.RU

Ко мне соперница явилась? - Статья Т. А. Симоновой


^ Ко мне соперница явилась?
О да, закончена игра.

Когда ж она в него влюбилась?

Что ты наделала весна!

Войне же быть, скажу я вам

Но как уж мне не страшно

Я значенье этому предам,

Хотя давно говорю: «Ладно!»

Не уступлю я ей его,

Немного позабавиться хочу,

А может и отдам его всего,

Но забрав сердце и мечту.




^ Моей жизни звезда,

Укажи мне верный путь.

Я бываю не права.

А многие мне лгут.

Но среди лжи и обмана

Найдется светлый путь.

Я знаю, мне не рано,

Познать мир, мой друг.




Добрые сказки для наших детей.

(Подарок детей Республиканского психолого-педагогического Центра «Сампо»)

Сказка про Ивана-царевича и красавицу

Ехал как-то Иван Царевич по чистому полю. Вдруг видит – камень стоит, а от камня три дороги расходятся. На камне том написано:

направо пойдешь – коня потеряешь,

налево пойдешь, – сам погибнешь,

прямо пойдешь – ничего не найдешь.

Решил Иван-царевич ехать по той дороге, где сам погибнешь. Долго-долго он ехал, доехал до леса, а там деревья, цветы, кустарники – все неописуемой красоты.

Выехал царевич на небольшую поляну, и видит замок стоит из чистого золота, так и сверкает на солнце.

Въехал Иван-царевич в ворота, навстречу ему идет девушка красоты неописуемой. Глаза нежно-голубые, губы – розочки, золотые косы до пят свисают.

Как увидел Иван-царевич девушку, так и влюбился. А красавица говорит ему:

На что Иван-царевич отвечает:

В замке девушка царевича напоила, накормила, спать уложила. Когда вечер спустился на землю, задрожала земля, задребезжали стекла – это злой тролль домой воротился.

Но царевич не испугался, стали они биться с троллем. Долго бились, вскоре Иван-царевич победил тролля.

Поехали Иван-царевич с девушкой домой, там обвенчались и жили долго и счастливо.

^ Юля Моисеева

Дружба

Жил-был добрый старичок. Было у него три сына и дочь. Сыновей звали Олимп и Джафар, а дочь – Ариэль. Жили они хорошо, не тужили пока в один прекрасный день злая ведьма Фатуна не украла прекрасную Ариэль.

Собрал старик своих сыновей и отправил дочку выручать. Собрали братья еды, попрощались с отцом и отправились в путь.

Долго шли, наконец, добрались до замка злой Фатуны.

Поднялись Олимп и Джафар по крутой лестнице и оказались в темнице. Там они увидели клетку, к которой сидела их сестра Ариэль, а охранял ее трехголовый дракон. Достал Олимп свой меч, стал сражаться с драконом. Махнул мечом – нет головы, махнул еще раз – вторую голову снес. Победил Олимп страшного дракона, выпустил Ариэль.

А где же Джафар? Джафар испугался дракона и побежал в лес, там напала на него стая волков и загрызла.

А Олимп и Ариэль радостные вернулись домой.

^ Максим Силкин

Сказочное путешествие Ивана-царевича

Ехал как-то Иван Царевич по чистому полю. Вдруг видит – камень стоит, а от камня три дороги расходятся. На камне том написано:

направо пойдешь – коня потеряешь,

налево пойдешь, – сам погибнешь,

прямо пойдешь – ничего не найдешь.

И решил Иван-царевич пойти направо. Едет, едет, а впереди стая волков. Набросились они на коня и утащили к себе. Расстроился Иван Царевич, что коня нет и теперь придется ему пешком идти, и тогда он решил спасти своего коня, чтобы вместе с ним себе невесту.

Идет он по тропинке, по которой волки тащили коня. День идет, другой идет ,а на третий видит перед собой избушку на курьих ножках. Вышла от туда старуха, лет 380, и проскрипела своим старушечьем голосом.

–Если хочешь и невесту, то ты должен поцеловать меня, я превращусь в жабу и покажу тебе дорогу. Подумал Иван Царевич, взглянул на старуху, испугался, но решил что конь и невеста дороже страшной старухи. Поцеловал он её, превратилась тогда старуха в жабу и поскакала, показывая ему дорогу.

И вот дошли они до большой пещеры. В пещере было очень темно и страшно. Но Царевич был смелым и пошел вперёд, поблагодарив жабу за помощь.

Идет, он идёт и видит впереди лабиринт, который нужно ему распутать. И вспомнил он, что жаба ему посоветовала оборвать каждую чёрную ниточку. И тогда он сможет идти дальше. Осмотрелся Иван-царевич и видит, что черных ниточек видимо-невидимо. Стал обрывать все черные ниточки: день обрывает, два обрывает, три обрывает, четыре обрывает, на пятый день осталась всего одна ниточка, оборвал ее, пошел дальше.

Долго ли коротко идет, вышел к морю - окияну. Стал думать, как дальше быть. Вспомнил, что лягушка ему советовала: «Как выйдешь к морю – окияну, отвернись и произнеси заклинание». Сделал царевич, как лягушка его научила, и море окаменело. Посередине моря – окияна стоял красивый дворец.

