.RU

Книжное дело при патр. Иосифе - А. В. Карташев


^ Книжное дело при патр. Иосифе.
По заведенному уже порядку книжное производство на Москве расширялось и развивалось. Но научных знаний для критики текстов книг не хватало, и книги по-прежнему размножали ошибки грамматические и смысловые. Эти книги Иосифовой печати в ХVIII и ХIХ веках стали излюбленным, своего рода “божественным писанием” для наших старообрядцев. В основании ошибок лежал по-прежнему коренной недостаток: ограничение правки только по своим же славянским образцам, без греческого оригинала. Ошибки этим способом только закреплялись и размножались. Справщики не делали секрета из взаимных расхождений и противоречий своих московских текстов. Иногда мотивировали свой выбор вариаций, иногда не мотивировали, а просто брали их из вариаций недавнего уже патриаршего времени. В одних деталях книги были сходными с изданиями патр. Иова, в других — патр. Филарета, в третьих — патр. Иоасафа.

Кроме богослужебных книг, эпоха патр. Иосифа отмечена появлением в печати у нас и ряда других новых книг.

1) Перепечатана уже изданная в Зап. Руси первая грамматика церковно-славянского языка еп. Мелетия Смотрицкого, как известно, соблазнившегося непорядками в своей домашней и в греческой церкви того времени и перешедшего в унию.

2) Из творений Отцов Церкви напечатаны: “Лествица” Иоанна Лествичника; Феофилакта Болгарского “Толкование на Четвероевангелие”; Сборник поучений разных отцов; Сборники писем Ефрема Сирина и др. отцов.

3) Особую известность впоследствии получили в полемике со старообрядцами две компилятивных книги, составленных в значительной части из перепечаток западнорусских изданий. Это так называемые: “Кириллова Книга” и “Книга о вере.” В послесловии “Кирилловой Книги” сказано, что царь Михаил Феодорович приказал “от св. писаний учинити на еретики и раскольники нашея православные христианские веры на римляны и латыни, на люторы же и кальвины... И пустити ю во всю русскую землю всякому православному христианину, хотящему ее почитати и божественные догматы ведети и те еретические уста заграждати.” Кирилловой она называется по первой помещенной в ней статье, довольно обширной и подразделенной на 9 глав, под заглавием “Книга иже во святых отца нашего Кирилла, архиепископа Иерусалимского, на осьмый век.” Это ничто иное, как 15-ое огласительное слово св. Кирилла, но не в своем подлинном виде, а распространенное и свободно истолкованное местным виленским книжником Стефаном Зизанием. Оно было уже напечатано в Вильне в 1596 г. на польском языке и на литовско-русском наречии, а здесь в Москве издано в церковно-славянском переводе. В толкованиях Зизания доказывается, что кончина мира и второе пришествие должны явиться в VIII “веке,” т. е. “тысячелетии” от сотворения мира, который уже наступил, а потому антихрист уже и пришел и царит в лице римского папы. Дальше в Кирилловой Книге помещено еще 40 статей. Тут перепечатана в церковно-славянском переводе почти вся “Книга о вере единой, святой, соборной и апостольской церкви,” изданная в 1619 г. в Киеве против протестантов архимандритом Печерским Захарием Копыстенским. Дальнейшие главы “Кир. Книги” в большинстве являются перепечатками из православных изданий Литовской Руси. “Кириллова Книга” была спешно скомбинирована и напечатана на предмет состязаний о вере и убеждения королевича Вольдемара. Собирал ее один из участников диспута, протоиерей московской церкви Черниговских Чудотворцев, Михаил Рогов “с прочими избранными мужами.” Книга послужила пособием и для п. Иосифа в его письменном обращении к принцу Вольдемару.

И другая Иосифовского издания (1648 г.) книга приобрела привязанность старообрядцев. Это так наз. “Книга о вере.” Над составлением этого сборника потрудился киевский книжник, игумен Михайловского монастыря в Киеве, Нафанаил. Как он сам говорит в предисловии, вдохновлялся он чувством покаяния в заблуждениях его школьной юности. Потрудился “прегрешений ради моих, иже в школах латинских от иезуитов вмале не прельщен бых, яко да сие малым сим трудом исправлю.” Он поместил в сборнике тридцать глав “не от своего умышления,” а заимствовал из других книг, ходивших тогда в юго-западной Руси. 10 глав он взял из “Палинодии” Захария Копыстенского, в ту пору еще ненапечатанной. Материалы направлены против латинян и еще более против униатов. Тут он приводит, между прочим, текст исповедания веры, произнесенного в Риме пред папой в 1596 г. Кириллом Терлецким и Ипатием Потеем. Исповедание, скрытое от народных масс, которое на деле было полной капитуляцией перед латинством. Книга эта была прислана составителем в Москву по просьбе царского духовника, протопопа Благовещенского собора Стефана Вонифатьева. В Москве она была переведена на церковно-славянский язык московского типа. Примечательно, что старообрядцы и их вожди, так брезгливо трактовавшие латинскую ученость киевлян, вынуждены были питаться именно этой их ученостью, за неимением своей.

