.RU

Кодекс РФ. Глава 23 "Налог на доходы физических лиц" - страница 14



Ответ.

По данной проблеме у официальных органов и арбитражных судов отсутствует единообразное понимание.

"Официальная позиция".

Так, Минфин России в письме от 01.03.2005 N 03-02-07/1-54 указал, что основания для начисления пени в случае поступления налога в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы отсутствуют.

В письме Минфина России от 01.03.2005 N 03-02-07/1-54 дается разъяснение о том, что в случае, если налогоплательщик ошибся, указав в платежных документах неправильный код классификации доходов бюджета, он может заявить об этой ошибке в налоговый орган. При устранении указанной ошибки и уплате налога в полном объеме и установленный законом срок в соответствующий бюджет оснований для начисления пени (дополнительного платежа, применяемого для компенсации потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок) не возникает.

С данной позицией не согласны налоговые органы. В письме от 25.07.2005 N 10-1-13/3367 ФНС России указала, что положения НК РФ не предусматривают освобождения от начисления пеней по одному налогу (сбору) при наличии переплаты по другому, даже при условии, что оба налога (сбора) зачисляются в один и тот же бюджет.

"Арбитражная практика".

По мнению арбитражных судов, сумма налога, перечисленная в установленный законом срок по платежному документу с ошибочно указанным кодом бюджетной классификации в бюджет того же уровня, считается уплаченной в установленный срок. Поэтому ошибка в указании кода бюджетной классификации не может служить основанием для начисления пени (см., например, Постановления ФАС Московского округа от 16.05.2006 N КА-А40/3976-06 по делу N А40-69160/05-117-603 и от 04.04.2006, 30.03.2006 N КА-А40/2449-06 по делу N А40-53072/05-128-486, Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 28.04.2006 N Ф08-1521/2006-644А по делу N А53-13312/2005-С6-22).

Неправильное указание кода бюджетной классификации в данном случае не образует задолженности перед соответствующим бюджетом, а действующее законодательство о налогах и сборах не ставит возникновение недоимки в зависимость от правильности указания налогоплательщиком кода бюджетной классификации.

Если ошибочное указание в платежных поручениях кода бюджетной классификации привело лишь к неправильной классификации платежа, но денежные средства все равно зачислены в бюджет того же уровня, то, следовательно, обязанность по уплате НДФЛ налоговым агентом исполнена. Указание в платежном поручении назначения налогового платежа (НДФЛ) и налогового периода свидетельствует о том, что денежные средства были перечислены в счет уплаты именно указанного налога своевременно и в полном объеме.

Кроме того, в соответствии со статьями 346.9, 346.22, 346.33 НК РФ налоги зачисляются на расчетный счет Федерального казначейства, которое распределяет зачисленные налоги по бюджетам всех уровней в соответствии с бюджетным законодательством. Приказом Минфина России от 31.12.2002 N 352 обязанность распределять доходы от поступления налогов и сборов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации возложена на органы федерального казначейства.

Аналогичные выводы содержатся также в Постановлении ФАС Центрального округа от 19.04.2006 по делу N А64-6509/05-22, Постановлениях ФАС Поволжского округа от 25.05.2006 N А55-33580/05-53, от 23.03.2006 по делу N А55-9382/2005-22, от 04.04.2006 по делу N А55-26263/05-34, Постановлениях ФАС Уральского округа от 29.05.2006 N Ф09-4374/06-С2 по делу N А50-41303/05, от 15.06.2004 N Ф09-2375/04-АК, Постановлениях ФАС Московского округа от 14.03.2006, 09.03.2006 N КА-А40/1414-06 по делу N А40-32128/05-98-208, от 31.01.2006, 24.01.2006 N КА-А40/14255-05 по делу N А40-41253/05-114-348, от 18.01.2006, 11.01.2006 N КА-А40/13467-05, от 08.12.2005, 01.12.2005 N КА-А40/12034-05, Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 14.03.2005 N Ф04-972/2005(9086-А27-26), Постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 28.04.2006 N Ф08-1521/2006-644А по делу N А53-13312/2005-С6-22.

В то же время Федеральным законом от 27.07.2006 N 137-ФЗ в подпункт 1 пункта 3 статьи 24 НК РФ внесена поправка, вступающая в силу с 01.01.2007, устраняющая данную неопределенность.

