих птиц, щиты и тому подобные предметы. В ХIII в. ландграф Тюрингский Герман устроил турнир в Нордгаузене. У места турнира был разбит сад, посередине которого поставлено дерево с золотыми и серебряными листьями. Всякий разбивший копье нападавшего, но удержавшийся в седле, получал серебряный листок, а выбивший противника из седла — золотой листок.


^ 2.4. Кодекс рыцарской чести


Европейские рыцари XII—XIV вв. выработали своеобразные нормы поведения, «правила чести», которым должен был следовать любой настоящий рыцарь. Этим правилам подчинялись не только на низших ступенях феодальной лестницы. Графы, герцоги, короли тоже считали себя рыцарями, а значит, готовы были соблюдать кодекс рыцарской чести. Создав особые правила поведения, сеньоры как бы стремились отгородиться от простолюдинов, подчеркнуть свое отличие от «мужланов».

Посвящение в рыцари: посвящаемому повязывают меч, пристёгивают золотые шпоры, вручают щит с гербом и шлем. Миниатюра (XIV в.)

Рыцарь должен соблюдать верность сеньору, а тот обязан всячески защищать своего вассала и щедро его одаривать. Рыцарь — защитник обиженных и слабых, борец за христианскую веру. Он не может позволить себе коварство, хитрость в бою с противником. Да и уклониться от честного поединка — позор. Даже поверженный противник, если он тоже рыцарь, заслуживает всяческого уважения. Без ущерба для своего достоинства рыцарь не мог встретиться в поединке с тем, кто много ниже его по общественному положению. Обнажить рыцарский меч против черни считалось позором. Скупость — качество, недостойное рыцаря. На самом деле, конечно, далеко не все рыцари и отнюдь не всегда следовали правилам столь «благородного» поведения. Тем не менее, возвышенного рыцарского идеала старались придерживаться, по крайней мере внешне, особенно при дворе.


^ 2.5. Культ прекрасной дамы.


Со временем стали считать, что настоящему рыцарю обязательно положено быть влюбленным. Рыцарь совершает свои подвиги во имя дамы сердца, чтобы ее прославить и добиться ее расположения. Свое сердечное отношение к даме рыцарь часто выражал в словах, относящихся к процедуре получения феода. Он называл свою даму сеньором, считал себя либо пленником ее, либо вассалом, обязанным нести в честь возлюбленной тяжелую службу, постоянно рискуя жизнью. В служении прекрасной даме часто было куда меньше подлинного чувства, чем изящной придворной игры, обычая, которому полагалось следовать как «настоящему» рыцарю, так и «благородной» даме. Истинный рыцарь должен был обладать важным качеством — куртуазностью (от слова court — двор). Это — светскость, умение вести себя в обществе, изысканно ухаживать за своей дамой... Заслужить упрек в некуртуазности было для рыцаря опасно — он мог лишиться всеобщего уважения.


2.6. Гербы.


Распорядителями и судьями на турнирах были герольды. Одна из их многочисленных обязанностей состояла в умении разбираться в гербах рыцарей. Каждый сеньор стремился выбрать себе особый знак, который украшал бы его боевой щит, знамя, ворота замка, печать... Сначала гербы были простыми, но со временем на них появлялось все больше сложных фигур. Герб получали за заслуги от короля или по наследству. Постепенно сложилась целая наука составления и чтения гербов — геральдика. Прочитать по гербу можно порой очень много: узнать не только, кто хозяин, но и чем были известны его предки, с какими знатными семействами он в родстве. Со временем гербы стали заводить себе и духовные лица, и города, и отдельные горожане. Появились также гербы государств.


^ 3.ОТ МОГИЛЫ ДО КОЛЫБЕЛИ.


В замке радостное событие: ребёнок родился. Возможно, вот уже несколько лет, как сеньор и его супруга с нетерпением ожидали его. В самом деле, к чему были все усилия сеньора, если ему некому завещать своё имение? Наследник мужского пола сможет обеспечить преемственность начатого дела. А если родится дочь? Тогда следует выдать её замуж за соседа – сеньора, который будет управлять округой. Таким образом, решение о браке принимается подчас, когда жених и невеста ещё очень молоды, без учёта тех чувств, которые могут испытывать к друг другу будущие супруги.