Из дворца вышла прекрасная царевна. Увидел ее Иван-царевич и сразу влюбился. Подошел он к девушке, хотел взять за белы рученьки, да не смог. Появился тут сразу страшный старик и сказал: «Коли полюбилась тебе эта девушка, давай меняться: я тебе свою дочь, а ты мне друга своего верного – коня». Призадумался Иван-царевич, жалко ему было с конем расставаться, но и девушка пришлась по сердцу. Решил все же Иван коня отдать.

На следующий день Иван-царевич и царевна отправились домой. День идут, два идут, вдруг слышит Иван, нагоняет их кто-то, обернулся, а это конь его любимый скачет. Обрадовался Иван-царевич, вскочил на коня, посадил свою прекрасную невесту и поскакал домой. Как приехали, сразу свадьбу сыграли.

И стали жить поживать, да добро наживать.

^ Светлана Кошкина

Иван-царевич, огненная гора и каменный великан

Ехал как-то Иван-царевич по чистому полю. Вдруг видит – камень стоит, а от камня три дороги расходятся. На камне том написано:

Направо пойдешь – коня потеряешь,

налево пойдешь – сам погибнешь,

прямо пойдешь – ничего не найдешь.

Долго думал Иван-царевич и решил отправиться в путь по дороге, которая делала поворот налево.

Едет сутки, едет двое, вдруг видит – стоит гора, а из пасти ее пашет пламя. Гора ему говорит: «Зайди в меня, если задуешь пламя, то проедешь дальше»

Долго думал Иван-царевич и решил обратиться к птицам на всей Земле. Вышел он в чистое поле и крикнул:

Разлетелись пернатые друзья по всему белому свету, а к вечеру надвинулся на волшебную гору ураган. Три дня и три ночи он тушил огонь. И все-таки победил его.

Поклонился Иван-царевич могучему Ветру, поблагодарил ураган за помощь, не забыл своих пернатых друзей. И отправился путешествовать сквозь волшебную гору.

Долго ли коротко идет Иван-царевич внутри горы и видит, спит каменный великан, а рядом с ним лежит копье. Иван-царевич хотел пройти мимо, но ничего у него не вышло. Проснулся великан, взял копье и говорит: «Если ты не разломаешь меня на камушки, то ты не выйдешь из горы». Царевич отвечает: «Я согласен драться с тобой».

Начали они драться, дрались целый день, наконец, Иван-царевич отбил у великана копье, разбил его на маленькие камушки. Таким образом, Иван-царевич прошел сквозь гору.

Через некоторое время Иван-царевич вышел на полянку и заснул. Приснился ему сон, что на лужайке среди цветов стоит красивый цветок, но это был не настоящий цветок, а заколдованная принцесса. Чтобы ее расколдовать нужно принести волшебную воду и полить.

Проснулся Иван-царевич и отправился искать эту воду. Шел он два дня и, наконец, нашел родник с волшебной водой, но воду охранял страшный водяной.

Долго бился Иван-царевич с водяным, победил его, набрал воды и пошел обратно.

Пришел он к цветку, полил его, и цветок превратился в красивую царевну. Вышли они из горы, и повез Иван-царевич принцессу к себе домой. Там они поженились и жили долго и счастливо.

^ Павел Кузнецов

Если прямо пойдешь – ничего не найдешь

Ехал как-то Иван-царевич по чистому полю. Вдруг видит – камень стоит, а от камня три дороги расходятся. На камне том написано:

направо пойдешь – коня потеряешь,

налево пойдешь – сам погибнешь,

прямо пойдешь – ничего не найдешь…

Смотрел Иван-царевич на камень, и думал как ему поступить, куда дальше путь держать и решил прямо идти – не может быть такого, что ничего он не найдет.

Сел на коня и отправился в путь. Долго Иван-царевич ехал, три дня и три ночи, проголодался, устал и через какой-то миг почувствовал запах дыма, обрадовался и прибавил скорость. Вдруг, сквозь деревья, он увидел избу, из которой и шел, тот самый дым. Это бала избушка на курьих ножках. Тогда Иван сказал: «Избушка, избушка – повернись к лесу задом, а ко мне передом».

Заскрипело все, и изба повернулась к нему дверью. Иван поднялся по ступенькам, открыл дверь и вошел. В избушке, к его удивлению, было так чисто, тепло, на столе еда горячая, но дома никого не было. Сел Иван в первую очередь за стол, он был очень голоден. Только поел, решил лечь отдохнуть, как вдруг открылась дверь и на пороге оказалась Баба-Яга. Иван не растерялся, поздоровался, попросил извинения за то, что похозяйничал. Но Яга ему не стала делать плохого, потому что ни разу за последние тридцать лет с ней никто так вежливо не разговаривал. «Куда путь держишь добрый молодец?» – спросила Баба Яга. Рассказал ей Иван, что неделю назад у него украли невесту, а привел его к Бабе Яге волшебный клубок, который ему дал старичок-лесовичок, когда он у камня стоял, размышлял по какой дороге ему ехать. Выслушала его Баба-Яга сказала: «Я помогу тебе отыскать невесту, а пока ложись спать, утро вечера мудренее.» Иван так и сделал.

