.RU

Княжеские печати - Лекция Вводная для чего необходимо знать палеографию, нумизматику, метрологию



^ Княжеские печати. Древнейшей известной в настоящее время печатью является свинцовая булла князя Святослава Игоревича (945—972), найденная в 1912 г. в Киеве при раскопках на террито­рии Десятинной церкви. К сожалению, она была утеряна и пока не разыскана. На обеих сторонах этой печати помещено изображение княжеского знака в виде двузубца, окруженное непрочитанной над­писью.

Печати князей X — первой половины XI в- имеют название «булл архаической традиции». Происходят они из южных и новгородских находок. На них, кроме княжеского знака, встречаются изображе­ния розеток и святых. Все 16 печатей этой группы получили персо­нальную атрибуцию. Кроме Святослава, они принадлежали князь­ям Изяславу Владимировичу (ум. 1001 г.), Изяславу Ярославичу, княжившему в Новгороде в 1052—1054 гг. и в Киеве в 1054—1078 гг., а также Святославу Ярославичу, княжившему в Чернигове в 1054— 1073 гг. и в Киеве в 1073—1076 гг. На печатях Святослава Яросла-вича изображен его святой патрон Николай Мирликийский, а на дру­гой стороне сам князь в княжеской шапке и с большим крестом в руке. На всех буллах Изяслава Ярославича на одной стороне изо­бражен св. Дмитрий, а на другой — розетка, или княжеский знак. Розетка в древнерусских и византийских изображениях являлась знаком солнца. Княжеский знак окружен греческой надписью: «Гос­поди, помози рабу своему Димитрию». В. Л. Янин показал, что пе­чати архаической традиции восходят не к византийской сфрагисти­ке, как считал Н. П. Лихачев, а к древнерусскому монетному типу. Тип княжеской буллы изменяется в середине XI в.— на смену пе­чатям архаической традиции приходят печати «греко-русского ти­па». Какое-то короткое время (около двух десятилетий) печати этих типов сосуществуют. На одной стороне печати помещалось изобра­жение святого тезоименитого владельцу буллы, а на другой — гре­ческая благопожелательная надпись устойчивой формулы: «Госпо­ди, помози рабу своему...» (далее следует имя владельца буллы). Этот тип печатей, безусловно, возник под влиянием Византии, но бытовал он на Руси сравнительно недолго — до начала XII в. Среди этих печатей надежную персональную атрибуцию получили буллы таких князей, как Всеволод Ярославич (сын Ярослава Мудрого, кня­живший в Переяславле, Чернигове и Киеве; ум. в 1093 г.), его брат — смоленский князь Вячеслав Ярославич (княжил в 1054—1057 гг.), Владимир Всеволодович Мономах и другие. Многочисленны (их из­вестно более 25 экземпляров) и разнотипны печати Владимира Мо­номаха, что, вероятно, отразило его перемещения по различным кня­жеским столам — переяславскому, черниговскому, смоленскому, ки­евскому. На одной из булл, относимых к раннему периоду деятель­ности Владимира, помещена греческая надпись: «Печать Василия, благороднейшего архонта России, Мономаха», а на другой — изо­бражение св. Василия Кесарийского, именем которого он был наре­чен при крещении. Если крестильные имена многих русских князей устанавливаются часто именно в результате изучения памятников сфрагистики, то крестильное имя Мономаха хорошо известно и по д ругим источникам. Родовое же прозвище впервые встречено на этой Печати, являющейся, таким образом, единственным прижизненным памятником, именующим Владимира Мономахом.

Оригинальна печать, найденная в 1972 г. на городище, отождест­вляемом с древнерусским городом Вьяханем. На одной ее стороне помещена русская шестистрочная надпись: «Господи, помози рабу сноему Васильеви на мно лета», а на другой —- изображение св. Ва­силия Кесарийского. Эта печать отражает переяславский период деятельности Владимира Мономаха (1094—1113). В пользу такой датировки свидетельствует и место находки буллы — северо-восточ­ная окраина Переяславского княжества, и определенная стилисти­ческая близость к печатям с греческой благопожелательной форму­лой. Можно предполагать еще более раннюю дату для этой буллы — 70-е гг. XI в., так как вполне вероятно, что Владимир впервые стал Переяславским князем в 1073 г., где княжил до перехода в Чернигов

В 1076 г.

На буллах киевского периода деятельности Мономаха (1113—

1125) также изображен св. Василий Кесарийский, но греческая над-

ись уступает место русской: «Господи, помози рабу своему Васи-

ию, князя русьского» (другой вариант — «Господи, помози рабу

воему Василию»).

С этого времени (после 1113 г.) сами особенности типа печатей становятся руководящим признаком определения принадлежности их определенному институту. В. Л. Яниным установлен важный факт деградации печатей киевских великих князей в 1130-х гг., а также практически одновременный расцвет княжеской сфрагистики в Нов­городе.