Поэтому то маленькое создание, которое теперь находится в колыбельке, будет опекаться своей матерью, кормилицей и всеми слугами. До семи лет он будет оставаться возле своей матери, но затем начнёт входить в роль будущего рыцаря. Какой-нибудь писец преподаёт ему азы образования, но отроку милее часы, проведённые в боевой подготовке. Ему хочется быть достойным преёмником своего отца.

Будущему сеньору – 17 лет. Он заказывает своё первое оружие, хотя не является ещё рыцарем. Тем не менее, он уже достаточно взрослый, чтобы помериться силой с противником. Юноша знает, что однажды все тяготы феодального владения лягут на его плечи.

Сын сеньора, когда ему исполняется примерно 18 лет, по весне посвящается в рыцари. Всю ночь проводит он за молитвой в часовне замка. Наутро он причащается, а его меч получает благословение: с этого момента он должен пускать оружие в ход только за правое дело. На крыльце замка крёстный отец, старый рыцарь, даёт юноше «шлепок» - через такой грубый удар, нанесённый по плечу молодого, человека рукой или мечем, тот становится рыцарем. И тогда во всём вооружении он вскакивает на собственного коня, не опираясь на стремена, чтобы продемонстрировать свою ловкость. Конь - верный соратник сеньора. Рыцарь прилагает усилия к тому, чтобы найти лучших животных. Боевой конь способен долго нести на себе вооружённого рыцаря галопом и принимать на себя удар столкновения. Некоторые сеньоры изготавливали для лошадей доспехи, желая предохранить упряжь. Порой «латы» боевого коня окончательно связывали движения животного и вызывали подлинные катастрофы.

В процессе одевания доспехов рыцарю требуется помощь слуги. Сначала он облачается в «гамбуазон»- нечто наподобие стеганого хитона, - поверх него надевает кольчугу. Начиная с 14 века, добавляется железные накладки, а позднее – полные латы, весом от 8 до 20 килограммов. Из-за тяжести снаряжения рыцарь, будучи на земле, практически беспомощен. 22 года- возраст, чтобы жениться. Если его отец не предполагает заключить союз с каким-нибудь соседним сеньором, то рыцарь может надеяться на брак по любви.

От различного рода болезней и боевых ранений мужчины часто умирали в возрасте 40-50 лет. Умерших аристократы хоронили в семейных склепах рядом с другими доблестными предками, которых прибрал к себе Бог. Супруга усопшего сеньора долго будет оплакивать его, так как он был отважным рыцарем и хорошим мужем. Дети закажут высечь из камня надгробный памятник в виде распростёртой фигуры, дабы увековечить его память.


^ 3.1. Брак в средневековье.


Встречаются два противоположных мнения о браке: одни считали, что брак не связан со спасением души, а другие – что это допустимое общественное положение. Это обостряло внимание против всего связанного с браком. Победила, в конце концов, вторая точка зрения, и более чётко определились брачные правила: цель была предотвратить распутство и искушение, задача – создать себе похожие правила: неразлучность, моногамия, благословение церкви и согласие обеих сторон.

В 12 веке брак был включён в семь священных сокроментов. Сначала браки заключались в частных домах или в каких-то общественных местах, позже перед церковью, и, наконец, в самой церкви перед алтарём.

В Средневековье был издан закон о том, что запрещается сожительство без заключения брака, так как это чернит женскую честь.

Ранние браки были обычным делом. Среди знати браки заключались уже в детстве. Церковь разрешала жениться уже в 14,15 лет. Если один из молодожёнов умирал сразу же после нескольких месяцев, то можно было жениться вторично.

Замужество не было связано с романтической любовью, и поэтому часто неравно молодые девушки выходили замуж за пожилых богачей, а молодые парни за вдов со стажем.

Задача брака в это время – было сохранить, развить и передать следующим поколениям имущество, славу и честь, обеспечить потомкам самое маленькое тот же самый статус, каков был у предков.