На следующее утро, умывшись, позавтракав, Баба-Яга рассказала, что невеста его в тридевятом царстве находится у Кощея Бессмертного, но чтобы победить Кощея, нужен ему меч-кладенец. Он находится во дворце у дракона, чтобы получить меч, надо принести ему двух баранов и голову Кощея.

Остался Иван у старухи ещё на одну ночь, чтоб отдохнуть перед боем.

На утро запряг коня, поблагодарил старушку за тепло и еду и отправился в путь. Шел Иван целый день, ближе к вечеру наткнулся на поле и увидел пастуха и отару. Объяснил Иван пастуху в чем дело и пастух дал ему двух баранов, и показал Ивану дорогу, которая ведет к замку Дракона.

Вышел вскоре Иван к замку Дракона, постучал и открыл ему врата трехголовый Дракон. «Что тебе нужно? Зачем пожаловал?» – спросил дракон. Иван рассказал свою историю, дал ему двух баранов, и попросил у него меч-кладенец сразиться с драконом. Услыхав, что Иван задумал сделать, дракон отдал ему меч-кладенец, показал дорогу до Кощеева царства.

Иван долго ехал, и вскоре увидел замок большой-пребольшой. Подошел он к воротам, постучал, но никто не открыл; постучал Иван еще раз громче, открыл дверь ему Кощей Бессмертный. Достал Иван меч-кладенец, замахнулся и отрубил Кощею голову, положил ее в мешок и побежал искать возлюбленную.

Искал по всему замку, вдруг слышит кто-то плачет, побежал и увидел в темнице за большим замком сидит царевна. Увидела царевна Ивана, обрадовалась. А Иван тем временем ударил мечом по замку, он и сломался, дверь открылась. Обнялись Иван и царевна, поцеловались и поехали к дракону, отдали ему голову Кощея и поскакали домой.

Через день сыграли свадьбу на весь мир и жили долго и счастливо, без горя и печали.

^ Ксения Сорокина


Работа Алины Булдаковой

Использование методов изотерапии как средства творческого взаимодействия детей и педагогов

Данная статья является срезовым результатом работы педагогов и студентки – волонтера художественно – графического отделения ПСПК А. И Желтышевой.

Вся работа участников сотворчества строилась по программе «Истоки радости», в которой рассматривается развитие творческих способностей детей и подростков с ограниченными возможностями средствами арттерапии.

В течение этого периода мы смогли выстроить работу по форме социально-педагогической и коррекционной деятельности через этапы:

В
Рисунок Игоря Музыкантова
тематический план были включены как индивидуальные занятия, так и интегрированные, где комплексное воздействие на детей средствами музыки и изобразительного сотворчества позволило помочь ребенку осознать самого себя в этом мире, приблизиться к действительности и встать на путь познания окружающей природы и общества.

Тематика занятий дала возможность раскрыть и творческие возможности каждого ребенка, и способствовать развитию интереса и эмоционального стремления детей и подростков.

Разноплановость художественной направленности и музыкального взаимодействия проходила через такие занятия:

Цель: формирование стремления к осознанию самого себя, окружающей природы через восприятие красоты словом, звуком и красками, воспитание отклика ко всему прекрасному в природных и общественных явлениях через проявления чувств любви человеком.

Сверхзадачей творческого процесса является: развитие эстетических способностей средствами изобразительного, музыкального и театрального искусства (музыко-изо-сказкотерапия), гармонизация отношений ребенка с окружающим миром.

Основной целью воспитания детей в процессе сотворчества явилось: формирование думающего и чувствующего, любящего и активного человека, готового на отклик к творческой деятельности в художественном изобразительном направлении.

И
нтегративный подход (комплексные: музыкальные и изодеятельность) позволили раскрыть внутренний мир ребенка, помочь осознать самого себя (автопортрет), соотнести свое «Я» в мире природы (музыцирование – музыкальные картины природы на музыкальных инструментах, проживание в картинах – пейзажах художников, отображение своего отношения через рисунок), в окружающем мире – отношение своего «Я» к общественным явлениям (мой мир добра, «Волшебная радуга», «Волшебный цветок»).

Музыка в интегративном процессе является связующим звеном в осознании себя и своих творческих способностей в изобразительной деятельности.

На каждом занятии был создан окрыляющий творческий настрой, вселяющий в детей уверенность в свои силы.

Результатом явилось как индивидуальное, так и коллективное созидающее творчество, личные открытия каждого ребенка, любование цветами природы средствами поэзии, изобразительного и музыкального искусства, творческого сопереживания в сказках-легендах, самозабвенного старания и эмоционального настроя каждого участника процесса.

В процессе сотворчества в изобразительной деятельности педагог, помогая вести руку больного ребенка по листу бумаги, вселял в уверенность в свои силы, учил доходить до намеченного результата.

У детей прибавилось веры в свои возможности, их чуткость и доброжелательность к ближнему возросла, они стали внимательнее вглядываться в окружающую их природу, улавливать в ней многообразие оттенков и настроений. Самым главным результатом нашего сотворчества с больными детьми явилась их вера в самих себя, открытия своего «Я», целеустремленность – «Я все смогу».

Для педагогов – участников данного процесса является открытие мира особых детей. Я, как студентка – волонтер, поняла как им необходимо общение, внимание, наша любовь. Чем больше их особенность, тем больше любви им необходимо, чтобы полноценно жить и радоваться своей жизни. Я утвердилась в желании работать с детьми-инвалидами, занятиями по изобразительной деятельности помочь открыть им прекрасное и доброе в себе и в окружающем их мире.