^ Церковные печати домонгольского времени. Древнейшей церков­ной печатью является булла митрополита Феопемпта (1037— [ок. 1043), присланного в Киев из Византии. На одной ее стороне изо­бражен св. Иоанн Предтеча, а на другой строчная греческая над-1Пись: «Господи, помози Феопемпту, митрополиту России». В данном клучае изображение святого не является отражением личной эмб­лемы владельца, так как его крестильным именем было Феопемпт. В Л. Янин считает, что здесь изображен святой патрон константи­нопольского патриарха Алексея Студита (1025—1043), при котором (Феопемпт получил русскую митрополию.

Эволюция типа митрополичьей буллы отразила изменения в от­ношениях киевской митрополии и византийского патриарха.. На ран­них печатях зависимость русской церкви от Константинополя вы­ражается присутствием личной эмблемы патриарха. Однако уже на Печатях митрополита Георгия (1068—1073) изображен его личный патрон — св. Георгий, но при сохранении греческой надписи. На ру­беже XI—XII вв. ярко проявилось стремление к унификации церков­ной буллы. Характер обязательной эмблемы церковных печатей при­обретает изображение Богоматери типа «Знамение», впервые встре­чаемое на печатях митрополита Николая (рубеж XI—XII вв.).

; Известны буллы и других киевских митрополитов. Наиболее Поздними из них являются печати Кирилла I (1225—1233). На одной

короне двух известных печатей помещено изображение Богоматери «Знамение» в полный рост, сопровождающееся очень редким гре­ческим эпитетом «пресвятая Богородица», а на другой строчная гре­ческая надпись: «Кирилл, монах, Божией милостью архиепископ митрополии России». Печати отличаются исключительно крупными |i.i шерами (диаметр 37—40 мм). Здесь следует заметить, что разме­ры как самих печатей, так и матриц могут способствовать их дати­ровке. Например, небольшие печати (диаметром до 25 мм) харак­терны в основном для XI—XII вв., а более крупные (до 35—40 мм) — для XIII—XV вв.

Кроме киевских митрополитов, право скрепления документов пе-■ггями принадлежало епископам и архиепископам^ До настоящего Времени дошли буллы епископов Новгорода, Смоленска, Полоцка и ■алича. Все они по сути однотипны — их обязательным атрибутом ■Вляется изображение Богоматери «Знамение».^

Древнейшими новгородскими епископскими печатями являются Вллы Нифонта (1131 —1156), на которых изображены Богоматерь ■намение» и греческая строчная надпись: «Пресвятая, воззри на Вня, Нифонта Новгородского». Обращает на себя внимание отсут­ствие в надписи титула владельца печати. Длительное время не бы-У1И известны печати преемника Нифонта на новгородской святитель­ской кафедре Аркадия (1156—1163). Аркадий был первым влады­кой, избранным самими новгородцами, а не назначенным митропо­литом и присланным в Новгород из Киева. По мнению В. Л. Янина, именно Аркадию принадлежала интереснейшая анонимная печать С изображением Богоматери «Знамение» и греческой надписью: «Пресвятая, воззри на меня, пастыря Новгородского». Подчеркнув Исключительность анонимности этой буллы в новгородской владыч­ной сфрагистике домонгольского времени, В. Л. Янин предположил. Что она являлась «отражением той неопределенности отношения владельца буллы к владычной кафедре, которая была свойственна новгородским владыкам в промежуток от их избрания до хиро-тонисания, когда владыка не имел официального права именовать­ся епископом». Печать была предположительно датирована време­нем от избрания владыки в 1156 г. до его официального рукополо­жения в сан (хиротония) в 1158 г. В 1968 г. в Новгороде была най­дена именная печать Аркадия, пятистрочная надпись которой, не­смотря на повреждения, надежно восстанавливается: «Аркадии епи-скопъ Новгородский».; Ее следует датировать, таки-м образом, 1158— 1163 гг. Известны две печати преемника Аркадия, владыки Илии (в миру Иоанн). Характерно, что на одной из них он титулован епи­скопом, а на другой — архиепископом. В. Л. Яниным сделан важ­ный вывод о том, что в 1165 г. коренного преобразования новгород­ской епископии в архиепископию не было, так как в источниках упо­минаются архиепископы до 1165 г. (например, Нифонт в прижизнен­ном памятнике — антиминсе 1148 г.) и епископы — после 1165 г. Родному брату и непосредственному преемнику Илии на новгород­ской владычной кафедре Гавриилу-Григорию (1186—1193) предпо­ложительно предписывается анонимная печать с греческой строч­ной надписью: «Святой, воззри на меня, пастыря Новгорода». На ней вместо традиционного изображения Богоматери «Знамение» помещен святитель, имя которого, к сожалению, не читается, но ико­нографический тип вполне соответствует изображению св. Георгия. Известные в единственных экземплярах печати владык Митро-фана, занимавшего кафедру в 1201 —1212 и в 1220—1223 гг., и Ан­тония — в 1212—1220 и 1225—1228 гг., несут на себе изображение Богоматери «Знамение» в полный рост и русские строчные надписи, в которых первый титулуется епископом, а второй — архиеписко­пом. В. Л. Яниным отмечена «несомненная изначальная связь нов­городской владычной буллы с киевской митрополичьей печатью». Известны печати первого смоленского епископа Мануила (1137— не ранее 1167 г.), буллы полоцкого епископа Дионисия (время по­ставлена неизвестно, умер в 1183 г.) и галицкого епископа Козмы (поставлен иа кафедру в 1157 г.). Все они по сути однотипны — на их лицевых сторонах изображена Богоматерь «Знамение» в пояс­ном или погрудном варианте, надписи на оборотных сторонах варь­ируют: «Мануил, епископ Смоленска», «Печать Дионисия, епи­скопа Пулотциску» и «Богоматерь, воззри на меня, Козму Галиц­кого». Все надписи греческие.