Перед тем как заключить брак, велись переговоры между семьями. Цель этого разговора была защитить будущее детей от бедности. После этого разговора должна состояться церемония, которая состояла из двух частей. Бракосочетания - когда даются клятвы и обещания о верной любви, происходит передача невесты и её принятие в новую семью. А так же заключается брачный договор.

Согласно законам супружества, жена подчинена своему мужу, тем не менее, она сохраняет свою материальную независимость. Когда она вышла замуж, то пришла с неким преданным – земляки, которые принадлежали её отцу. Её муж так же сделал ей свадебный подарок в виде части своего владения. Если ей придётся овдоветь, то она сохранит за собой «наследство, дарованное супругом», то есть часть домена, совладелицей которого она является, и доходы от которого принадлежат ей.

В средневековом обществе не была характерна мангамия, и была разрешена только одна жена. Это общество не допускало по своему мнению разрыв брачных связей, нельзя было отправить жену назад, а дом её родителей и искать новую партию.

Мораль славила женщин воздерживающихся от соблазнения. Эта нравственность была и домашней моралью.

Санкции суда реализировались частным образом: ответственность за месть, за похищение жены передавали мужу или семье мужа, а месть за измену жены тоже мужу.

В браке женщина ведёт существование прислуживания мужу.


^ 3.2. Охота – необходимость и увлечение.


Для сеньора охота являлась не игрой, но необходимостью. Начиная с древних времён люди вынуждены были бороться с дикими зверями, чтобы обеспечить себе безопасность: даже в средние века нужно убивать кабанов, зайцев, лисиц, которые пробираются к жилью, чтобы уничтожить посевы и разорить курятники. Охота служит и для того, чтобы истребить зверей, опасных для человека.

Обучение охоте - важное дело для будущего сеньора. Отец поучает сына наставлениями шевалье. Обладающего большим опытом сына, он отправляет его к ловчему. Тот учит его распознать звериные тропы по следам на снегу или характеру продвижения зверей в кустарниках.

Охотничье оружие такое же, как и боевое вооружение: лук, рогатина или копьё, да нож. Но для крупных животных охотники устраивают ловушки: ямы, замаскированные под листвой, или сетку из верёвок, которая накроет зверя во время его прохода.

Охота – это ещё и развлечение. Охота, особенно псовая, являет собой также один из наилучших способов подготовки к битве для самого владельца замка. Лишь они могут устраивать такую охоту, которая требует содержания целой своры собак. В каждом замке содержится псарня: это охотничьи собаки, способные наброситься на кабана или оленя, гончие или борзые. Иногда используют так же гепардов и соколов (птица сначала отлавливается, затем обучается нападать на других птиц и мелких млекопитающих. До того, как сокола отпустят, он удерживается на поводке зачехлённым). Сеньор находится в седле весь день напролёт: он должен распутывать следы животных, нестись галопом, переправляться через реки и озёра, а в завершении нанести зверю удар ножом. Именно поэтому он сделает боевого коня, который не боится приблизиться к крупному животному.

Со временем привилегия заниматься охотой постепенно отходит к дворянам. Они превращают её в некую науку, и даже искусство – особое «право охоты сеньора».

^ 4.УТОНЧЁННАЯ ТРАПЕЗА.


Чтобы сделать жизнь прекраснее, в замке устраивались многочисленные праздники. Каждое событие в семье сеньора (свадьба, рождение ребёнка, поминки) являлось поводом, чтобы собрать друзей, родственников и несколько вассалов, устроить торжество, показаться в своих самых красивых нарядах и пуститься в пляс.

Блюда, подаваемые на столы господ - аристократов, землевладельцев, людей, обличенных властью, как духовной, так и светской - весьма существенно отличались от того, чем питались простые люди, работавшие на их землях и зависящие от них, в том числе и материально.