^ А.И. Желтышева – студентка

художественно-графического отделения ПСПК

Игра как средство развития коммуникативных способностей у детей с ограниченными возможностями

На сегодняшний день использование игры как средства коррекции является очень актуальным. В силу своих возможностей игра позволяет оптимально освоить мир социальных связей и отношений. Использование игры в коррекции обусловлено и тем, что за последнее время вырос процент детей, испытывающих трудности в развитии и здоровье.

Максимальное содействие психическому и личностному развитию детей, обеспечивающему им готовность к взрослой жизни – основная задача педагогов коррекционных учреждений. Обеспечить психическую и социальную адаптацию детей является главным. Игра – самая важная деятельность ребенка, в связи с ней происходят главнейшие изменения в психике ребенка. Дети с особыми нуждами - сложный, своеобразный контингент. Их отличает ряд особенностей, главной из которых является то, что результатов их обучения, воспитания, коррекции педагоги ждут достаточно долго. Трудности социальной адаптации «особых» детей, нарушения взаимодействия с социальной средой отмечал еще Л. С. Выготский. Коммуникативная сфера ребенка с О.В.З. требует особого внимания.

Рассматривая проблему влияния общения на развитие личности ребенка, необходимо обратиться к исследованиям М.И. Божович, в которых она отмечала, что существуют какие-то последовательно возникающие этапы центральной линии онтогенетического развития личности. Эти новообразования выражаются в неудовлетворенности своим положением, своим образом жизни (кризисы). Отношения к социальной среде появляются, развиваются, качественно изменяются в общении. По мнению М.И Лисиной, процесс общения ребенка с окружающим миром (людьми) проходит несколько этапов. Она выделяет:

Хотелось бы отметить, что именно дефицит общения порождает отставание и отклонение в психическом развитии. Результатом становится не простое отставание в психическом развитие, а имеющее качественно иной характер протекания. Эта специфика проявляется в несформированности идеального внутреннего плана, в связности мышления, мотивации, поведенческих реакций внешней ситуации. Дефекты в интеллектуальном и эмоционально-волевом развитии, отсутствие адекватных форм общения приводит к тому, что к большинству жизненных ситуаций дети-инвалиды оказываются значительно менее подготовленными или неподготовленными совсем. Последствия этих нарушений сказывается и во взрослой жизни, к которой им трудно адаптироваться.

Ж.И. Шиф (1965 г) подчеркивала, что одной из общих закономерностей аномального развития является изменение в развитии личности в целом. Особенностями являются пониженный фон настроения, астенические черты, нередко гипохондричность, тенденция к ограничению социальных контактов, низкая самооценка, тревожность, легкость возникновения страхов, изменение способов коммуникации.

Коммуникативные способности и умения многими авторами употребляются как синонимы. Так в исследованиях А.В. Мудрика выделяются несколько групп коммуникативных умений, которые объединены общим термином «ориентировка»:

Исследования Ю. В Касаткиной выделяют 3 группы коммуникативных способностей:

  1. Я Хочу – желание ребенка общаться, взаимодействовать.

  2. Я Знаю – знание норм и правил, которыми необходимо пользоваться при общении.

  3. Я Умею – умение организовывать общение.

Формирование коммуникативных способностей обусловлено уровнем сознательного развития, как самим субъектом, так и педагогом. Важным является положение о том, что эффективность формирования и применения коммуникативных способностей связана с уровнем общего развития. Ученые утверждают, что способность к общению является врожденной, но должна быть развита соответствующим воспитанием. Поэтому педагогам и родителям необходимо помнить, что развитие коммуникативных способностей зависит от их участия в жизни ребенка и заинтересованности в том, чтобы в дальнейшем человек с ограниченными возможностями полноценно общаться и взаимодействовать.

Необходимо рассматривать коммуникативные способности как условие эффективного взаимодействия. Изучая этот вопрос, важно отметить, что всех людей можно поделить на типы по характеру общительности. Коммуникабельность как качество личности включает в себя 3 компонента: потребность общения, эмоциональное самочувствие до, во время и после общения, коммуникативные навыки и умения.


Общение и коммуникация в книге « Человеческая деятельность» Кагана, да и в работах многих других авторов употребляются как синонимы. Определение понятия коммуникации с различных точек зрения выявляет проблему ее масштабности, рассматриваемую с различных позиций. Множество определений, несмотря на различия, дополняют друг друга и свидетельствуют о многозначности и многофункциональности понятия коммуникации. Большой толковый словарь дает следующее определение понятию коммуникативные способности – средства, включая правила, которыми люди осуществляют коммуникативные обмены и интеракции с другими людьми сообщества. Термин внедрен Гаймсом (1966) с целью заострить внимание на умении и знании, включенных в общение людей.Важно рассмотреть коммуникативные способности как составляющую часть способностей человека вообще, как условие эффективного общения.