Согласно новой редакции в обязанности налогового агента входит перечисление налогов в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующие счета Федерального казначейства, то есть обязанность налогового агента по перечислению сумм удержанного налога будет исполнена только при зачислении сумм налога на соответствующий счет бюджетной классификации. Следовательно, налоговый орган будет вправе в случае ошибочного указания налоговым агентом кода бюджетной классификации в платежном поручении на перечисление НДФЛ доначислить налоговому агенту пени на основании статьи 75 НК РФ.

При этом в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 32 НК РФ (в редакции, действующей с 01.01.2007) налоговые органы обязаны сообщать налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам при их постановке на учет в налоговых органах сведения о реквизитах соответствующих счетов Федерального казначейства, а также в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, доводить до налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов сведения об изменении реквизитов этих счетов и иные сведения, необходимые для заполнения поручений на перечисление налогов, сборов, пеней и штрафов в бюджетную систему Российской Федерации.

"Актуальная проблема".

Вправе ли налоговый орган привлечь налогового агента к ответственности на основании статьи 123 НК РФ, если налоговый агент перечислил сумму удержанного налога на неверный код бюджетной классификации?

Ответ.

По мнению арбитражных судов (см., например, Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 09.03.2006 по делу N А11-8470/2005-К2-22/368, Постановление ФАС Поволжского округа от 11.04.2006 по делу N А55-11706/2005-30, Постановление ФАС Уральского округа от 29.03.2006 N Ф09-2085/06-С2 по делу N А50-37472/05), ошибка в указании кода бюджетной классификации не может служить основанием для привлечения к ответственности по статье 123 НК РФ, если денежные средства были зачислены в бюджет того же уровня.

Неправильное указание кода бюджетной классификации в данном случае не образует задолженности перед соответствующим бюджетом, а действующее законодательство о налогах и сборах не ставит возникновение недоимки в зависимость от правильности указания налогоплательщиком кода бюджетной классификации.

Если ошибочное указание в платежных поручениях кода бюджетной классификации привело лишь к неправильной классификации платежа, но денежные средства все равно зачислены в бюджет того же уровня, то, следовательно, обязанность по уплате НДФЛ налоговым агентом исполнена. Указание в платежном поручении назначения налогового платежа (НДФЛ) и налогового периода свидетельствует о том, что денежные средства были перечислены в счет уплаты именно указанного налога своевременно и в полном объеме.

Кроме того, НК РФ не предусматривает ответственности за ненадлежащее исполнение налоговым агентом своих обязанностей, в частности, за нарушение порядка перечисления удержанного НДФЛ.

Данные выводы содержатся также в Постановлении ФАС Центрального округа от 19.04.2006 по делу N А64-6509/05-22, Постановлении ФАС Уральского округа от 29.05.2006 N Ф09-4374/06-С2 по делу N А50-41303/05, от 15.06.2004 N Ф09-2375/04-АК, Постановлениях ФАС Поволжского округа от 25.05.2006 N А55-33580/05-53, от 04.04.2006 по делу N А55-26263/05-34, от 23.03.2006 по делу N А55-9382/2005-22, Постановлениях ФАС Московского округа от 18.07.2005 N КА-6451/05, от 12.07.2004 N КА-А40/5472-04.

В то же время Федеральным законом от 27.07.2006 N 137-ФЗ в подпункт 1 пункта 3 статьи 24 НК РФ внесена поправка, вступившая в силу с 01.01.2007, устраняющая данную неопределенность. Согласно новой редакции в обязанности налогового агента входит перечисление налогов в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующие счета Федерального казначейства, то есть обязанность налогового агента по перечислению сумм удержанного налога будет исполнена только при зачислении сумм налога на соответствующий счет бюджетной классификации. Следовательно, налоговый орган будет вправе в случае ошибочного указания налоговым агентом кода бюджетной классификации в платежном поручении на перечисление НДФЛ привлечь налогового агента к ответственности по статье 123 НК РФ.

При этом в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 32 НК РФ (в редакции, действующей с 01.01.2007) налоговые органы обязаны сообщать налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам при их постановке на учет в налоговых органах сведения о реквизитах соответствующих счетов Федерального казначейства, а также в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, доводить до налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов сведения об изменении реквизитов этих счетов и иные сведения, необходимые для заполнения поручений на перечисление налогов, сборов, пеней и штрафов в бюджетную систему Российской Федерации.

"Внимание!"