Кроме танцев и развлечений, важной частью торжества являлась трапеза. Перед тем, как сесть за стол, требовалось очень тщательно вымыть руки, так как сотрапезники будут есть прямо пальцами. Сеньор или капеллан благословили эту трапезу, которая обещает быть продолжительной: в сторонке на некотором возвышении играют музыканты. Гостей развлекают шуты или волшебники. В период поста приглашённые довольствовались четырьмя или пятью блюдами из рыбы, выловленной в прудах или речках феодального домена. Треска, сельдь – солёная или копчённая – поступали с морского побережья к господскому столу уже с 12 века. Однако, настоящий обед – это блюда из «плоти» - мясные. Такие, как говядина, свинина, домашняя птица и дичь. Мясо варилось или жарилось с добавлением большого количества специй и подавалось на стол под различными соусами в холодном или горячем виде. Залёных овощей было мало, за исключением летнего периода. Употребляли сушеные овощи. Картофель ещё не был известен. Еду подавали на толстых ломтях чёрного хлеба, которые использовали вместо тарелок, или на изысканных серебряных блюдах. Хлеба съедалось очень много – около килограмма в день. Он впитывал соусы и жиры. Если человек был очень голоден, он мог поломать свой хлеб на маленькие кусочки и съесть. Эта обильная трапеза возбуждала сильную жажду: в Западной Европе повседневным напитком являлся яблочный сидр. Пили и простую воду из источника или колодца,; если её брали из открытого водоёма, то к воде добавляли солод или мёд, чтобы отбить неприятный привкус. Но гости предпочитали пить вино, которое сеньор завозил со стороны за высокую плату, если его земли не позволяли заготовлять его на месте. После окончания трапезы остатки еду с господского стола отдавали нищим, которые толпились около ворот замка. В зале около гостей в поисках лакомств бегали собаки, хоть и кормить их со стола было признаком плохого тона.

Случалось, что сеньор, его жена или кто-то из детей принимали участие в семейном праздновании какого-нибудь крестьянина. Впрочем, к концу средневековья это становилось предметом частых упрёков со стороны тех, кто считал, что дворянину не следует выставлять себя на показ среди крестьян. Белый хлеб, который делают из пшеничной муки высшего помола, предназначался исключительно для господских и княжеских столов. Крестьяне же ели черный, прежде всего ржаной, хлеб. А потому часто травились спорыньей и затем в большинстве случаев умирали. Тем, кто хотел делать на хлебе легкие деньги, приходилось часто переступать закон: некоторые хитрые пекари отбеливали хлором свой ржаной и овсяный хлеб, а затем с выгодой продавали его, выдавая за белый (для тех же целей охотно использовался мел и измельченная кость)... в качестве изюминок запекали сушеных мух.

Каша и "обед из одного блюда" (густой суп, заменяющий первое и второе блюда) - два самых популярных в средневековье блюда, два блюда для бедняков. Средневековую кашу нельзя назвать "кашеобразной", в том значении, какое мы сегодня придаем этому слову, она была твердой, твердой настолько, что ее можно было резать. Еще одна особенность той каши заключалась в том, что было несущественно, из чего она состоит.

Неотъемлемым атрибутом средневековой кухни были приправы. Причем разграничивать приправы для бедняков и приправы для богатых нет смысла, ибо позволить себе иметь специи могли только богачи.

Излюбленными приправами в средневековье были корица, кардамон, имбирь, мускат и перец (самая дешевая и легкая в приобретении приправа). Специи использовались для демонстрации богатства, были призваны заглушать запахи и вкус - вкус соли в случае с засоленной пищей или кислятины в случае с вином. В большинстве поваренных книг того периода не указываются пропорции специй, но, видимо приправляли весьма щедро. На каждой средневековой кухне мира сего помимо специй обязательно присутствовал миндаль. Из него делали марципан (тертый миндаль с сахарным сиропом) и миндальное молоко (измельченный миндаль, вино, вода), которое затем использовали как основу для приготовления различных блюд и соусов, а на время поста им заменяли настоящее молоко

Еду в средние века подслащали исключительно медом, ведь сахар был роскошью: в начале XV столетия шесть килограммов сахара стоили столько же сколько лошадь.

В средневековье были чрезвычайно популярны разноцветные кушанья, ...кушанья с изображенными на них гербами, фамильными цветами и даже целыми картинами... И хотя добавление красящих веществ меняло вкус блюда, но на это закрывали глаза ради получения красивого цвета. Наиболее распространенные красящие вещества: Зеленый: петрушка или шпинат Черный: тертый черный хлеб или пряники; гвоздичный порошок, черный вишневый сок. Красный: овощной или ягодный сок, (красная) свёкла. Желтый: шафран или яичный желток с мукой. Коричневый: луковичная шелуха.