Таким образом, уже в первой половине XII в. на Руси складыва­ется единый тип печати церковных иерархов. Следует отметить, что значительная часть известных домонгольских церковных печатей найдена за пределами древнерусского государства, главным обра­зом в Константинополе. Это отражает международный характер некогда скрепленных ими документов.

^ Печати Ратибора. На рубеже XI—XII вв. возникает целый ряд новых сфрагистических типов. В княжение Всеволода Ярославича (1054—1093) расширяется круг лиц, имевших право пользоваться собственными печатями. Среди сфрагистических памятников этого времени имеется небольшая группа, представленная семью печатя ми, происходящими от пяти пар матриц. На лицевой стороне этих печатей помещено погрудное изображение св. Климента, папы рим­ского, а на оборотной — надпись «От Ратибора». Особенностью оформления надписи на этих буллах является ее падежная форма, прямо указывающая, что документы, ею скрепленные, исходят от владельца печати. Эти буллы принадлежали известному деятелю русской истории Ратибору — тмутараканскому наместнику велико­го киевского князя, затем киевскому тысяцкому. Наместником ве­ликого князя Всеволода Ярославича в Тмутаракани Ратибор стал в 1079 г. В 1113г. в качестве киевского тысяцкого он участвует в зна­менитом совещании князей в Берестове. Он же являлся одним из авторов Устава Мономаха, вошедшего в Русскую Правду. Необыч­ное оформление печатей Ратибора объясняется, вероятно, их неофи­циальным характером. Этими буллами скреплялись не акты, а част­ные письма. В 1993 г. в Новгороде найдена печать, принадлежащая Марии — предположительно матери Владимира Мономаха.

^ Печати протопроедра Евстафия. В настоящее время известно полтора десятка печатей- с изображением св. Феодора и надписью на греческом языке: «Воззри на меня, протопроедра Евстафия». За исключением одной, все они найдены в Новгородской земле, причем большинство на новгородском Городище. Уже один этот факт позво­ляет связывать деятельность протопроедра Евстафия с Новгородом. В. Л. Янин считает эти печати древнейшими новгородскими посад­ничьими буллами и отождествляет Евстафия с посадником Зави­дим (ок. .1088—1094). По его мнению, институт новгородского по­садничества зарождается в связи с событиями 1088—1089 гг., ког­да новгородский княжеский стол занял 12-летний сын Владимира Мономаха Мстислав (впоследствии Мстислав Великий) и новго­родцы заключили какой-то договор с киевским великим князем Все­володом Ярославичем. Титул «протопроедр» можно дословно пере­нести как «помощник», «советник». Крестильное имя Мстислава Вла­димировича — Феодор соответствует изображенному на печатях Протопроедра святому, а в сходстве первоначального типа посад­ничьей печати и типа княжеских булл этого времени отразилась идея равноправия власти князя и новгородских бояр.

Однако существует и другая точка зрения как на принадлеж­ность этих печатей, так и на личность самого Евстафия. В одном из Погребений некрополя русского города Желни (Переяславское кня-'Жество) были обнаружены две печати, оттиснутые одной парой мат­риц и содержащие в надписи редкое имя Евстафий. На одной сто­роне помещено погрудное изображение архангела Михаила, на другой — пятистрочная греческая надпись, содержащая обычную для сфрагистики благопожелательную формулу: «Господи, помози рабу своему Евстафию». А. В. Куза предположил, что эти две печа­ти и буллы протопроедра принадлежат одному лицу, а именно ближ­нему боярину князя Всеволода Ярославича, бывшему сначала дядь­кой (кормильцем) его младшего сына Ростислава, князя переяслав-г1 го (1078—1093), а затем старшего внука Мстислава — Феодора Н i чимировича, дважды занимавшего новгородский стол: в 1088—

1094 гг. и в 1096—1117 гг. Печати с изображением архангела Михаи­ла употреблялись Евстафием в Переяславле в малолетство Рости­слава, а с изображением св. Феодора — в первое новгородское кня­жение Мстислава, когда и он в силу своего возраста также еще не мог самостоятельно участвовать в решении различных государст­венных вопросов. Появление необычных печатей Ратибора и Евста-фия А. В. Куза логично объяснил особой исторической ситуацией, сложившейся в конце XI в.", когда Всеволод окончательно утвердил­ся в Киеве в 1078 г., а именно нежеланием отдать племянникам важ­нейшие столы — Тмутаракань и Переяславль.