Согласно статье 6 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" ответственность за организацию бухгалтерского учета в организациях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несут руководители организаций. При этом руководители свою обязанность по организации учета могут выполнить в том числе путем передачи на договорных началах ведения бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту.

Централизованная бухгалтерия, которой в соответствии с подпунктом "в" пункта 2 статьи 6 Федерального закона N 129-ФЗ руководитель организации вправе передавать на договорных началах ведение бухгалтерского учета, может выступать как уполномоченный представитель организации в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах. Централизованные бухгалтерии создавались как специализированные структурные подразделения при органах государственной власти, главных распорядителях (распорядителях) бюджетных средств в целях эффективной организации бухгалтерского учета в обслуживаемых бюджетных учреждениях.

"Актуальная проблема".

Возникает ли у организации, передавшей на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, обязанность по исчислению, удержанию и перечислению в бюджет НДФЛ с заработной платы, выплаченной ее работникам?

Ответ.

Если начисление и выдача заработной платы работникам организации производится централизованной бухгалтерией, у организации отсутствует обязанность по исчислению, удержанию и перечислению в бюджет НДФЛ, в связи с чем привлечение ее к ответственности по статье 123 НК РФ является неправомерным. Правомерность подобных выводов подтверждается судебной практикой.

Например, в Постановлении ФАС Центрального округа от 15.05.2006 N А35-3423/05-С3 такой подход суд обосновывает тем, что данная обязанность лежит на налоговом агенте. Однако нельзя признать в качестве налогового агента организацию, бухгалтерский учет которой, включая обязанность по уплате налогов, осуществляется централизованной бухгалтерией.

Статьей 11 НК РФ установлено, что источник выплаты доходов налогоплательщику - организация или физическое лицо, от которых налогоплательщик получает доход.

Согласно статье 24 НК РФ налоговым агентом признаются лица, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в бюджет налогов. По НДФЛ таким агентом является лицо, выплачивающее доход. Поэтому если обязанности по выплате доходов сотрудникам, а также обязанности по исчислению, удержанию и уплате НДФЛ лежат на централизованной бухгалтерии, то агентом будет именно она.

Аналогичные выводы изложены также в Постановлениях ФАС Восточно-Сибирского округа от 03.11.2005 N А19-31005/04-52-Ф02-4768/05-С1, от 28.03.2005 N А19-20699/04-15-Ф02-1097/05-С1, от 20.09.2004 N А19-5920/04-5-Ф02-3912/04-С1, Постановлении ФАС Московского округа от 24.11.2003 N КА-А41/9359-03, Постановлении ФАС Уральского округа 06.05.2004 N Ф09-1696/04-АК.

Пунктом 7 статьи 226 НК РФ установлено, что совокупная сумма налога, исчисленная и удержанная налоговым агентом у налогоплательщика, в отношении которого он признается источником дохода, уплачивается по месту учета налогового агента в налоговом органе.

Налоговые агенты - российские организации, имеющие обособленные подразделения, обязаны перечислять исчисленные и удержанные суммы налога как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по месту нахождения обособленного подразделения, определяется исходя из суммы дохода, подлежащего налогообложению, начисляемого и выплачиваемого работникам этих обособленных подразделений.

"Актуальная проблема".

А если суммы НДФЛ, удержанные с доходов работников обособленного подразделения, были перечислены по месту нахождения головной организации, понесет ли организация ответственность?

Ответ.

Однозначного ответа на эти вопросы в настоящее время нет. Однако налоговые органы на местах зачастую в таких случаях привлекают налогоплательщика к ответственности по статье 123 НК РФ, а также исчисляют сумму пеней.

"Официальная позиция".

В соответствии с разъяснениями, изложенными в письмах Минфина России от 19.05.2006 N 03-05-01-04/129, от 16.09.2003 N 04-04-06/172, исчисленный и удержанный НДФЛ с доходов работников структурных подразделений подлежит перечислению в бюджет по месту нахождения этого структурного подразделения. При этом согласно письму Минфина России от 29.06.2006 N 03-05-01-04/194 если сотрудник числится в штате головной организации, но фактически работает в ее филиале, то перечислять НДФЛ за него организация должна в бюджет по месту регистрации подразделения.