Дети более полно и более непосредственно общаются и выражают себя в игре, которая является для них средством коммуникации. Игра – специфический, самоценный, добровольный вид деятельности, в котором человек осознает, переживает себя свободным. Игра – это особая среда и модель освоения человеком культуры. Сохранить в педагогическом процессе игру – значит, закрепить за ребенком право на активное выражение чувства свободного выбора, без которого невозможно становление личности. В жизни человека с младенчества до глубокой старости игра имеет существенное значение и несет в себе большой потенциал для развития воображения, интересов, социальных и экспрессивных способностей, присвоение знаний и умений, приобретения опыта самостоятельности и взаимодействия, познание своих возможностей и адаптации к окружающей действительности, творческой самореализации. Игра – источник ресурсов для восстановления и умножения энергетического потенциала и психического равновесия. Для ребенка игра важна как сфера реализации себя как человека, как личности. Это деятельность коммуникативная, она вводит ребенка в реальный контакт сложных человеческих отношений. Любое игровое общество – коллектив, выступающий применительно к каждому игроку, как организующий и коммуникативное начало, имеющее огромное количество коммуникативных связей. Игра обладает предсказательностью, она диагностичнее, чем любая другая деятельность человека. Она стимулирует в ребенке органы, ранее бездействующие, и тем самым восстанавливает равновесие его сил. Главной целью использования игры как терапевтического средства является гармонизация социальных отношений, выработка модели социально-одобряемого поведения. Игра закрепляет приобретенные способности, как внеситуативные, поэтому процесс коррекции в игре происходит естественно. Детская игра – это своеобразный театр, в котором ребенок выступает нередко одновременно и как актер, играющий какую-либо роль, и как режиссер, организующий действие своих сверстников, и как драматург, импровизирующий сюжетное действие за себя и за куклу. Ребенок учится в игре своему Я, но он, овладевая ролью, учится и понимать другого, входить в его положение, что чрезвычайно важно для жизни в обществе. Среди многочисленных тайн игры – загадка выбора сюжета и роли. Наблюдения показали, что этот выбор сюжета и то, как видит ребенок свою роль, порой открывает самые потайные переживания человека.

В процессе игры у ребенка появляется творческая активность, рефлексивное мышление, развиваются коммуникативные способности, речь, обогащается словарный запас.

Особый интерес представляют игры-драматизации. По мнению Терского, они отличаются наличием 3-х обязательных элементов: сюжета, ролей, текста. Они воспитывают взаимовыручку, смекалку, развивают речь, является средством познания своего Я. Основное содержание преобразований в системе обучения и воспитания заключается в признание главной педагогической ценностью развитие творческой личности ребенка. Творческий потенциал формируется в единстве интеллектуальных, эмоциональных и волевых черт.

Д
^ А.А Белкина (студентка ПСПК)

авно известно большое и многогранное влияние искусства на жизнь и здоровье людей, поэтому к нему стали обращаться за помощью. Включение игры в социально-педагогическую деятельность обеспечивает успешную социализацию и адаптацию ребенка, развитие его коммуникативных и творческих способностей.

Музыкальная страничка.


^ МОДЕСТ ПЕТРОВИЧ МУСОРГСКИЙ

(1839 – 1881)

Модест Петрович Мусоргский родился 9 марта 1839 года в селе Карево Торопецкого уезда Псковской губернии в семье помещика. Бабушка будущего композитора была крепостной крестьянкой. Отец Модеста Петровича служил чиновником, мать была дочерью небогатого помещика. Музыкально образованная и одаренная пианистка, она была первой учительницей музыки своего сына.

Воспитательницей Модеста была также няня, преданная и любящая женщина. Подобно няне Пушкина, она знала множество песен и сказок. Именно ее сказки, вспоминал Мусоргский, послужили импульсом к музыкальным импровизациям на фортепиано.

Музыкой Мусоргский начал заниматься с 5 лет и делал быстрые успехи. Так, 9-и лет он сыграл перед гостями трудный концерт Фильда. Его музыкальную одаренность заметили, но о профессии музыканта не могло быть и речи: в помещичьем кругу это занятие считалось недостойным дворянина. По желанию родных Модест должен был стать офицером, как в свое время и другие юноши их семьи.

В 1849 году Мусоргского со старшим братом отвезли в Петербург и отдали в немецкую Петропавловскую школу. Одновременно шли занятия музыкой у известного в то время педагога А.Герке. Затем Мусоргский поступил в школу гвардейских подпрапорщиков, по окончании которой был зачислен в Преображенский полк.

Вскоре важное события послужили поворотом в жизни Мусоргского. В 1857 году он знакомится с Даргомыжским, а затем с молодым Балакиревым. Тогда же начались их музыкальные занятия и тесная дружба. Но офицерская служба отнимала много времени, отвлекала от серьезной творческой работы. Вот почему через год Мусоргский выходит в отставку и всецело посвящает себя музыке. Однако, чтобы зарабатывать на жизнь ему пришлось все же служить в качестве мелкого чиновника.

Много радости юноша находит в творческом общении с композиторами «Могучей кучки» - Балакиревым, Кюи, Бородиным, Римским-Корсаковым. Друзья собирались, играли свои произведения, обсуждали их.

В начале 60-х гг. Мусоргский работает над своей первой оперой «Саламбо» по роману Флобера. В 1867 г. создается симфоническая картина «Иванова ночь на Лысой горе» в ее первой редакции. Тогда же появляются замечательные песни на слова Некрасова – «Калистрат», «Колыбельная Еремушки». В 1868 Мусоргский начинает оперу «Женитьба» на текст комедии Гоголя.