^ Печати с русской благопожелательной формулой. Древнерус­ские буллы с изображением святых на одной и надписью «Господи, помози рабу своему...» (далее в надписи следует имя, соответствую­щее изображенному святому) на другой стороне образуют значи­тельную (около 50 экземпляров) группу. Часть этих печатей, несом­ненно, являются княжескими. В частности, к этому типу относится большинство известных печатей Владимира-Василия Мономаха. Однако далеко не все такие буллы умещаются в рамках княжеской сфрагистики. В. Л. Янин убедительно связал их с новгородскими посадниками времени княжения Всеволода Мстиславовича (1117— 1136), при котором произошло оформление посадничьей буллы. Спе­циально следует отметить, что данный тип печатей употреблялся посадниками только до 1136 г., когда в Новгороде произошло новое принципиальное разграничение юрисдикции между князьями и по­садниками.

Среди булл этого типа известна редчайшая печать, матрицы ко­торой были оттиснуты не на «чистой» заготовке, а на другой, более ранней печати. Эту буллу с изображением и именем Дмитрия В.Л.Янин отнес к посаднику Дмитру Завидичу (1117—1118) и определил, что ею был переутвержден акт, скрепленный печатью с аналогичной благопожелательной надписью, но принадлежавшей Владимиру Мономаху.

^ Печати с надписью «ДЬНЪСЛОВО». Оригинальную группу древ­нерусских свинцовых печатей образуют буллы, на одной стороне ко­торых изображен какой-либо святой, или Богоматерь, или шести­крылый Серафим, а на другой двух- или трехстрочная надпись «ДЬНЪСЛОВО». В настоящее время известно около 40 таких печа­тей, происходящих от более чем 20 пар матриц. Особые трудности вызывает вопрос об их датировке. Единство стиля изображений на них свидетельствует об узком отрезке времени их употребления. Б. А. Рыбаков предложил видеть в этих буллах «печати тайной пере­писки». Этим самым допускается существование у каждого лица, имеющего право на пользование печатями, нескольких буллотириев для документов различного назначения. Подобные печати не могли быть заимствованы из Византии, поскольку в ней не было такого явления. Как показал В. Л. Янин, и на Руси не существовало потреб­ности в такого рода печатях, так как секретность переписки обеспе­чивалась другими надежными способами. В. Л. Янин датирует всю эту группу временем киевского княжения Святополка Изяславича (1093—1113) и предлагает персональную атрибуцию большинству печатей, связывая их как с князьям-и, так и с митрополитами. Что касается истолкования самого термина «ДЬНЪСЛОВО», то, отметив большое число вариантов его написания, отражавшего фонетиче­ские особенности произношения, он пришел к выводу, что грамма­тическая структура надписи оставалась непонятной резчикам от­дельных матриц. В. Л. Янин присоединился к истолкованию надпи­си, предложенному Н. П. Лихачевым,—«внутри слово», отметив при этом, что лингвистические возможности истолкования печатей пол­ностью исчерпываются этим подстрочником.

^ Печати с патрональными изображениями двух святых. Среди всех сфрагистических памятников домонгольского времени самую большую группу образуют печати, на обеих сторонах которых изо­бражены различные святые. В настоящее время известно более 400 таких булл, происходящих примерно от 150 пар матриц. Это более по­ловины фонда русских домонгольских печатей. Среди них есть раз­новидности, представленные рекордным числом одинаковых экземп­ляров. Например, сохранились 32 печати, оттиснутые одной парой матриц. Они принадлежат князю Святославу Ростиславичу, дваж­ды занимавшему новгородский стол — в 1158—1160 и 1161 — 1167 гг. На одной стороне его булл изображен св. Иоанн Предтеча, а на дру­гой — архангел Михаил. Михаилом звали отца князя, а крестиль­ное имя самого Святослава установлено по материалам сфрагис­тики.