Налоговые органы рассматривают нарушение пункта 7 статьи 226 НК РФ как неправомерное неперечисление сумм налога в бюджет. Поэтому, по их мнению, является обоснованным направление организации требования о перечислении неперечисленных сумм налога в бюджет по месту нахождения филиала или иного обособленного подразделения, начисление пени на сумму задолженности пени в порядке, указанном в статье 75 НК РФ, а также применение ответственности, предусмотренной статьей 123 НК РФ. Данная точка зрения изложена в письме ФНС России от 17.01.2006 N 04-1-03/21, в письме Управления МНС России по Московской области от 18.11.2003 N 08-03/12-10/Ю788, письме Управления ФНС по г. Москве от 01.07.2005 N 21-11/46394.

Хотя ранее в письме ФНС России от 31.10.2005 N 04-1-02/844@ высказывалась точка зрения, что исходя из содержания статьи 75 НК РФ пеня является компенсацией потерь государственной казны в результате недополучения сумм налога в срок. Суммы НДФЛ с работников обособленного подразделения, уплаченные в бюджет по месту нахождения головной организации, при условии что налог зачисляется в один и тот же бюджет, не могут рассматриваться как налоговая недоимка, и начисление пеней налоговому агенту неправомерно.

Однако мнение налоговых органов расходится со сложившейся арбитражной практикой, которая в то же время также неоднозначна.

"Арбитражная практика".

Пример.

Суть дела.

Налоговый орган в ходе выездной налоговой проверки пришел к выводу о том, что организация в нарушение пункта 7 статьи 226 НК РФ не перечислила сумму удержанного НДФЛ по месту нахождения своего обособленного подразделения. Уплата налога была произведена по месту нахождения головной организации. На основании акта проверки налоговая инспекция приняла решение о начислении организации пеней за несвоевременную уплату налога.

Позиция суда.

В соответствии с пунктом 7 статьи 226 НК РФ совокупная сумма налога, исчисленная и удержанная налоговым агентом у налогоплательщика, в отношении которого он признается источником дохода, уплачивается по месту учета налогового агента в налоговом органе. Налоговые агенты - российские организации, имеющие обособленные подразделения, обязаны перечислять исчисленные и удержанные суммы налога как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения. Причем сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по месту нахождения обособленного подразделения, определяется исходя из суммы дохода, подлежащего налогообложению, начисляемого и выплачиваемого работникам этих обособленных подразделений.

Налоговые агенты, имеющие обособленные подразделения, перечисляют удержанную сумму подоходного налога по месту своего нахождения и месту нахождения своих обособленных подразделений, без распределения ее по бюджетам.

Неуплата организацией налога по месту нахождения ее обособленного подразделения влечет непоступление налога в бюджет субъекта, на территории которого расположено это обособленное подразделение.

Организация не исполнила свою обязанность по своевременному перечислению налога в бюджет по месту нахождения обособленного подразделения. Причитающаяся соответствующему бюджету сумма налога не поступила в установленный срок, в связи с чем начисление налоговым органом пеней за несвоевременно перечисленную сумму налога является правомерным (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 23.08.2004 N А56-5477/04).

Аналогичные выводы нашли свое отражение в Постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 01.06.2005 N Ф08-1237/2005-516А, Постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 07.09.2005 N Ф08-4091/2005-1628А, Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 28.12.2005 N А19-7940/05-24-Ф02-6564/05-С1.

На стороне налогоплательщика выступает ВАС РФ.

В Постановлении Президиума ВАС РФ от 23.08.2005 N 645/05 суд пришел к следующему выводу: "...пунктом 7 статьи 226 НК РФ предусмотрено, что налоговые агенты - российские организации, имеющие обособленные подразделения, обязаны перечислять исчисленные и удержанные суммы налога как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.

В силу статьи 123 НК РФ неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от суммы, подлежащей перечислению. Налоговым правонарушением в соответствии со статьей 106 НК РФ признается виновно совершенное противоправное деяние (действие или действие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое НК РФ установлена ответственность. НК РФ не предусматривает ответственности за ненадлежащее исполнение налоговым агентом своих обязанностей, в частности, за нарушение порядка перечисления удержанного налога на доходы физических лиц. Поскольку обществом налог на доходы физических лиц был удержан и перечислен своевременно и в полном объеме, у инспекции не имелось оснований для привлечения его к налоговой ответственности по статье 123 НК РФ".

К аналогичным выводам пришел также ФАС Волго-Вятского округа в Постановлении от 25.10.2005 N А11-2959/2005-К2-19/182: "... на основании пункта 3 статьи 24 НК РФ налоговые агенты обязаны правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты (внебюджетные фонды) соответствующие налоги.