Кушанья любили также позолачивать и посеребрять, но естественно это могли позволить себе только очень богатые люди. Пост в средневековье длился треть года, в пищу не разрешалось употреблять мясо, яйца, молоко и молочные продукты. Помимо этого существовали постные дни - среда и пятница - в которые запрещалось есть мясо.

Для отдельных групп населения, таких как, например, члены духовных орденов, существовали отдельные правила.

Повара в дни поста проявляли все свое мастерство, чтобы их хозяева не чувствовали себя обделенными нормальной пищей. А духовенство старалось обойти закон и "протащить" в разряд разрешенных продуктов как можно больше блюд. Из посуды и столовых приборов, используемой в то время, следует упомянуть ложки, ножи, солонки, стаканы из горного хрусталя и питьевые сосуды. (Особенностью последних является их неиндивидуальное использование даже в богатых домах). О соусницах стоит забыть, ибо соус был далеко не жидким.

Это естественно, что касается аристократов. Посуда и столовые приборы у простых людей были сделаны из дерева и глины, в некоторых домах ложка была одна на семью и тогда ее заменяли кусочком хлеба. Также поступали и с тарелками: использовался черствый хлеб, который медленно впитывал и не давал испачкать стол. Тарелки существовали (деревянные - для низших слоев и серебряные или даже золотые - для высших), однако питались в основном из общих блюд. С вилкой же из-за ее "дьявольской" формы и византийского происхождения все было весьма непросто - "пробиться" на стол она смогла только в качестве прибора для мяса. Лишь в эпоху Барокко ожесточились споры о достоинствах и недостатках вилки.

^ 5. ПЕСНИ И РОМАНЫ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ.

5.1. Певцы доблести и любви


На всех придворных празднествах желанными гостями были певцы и поэты. Среди них встречались простолюдины — шпильманы и жонглёры (последние не имели ничего общего с современными цирковыми жонглерами), но нередко встречались и знатные рыцари. Особенно знаменитыми поэтами были многие сеньоры из южнофранцузской области Прованс. Их обычно называли трубадурами (очень приблизительный перевод — слагающие стихи). Трубадуры — авторы великолепных стихов, посвященных рыцарским доблестям, но еще больше, конечно же, любви. Любовь трубадура, как правило, неразделенная. Трубадур страдает, испытывая мучения, на которые его обрекает суровая красавица. Но он верен ей до последнего вздоха. Стихи в Провансе сочиняли и знатные женщины. Самая известная из провансальских поэтесс — герцогиня Аквитанская Альенора, уже известная нам супруга сначала Людовика VII, а затем Генриха II.

Традиции провансальской лирики подхватили немецкие поэты — миннезингеры («певцы любви»), самого знаменитого из которых звали Вальтер фон дер Фогельвейде.


^ 5.2. Героические песни.

На придворных празднествах в замках крупных сеньоров звучали не только страстные песни влюбленных трубадуров и миннезингеров. Жадно слушали гости и хозяева, длинные величественные поэмы о старинных героях. Часто в основе сюжета лежал действительный факт. Но многие поколения сказителей так разукрасили свои песни поэтическими грезами, что разглядеть за ними подлинное событие стало почти невозможно.

Очень любили в XII—XIII вв. уже известную нам «Песнь о Роланде».

В немецких землях возникла «Песнь о Нибелунгах». В ней слышен отзвук битв эпохи Великого переселения народов, когда полчища гуннов разгромили одно из небольших германских королевств на верхнем и среднем Рейне. Но узнать этот исторический эпизод в «Песни о Нибелунгах» очень трудно.

Герой Зигфрид, совершивший множество подвигов, был предательски убит ударом в спину. Его вдова Кримхильда поклялась отомстить за это предательство, хотя в заговоре против Зигфрида участвовал ее брат. Она вторично вышла замуж за могущественного короля гуннов Этцеля (Аттилу) и спустя какое-то время пригласила в гости в страну гуннов всех своих родственников и бывших вассалов. Королева гуннов устроила ссору, переросшую в страшную битву героев. Ценой жизни множества гуннских воинов кровавая месть Кримхильды свершилась, и никто из ее гостей не избежал смерти. Но в конце гибнет и сама Кримхильда...