Вся сила таланта Мусоргского раскрылась в опере «Борис Годунов» по трагедии Пушкина. Мусоргский жил в непрерывном творческом горении. Сочинение шло очень быстро, и в 1869 году партитура оперы в ее первой редакции была закончена. Однако опера не была принята к постановке. Театральный комитет был возмущен неслыханно смелым замыслом Мусоргского. Но лишь после упорной борьбы за постановку 8 февраля 1874 года состоялась, наконец, премьера оперы.

Опера «Хованщина» была посвящена В. В. Стасову. Одновременно в 1874 году Мусоргский принялся за сочинение комической оперы по повести Гоголя «Сорочинская ярмарка». В этом году было написано еще одно неповторимо своеобразное произведение – цикл фортепианных пьес «Картинки с выставки». Среди известных произведений Мусоргского есть опера «Князь Игорь», трагические циклы романсов «Без солнца», «Песни и пляски смерти», песня-пляска «Трепак». В последние годы жизни Мусоргский чувствует себя особенно одиноким. Единственным светлым лучом была поездка на юг летом 1879 года с известной русской певицей Леоновой, которая пригласила его в качестве аккомпаниатора. Поездка принесла много свежих впечатлений, и по возвращении Мусоргский был полон новых творческих планов. Однако с началом 1881 года его здоровье резко ухудшилось. 14 февраля тяжело больного композитора поместили в военный госпиталь, где 16 марта он скончался.

^ ПЕТР ИЛЬИЧ ЧАЙКОВСКИЙ

(1840 – 1893)

Среди русских композиторов-классиков выделяется имя Чайковского. Оно дорого любителям музыки всего мира. Произведения его в равной мере захватывают и волнуют всех людей – музыкантов-профессионалов и широкого слушателя. Свое творчество Чайковский посвятил человеку, его любви к Родине и русской природе, его стремлениям к счастью, мужественной борьбе с темными силами зла. В музыке композитора – вся жизнь человека с ее радостью, скорбью, надеждами, борьбой, отчаянием. И о чем бы ни говорил Чайковский – он всегда правдив и искренен.

Петр Ильич Чайковский родился 25 апреля 1840 года на Урале в небольшом городе Воткинске, где его отец горный инженер, был директором завода. Первые музыкальные впечатления Чайковского связаны с песнями, которые он слышал в детстве от матери, родственников и от народных певцов, обитателей рабочего поселка. Вспоминая о детстве, Чайковский писал позже: «… Я вырос в глуши, с детства, самого раннего, проникся неизъяснимой красотой характеристических черт русской народной музыки…»

В 1849 году семья Чайковских переехала в город Алапаевск, а через год – в Петербург. Десяти лет Чайковского отдали в училище правоведения. Мало полезного смог получить любознательный мальчик в училище, но именно здесь он начал серьезно заниматься музыкой, которая преподавалась для желающих. Ученики часто собирались в музыкальной комнате и там слушали Чайковского, который не только выразительно играл разные пьесы, но также импровизировал.

Окончив в 1859 году Училище правоведения, Чайковский получил чин титулярного советника и место в Министерстве юстиции. Однако служба не привлекает его. В свободное от службы время он посещает театр, в особенности оперу. В начале 60-х годов Чайковский с увлечением изучает теорию музыки, а в 1862 году поступает в только что открытую Петербургскую консерваторию с тем, чтобы серьезно заняться композицией.

В консерватории Чайковский учится под руководством известных педагогов – Н. Зарембы и А. Рубинштейна. По настоянию Рубинштейна юноша окончательно бросает службу и посвящает себя музыке целиком. В 1865 году он оканчивает консерваторию с серебряной медалью и принимается за педагогическую работу в только что открытой Московской консерватории.

С этого времени жизнь Чайковского связана преимущественно с Москвой.

1877 год переломный для Чайковского. Неудачная женитьба вызвала нервное потрясение. Сказались крайняя перегрузка и постоянное переутомление. Друзья отправляют его за границу. Но неустанная творческая деятельность выводит композитора из состояния душевного кризиса. С конца 70-х гг. композитор совершает много поездок за границу, выступая, как дирижер. Знакомится со многими зарубежными композиторами: Брамсом, Сен-Сансом, Масне. В 1893году в Англии Чайковскому присвоили степень доктора музыки Кембриджского университета, а в 1855 году его избирают одним из директоров Московского отделения Русского музыкального общества.

В последние годы жизни продолжается упорная творческая работа. День композитора отличался строгим распорядком, от которого он никогда не отступал.

16 октября 1893 г. Чайковский дирижировал в Петербурге первым исполнением шестой симфонии, а в ночь с 24 на 25 октября он скоропостижно скончался.

^ Основные произведения:

10 опер, в том числе «Кузнец Вакула», «Евгений Онегин», «Пиковая дама»

3 балета: «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик»

Музыка к весенней сказке Островского «Снегурочка»

Свыше ста фортепианных пьес, в том числе «Времена года», «Детский альбом», 100 романсов, одночастные симфонические произведения: «Ромео и Джульетта», «Гамлет»; фантазии «Буря», «Франческо да Рамини».