В пункте 7 статьи 226 НК РФ предусмотрено, что налоговые агенты - российские организации, имеющие обособленные подразделения, обязаны перечислять исчисленные и удержанные суммы налога как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.

В силу статьи 123 НК РФ неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от суммы, подлежащей перечислению.

Ответственность за ненадлежащее исполнение налоговым агентом своих обязанностей, в частности за нарушение порядка перечисления удержанного налога на доходы физических лиц, НК РФ не предусмотрена".

ФАС Северо-Кавказского округа в Постановлении от 16.06.2004 N Ф08-2486/2004-982А пришел к выводу: "...в пункте 7 статьи 226 НК РФ установлено правило, согласно которому налоговые агенты, имеющие обособленные подразделения, обязаны перечислять исчисленные и удержанные суммы налога как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по месту нахождения обособленного подразделения, определяется исходя из суммы дохода, подлежащего налогообложению, начисляемого и выплачиваемого работникам этих обособленных подразделений.

Сумму НДФЛ пенсионный фонд полностью перечислил в налоговую инспекцию по месту своего нахождения.

При таких обстоятельствах можно сделать вывод об отсутствии оснований для взыскания с пенсионного фонда пеней за несвоевременную уплату НДФЛ, поскольку налог уплачен в установленный срок и задолженности перед бюджетом не имеется.

Уплата пенсионным фондом НДФЛ по месту нахождения головной организации не может являться основанием для взыскания пеней за неуплату налога по месту нахождения обособленных подразделений, поскольку согласно налоговому законодательству основанием для взыскания пеней является неуплата или неполная уплата налога в установленный срок".

В Постановлении от 14.02.2006 N 11536/05 по делу N А53-17901/2004-С6-38 Президиум ВАС РФ обратил внимание на необходимость при рассмотрении споров по данному вопросу исследовать установленный порядок распределения средств между бюджетами различных уровней.

Арбитражные суды (см., например, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 03.04.2006 по делу N А56-1649/2005 и Постановление ФАС Дальневосточного округа от 30.03.2006, 23.03.2006 N Ф03-А24/06-2/571 по делу N А24-3132/2005-13) признают неправомерным доначисление налоговому агенту НДФЛ и пени в тех случаях, когда головная организация и ее обособленное подразделение расположены в пределах одного субъекта Российской Федерации.

Факт неуплаты налоговым агентом НДФЛ по месту нахождения обособленного подразделения, по мнению судей, в этом случае нельзя признать задолженностью, поскольку перечисленный налог своевременно и в полном объеме поступил в консолидированный бюджет соответствующего субъекта Российской Федерации.

Нарушение порядка перечисления удержанного налога не повлекло непоступление части налога в соответствующий бюджет по месту нахождения обособленного подразделения (головной организации).

Налогоплательщик, перечисляя удержанный НДФЛ по деятельности обособленного подразделения в консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации, не обязан в дальнейшем контролировать распределение налога. Налоговый агент не несет ответственности за неправильное распределение налога по бюджетам соответствующих уровней.

Поступление денежных средств строго по назначению достигается путем правильного межбюджетного распределения средств органами федерального казначейства. Таким образом, все поступления в виде уплаты налогов и налоговые санкции зачисляются на счета органов федерального казначейства и уже после распределяются между бюджетами соответствующих уровней. Поэтому даже в случае неправильного указания налогоплательщиком кода ОКАТО суммы налога считаются зачисленными в бюджет.

Судьи также указывают на то, что законодательство о налогах и сборах не связывает факт уплаты налоговых платежей с правильностью указания налоговым агентом кода ОКАТО в соответствующем поле назначения платежа расчетных документов на перечисление налогов на счета по учету доходов и средств бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.

Данные выводы, помимо рассмотренных дел, содержатся также в Постановлениях ФАС Дальневосточного округа от 21.06.2006, 14.06.2006 N Ф03-А24/06-2/1508 по делу N А24-3771/04-15, от 17.08.2005 N Ф03-А24/05-2/1962, от 22.03.2005 N Ф03-А24/05-2/106, Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 25.04.2006 по делу N А26-7548/2005-29, от 05.12.2005 N А56-12972/2005, Постановлениях ФАС Уральского округа от 22.03.2005 N Ф09-923/05-АК, от 18.10.2004 N Ф09-4304/04-АК, Постановлениях ФАС Северо-Кавказского округа от 26.08.2004 N Ф08-3714/2004-1446А, от 26.08.2004 N Ф08-3722/2004-1442А, Постановлениях ФАС Поволжского округа от 24.03.2006 по делу N А55-25063/2005, от 10.03.2005 N А65-12902/04-СА2-11.