Того же киевского происхождения был напечатанный в 1649 г. и тоже ставший кумиром у старообрядцев так наз. “Малый Катехизис,” или “Собрание краткие науки об артикулах веры... ради учения и ведения всем православным христианам, наипаче же детям учащимся.” Это краткий Катихизис митр. Петра Могилы, изданный в Киеве в 1645 г. на польском и на русском юго-западного диалекта языках. Теперь он был издан в Москве на церковно-славянском языке и с некоторыми исправлениями.

При патр. Иосифе в 1650 г. была отпечатана, но еще не выпушена, “Кормчая” по спискам так наз. рязанской редакции (древнейший пергаменный список ХIII века). Лишь через два года она была вновь пересмотрена и издана с небольшими изменениями уже при п. Никоне. Известна под именем Никоновой.

Состав справщиков, сложившийся к 1650 г., был следующий: иеромонах Иосиф Наседка (бывший протопоп Иван), протопоп Черниговского собора Михаил Рогов и другие менее известные лица, архимандриты, протопопы, старцы (т. е. монахи) и три мирских лица. Над ними надзирали: прот. Стефан Вонифатьев с его друзьями, Казанским прот. Иваном Нероновым и прот. Аввакумом, этими двумя вождями назревшего раскола. В книге “О Вере” именно они поместили так наз. “Феодоритово Слово” о двуперстии. Отсюда этот апокриф перенесен и в другие печатные книги. До патр. Иосифа “Феодоритово Слово” было напечатано в 1627 г. только в одной книге Лаврентия Зизания, прозванной “Большой Катехизис.” Русские печатники внесли его в Псалтырь 1642 г., в “Кириллову Книгу,” в “Книгу о Вере,” в “Малый Катехизис.” Киевский оригинал “Феодоритова Слова” в этом пункте переделан. Из указанного в нем трехперстия сделано московское предписание двуперстия. Равным образом, прямое и Отчетливое указание усугубить “аллилуйя” пошло в книгах только от времени патр. Иосифа. Так, благодаря патриотам Москвы — III Рима (Неронов, Аввакум и др.), и все обряды московские за это время рачительно вставлены в соответствующих местах и размножены печатью.

^ Школьный вопрос.
Знаменитый деятель киевского православного просвещения, митр. Петр Могила, в 1640 г. делает царю Михаилу Федоровичу предложение “паче всех прошений своих” — устроить в Москве монастырь для ученых монахов из Братского, Киевско-Богоявленского монастыря, где была Академия, а “при монастыре учинить школу для обучения грамоте греческой и славянской детей бояр и простого чину. Так сделал Господарь Молдавский,” который усердно борется с латинством. Но дело не двинулось.

Новым толчком явилось в 1645 г. прибытие в Москву Феофана митр. Палеопатрасского от Константинопольского патриарха Парфения, с ходатайством открыть в Москве греческую типографию. В ней нуждались греки для защиты православия от папистов и лютеран. Те в ту пору в Турции открыли свои типографии и печатали много книг для агитации среди греков. А турки, по интригам иностранцев, закрыли типографию, принадлежащую грекам. Еще покойный патриарх Кирилл Лукарис имел мысль утвердить греческое типографское дело в Москве.

Предложение Феофана было принято. Его просили прислать греческих учителей. Митр. Феофан, уехавший из Москвы после смерти царя Михаила, прислал в 1646 г. из Киева архимандрита, грека Венедикта. Венедикту был дан заказ переводить при Печатном Дворе некоторые книги с латинского языка. Но Венедикт оказался очень заносчивым, хвастливым и попрошайкой. Ему перестали платить, отказали и просили из КПля прислать нового учителя. На некоторое время для этой роли прислан был в Москву м. Гавриил. После него явился и Арсений Грек, герой времени п. Никона. О нем речь впереди.

Но вскоре школьное дело двинулось, можно сказать, гигантскими шагами. Это произошло в связи с большим идеологическим оживлением, наступившим при царе Алексее.