^ НИКОЛАЙ АНДРЕЕВИЧ РИМСКИЙ - КОРСАКОВ

(1844 – 1908)

Среди композиторов «Могучей кучки» Римский-Корсаков занимает особое место. С его творчеством пышным цветом расцвела в русской музыке сказка.

Николай Андреевич Римский-Корсаков родился 6 марта 1844 года в небольшом городке Тихвине Новгородской губернии, где его отец – бывший губернатор – имел дом. Мать композитора была дочерью крепостной крестьянки. Музыкальные способности ребенка проявились очень рано. Подобно многим дворянским детям, мальчика стали обучать игре на фортепиано. Старший брат Римского-Корсакова, Воин Андреевич, был военным моряком, он окончил Морской корпус в Петербурге. Туда же поступил и двенадцатилетний Николай. Занятия в Морском корпусе не особенно привлекали мальчика, хотя до этого он живо интересовался морем, с увлечением читал книги о мореплавателях и в письмах засыпал брата вопросами о морской службе. Причиной охлаждения была казенная обстановка, царившая в корпусе, - «кадетский дух, унаследованный от николаевских времен», - как писал впоследствии Римский-Корсаков.

Музыкальные способности мальчика в эти годы развивались не так быстро, как это могло быть в более благоприятной обстановке. По воскресеньям, правда, он брал уроки фортепиано, но упражняться в течение недели не имел возможности. Изредка посещал концерты, оперные спектакли, причем предпочтение отдавал опере, особенно любил оперы Глинки.

Окончив в 1862 году Морской корпус, Николай Андреевич отправился в кругосветное плавание. В это время он мало занимался музыкой.

В 1865 году он вернулся в Петербург. Вскоре закончил свою первую симфонию. С этого года началась напряженная творческая деятельность Римского-Корсакова. В короткий срок были созданы симфоническая картина «Садко», сюита «Антар», задумана первая опера – «Псковитянка» - на сюжет пьесы Л. Мея. После 1873 года Римского-Корсакова пригласили на должность профессора Петербургской консерватории по классам сочинения, инструментовки и руководителя оркестра.

Тогда же Римский-Корсаков работал много над сборниками русских песен. Так возник сборник «Сто русских народных песен».

В 1878 году была создана опера «Майская ночь». В своем произведении композитор сумел четко передать поэзию повести Гоголя, колорит теплых ароматных украинских ночей. В1870 году композитор написал одно из самых прекрасных и вдохновенных своих произведений оперу «Снегурочка». Но 90-е гг. были очень трудными для Римского-Корсакова, но его не покидали вдохновение и трудолюбие. Он создает оперы «Ночь перед Рождеством» и «Садко».

Римский-Корсаков написал много романсов, среди них: «Редеет облаков летучая гряда» на слова Пушкина, «Мой голос для тебя», На нивы желтые», «Медлительно влекутся дни мои», цикл «У моря».

Последняя опера великого композитора – сатирическая сказка «золотой петушок» ( по Пушкину). Сам Николай Андреевич писал: «Додона надеюсь осрамить окончательно». Это произведение не было допущено цензурой к постановке. В 1908 году Римский-Корсаков скончался от болезни сердца, так и не увидев на сцене свое последнее творение.

^ Основные произведения:

15 опер, в том числе: «Царская невеста», «Сказание о невидимом граде Китеже».

Симфонические сюиты: «Антар», и «Шехеразада», «Испанское каприччио».

Симфонические картины «Садко», «Сказка» и увертюра «Светлый праздник».

Симфонии, симфонетта

Концерт для фортепиано с оркестром

Около 80 романсов

Учебник гармонии, учебник оркестровки, статьи

оркестровки, статьи». Летопись моей музыкальной жизни» (воспоминание).