В то же время арбитражные суды признают обоснованным доначисление налоговому агенту НДФЛ и пени в тех случаях, когда головная организация и структурные подразделения находятся в разных субъектах Российской Федерации.

При этом судьи ссылаются на то, что фактически бюджет субъекта Российской Федерации, в котором расположено обособленное подразделение, понес ущерб в виде непоступления налога на доходы, подлежащего перечислению в данный бюджет на основании налогового законодательства. Излишняя уплата НДФЛ по месту налогового учета налогового агента в один бюджет субъекта Российской Федерации не может компенсировать потери другого субъекта Федерации, в котором находятся обособленные подразделения организации.

Исходя из этого, перечисление удержанных сумм НДФЛ не по месту нахождения обособленного подразделения является ненадлежащим исполнением налоговым агентом обязанности, предусмотренной в пункте 7 статьи 226 НК РФ, следовательно, доначисление налоговым органом НДФЛ, предложение уплатить его в соответствующий бюджет и начисление налоговым органом пеней является, по мнению арбитражных судов, правомерным. В связи с этим правомерным является и привлечение налогового агента к ответственности за неперечисление (неполное перечисление) сумм НДФЛ, подлежащих удержанию и перечислению на основании статьи 123 НК РФ.

Данные выводы изложены, например, в Постановлении ФАС Уральского округа от 15.12.2005 N Ф09-5619/05-С2, Постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 17.02.2005 N А43-12984/2004-34-174.

Арбитражные суды также признают правомерным доначисление налоговому агенту НДФЛ и пени, если законами субъекта Российской Федерации о бюджете на очередной год установлены нормативы отчислений в бюджеты муниципальных образований. Данный вывод содержится в Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 13.07.2006 N Ф04-4260/2006(24326-А27-23) по делу N А27-41673/2005-6, Постановлениях ФАС Северо-Западного округа от 10.05.2006 по делу N А42-80/2005-5, от 03.04.2006 по делу N А42-1916/2005-5.

"Актуальная проблема".

Правомерно ли привлечение к ответственности по статье 123 НК РФ налогового агента, который перечислил НДФЛ с заработной платы, уплаченной работникам своих обособленных подразделений, по месту своего нахождения, а не по месту нахождения обособленного подразделения?

Ответ.

"Официальная позиция".

В соответствии с разъяснениями, изложенными в письмах Минфина России от 19.05.2006 N 03-05-01-04/129, от 16.09.2003 N 04-04-06/172, исчисленный и удержанный НДФЛ с доходов работников структурных подразделений подлежит перечислению в бюджет по месту нахождения этого структурного подразделения.

Налоговые органы рассматривают нарушение пункта 7 статьи 226 НК РФ как неправомерное неперечисление сумм налога в бюджет. Поэтому, по их мнению, является обоснованным направление организации требования о перечислении неперечисленных сумм налога в бюджет по месту нахождения филиала или иного обособленного подразделения, начисление пени на сумму задолженности пени в порядке, указанном в статье 75 НК РФ, а также применение ответственности, предусмотренной статьей 123 НК РФ. Данная точка зрения изложена в письме ФНС России от 17.01.2006 N 04-1-03/21, в письме Управления МНС России по Московской области от 18.11.2003 N 08-03/12-10/Ю788.

"Арбитражная практика".

Но судебная практика рассматривает несоблюдение требований пункта 7 статьи 226 НК РФ как нарушение порядка перечисления налога, за которое ответственность НК РФ не установлена.

В Постановлении от 23.08.2005 N 645/05 Президиум ВАС РФ сделал вывод о неправомерности привлечения организации к ответственности по статье 123 НК РФ в случае перечисления НДФЛ с заработной платы работников обособленных подразделений в бюджет по месту регистрации юридического лица, а не по месту нахождения структурного подразделения.

Президиум ВАС РФ обосновал свою позицию тем, что НК РФ не предусматривает ответственности за ненадлежащее исполнение налоговым агентом своих обязанностей, в частности за нарушение порядка перечисления удержанного налога на доходы физических лиц. И если НДФЛ был удержан и перечислен налоговым агентом своевременно и в полном объеме, у налогового органа не имеется оснований для привлечения его к налоговой ответственности по статье 123 НК РФ.