Подавляющее большинство печатей этой группы связывается с новгородской княжеской сфрагистикой, причем для практически всех булл установлена с той или иной степенью достоверности пер­сональная принадлежность. Один из изображенных святых был те-зоименит владельцу буллы, другой — его отцу. Таким образом, пе­чать, казалось бы, сама называет своего владельца по имени и от­честву. Однако конкретная атрибуция этих печатей затруднена не­сколькими обстоятельствами. Предположим, что на печати изобра­жены святые Иоанн Предтеча и Федор Стратилат. Следовательно, владельца печати звали или Иван Федорович, или Федор Иванович, что уже предполагает два возможных решения. Главная же труд­ность заключается в том, что нам не известны христианские имена многих русских князей. К тому же определенные сочетания святых на буллах представлены рядом вариантов, а это говорит о том, что возможность однозначной атрибуции печати далеко не стопроцент­на. Помимо князей новгородских, печати с патрональными изобра­жениями двух святых могли принадлежать киевским, черниговским, смоленским и другим князьям.

^ Печати с изображением княжеского знака и святого. Одну из самых сложных для атрибуции групп печатей составляют буллы, на одной стороне которых изображен княжеский «знак Рюриковичей» (тамга) в различных вариантах, а на другой — святой. Таких печа­тей известно более 60 экземпляров, происходящих примерно от 30 ра «личных пар матриц. Подавляющее их большинство найдено на новгородском Городище.

Различают несколько типов княжеских знаков: 1) в виде двузуб­цев или трезубцев прямолинейных очертаний; 2) знаки этой же фор­мы, но криволинейных очертаний — так называемые «колоколовид-ные»; 3) знаки в форме багра — в виде вертикальной линии, снаб­женной отрогом вправо или влево; 4) знаки индивидуальных форм. Более половины печатей этой группы имеют знаки первого типа.

Долгое время персональная атрибуция этих печатей (и знаков) строилась, как теперь установлено, на ошибочном методическом принципе. Считалось, что на печати был изображен личный знак определенного князя, а на другой стороне его — святой патрон. Од­нако в ряде случаев одному и тому же знаку на печатях соответст­вуют изображения различных святых. Заново вопрос о принадлеж­ности печатей этой группы рассмотрен В. Л. Яниным. Им определе­на принадлежность двух из названных выше типов знаков: знаки колоколовидной формы принадлежали суздальским князьям Юрь­евичам — потомкам Юрия Долгорукого, знаки прямолинейных очер­таний, имеющие в основании отрог в виде «ласточкина хвоста», от­несены им к одной из линий Мстиславичей — потомкам Мстислава Владимировича Великого. Для персональной атрибуции печатей материал пока явно недостаточен.

Древнерусские пломбы «дрогичинского типа». Среди памятни-ков русской сфрагистики особую группу составляют свинцовые плом­бы, получившие в научной литературе условное название пломб «дрогичинского типа», по месту их первых находок в Дрогичине на реке Западный Буг. В настоящее время подобные пломбы найдены во многих русских городах — Новгороде, Киеве, Пскове, Рязани и др. Их общее количество исчисляется тысячами экземпляров. Прежде всего они рассматривались почти исключительно как памят­ники торговли. Мысль о том, что часть из них являются памятниками актовой сфрагистики, высказанная еще в конце прошлого века Н. П. Авенариусом и развитая В. Л. Яниным, нашла подтверждение в специальном исследовании Б. Д. Ершевского. Им выделены новго­родские пломбы, относящиеся к разряду актовой сфрагистики и яв­лявшиеся малыми вислыми печатями должностных лиц республи­канской и княжеской администрации конца XI — первой трети XIII в. На них изображены различные святые, княжеские знаки, кресты в различных сочетаниях. Часть из них получила персональную атри­буцию как печати новгородских посадников конца XI—XII в.

^ ПЕЧАТИ НОВГОРОДСКОЙ И ПСКОВСКОЙ ФЕОДАЛЬНЫХ РЕСПУБЛИК

Княжеские печати. Выше были рассмотрены княжеские буллы домонгольского времени. К XIII в. в Новгороде существовал устой­чивый тип княжеской печати с изображением двух святых, тезоиме­нитых владельцу печати и его отцу. Печати этого типа бытуют и в дальнейшем, до конца XIV в., правда, их количество заметно сокра­щается. Сфрагистический материал изобилует значительными про­белами — печати ряда князей неизвестны вообще, другие князья представлены единичными экземплярами булл, и только деятель сть таких князей, как Александр Ярославич Невский, Ярослав рославич и Юрий Данилович, отразилась в значительном числе ечатей. Так, печатей Александра Невского сохранилось более 40 кземпляров. На них изображены св. Александр с мечом и щитом и В. Феодор, также с мечом и щитом. Есть и другая разновидность ечатей Александра Невского, на которых св. Александр представ­ши в виде всадника, а св. Феодор — в сцене поражения копьем мия. Интересно отметить, что в данном случае всадник изображен

короной на голове, олицетворяя самого князя. ■ ЛК разряду княжеской сфрагистики относятся печати с изображе­нием Вседержителя в сочетании с изображениями на другой сторо­же различных святых — Александра, Андрея, Дмитрия и других. Спи составляют значительную группу — известно 58 таких печатей, ■Ьоисходящих от 22 пар матриц. Дать этим печатям персональную 1трибуцию помогают аналогичные буллы, сохранившиеся при доку-Внтах. Например, к договорной грамоте Новгорода с тверским ве-«ким князем Михаилом Ярославичем, составленной в 1307 г., когда В был избран новгородским князем, привешена печать с изображе-Нем Вседержителя на одной стороне и архангела Михаила — на Лугой. Предположив, что она принадлежит князю Михаилу Яро-^■вичу, можно атрибутировать аналогичным образом подобные ей Влды, найденные в земле.

