.RU

Кобзина Е.А - Сборник статей студентов и аспирантов по материалам научной конференции Всероссийского форума молодых...


^ Кобзина Е.А.
Мордовский государственный педагогический
институт им. М.Е. Евсевьева
Функционирование собственных имен
в устном народном творчестве
(на материале пословиц и поговорок)
Пословицы и поговорки — особые единицы, наиболее ярко отражающие национально-культурные стереотипы, обычаи, привычки народа; в них сконденсировано знание людей о себе и окружающем мире. То есть пословично-поговорочные выражения (пословицы, поговорки, а также явления смешанного характера) — коммуникативные единицы, которые имеют «познавательную ценность в силу того, что выражают в той или иной форме жизненные закономерности» (1; 100).

В контексте пословиц и поговорок функции онимов часто не ограничиваются называнием определенного предмета. Основное значение собственного имени расширяется за счет различных смысловых оттенков. Это значит, что в пословицах и поговорках оно выступает в более обширной функции, продиктованной особенностями контекста, а с другой стороны, функции онимов обусловлены их спецификой. В контексте пословиц и поговорок происходит трансформация значения онимов. Их первоначальное значение, содержащее простое указание на соотнесенность собственного имени с каким-либо предметом, заглушается различными сторонами энциклопедического знания, активно вступающими в формирование семантики выражения в целом.

В пословицах и поговорках русского народа самую продуктивную группу собственных имен составляют антропонимы. В большинстве пословиц и поговорок антропонимы отразили лицо, с которым были связаны какие-то необычные истории. И, в зависимости от характера истории — слишком индивидуальной или имевшей большой резонанс в обществе — пословицы и поговорки стали распространенными или малоупотребительными в территориальном, временном, социальном планах. В подобных конструкциях антропонимы употребляются в своем собственном значении и являются индивидуальным наименованием лица.

Антропонимы могут быть включены в пословичную или поговорочную единицу и при отсутствии привязки к денотату. В этом случае антропоним выступает в репрезентативной функции. Не все имена употребляются с одинаковой частотой. Частота употребления мужских и женских личных имен не одинакова. Богаче представлен репертуар мужских личных имен, что, возможно, является следствием действия социальных факторов.

Куда Макар телят не гонял (11; 136), Пожилось Ермаку — по три чирья на боку (11; 35), Мимо Сидора, да в стену (11; 39), Доселе Макар гряды копал, а ныне Макар в воеводы попал (11; 40), Наш Филат тому делу и рад (11; 40), У Фомушки денежки — Фомушка Фома; у Фомушки ни денежки — Фомка Фома (11;  46), Тарас есть пряники горазд; а Филат и каше рад (11; 50), У Андрюшки ни полюшки (11; 51), Не у всякого жена Марья — кому Бог даст (11; 32), Пошла Настя по напастям (11; 35) и т.д.

Наши предки из поколения в поколение передавали накопленный жизненный опыт, культурные традиции, выражавшиеся как в литературе, фольклоре, так и в языке, в частности в именах, прозвищах, фамилиях, географических названиях.

Топонимы в этом смысле представляют для исследователей чрезвычайный интерес. Менталитет любой нации имеет коллективный характер и приобретается человеком под влиянием окружения, в котором он созревает и живет. Ментальность же формируется под влиянием национального языка, народных традиций, народной культуры, народной мудрости и проявляется в тех реалиях, которым данный народ отдает предпочтение.

По образному выражению В.А. Никонова, топонимы являются «историей, выраженной средствами языка» (5; 26), то есть в топонимии любого региона России отражаются важнейшие этапы истории материальной и духовной культуры создавшего ее народа. «Важно отметить, что почти за каждым ономастическим фактом стоит историческая и живая — вымышленная или вполне реальная — действительность, которая через различные экстралингвистические факторы создает специфический круг многообразнейших ассоциаций» (6; 134).

Топонимы проникают в пословицы и поговорки не только как носители определенного номинативного значения, а как обобщенное обозначение тех или иных черт, которыми обладает данный географический объект. Этот своеобразный «символ» в пословицах и поговорках переносится на особенности человеческого характера, на взаимоотношения людей. Этому способствуют ассоциативное восприятие и философское осмысление явлений природы, заложенные в значение каждого топонима. В разной степени представлены в пословицах и поговорках топонимы, обозначающие различные географические объекты.

Нет, я в Моздок не ездок (11; 148), Где хан, там и Орда (11; 154), Язык до Киева доведет (11; 176), Один в Кесово, другой в Разлисово (два села Каш. у. Тверс. губ.) (11; 201), Новгород — отец, Киев — мать, Москва — сердце, Петербург — голова (11; 201), Ехал в Казань, а доехал в Рязань (11; 280), За Яузой на Арбате, На Воронцовском поле, близ Вшивой горки, на Петровке, не доходя до Мещанской, в Кожевниках, прошедши Котельников, в Кисловске под Девичьим, в Гончарах, на Трех горах, в самих Пушкарях, на Лубянке, на самой Полянке и пр. и пр. (т.е. нигде; шутка над Москвой) (11; 345) и т.д.