Данной точки зрения придерживаются и федеральные окружные суды. См., например, Постановления ФАС Северо-Западного округа от 26.06.2006 по делу N А56-35761/2005, от 25.04.2006 по делу N А26-7548/2005-29, от 10.04.2006 N А56-21171/2005, от 05.12.2005 N А56-12972/2005, Постановление ФАС Центрального округа от 28.10.2005 N А09-1626/05-20, Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 15.03.2005 N Ф08-707/2005-284А, Постановления ФАС Поволжского округа от 10.03.2005 N А65-12902/04-СА2-11, от 19.10.2004 N А57-4801/04-26, Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 03.08.2006 N Ф04-4782/2006(24930-А27-27), Ф04-4782/2006(25199-А27-27) по делу N А27-2747/05-2, от 28.02.2006 N Ф04-676/2006(20078-А27-19).

Удержанная налоговым агентом из доходов физических лиц, в отношении которых он признается источником дохода, совокупная сумма налога, превышающая 100 рублей, перечисляется в бюджет в вышерассмотренном порядке.

Если совокупная сумма удержанного налога, подлежащая уплате в бюджет, составляет менее 100 рублей, она добавляется к сумме налога, подлежащей перечислению в бюджет в следующем месяце, но не позднее декабря текущего года.

"Внимание!"

Уплата налога за счет средств налоговых агентов не допускается. При заключении договоров и иных сделок запрещается включение в них налоговых оговорок, в соответствии с которыми выплачивающие доход налоговые агенты принимают на себя обязательства нести расходы, связанные с уплатой налога за физических лиц.

"Внимание!"

В соответствии со статьей 133 Трудового кодекса РФ месячная заработная плата не может быть ниже размера прожиточного минимума трудоспособного человека.

В соответствии со статьей 421 Трудового кодекса РФ порядок и сроки введения размера минимальной заработной платы, предусмотренной частью 1 статьи 133 ТК РФ, устанавливаются федеральным законом.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 24.10.1997 N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации устанавливается Правительством РФ, в субъектах Российской Федерации - в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации.

Федеральная служба государственной статистики является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации о социальном, экономическом, демографическом и экологическом положении страны, в том числе информации о средней заработной плате работников организаций.

Федеральная служба государственной статистики запрашивает в установленном порядке у юридических лиц, их филиалов и представительств, а также граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, сведения, необходимые для проведения государственных статистических наблюдений (по формам государственной статистической и бухгалтерской отчетности), а у физических лиц - сведения, необходимые для проведения государственных статистических наблюдений.

Статистика собирается, анализируется и публикуется в соответствии с Положением о Федеральной службе государственной статистики, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 N 399.