, 'Древнейшим актом, сопровождаемым печатью, является знаме-Втая жалованная грамота киевского князя Мстислава Владими­ровича и его сына Всеволода новгородскому Юрьеву монастырю. ■а грамота — единственный русский акт XII в., скрепленный пе-Втью. Она датируется временем около ИЗО г. Печать этой грамоты Ведставляет собой хрисовул (золотая булла). Название это услов-В, так как печать изготовлена из двух серебряных и позолоченных Ваетин, соединенных краями и зажимавших пропущенный между Вмн шнур. Казалось бы, принадлежность печати Мстиславу Вла-Вмировичу или его сыну не должна вызывать сомнений. На одной Вороне печати изображен Иисус Христос, а на другой — воин, по-Вжающий копьем змия. Диаметр печати 30 мм. В. Л. Янин убеди-^■ьно доказал, что она значительно моложе грамоты и является ^■ипожной. Он считает, что печать принадлежала великому князю Шрпславу Всеволодовичу (отцу Александра Невского), несколько Вз занимавшему новгородский стол в период между 1215 и 1236 гг., ^Выла приложена к документу в ходе церковной реформы Ивана I р" того, когда осуществлялась частичная секуляризация монас-^■Ьских земель. Рядовой по сути акт земельного пожалования был ^Ьеплен именно хрисовулом для придания ему определенной имио-^■Тности, так как хрисовулами на Руси утверждались грамоты осо-

^^В значения.

(Владычные печати. Печати новгородских архиепископов XIII— Щ/ вв. четко разделяются на две группы: именные и анонимные. Пер-


^e несут на себе изображение Богоматери «Знамение» и строчную Нпись на другой стороне: «Такой-то (указывается Шля) архиепи-.ии Новгородский», вторые вместо надписи имеют^ изображение креста в различных вариантах..=Как исключение следует рассматри вать древнейший тип анонимной владычной печати, на которой вмес то изображения Богоматери помещена 4-строчная надпись: «Печать владычня».

В настоящее время известны именные буллы всех новгородски владык, начиная с Далмата (1251 —1273) и кончая Симеоном (1416—1421). Остаются пока неизвестными печати следующих за Симеоном архиепископор — Феодосия (1421 —1423), который, прав да, не был хиротонисан, Евфимия I (1423—1429), Евфимия II (1429-1458) и последнего владыки периода новгородской самостоятель ности Феофила (1470—1482). Что касается печати владыки Ионы (1459—1470), то она принадлежит совершенно к другому сфрагис тическому типу: на одной ее стороне изображен сидящий на престо ле Вседержитель, а на другой — 6-строчная надпись: «Иона преосвя щенный архиепископ Великого Новгорода и Пскова». Подобны* печати знает владычная сфрагистика Пскова, где буллы Евфимия II, Ионы и Феофила содержат аналогичную надпись, но изображение Вседержителя заменено изображением Троицы, являющейся тради ционной эмблемой Пскова. Некоторые именные владычные буллы сохранились при документах. Например, позолоченный аргировул архиепископа Далмата скрепляет договорную грамоту Новгорода с Готским берегом, Любеком и немецкими городами о мире и торгов ле 1262—1263 гг.

Анонимные владычные печати, на одной стороне которых изобра жена Богоматерь «Знамение» в полный рост, а на другой — креп различных форм, представлены более чем 100 экземплярами, проис­ходящими от более чем 40 матриц. Все эти буллы можно разделить на четыре группы. Самыми древними являются редкие печати как бы полуанонимного характера. Изображение Богоматери на них заменено 4-строчной надписью: «Печать владычня». Печати трех других групп различаются изображениями креста. К первой отно­сятся буллы с изображением простого восьмиконечного креста на простом или ступенчатом подножии, ко второй — с изображением креста усложненной формы, концы которого имеют точечные или копьевидные завершения, к третьим — с изображением креста с ору­диями страстей и многочисленными титлами. Эти печати принадле­жали как самому архиепископу, так и его наместникам. Анонимны­ми буллами скреплены акты, различные по своему характеру,— гра­моты, касающиеся международных отношений, акты внутреннего характера, частные акты — купчие, данные, духовные.