Весьма широк семантический аспект пословиц и поговорок с гидронимами. Различны и их функции в пословичном контексте. Частота употребления гидронимов в пословицах и поговорках показывает, как народом возносится животворящая сила воды, а с другой стороны — насколько глубоко он осознает ее могучую неотвратимую своенравность.

^ Всем рекам река Ерат (Евфрат). Всем горам гора Авор (Фавор). Всем древам древо кипарис. Лев зверь всем зверям царь. Всем птицам птица орел. (11; 186), Каково на дому, таково и на Дону (11; 206), Волга — плыть долго, а Дунай — широко. Видно, Дунай с Волгой не сольются (11; 218), Вали Кострому в Волгу (11; 290), Два брата родные, и оба Ивановичи, да один Дон, а другой Шат (т.е. один дельный, другой шатун. Реки Дон и Шат обе текут из Иван-озера.) (11; 454) и т.д.

Из разных жанров народного фольклора: былин, сказок, легенд — проникли в пословицы и поговорки названия чудовищ; самыми продуктивными из них являются:

Кос, как Соловей-разбойник (который одним глазом на Киев, другим на Чернигов глядел) (11; 201), Рад Аника, что крома велика (11; 340), Куда Леший сучки не залупнет (игра в сучки) (11; 136), Был бы лес, будет и леший (11; 189), Кит-рыба под землей дрожит (или: на другой бок переваливается; о землетрясении) (11; 318), Кричит, как леший (11; 318), Не все русалка, что в воду ныряет и т.д.

Анализ пословиц и поговорок с собственными именами позволяет проследить за принципами отбора народом собственных имен в эти конструкции. Мотивы включения онимов в пословицы и поговорки можно свести к следующим принципам:

^ Дядя Трифон — с неба спихан. (11; 291), У нашего Филата спина горбата (11; 291), Полетел от Машки вверх – тормашки (11; 317) и т.д.

Под Малым Ярославцем (т.е. во время сражения) вся земля дрогнула (11; 164), Пропили воеводы Вологду (когда поляки врасплох ее взяли) (11; 297), Сверчок тму таракан (Тмутаракань) победил (говорили после победы Ярослава над Игорем, который сказал ему прежде: «Не шуми за печью, сверчок!») (11; 339) и т.д.

Кутейники (Поповичи) дергачи ели с медом калачи (11; 444), Симова кость святая, Афетова белая, Хамова черная (11; 451), Был я когда- то Пахомычем, а ныне и Ивановичем не зовут (11; 459), Тех же Сысоев, да пожиже (11; 535) и т.д.

^ У Михайлы хайло, что твои звонкие трубы (11; 327) и т.д.

Нельзя сказать, что мотивы употребления собственных имен в пословицах и поговорках других народов идентичны. Каждому народу присущи свои специфические черты, а это, в свою очередь, накладывает отпечаток и на его фольклорную традицию. Отбор онимов в пословицы и поговорки по названным принципам происходит не в равной степени. В русских пословицах и поговорках употребление собственных имен чаще мотивировано конкретным лицом и историческими событиями.

Литература

1. Гаврин С.Г. Фразеология современного русского языка в аспекте теории

отражения. — Пермь, 1974.

2. Макаров М.Н. Опыт русского простонародного словотолковника.

3. Михельсон М.И. Русская мысль и речь. Свое и чужое. Опыт русской фразеологии. — СПб., 1902.

4. Сергеев В.Н. Из биографии Кузьки. — Русская речь, 1973, № 4.

5. Никонов В.А. Введение в топонимику. — М., 1965.

6. Ковалев Г.Ф. Ономастические единицы как фактор идентичности // Проблема национальной идентичности в культуре и образовании России и Запада. Т. 1. — Воронеж, 2000.

7. Рыбаков Б.А. Язычество Древних славян. — М., 1994.

8. Мифы народов мира, 1998. Т. 2.

9. Кумахов М.А., Кумахова З.Ю. Язык адыгского фольклора. Нартский эпос. — М.,1985.

10. Русская речь, 1990, № 1.

11. Даль В.И. Пословицы русского народа. — М., 1957.