kommentarii-bodhanandi-vritti-vimanika-shastri-maharishi-bharadvadzhi-stranica-10.html
kommentarii-bodhanandi-vritti-vimanika-shastri-maharishi-bharadvadzhi-stranica-5.html
kommentarii-deputatov-gosudarstvennoj-dumi-po-povodu-zaderzhaniya-sovetnika-po-vneshnim-svyazyam-glavi-rao-ees-rossii-v-moldavii.html
kommentarii-formi-sotrudnichestva-fakulteta-s-nauchno-issledovatelskimi-obrazovatelnimi-proizvodstvennimi-i-drugimi-uchrezhdeniyami.html
kommentarii-intervenciya-na-moyu-territoriyu.html
kommentarii-k-dialogam-platona-sbornik.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/vserossijskij-forum-kino-rossii-2020.html
  • school.bystrickaya.ru/anatomicheskoe-stroenie-legkih.html
  • essay.bystrickaya.ru/ekzamen-dlya-gumanoidov-fantasticheskij-roman-chast-1.html
  • bukva.bystrickaya.ru/obshestva-vzaimnogo-strahovaniya-chast-3.html
  • occupation.bystrickaya.ru/modernizaciya-sistemi-upravleniya-elektrovoza-vl10-na-osnove-impulsnogo-regulirovaniya-napryazheniya-tyagovih-dvigatelej-razrabotka-protivoboksovochnoj-zashiti-avtomatizirovannogo-tyagovogo-elektroprivoda.html
  • education.bystrickaya.ru/3programma-izucheniya-lichnosti-shkolnika-plan-20-ponyatie-pedagogicheskoj-deyatelnosti-koncepcii-pedagogicheskogo.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/programma-uchebnoj-disciplini-informatika-i-ikt-2014-g.html
  • doklad.bystrickaya.ru/vozmozhnosti-vosstanovleniya-morfofunkcionalnoj-sposobnosti-endometriya-u-zhenshin-s-nevinashivaniem-beremennosti-14-00-01-akusherstvo-i-ginekologiya.html
  • thescience.bystrickaya.ru/istoriya-bukvi-yo-avtor-referata-kuzmenok-yuliya-gruppa-2191u-2012-god-oglavlenie.html
  • spur.bystrickaya.ru/konkurs-provoditsya-v-ramkah-federalnih-i-regionalnih-meropriyatij-priobshennih-k-130-letiyu-publikacii-romana-r-l-stivensona-ostrov-sokrovish.html
  • college.bystrickaya.ru/16-ti-ishesh-spokojstvie-uma-luchshe-sperva-kak-sleduet-pobespokojsya-instrukciya-dlya-dzadzen-12-dzadzen-yodzinki.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/vipolnyaetsya-studentami-u-kotorih-poslednyaya-cifra-nomera-zachetnoj-knizhki-chetnaya.html
  • literature.bystrickaya.ru/chast-chetvertaya-o-nepale-gornoj-strane-v-yuzhnih-otrogah-gimalajskih-gor-kotoraya-do-sverzheniya-tiranii-ran-v-1951.html
  • abstract.bystrickaya.ru/-14-bodh-atomnaya-fizika-i-vsyo-takoe.html
  • credit.bystrickaya.ru/perevod-yu-yahninoj-i-l-zoninoj-stranica-6.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/referati-po-vitaminologii.html
  • essay.bystrickaya.ru/detskaya-hirurgiya-socialnaya-medicina-i-organizaciya-zdravoohraneniya.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-en-f-03-fizika-stranica-9.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/urok-10-s-2225-glasnij-zvuk-a-bukvi-a-a-poyasnitelnaya-zapiska-programma-razrabotana-na-osnove-federalnogo.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/referat-nauchno-issledovatelskoj-raboti.html
  • student.bystrickaya.ru/1--811-novie-postupleniya-v-biblioteku-sayanogorsk-2006.html
  • znanie.bystrickaya.ru/7-faktori-vliyayushie-na-kachestvo-znanij-obrazovatelnaya-programma-mou-vojskovickaya-srednyaya-osheobrazovatelnaya-shkola-2.html
  • institute.bystrickaya.ru/g-k-pak-gotovimsya-k-testirovaniyu-po-matematike.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/8-voprosi-dlya-podgotovki-k-zachetu-ekzamenu-uchebno-metodicheskij-kompleks-specialnost-080401-tovarovedenie.html
  • credit.bystrickaya.ru/otchet-o-rezultatah-samoobsledovaniya-kafedri-buhgalterskij-uchet-i-analiz-hozyajstvennoj-deyatelnosti.html
  • grade.bystrickaya.ru/ob-opredelenii-dati-otgruzki-tovarov-v-celyah-ischisleniya-naloga-na-pribil-i-nds-v-sluchae-oformleniya-pervichnih-dokumentov-na-imya-pokupatelya-ili-perevozchika-dlya.html
  • lecture.bystrickaya.ru/82-svedeniya-o-kazhdoj-kategorii-tipe-akcij-emitenta-ezhekvartalnij-otchet-otkritoe-akcionernoe-obshestvo-rossijskie.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/racing-club-semigore.html
  • composition.bystrickaya.ru/parallelnie-interfejsi-centronics-i-lpt-port.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/ukazatel-tom-6-stranica-9.html
  • laboratory.bystrickaya.ru/viezdnie-proverki-v-sisteme-nalogovogo-kontrolya-chast-2.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zadachi-obucheniya-russkomu-yaziku-i-puti-ih-realizacii-o-prepodavanii-kursa-informatiki-v-obsheobrazovatelnoj-shkole.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/programma-18-iyunya.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/uchebno-nauchnij-kompleks-finansi-i-kredit-kafedra-organizacii-bankovskogo-dela-f-i-o.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tema-2-firma-kak-osnovnoe-zveno-rinochnoj-ekonomiki-uchebnie-programmi-po-disciplinam-programmi-professionalnoj-perepodgotovki.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.