В разряд новгородской владычной сфрагистики следует вклю­чить печати двинских, обонежских, новоторжских и ладожских на­местников новгородского владыки, а также буллы владычных на­местников, на которых не указана территория их юрисдикции! Боль­ше всего известно печатей новоторжских наместников (более 20 от 15 пар матриц). На одной стороне этих печатей помещается строч­ная надпись: «Печать новоторжского наместника», .а на другой изображения святых, тезоименитых новгородским владыкам, пред­ставителями которого и являлись владельцы булл. На этих печатях Ведставлены практически все имена архиепископов, начиная с Да-Вда (1309—1329) и заканчивая Евфимием I (1424—1429) или Ев-Вмием II (1429—1458). Характерно, что эти буллы найдены в Нов-Вроде, Торжке, Твери, Ржеве и Москве, т. е. в городах, в сферу ин­тересов которых входили поземельные отношения в Новом Торге.

F Печати новгородских посадников, тысяцких и тиуновД После нов-Вродского восстания 1136 г., в результате которого было осущест-Вено определенное размежевание в выполнении государственных Внкций между княжеской и республиканской администрацией, по-Вдничьи буллы практически выходят из употребления. Правда, в Вследнее время предпринимаются попытки связать с посадниками Вчати с изображением креста и княжеских знаков.

Ill менных печатей с обозначением должности посадника известно Вавнительно мало (немногим более 20 булл, содержащих 14 имен). рачительное число из них сохранилось при актах последней трети ■V в. Например, несколько посадничьих печатей скрепляют так на­рываемый наказ 1372 г. новгородским послам Юрию и Якиму об Вловиях заключения мирного договора с тверским великим князем Иухаилом Александровичем.

[("Кроме строчных или круговых надписей, на посадничьих печа-Вх встречаются изображения креста, святого воина на коне или Воищего в полный рост с копьем и щитом и птицы.

I Печати новгородских тысяцких, на которых указана должность В владельца, подобно аналогичным посадничьим буллам, немного-■Сленны. Их известно 25 экземпляров, на которых указаны 17 имен. В печатей тысяцких сохранилось при документах, древнейший из Вторых — договорная грамота Новгорода с Любеком, Готским бе-Вгом и Ригой—датируется 1301 г. На большинстве этих печатей Вмещены только надписи, например на одной стороне — «печать В)тфея Фалелевича», а на другой — «тысячного новгорочкого». Вднако известны буллы с изображением святых, архангела и птиц.

[(Тиунские печати Новгорода составляют большую группу — бо-Bf 100 экземпляров, происходящих от более чем 50 пар матриц. Они Вмржат 18 имен; часть имен остаются непрочитанными из-за пло-Вй сохранности печатей. Все тиунские буллы содержат в надписи Вязание на свою принадлежность, называя имя и должность вла-■глмм Изображения на них отсутствуют. Сложность атрибуции ■их печатей определяется тем, что все они сохранились в отрыве ВВЬкументов, а также плохой сохранностью многих экземпляров. В письменных источниках нет сведений о новгородских тиунах, а на Бчатях указаны только их имена без отчеств. Оформление печатей Вн группы исключительно однообразно: на обеих сторонах поме-Вмн>1 строчные надписи, например на лицевой стороне — «Ереме-BJ печать», на оборотной стороне — «новгородьского тивуна». ВВ. Янин убедительно сопоставил печати новгородских тиунов с Ввестными только по упоминаниям в документах печатями купе-Веки х старост. Отождествление «старост» и «тиунов» не должно Вшивать сомнений, так как в различных списках Русской Правды Вм термины выступают как синонимы. Тиунские печати появляют-В н конце XIII в. и существуют до начала XV в.