5.3. Романы.

Не меньше, чем мрачный трагизм героических песен, увлекали современников причудливые и изящные сюжеты знаменитых рыцарских романов. В них уже все было выдумкой: сказочные рыцари разили драконов, побеждали колдунов и немыслимыми подвигами завоевывали сердца прекрасных дам.

Излюбленными темами рыцарских романов были переработки кельтских легенд о короле Apmуpe. Двор сказочного короля и его супруги Джиневры служил образцом рыцарственности и куртуазности для целого света. Среди рыцарей Артура особенно выделялись своими подвигами двенадцать. Они были самыми храбрыми и благородными из его вассалов и заседали с королем за круглым столом в перерывах между бесконечными странствованиями ради наказания зла и утверждения справедливости. Среди рыцарей Круглого стола особенно известны были Парсифаль (Персиваль) и красавец Ланселот. Творил чудеса при дворе короля Артура волшебник Мерлин. Легенды артуровского цикла пересказывали в Европе многие авторы, но больше всех известен, пожалуй, француз Кретьен де Труа (XII в.).

С британских островов пришел на материк и сюжет о трагической любви Тристана и Изольды.

Славный королевич Тристан верой и правдой служил своему дяде, королю Корнуэлла Марку. Тристан совершил множество подвигов и сумел сначала победить давних врагов Корнуэлла — ирландцев, а затем и помирить обе враждующие много лет стороны. Король Марк повелел Тристану привезти ему ирландскую принцессу белокурую Изольду, о несравненной красоте которой Тристан много ему рассказывал. Ирландцы отдали Изольду в Корнуэлл, Тристан и Изольда случайно выпили вместе приворотного зелья и воспылали друг к другу неслыханной страстью. Тем не менее Изольда обвенчалась с королем Марком, после чего началась жизнь, мучительная для всех троих. Страсть боролась в душах Тристана и Изольды с чувством долга — верной супруги и верного вассала. Король Марк мучился подозрениями, но тоже любил Изольду и глубоко уважал доблестного рыцаря — своего племянника. После множества бед и мытарств, отчаянных безумств и кровопролития Тристан и Изольда погибли. Их похоронили рядом. «И из могилы Тристана поднялся прекрасный терновый куст, зеленый и пышнолиственный, и, перекинувшись через часовню, врос в могилу Изольды... Трижды приказывал король срезать этот куст, но всякий раз на следующий день он являлся столь же прекрасным, как и прежде».


Заключение.


Работая над проектом, мы пришли к выводу, что эпоха средневековья – это эпоха рыцарства, кутуазной любви, турниров, и в то же время эпоха междуусобных войн, время укреплённых замков. В своей работе мы стремились отразить все вопросы и проблемы связанные с образом жизни знати в средние века. Мы выяснили, что большое значение знать средневековья предовала внешним качествам, а не внутренним. Например, для мужчин важно было стать рыцарем ,а для женщин выйти замуж, стать послушной женой и произвести на свет наследника. У мужчин было больше прав, чем у женщин. Женщины считлись воплощением греха. Воспитание детей в средневековье было жёстким.

Главным развлечением знати были рыцарские турниры, охота, которая была и необходимостью.

Трапеза в средневековье была утончённая. Знать предпочитала блюда с приправами, а так же были популярны разноцветные блюда с изображением гербов. В средневековье трапезы были очень обильными.

Большое внимание знать уделяла музыке и поэзии, но музыка не существовала так таковая без поэзии.

Образ жизни знати в средние века очень интересен для изучения.

^ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ.

АННОТАЦИЯ


Тема : Образ жизни знати в средневековье.

Фамилия, имя авторов: Соколова Юлиана, Селезнёва Любава.

Научный руководитель: Магистр истории Муранова Татьяна Ивановна.

Объём работы: 31 лист, 4 рисунка, 3 приложения.

Цель работы: исследовать жизнь знати в средние века.

Работы состоит из 5 частей:

  1. Замок, его обитатели и жизнь в нём.

  2. Рыцарство.