kolesov-k-opit-sorokskoj-rajkk-rki-kassrvsem-rajonamza-tempi-kachestvo-proverku-1932-17-18-s-7981-kondostroj.html
kolibel-programma-studijnih-zanyatij-s-detmi-vvedenie-v-tradiciyu-metodicheskoe-posobie.html
kolichestva-dvizheniya-ochevidno-chto-esli-odna-i-ta-zhe-skorost-v-n-porus-perevod-s-nemeckogo.html
kolichestvennaya-mera-informacii.html
kolichestvennie-harakteristiki-cifr-koncepciya-i-svojstva-in-yan-koncepciya-u-sin-pyati-pervoelementov-eyo-obosnovanie.html
kolichestvennie-obemnie-pokazateli-sergeev-i-v-s32-ekonomika-predpriyatiya-ucheb-posobie-2-e-izd.html
  • studies.bystrickaya.ru/development-by-comparison-the-united-states.html
  • school.bystrickaya.ru/issledovanie-dvizheniya-centra-mass-mezhplanetnih-kosmicheskih-apparatov-chast-12.html
  • student.bystrickaya.ru/146-147-v-a-gilyarovskij-uchenieo-gallyucinaciyah.html
  • letter.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-k-vipolneniyu-laboratornoj-raboti-203a-po-fizike-dlya-studentov-vseh-specialnostej-i-form-obucheniya-habarovsk.html
  • notebook.bystrickaya.ru/hotite-uznat-chto-to-novoe-neobichnoe-i-interesnoe-apoputeshestvovat-po-tadzhikistanu-o-kotorom-kak-viyasnyaetsya-ne-imeesh-nikakogo-predstavleniya-posetiv-ego-stranica-9.html
  • grade.bystrickaya.ru/molodie-uchenie-xxi-veku.html
  • assessments.bystrickaya.ru/cel-etoj-knigi-dat-pravoslavnomu-chitatelyu-osnovnie-svedeniya-o-tom-kak-kem-i-kogda-pisalis-knigi-svyashennogo-pisaniya-a-takzhe-vkratce-izlozhit-ih-soderzhani-stranica-2.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/boevoj-ustav-suhoputnih-vojsk-chast-3-chast-12.html
  • tasks.bystrickaya.ru/30-aprelya-alatirskaya-gorodskaya-uprava-v-pisme-v-simbirskij-gubernskij-rasporyaditelnij-komitet-uvedomila-chto.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-marketing-redakciya.html
  • esse.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplini-disciplina-dv1-himiya-indeks-i-naimenovanie-disciplini-v-sootvetstvii-s-fgos-vpo-i-uchebnim-planom.html
  • znanie.bystrickaya.ru/alashi-skeri-dayarli-pnnen-10-sinipa-arnalan-saba-zhospari-tairibi.html
  • tasks.bystrickaya.ru/13-trebovaniya-k-metallu-i-drugim-konstrukcionnim-materialam-prikaz-ot-24-marta-2003-g-115-zaregistrirovano.html
  • writing.bystrickaya.ru/iskusstvennaya-ventilyaciya-legkih.html
  • credit.bystrickaya.ru/perechen-zakonoproektov-rassmotrennih-oblastnoj-dumoj-za-9-mesyacev-2011-goda-1-zakonodatelnaya-deyatelnost-3.html
  • doklad.bystrickaya.ru/vosmoj-etap-analiz-chuvstvitelnosti-p-a-vorobev-moskovskaya-medicinskaya-akademiya-im-i-m-sechenova-mezhregionalnaya.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/v-ramkah-pravitelstvennogo-chasa-v-gosdume-vistupili-rukovoditeli-mvd-fsb-i-genprokuraturi.html
  • college.bystrickaya.ru/115-informatika-i-ikt-poyasnitelnaya-zapiska-dopolnitelnie-professionalnie-obrazovatelnie-programmi.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/ashinskij-gorodskoj-detsko-yunosheskij-centr.html
  • reading.bystrickaya.ru/kontrolnaya-rabota-po-discipline-etika-delovih-otnoshenij-tema-pravila-verbalnoj-i-neverbalnoj-obratnoj-svyazi-vo-vremya-delovoj-besedi.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tema-znachenie-dvigatelnoj-aktivnosti-i-fizicheskoj-kulturi-dlya-pourochnoe-planirovanie-uchebnogo-materiala-po-kursu-osnovi.html
  • notebook.bystrickaya.ru/habarovskenergosbit-novosti-oao-dek-4.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/82-stacionarnie-radioli-i-radiokompleksi-visshego-klassa-yu-p-alekseev-bitovaya-radioapparatura-i-ee-remont.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-1o-novaya-paradigma-sveta-eta-kniga-napisannaya-na-osnove-materiala-bolee-chem-chetirehsot-chasov-chennelinga.html
  • universitet.bystrickaya.ru/trener-posle-treninga-otchet-pravila-slushaniya-34-nyuansi-tehniki-voprosov-47-tovarnaya-argumentaciya-48.html
  • exam.bystrickaya.ru/usvoenie-rechevogo-etiketa-obrazovatelnij-standart-nachalnogo-obshego-obrazovaniya-obyazatelnij-minimum-soderzhaniya.html
  • school.bystrickaya.ru/avarijnoe-i-dolgosrochnoe-prognozirovanie-avarij-s-ohr.html
  • desk.bystrickaya.ru/ponyatie-i-vidi-istochnikov-kommercheskogo-prava.html
  • tasks.bystrickaya.ru/34-meropriyatiya-po-snizheniyu-negativnogo-vozdejstviya-vibrosov-predpriyatiya.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/razdel-5-konservaciya-i-likvidaciya-skvazhin-pri-vvedenii-nastoyashih-trebovanij-prekrashaetsya-dejstvie-pravil-bezopasnosti.html
  • education.bystrickaya.ru/35-obratnaya-svyaz-v-regulyacii-funkcionalnih-sostoyanij-i-predmet-zadachi-i-metodi-psihofiziologii.html
  • school.bystrickaya.ru/kriminalistika-2-chast-7.html
  • reading.bystrickaya.ru/mayak-novosti-30092008-stadnickaya-lora-0600-pervij-kanal-novosti-30-09-2008-pankratova-yuliya-12-00-6.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-uchebnoj-disciplini-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-080400-62-upravlenie-personalom-vladivostok-izdatelstvo-vgues-2014-bbk-65-rabochaya-programma-uchebnoj-disciplini-osnovi-bezopasnosti-truda.html
  • urok.bystrickaya.ru/programma-1-drevnyaya-istoriya-rossii-v-prepodavanii-na-istoricheskom-fakultete-petrgu-izmenenie-paradigmi-sroki-vipolneniya-programmi-yanvar-1999-g-dekabr-2001-g.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.