kolichestvo-pravilno-nazvannih-obektov-programma-nachalnogo-obshego-obrazovaniya-prinyata-na-pedagogicheskom-sovete.html
kolichestvo-publikacij-otchet-o-nauchno-issledovatelskoj-deyatelnosti-fakulteta-psihologii-yufu-v-2008-godu-osnovnie.html
kolichestvo-smi-v-utverzhdennom-spiske-ro-partii-22-dannie-na-12-00-chasov-07-fevralya-2012-goda-plani-ro-partii.html
kolichestvo-smi-v-utverzhdennom-spiske-ro-partii-70-dannie-na-12-00-chasov-07-fevralya-2012-goda-plani-ro-partii.html
kolichestvo-tovara-17-otkritaya-ekonomika-teoriya-mirohozyajstvennih-svyazej.html
kolichestvo-uchashihsya-pokazavshih-na-ekzamenah-analiz-raboti-mou-malinskaya-srednyaya-obsheobrazovatelnaya-shkola-za.html
  • report.bystrickaya.ru/gruppa-potanina-prohorova-hloponina-programma-bolshih-grantov.html
  • literatura.bystrickaya.ru/rezultati-obucheniya-russkomu-yaziku-po-itogovim-kontrolnim-rabotam-planirovanie-deyatelnosti-gou-co-1865-v-2010-2011-uchebnom-godu.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/lekciya-12-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-istoriya-russkogo-yazika-dlya-studentov-3-kursa.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/sbornik-uprazhnenij-po-grammatike-nemeckogo-yazika-dlya-uchashihsya-osnovnoj-srednej-shkoli.html
  • lesson.bystrickaya.ru/porazhenie-molniej-i-lechenie-postradavshih.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/sfera-i-srok-dejstviya-kollektivnogo-dogovora-metodicheskie-materiali-dlya-razrabotki-kollektivnih-dogovorov-v-2012-godu-minsk.html
  • writing.bystrickaya.ru/administracii-municipalnogo-obrazovaniya.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/vozdejstvie-okruzhayushej-sredi-na-zdorove-gorodskogo-naseleniya.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/osnovi-vneshneekonomicheskih-svyazej-chast-15.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/pravila-ustrojstva-vertikalnih-cilindricheskih-stalnih-rezervuarov-dlya-nefti-i-nefteproduktov-data-vvedeniya-2001-04-01.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-5-v-medvezhih-lapah-toliver-rejmond-f-konstebl-trevor-dzh.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/kurs-3-gruppa-ved-99-5-semestr-zadanie-na-kursovoj-proekt-studenta-ivanenko-m-a-stranica-4.html
  • doklad.bystrickaya.ru/veryovochnij-arkan-edva-zadev-korotenkij-hvostik-avki-upal-na-zemlyu-e-e-h-s-ogorcheniem-virvalos-u-malenkogo-oula-on-nachinal-zlitsya-eshyo-bi-ved-za.html
  • books.bystrickaya.ru/ekspoziciya-bez-granic-ot-muzejnoj-bazi-dannih-k-informacionno-ekspozicionnomu-prostranstvu-muzeya.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-processi-rezaniya-metallov-i-rezhushij-instrument-na-stankah-s-chpu.html
  • books.bystrickaya.ru/byudzhet-ego-rol-v-razvitii-ekonomiki-i-socialnoj-sfere-chast-9.html
  • predmet.bystrickaya.ru/referat-rus.html
  • crib.bystrickaya.ru/indikatori-riska-v-sisteme-kontrolya-tamozhennoj-stoimosti-tovara-chast-3.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/primernij-uchebnij-plan-obrazovatelnoj-programmi-mediaciya-kurs-podgotovki-trenerov-mediatorov-utverzhdena.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-specialnaya-pedagogika-i-psihologiya-specialnost-050706-65-pedagogika-i-psihologiya.html
  • college.bystrickaya.ru/33-raspredelenie-zatrat-metodicheskie-ukazaniya-kontrolnie-zadaniya-dlya-studentov-fakulteta-zaochnogo-obucheniya.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/prihod-turina-v-bretil-poskolku-naznachenie-kommentariev-menyaetsya-v-shirokih-predelah-v-raznih-chastyah-etoj-knigi.html
  • crib.bystrickaya.ru/kak-pomoch-detyam-podgotovitsya-k-ekzamenam.html
  • klass.bystrickaya.ru/7-anketirovanie-kak-metod-viyavleniya-metodicheskoe-posobie-moskva-2006-soderzhanie-vvedenie-3-celi-i-zadachi-metodicheskogo-posobiya-4.html
  • pisat.bystrickaya.ru/sutra-serdca-pradzhnya-paramitipradzhnya-paramita-hridaya-sutra-kit-bozhobolomido-sin-czin.html
  • spur.bystrickaya.ru/kofein.html
  • klass.bystrickaya.ru/6svyaz-universalnih-uchebnih-dejstvij-s-soderzhaniem-uchebnih-predmetov-nachalnoj-stupeni.html
  • shkola.bystrickaya.ru/organizaciya-predprinimatelskoj-deyatelnosti-v-selskom-hozyajstve-chast-5.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/programmi-organizacii-obedinennih-nacij-po-okruzhayushej-srede-dvadcat-tretya-sessiya-soveta-upravlyayushih.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/meropriyatiya-posvyashennie-dnyu-narodnogo-edinstva-informacionnij-byulleten-administracii-sankt-peterburga-41-742.html
  • turn.bystrickaya.ru/pometit-territoriyu-granici-yarosti-i-prosheniya-klarissa-pinkola-estes.html
  • reading.bystrickaya.ru/materialdar-kedergs-ilimini-negzg-imdari.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tema-stanovlenie-i-razvitie-zapadnoj-sociologii-osnovnie-etapi-periodizaciya.html
  • doklad.bystrickaya.ru/ukazatel-imen-ukazatel-imen.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/pravila-vvodyatsya-v-dejstvie-c-20-g-mezhotraslevie-pravila-po-ohrane-truda.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.