  3. От колыбели до могилы.

  4. Утончённая трапеза.

  5. Песни и романы средневековья.

Ключевые слова: средневековье, замок, рыцарь, охота, турнир, поэзия.

Объект исследования: теоретический анализ, анализ исторический произведений.

Предметы исследования: история.

В процессе работы мы узнали, как жила знать в средние века, как развлекалась и как развивалась.

Методы: материал исследования можно использовать на уроках истории, культуры.


ANOTĀCIJA


Tēma: Augstmaņu dzīves tēls viduslaikos.

Autoru vārds, uzvārds: Sokolova Juliana, Selezneva Ljubava.

Zinātnisks vadītājs: Stāsta maģistrs Muranova ir Tatjana Ivanovna.

Darba apjoms: 31 lapa, 4 attēli, 3 pielikumi.

Darba mērķis: izpētīt augstmaņu dzīvi vidējos gadsimtos.

Darbs sastāv no 5 daļām:

1. Zamok, viņa iemītnieki un dzīve viņā.

2. Bruņniecība.

3. No šūpļa līdz kapam.

4. Izsmalcinātais azaids.

5. Dziesmas un viduslaiku romāni.

Atslēgu vārdi: viduslaiki, zamok, bruņinieks, patika, turnīrs, dzeja.

Pētījuma objekts: teorētiska analīze, analīze vēsturiska darbā.

Pētījuma priekšmeti: vēsture.

Darba procesā mēs uzzinājām, kā dzīvoja augstmaņi vidējos gadsimtos, kā izklaidējās

un kā attīstījās.

Metodes: pētījuma materiālu var izmantot uz vēstures, kultūras mācībām.


ANNOTATION


Theme: Life of gentlefolks appearance in dark ages.

Word of authors, last name: Sokolova Juliana, Selezneva Ljubava.

A scientific driver: History master's degree Muranova

Tatjana Ivanovna.

Work volume: 31 sheet, 4 images, 3 appendixes.

Work purpose: to explore life of gentlefolks in middle

centuries.

Work is from 5 parts:

1. Zamok, his inhabitants and life in him.

2. Knighthood.

3. From a cradle lidz a grave.

4. The refined meal.

5. Song and dark ages novels.

Words of the keys: dark ages, zamok, knight, hunt, tournament, poetry.

Research object: a theoretical analysis, analysis historical at work.

Research objects: history.

In we knew a work process, as gentlefolks lived in middle centuries, as

had fun but as developed.

Methods: it can utillize research material on history, culture lessons.