koefficienti-rentabelnosti-programma-gosudarstvennoj-attestacii-studentov-specialnosti-buhgalterskij-uchet-analiz-i-audit.html
koefficienti-zadannie-kompleksnie-chisla-pri-z-z.html
koevolyuciya-prirodi-i-obshestva-puti-noosferogeneza.html
koga-she-stanem-morska-naciya-medien-monitoring-po-tema-arhitektura-01-11-06.html
kogda-beda-ne-prihodit-odna-klaflin-edvard-domashnij-doktor-dlya-detej-soveti-amerikanskih-vrachej-vstuplenie-kak.html
kogda-bili-sozdani-znamenitie-eposi-mahabharata-i-ramayana-i-o-chem-oni-rasskazivayut-stranica-2.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/programma-razvitiya-municipalnogo-obsheobrazovatelnogo-uchrezhdeniya-licej-3-goroda-prohladnogo-kbr.html
  • reading.bystrickaya.ru/licenzirovanie-otkaz-strahovatelya-ot-svoih-prav-na-zastrahovannoe-imushestvo-v-polzu-strahovshika-pri-obyazatelstve.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/r-u-rahmetova-doktor-ekonomicheskih-nauk-professor-zav-kafedroj-prikladnaya-matematika-kazahskogo-ekonomicheskogo-universiteta-im-t-riskulova-isin-m-e-stranica-12.html
  • desk.bystrickaya.ru/pokazateli-effektivnosti-ispolzovaniya-oborotnih-sredstv-metodicheskie-polozheniya-po-analizu-delovoj-aktivnosti.html
  • tests.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-organizacii-podgotovki-i-zashiti-diplomnih-rabot-po-specialnosti-030501-yurisprudenciya-ivanteevka-2008-g.html
  • composition.bystrickaya.ru/osnovi-teorii-gosudarstva-i-prava.html
  • desk.bystrickaya.ru/patologiya-organov-pishevareniya-programma-po-obshej-patologii-dlya-studentov-mediko-biologicheskih-fakultetov-s-ekzamenacionnimi.html
  • notebook.bystrickaya.ru/istochniki-osnovaniya-i-prichini-socialnogo-konflikta.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/daniya-znamya-datskogo-korolya.html
  • thesis.bystrickaya.ru/programma-gosudarstvennogo-mezhdisciplinarnogo-ekzamena-po-specialnosti-040101-65-socialnaya-rabota-20102011-uchebnij-god.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/predislovie-stranica-31.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/safonova-v-a.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/fito-i-girudoterapiya-v-lechenii-endometrioza.html
  • lesson.bystrickaya.ru/obraz-sofi-v-komedii-griboedova-gore-ot-uma.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/skazka-o-gorkoj-pravde-stranica-2.html
  • textbook.bystrickaya.ru/kniga-zhizni-ili-put-k-svetu-stranica-13.html
  • college.bystrickaya.ru/1-konec-gospodstva-rinochnoj-doli.html
  • literature.bystrickaya.ru/ekologicheskij-uchet-v-usloviyah-realizacii-politiki-ekologicheskoj-sbalansirovannosti-08-00-12-buhgalterskij-uchet-statistika.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/primenenie-epamov-svershenie-i-vozrozhdenie-kak-samostoyatelnoe-sredstvo-i-s-modificirovannimi-epamami.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glavnie-opredeleniya-tamozhennogo-dela.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/osobennosti-pravovogo-regulirovaniya-sdelok-v-rf-oslozhnennih-inostrannim-elementom.html
  • control.bystrickaya.ru/edinij-tarifno-kvalifikacionnij-spravochnik-rabot-i-professij-rabochih-vipusk-6-razdeli-burenie-skvazhin.html
  • esse.bystrickaya.ru/razdel-2-principi-deyatelnosti-arhivnih-uchrezhdenij-razlichnogo-urovnya-razdel-3.html
  • spur.bystrickaya.ru/kraevaya-dolgosrochnaya-celevaya-programma-razvitie-pishevoj-i-pererabativayushej-promishlennosti-zabajkalskogo-kraya-2013-2017-godi-pasport.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-iii-aleksandrijskaya-poeziya-3-istochniki-izucheniya-antichnoj-literaturi-chast-grecheskaya-literatura-razdel.html
  • thesis.bystrickaya.ru/programma-disciplini-dpp-f-01-istoriya-drevnego-mira-dpp-f-01-1.html
  • school.bystrickaya.ru/konstitucionno-pravovaya-otvetstvennost.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-xxvi-priklyucheniya-toma-sojera.html
  • assessments.bystrickaya.ru/drevnij-mir-on-znal-sem-klassicheskih-chudes-kakie-pochti-pyat-tisyacheletij-nazad-bilo-sotvoreno-pervoe-iz-nih-piramidi-egipetskih-faraonov-zatem-dvadcat.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/materialnoe-stimulirovanie-v-upravlenii-torgovli-i-sferoj-uslug.html
  • abstract.bystrickaya.ru/1334-ukritie-lyudej-v-metropolitene-v-rossijskoj-federacii-prodolzhaet-sohranyatsya-tendenciya-ezhegodnogo-rosta.html
  • grade.bystrickaya.ru/o-tolkovanii-stati-178-8-grazhdanskogo-kodeksa-azerbajdzhanskoj-respubliki.html
  • studies.bystrickaya.ru/ispolnitelnaya-nadpis-notariusa.html
  • institut.bystrickaya.ru/tehnicheskoe-zadanie-razdel-obshie-trebovaniya-predmet-konkursa-nachalnaya-maksimalnaya-cena-kontrakta-stranica-11.html
  • holiday.bystrickaya.ru/moshennichestvo-chast-7.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.