koksharova-svetlana-starost-rodom-iz-detstva-ili-chelovek-est-to-chto-on-est-sistema-pitaniya-alfej-stranica-3.html
koksohimiya-polnocvetnuyu-na-oblozhke.html
kol-8-ot-26-marta-2008-goda-protokol-7-ot-30-maya-2007-goda-protokol-8-ot-31-yanvarya-2007-goda-protokol-5-ot-28-iyunya-2006-goda-protokol-9.html
kol-vo-ballov.html
kol-vo-chislen-nost-centralnij-federalnij-okrug-cfo-belgorodskaya-oblast.html
kol-vo-ekzemplyarov-novie-postupleniya-v-biblioteku-za-oktyabr-2009g-u.html
  • shkola.bystrickaya.ru/serdechnaya-astma-sa-i-otek-legkih-ol.html
  • diploma.bystrickaya.ru/vazhnejshie-klinicheskie-sindromi-voznikayushie-pri-zabolevaniyah-serdechnososudistoj-i-dihatelnoj-sistem.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-uchebnaya-programma-disciplini-detskie-infekcionnie-bolezni.html
  • universitet.bystrickaya.ru/totem-i-tabu-psihologiya-pervobitnoj-kulturi-i-religii-zigmund-frejd-stranica-10.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/programma-dlya-vstupitelnogo-ekzamena-v-aspiranturu-po-specialnosti-01-01-06-matematicheskaya-logika-algebra-i-teoriya-chisel.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-4-effekti-reaktivnosti-v-reaktore-spisok-ispolzovannih-sokrashenij.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/lekciya-1-modelirovanie-sistem-ministerstvo-obrazovaniya-i-nauki-rf-federalnoe-agentstvo-po-obrazovaniyu-gosudarstvennoe.html
  • universitet.bystrickaya.ru/uchebnaya-programma-dlya-visshih-uchebnih-zavedenij-i-kvantovie.html
  • notebook.bystrickaya.ru/informaciya-o-tehnologiyah-i-innovacii-2-voprosi-organizacii-informacionnogo-obespecheniya-regionalnih-organov-gosudarstvennoj-vlasti-3.html
  • literature.bystrickaya.ru/ekologicheskoe-normirovanie-na-etapah-razrabotki-novih-tehnologij-i-prinyatiya-predvaritelnih-proektnih-reshenij-kak-instrument-obespecheniya-normativnogo-kachestva-okruzhayushej-sredi-stranica-2.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-dlya-pedagogov-specialistov-obrazovatelnih-uchrezhdenij-roditelej-stranica-8.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/prikaz-37-ot-09-2010-g-direktor-minnegaliev-r-m-zam-direktora-po-uvr-ciganova-e-g.html
  • books.bystrickaya.ru/duma-odobrila-nalogovie-kanikuli-dlya-neftyanikov-nezavisimaya-gazeta-alkej-07-07-2008-137-str-1-8.html
  • esse.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplini-delovie-kommunikacii-v-menedzhmente.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/medveckij-af-lekciya-9-rossiya-v-usloviyah-mirovoj-vojni-i-obshenacionalnogo-krizisa.html
  • universitet.bystrickaya.ru/stoyanka-xviii-maks-fraj-zhalobnaya-kniga.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/zhizhek-s-dobro-pozhalovat-v-pustinyu-realnogo-per-s-angl-artema-smirnogo.html
  • reading.bystrickaya.ru/lavrenteva-e-v-povsednevnaya-zhizn-dvoryanstva-pushkinskoj-pushkinskoj-pori-etiket-e-v-lavrenteva-2-izd.html
  • crib.bystrickaya.ru/i-obshie-differencialno-psihologicheskie-aspekti-professionalnoj-deyatelnosti-10-glava-differencialno-psihologicheskie-aspekti-vibora-professionalnoj.html
  • abstract.bystrickaya.ru/39-fizioterapevticheskoe-otdelenie-rukovodstvo-poorganizaciirabot-i.html
  • thescience.bystrickaya.ru/kalendarnij-plan-raboti-yugo-zapadnogo-okruzhnogo-upravleniya-obrazovaniya-na-iyun-2012-goda.html
  • letter.bystrickaya.ru/novie-tendencii-na-rinke-strahovaniya-globalizaciya.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/vopros-o-prichinah-socialnogo-krizisa-1917g-o-vzaimootnosheniyah-vlasti-i-obshestva-nakanune-revolyucii-o-roli-sluchajnogo-i-zakonomernogo-v-fevralskih-sobitiya.html
  • spur.bystrickaya.ru/kurator-specialnih-programm-kaliningradskogo-filiala-gosudarstvennogo-centra-sovrmennogo-iskusstva-organizator-serii-mezhdunarodnih-izdatelskih-i-vistavochnih.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sistemi-kodirovaniya-informacii-verbalnaya-i-neverbalnaya-kommunikaciya.html
  • essay.bystrickaya.ru/chast-iii-cennosti-literatura-primechaniya.html
  • university.bystrickaya.ru/globalizaciya-chelovecheskogo-obshestva-shtompka-p-sociologiya-socialnih-izmenenij.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/zachem-gender-i-yuvenalnie-tehnologii-severnomu-kavkazu-proekt-dokumenta-poziciya-russkoj-pravoslavnoj-cerkvi.html
  • school.bystrickaya.ru/kontrolnaya-po-finansam-denezhnomu-obrasheniyu-i-kreditu-chast-3.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/raschyot-konstrukcii-bashennogo-krana.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/voprosi-dlya-samoproverki-uchebno-metodicheskij-kompleks-forma-obucheniya-ochno-zaochnaya-i-zaochnaya-specialnost-030501.html
  • testyi.bystrickaya.ru/6-avgusta-chetverg-kalendar-osnovnih-meropriyatij-provodimih-na-territorii-municipalnogo-obrazovaniya-bazarnosizganskij.html
  • report.bystrickaya.ru/i-rabochaya-programma-celi-osvoeniya-disciplini.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/zadachi-uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-fizicheskaya-kultura-irkutsk-2007.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-4-koncentraciya-proizvodstva-na-predpriyatii-sergeev-i-v-s32-ekonomika-predpriyatiya-ucheb-posobie-2-e-izd.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.