kommentariik-state-yumuhina-genij-organizacii-mass-vnutrennij-prediktor-sssr.html
kommentarij-informacionnij-byulleten-upolnomochennogo-po-pravam-cheloveka-v-respublike-kazahstan.html
kommentarij-k-duhovnoj-ierarhii.html
kommentarij-k-federalnomu-zakonu-stranica-5.html
kommentarij-k-fz-ob-ispolnitelnom-proizvodstvei-o-sudebnih-pristavah.html
kommentarij-k-mezhdunarodnim-pravilam-tolkovaniya-torgovih-terminov.html
  • notebook.bystrickaya.ru/i-metodicheskie-ukazaniya-po-ih-vipolneniyu.html
  • testyi.bystrickaya.ru/anohin-aleksej-mihajlovich-autsorsing-kak-faktor-effektivnogo-razvitiya-predpriyatiya.html
  • urok.bystrickaya.ru/potrebitelskie-svojstva-kosmeticheskih-tovarov-i-faktori-ih-formirovaniya-chast-2.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/prilozhenie-a-selektivnie-zadaniya-uejsona-na-viyavlenie-obmana-dzhek-palmer-linda-palmer.html
  • urok.bystrickaya.ru/pravo-sobstvennosti-grazhdan-na-zhilie-pomesheniya.html
  • institute.bystrickaya.ru/etyud-12-vladimir-shahidzhanyan.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/s-89-sltanazina-g-zh-regionaldi-floristika.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabota-nad-akkompanentom-na-urokah-solfedzhio.html
  • textbook.bystrickaya.ru/iii-vocarenie-geroya-21-frezer-o-smete-carej-itogi-140-ii-beda-i-protivodejstvie-141-beda-141-snaryazhenie.html
  • pisat.bystrickaya.ru/transnacionalnie-korporacii-ih-rol-v-mirovoj-ekonomike.html
  • studies.bystrickaya.ru/krimnalne-pravo.html
  • turn.bystrickaya.ru/otchet-magate-problemi-bezopasnosti-atomnih-elektrostancij-s-reaktorami-vver-1000320-i-ih-kategorii-iaea-ebp-wwer-05.html
  • bukva.bystrickaya.ru/regionalnie-sro-35-samoreguliruemie-organizacii-v-stroitelstve-8.html
  • testyi.bystrickaya.ru/75-kak-ne-stat-zhertvoj-nekachestvennih-medicinskih-uslug-kachestvennaya-medicinskaya-pomosh-kak-ee-poluchit-seriya.html
  • composition.bystrickaya.ru/otchet-ob-ocenke-tovarnogo-znaka-str-soderzhanie.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-2-analiz-funkcionirovaniya-gosudarstvennih-vnebyudzhetnih-socialnih-fondov-4-glava-socialno-ekonomicheskaya-sushnost-vnebyudzhetnih-fondov-5.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/predmetnost-religioznogo-opita-issledovanie-v-2-h-tomah-parizh-1953-m-russkaya-kniga.html
  • tests.bystrickaya.ru/lekciya-predmet-i-metod-istorii-politicheskih-i-pravovih-uchenij-ponyatie-politiko-pravovogo-ucheniya-i-ego-elementi-politicheskie-i-pravovie-ucheniya-v-drevnem-mire.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/socialnaya-cennost-zdorovogo-obraza-zhizni-i-p-volkov-zam-glavnogo-redaktora.html
  • grade.bystrickaya.ru/nauchnaya-i-uchebnaya-literatura-uchebno-metodicheskij-kompleks-rabochaya-programma-dlya-studentov-ochnoj-i-zaochnoj-form.html
  • spur.bystrickaya.ru/kommersant-moskva-n024-1122009-rebrov-denisparfenteva-irina-menedzher-yukosa-pererabotaet-bashkirskuyu-neft.html
  • thescience.bystrickaya.ru/gubernator-arhangelskoj-oblasti-ozabochen-konoshskie-vedomosti-05092005-pechatnie.html
  • klass.bystrickaya.ru/analiz-rinka-nedvizhimosti-g-irkutska-chast-10.html
  • bukva.bystrickaya.ru/programma-organizacii-obedinennih-nacij-po-okruzhayushej-srede-rabochaya-gruppa-otkritogo-sostava.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/raspredelenie-sistemnoj-pamyati-konspekt-lekcij-elektronno-vichislitelnie-mashini-i-kompyuternie-seti-po-kursu.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/a-yu-kodzhaspirov-slovar-po-pedagogike-stranica-24.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-dpp-f-05-istoriya-rossii-period-kapitalizma.html
  • learn.bystrickaya.ru/gorod-full-outer-join-postavshik-onin-informacionnoe-obespechenie-sistem-upravleniya-utverzhdeno-izdatelsko-bibliotechnim.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/site-report-essay-research-paper-rome-profile.html
  • thescience.bystrickaya.ru/kniga-tretya-o-principah-treh-vidov-pravleniya-o-duhe-zakonov.html
  • klass.bystrickaya.ru/7-problema-otbora-leksiki-principi-otbora-leksicheskie-minimumi-g-v-rogova-v-svoej-state-celi-i-zadachi-obucheniya.html
  • tasks.bystrickaya.ru/1128-poryadok-snyatiya-i-vidachi-kopij-dokumentov-instrukciya-po-deloproizvodstvu-samara.html
  • assessments.bystrickaya.ru/cocialnie-seti.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zanyatie-6-usloviya-obucheniya-detej-tvorcheskomu-rasskazivaniyu-samostoyatelnaya-rabota-studentov-zadaniya-k-prakticheskim-zanyatiyam.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/149-opredelenie-strani-proishozhdeniya-opisivaemih-tovarov-praktikum-dlya-studentov-vseh-form-obucheniya-gomel-2010.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.